Надо Знать

добавить знаний



Московия



План:


Введение

Портоланы Бассейна Черного моря (Русь, Татария и Московия). Агнес Баттиста, 1550
Рисунок из альбома Мейерберга "Празднование Вербного воскресенья, в Московии, что произошло 1654 году". На рисунке хорошо видно московских стрельцов, которые упали на "Красную площадь" в грязь лицом и не смеют поднять голову в сторону царя и патриарха

Московия [1] [2] [3] [4] (Moschovia, Muscovy, Moscovia, Moscovie, Moskovia) - европейская название земель, центром которых был город Москва и находившихся под властью Великих князей Московских. Название Московия долгое время употребляли на Западе наряду с новыми названиями Россия и Российская империя.

Название употреблялось в русской литературе, также и в исторической [5], и позднее. Например, М. Булгаков писал:

А в Александра Солженицына в книге "В круге первом", имеем такую ​​память:

" Для маленького немецкого землячества, занесенного в позолоченной клетки шарашки в сердце дикой беспорядочной Московии, единственным близким и понятным здесь человеком только и был этот майор противной армии всю войну сеял среди них раскол и развал. [7].
Исходный текст (Рус.)

Для маленького немецкого землячество, занесенному в позолоченную клетку шарашки в сердце дикой беспорядочное Московии, единственным близким и понятным здесь человеком только и Был Этот майор неприятельской армии, всю войну сеявший среды их раскол и развал.

"

1. История создания и существования

" Московское государство, общеупотребительное в исторических трудах название политического объединения, которое предшествовало образованию Всероссийской империи. Другие названия Московского государства - М о с к о в с ь к е

ц а р с т в о, М о с к о в с ь к а Р у с ь; в документах того времени Московское государство иногда называется просто М о с к в о й, иностранцы же часто называли ее М о с к о в и есть ю. Государство это название Московской по имени своей столицы - Москвы. [8].

Исходный текст (Рус.)

Московское государство, принятое в исторических работах название политического объединения, предшествовавшего образованию Всероссийской империи. Другие названия Московского государства - М о с к о в с к о е ц а р с т в о, М о с к о в с к а я Р у с ь; в документах того времени Московское государство иногда называется просто М о с к в о й, иностранцы же часто называл его
М о с к о в ы е й. Государство это названо Московским по имени своей столицы - Москвы.

"

Она выросла из удела Юрия Долгорукого - "Суздальского Залесье", или Владимиро-Суздальского княжества, расположенного в бассейне Оки, верхнего течения Волги и ее притоков - Шексны и Костромы. Главными городами Суздальской Залесье были - Суздаль, Ростов, Владимир.

Суздальская область выделилась в отдельное феодальное княжество в конце XI в. (После 1097).

Карта угрофинських этносов до прихода славян

"Уже среди населения первого государственного объединения восточных славян - Киевской Руси - был довольно значительный процент финно-и балтомовних племен, а также небольшое количество тюркоязычных воинов и, в раннем средневековье, скандинавских варягов. Первые удельные княжества, на которые, начиная с XII в., распалась Киевская Русь, также не были этнически однородными. На северо-востоке Руси в результате взаимоотношений восточных славян и Финноязычных племен тогда формировалась новая этническая группа великороссов (об этом уже писал русский историк В. Ключевский [9].

" Великороссы - срок, искусственно введен в 19 веке [10].
Исходный текст (Рус.)

... Великоруссы - термин, искусственно Введенный в 19 в.

"

Между XI и XIV вв. вокруг города-республики Новгорода на северо-западе территории восточнославянского расселения возникла огромная, заселена многочисленными неславянскими этническими группами государство. Внутренний круг Финноязычных племен на севере - карелы, вотяки, ижорцы (Ингрии) и вепсы - управлялось непосредственно из Новгорода, внешний круг подлежало слабой косвенной данинний власти. Сюда относились Финноязычных Лаппо на Крайнем Севере и далее на северо-востоке тоже Финноязычных зыряне и пермяки, угромовни остяки и вогулы, а также самоеды....
И в северо-восточных княжествах, между которыми были и Московское великое княжество, которое в течение XIV-XV вв. начало перерастать в ведущую державу, русские жили рядом с Финноязычных этносами. Наконец большинство аборигенов ( меря, мурома и весь) культурно и религиозно ассимилировались в процессе, который длился несколько веков, и в XIV в. они исчезают из источников. Как самостоятельный этнос в Московском государстве сохранилась лишь западная мордва на восточных притоках Оки, которая была покорена русскими князьями в XIII в. На северо-востоке Москва распространяла с XIV в. свій вплив на зирян і перм'яків, які до того перебували під Новгородським верховенством." [11]

Населення Московського князівства швидко зростало за рахунок течій колонізаторів: південної, - із земель в'ятичів та Київщини, - і західної - з Полоцької, Новгородської, та Смоленської земель, а також переселенців з Західної Тартарії. Населення, що надходило, змішувалось з фінськими племенами - м е р е ю і м у р о м ою, що здавни жили у цих землях. "Альберт Кампензе в листі до папи Климента VII коло 1523-1534 р. пише про московське князівство (Moscovia), що воно заселене ріжними народами: югри, карельці, печоране, вогуличі, череміси." [12] Основним заняттям туземного населення було бджільництво (бортництво), та лісові промисли (заготівля лика, дігтярство, полювання і т.ін).

Остаточний розрив з Руссю відбувся 1169 року, коли удільний суздальський князь з молодшої гілки роду Мономаховичів (династії суздальських Юр`євичів) - Андрєй Боголюбський пограбував Київ і проголосив сам себе великим князем Суздальським та Владимирським, та перестав визнавати зверхність Великого князя Київського, що титулував себе самодержцем всієї Руси. 1223 року великі суздальські князі та їх васали не прийшли на битву Русі з татарами, що відбулась на річці Калка.

Осередком політичної влади та місцем перебування князя було м. Владимир над Клязьмою, або "Владимир Заліський".

Внаслідок татарського завоювання Суздальське Залісся втратила свою єдність і чисельні нащадки Всеволода Велике Гніздо розтягли князівство на окремі "вотчини", що було вигідно і татарському ханові-царю.

Нові господарські явища того часу (зростання чисельності ремісників та міст) призвели до росту внутрішнього ринку. А розвиток торгівельних зносин сприяв піднесенню одного з дрібних князівств Суздальської землі - Московського, що і стало центром майбутнього об'єднання - Московської Держави. Зростання багатства московського князя при'єдналося до вмілого підлабузництва перед ханською владою. Вже скоро це призвело до призначення московського князя Великим князем, керівником інших васальних земель, що знаходились на північному заході Золотої Орди. Москва стала основним центром збору данини для ординських царів.

Московський князь зумів заручитися ідеологічною підтримкою церкви: митрополит переїхав із Владимира над Клязьмою до Москви. Іван III (1440-1505) 1448 року остаточно підпорядкував собі церкву, відірвавши московську церкву від світового православ'я. Цей акт призвів до розколу Київської митрополії та ін.

1493 року Іван III самостійно додав до свого великокнязівського домену приставку - "всія Русі", яка у московських князів не зустрічалася в більш давніх документах і не визнавалась іншими монархами.

Десь через десятиліття після вступу на престол Івана III наставники великого князя зрозуміли , що навколо двору й армії їхнього суверена формується нова потужна сила. І вони починають створювати належний імперський стиль. Із ренесансної Італії запросили архітекторів, карбівників монет і, сказати б, консультантів зі стилю. Ці майстри перетворили Москву з провінційного міста на пишну монаршу резиденцію: вони оточили її фортифікаційними спорудами небаченого в Росії масштабу, збудували перший у Москві великий палац, три монументальні церкви та дзвіницю, яка своїм силуетом мала навіювати мандрівникові перше зорове враження нового царственного міста. Ці споруди (хоч і здебільшого перебудовані) навіть тепер створюють рекламно-туристичний образ московського Кремля, й немає сумніву, що вони задумувалися як ретельно виважена маніфестація розуміння новостверджуваною династією своєї суті. Разом вони створюють найважливіший архітектурний ансамбль з усіх, будь-коли споруджених у Московії.

В усьому цьому - в церковних і світських будівлях, у назвах та присвятах церков, у написах чи літописних згадках про спорудження - майже немає натяку чи бодай алюзій київської спадщини. Храми, маючи якісь деталі італійського ренесансу, загалом взоруються на російські верхньоволзькі міста, як-от Владимир і Суздаль, але не на Київ. Нема тут ні Десятинної церкви, ні Борисоглібської, ні навіть Святої Софії (як у Новгороді та Полоцьку) - попри те, що Іванову другу дружину, котра вочевидь доклала багато зусиль до створення нового образу столиці, мала ім'я Софія (Зоя). Що ж до брам московського Кремля, то не тільки жодну з них не було названо на честь знаменитих київських (особливо Золотих Воріт), а й напис на головній із них зроблено не кирилицею, а латиною! [13]

Так же и в построенной через пятьдесят лет "знаковой" национальной церкви середины XVI в. - Так называемом соборе Василия Блаженного (на самом деле главный алтарь в этом комплексе храмов посвящено Покрова Богородицы) - мы видим полное отсутствие каких-либо ссылок на киевскую символику или пантеон святых. Возможностей для наименований здесь было очень много - но все часовни назван в честь или северорусских святых, или выдающихся сражений в Казанской кампании 1552 года.

Еще через сто лет Борис Годунов согласно своим грандиозным планом обновления столицы частично перестроил Кремль надстроил колокольню, и опять эта же поразительное отсутствие киевских реминисценций. Эти люди о Киеве даже и не думали. [14].

Московские князья усиливали свою власть и расширяли свои владения - когда силой, а иногда приобретая земли. На основе хозяйственного развития возрастала политическая мощь княжества, в конце концов, позволило московскому князю вести самостоятельную политику и захватить власть на большинстве территорий Золотой Орды, покорив раздробленные золотоордынские царства. 1572 года войскам Ивана Грозного удалось преодолеть армию крымского хана Девлет-Гирея, который считал себя правопреемником империи Чингисхана и избавиться от него высокомерия и утвердиться в царском титуле.

Подъем Московии началось при вассалитета Ивана III, который подчинил себе, или силой, или соглашениями, земли, окружавшие Московское княжество: крупнейший торговый центр - Великий Новгород был взят благодаря крестовому походу, организованном в союзе с татарами, главным лозунгом которого было: "принудить новгородцев ставить архиепископа на Москве" (новгородцы послали к каноническому Киевского митрополита, чтобы тот посвятил им архиепископа), а также Тверское, Ростовское, Ярославское и Рязанское княжества.

Его политику продолжили сын Василий III (1505-1533) и внук Иван IV Грозный (1533-1584), а позднее представители династии Годуновых (потомки золотоординських князей Четив) (1598 (фактически с 1584) -1605), и династии Романовых - Михаил (1613-1645) и Алексей Михайлович (1645-1676).

В семнадцатом веке христианской эры, впервые за свою историю, Русь [15] почувствовала грозный натиск западного мира. Польское войско на целых два года ( 1610 - 1612) захватило Москву, а вскоре после этого шведский король Густав-Адольф оттеснил Россию от Балтийского моря, завладев всем его восточным побережьем, от Финляндии к северной границе Польши, который в те времена проходил за несколько миль от Риги. Но только закончилось века - как Петр Великий ответил на западное давление образованием на отвоеванной у шведов территории Петербурга в 1703 г. и в стиле западных морских держав поднял над Балтийским морем флаг русского военного флота [16].

1.1. Преобразование Московия - Россия

Британский историк Норман Дэвис в своей работе "Европа. История" так описывает процесс появления этнонима "Россия" в Московии:

Московские князья вышли из тьмы на сияющие вершины течение двух веков после монгольского нашествия.

  • Во-первых, сочетая победу и подкуп, они подвели под свое многочисленные княжества Рюриковичей вокруг Владимиро-Суздальской земли. 1364 года они присвоили себе наследственный титул великих князей Владимирских.
  • Во-вторых, наслаждаясь лаской хана Золотой Орды, московские князья получили ярлык, дающий им право быть главным сборщиком дани татарам, они отвечали за выплаты и за долги остальных князей. Иван И (правил 1325-1340), известный как Калита, большую часть своего княжения провел не в Москве, а в пути к Сарая.
  • В-третьих, щедро одаривая православную церковь, московские князья добавили к своей политической власти ауру благоговения. 1300 Митрополит Киевский перенес свой двор (резиденцию) из Киева в Владимир над Клязьмой, 1308 - в Москву. Монастыри, учреждаемые в лесных пущах, составляли новые очаги торговой и территориальной экспансии.
Московия в то время была par excellence патримониальной государством, где к княжьих подданных и их имущества можно было относиться с абсолютным презрением. 1327 Иван Калита помог монголам подавить восстание своего главного соперника - города Тверь на Волге. Но уже в 1380-1382 гг Князь Дмитрий Донской (правил 1359-1389) впервые бросил вызов военной мощи монголов. 8 сентября 1380 На Куликовом поле он одержал победу над ордынским темником Мамаем, который пытался захватить высшую власть в Орде, и то только на то, чтобы увидеть как легитимный хан Тохтамыш, с целью воспрепятствовать дальнейшему росту могущества московских князей, сжег за два года Москву. 1408 сын Дмитрия Василий I (правил 1389-1425) попытался не отдавать дань, но уступил когда монголы окружили осадой Москву. Московиты набирали силу, но и дальше были вассалами. Именно той поры московиты стали называть свою страну греческим словом "Россия", что означало "Русь", а себя называли русскими. Эти московиты никогда не обладали Киевом, однако нехватка оснований не препятствовал им считать Москву единственный законный наследник киевских земель. Именно их восточнославянские говор стал основой современного русского языка. [17]
Еще один странный сих пор незамеченный проявление перерваности традиции или исторической амнезии можно увидеть из тех имен, которые московская знать давала своим детям. Нечего говорить о важности этого акта для любой культуры, ее символическое значение, культурную обусловленность и подвластность моде. Исторические источники времен Ивана Грозного сохранили имена тысяч мужчин из высшего класса. По однообразием они ничем не отличались от имен в других обществах. Десяток самых распространенных имен покрывал 70% лиц, а остальные случались редко. Самыми популярными были имена правителей московской династии - Иван (20%) и Василий (10%). Ничего неожиданного. Что действительно удивляет, если следовать традиционным представлениям об этой культуре, то это почти полное отсутствие специфически киевских имен. Среди почти трех тысяч имен в разрядных книгах времен Ивана - ни Игоря, Святослава, Мстислава, менее 1% Владимиров и всего три Глеба. Московского придворного времен Ивана скорее назвали бы Темир или Булгак, чем Владимиром, Глебом или Всеволодом [18].

Именно тот факт, что Россия, получив свое название в лучшем случае в XVIII веке, претендовала на историческое наследие Руси, созданный на семьсот лет раньше, дал основания Карлу Марксу утверждать в своей работе "Разоблачение дипломатической истории XVIII века", что:

"В кровавом болоте монгольского рабства, а не в строгом славе норманской эпохи стоит колыбель Московии. Современная Россия это только перевоплощений Московия" [19]
Исходный текст (Англ.)

"The bloody mire of Mongolian slavery, not the rude glory of the Norman epoch, forms the cradle of Muscovy, and modern Russia is but a metamor phosis of Muscovy".


2. Картография

Этот этноним показан почти на всех исторических картах до переименования Московского царства в Россию:

  • 1648 год, Иоганн Янсониус, Typus Generalis Vkraine (Генеральный описание Украина), на востоке Moscovia Pars. (Земля Московия).

  • 1674, Гийом Сансон... Vkraine ou Pays des Cosaques (Украина - государство казаков), на востоке Frontieres de Moscovie (Границы Московии).

  • 1689, Жерар ван Шегени, Московия на карте Европы после измены московским руководством Переяславская соглашений подписанных Б. Хмельницким.


3. Названия и самоназвания жителей

  • Одна из важнейших имен жителей Московии - московиты, или "крестьяне", происходящее от " христиане ", а также часто употребляется в источниках -" православные "(московской -" православные "). Существует гипотеза что от названия Москва происходит экзонов "москаль", который сохранился до настоящего времени и является чрезвычайно распространенным для иронического обозначения современных потомков Московии.
  • Москвиты и Мосх:

а князю Мосох, кочевавшему при реке Москве и давшее ей СИЭ название, Москвитамы и Мосха: от чего в последствии царство их получило название Московскаго и наконец Российскаго [20]


См.. также


Примечания

  1. (Рус.) Верзилин Николай Михайлович. По следам Робинзона. Сады и парки мира. - Л.: Детская литература., 1964. - 576с. Цитата из стор.196:
    Английский путешественник Ричард Ченслер, посетивший Россию в XVI веке, писал в своей книге "Торговля в Московии": К западу от Холмогор находится город Новгород, около которого растет прекрасный лен ... Голландские купцы имеют в Новгороде свой ​​складской дом; ...
  2. (Рус.) Верзилин Николай Михайлович. Путешествие с домашними растениями. - М.: Государственное Издательство Детской Литературы, 1951. - 354с. Цитата:
    Научная же название этого растения более благозвучный - традесканция, данное по имени ботаника XVII века Джона Традесканта, который в 1618 году посетил Московию с целью изучения флоры нашей севере.
  3. Генрих Штаден. "Записки о Московии" - www.hrono.ru/dokum/1500dok/shtaden3.html
  4. Славянская энциклопедия. Киевская Русь - Московия: в 2-х т. Т. 1. А - М. / Авт.-сост. В. Богуславский. - М.: Олма-Пресс, 2005. - С. 761.
  5. Славянская энциклопедия. Киевская Русь - Московия: в 2-х т. Т. 1. А - М. / Авт.-сост. В. Богуславский. - М.: Олма-Пресс, 2005. - 784 с.
  6. Булгаков М. А. Жизнь господина де Мольера. - В кн.: Булгаков М. А. Избр. произв.: В. 2 т. Т. 2 / Сост. и коммент. Л. М. Яновской. - М.:, 1989. - 750 с. - С. 7.
  7. Солженицын А. Собрание сочинений. Вермонт-Париж: YMCA-PRESS, 1978. - Т. 1. - С. 11.
  8. Малая Советская Энциклопедия. Том пятый. Массикот-Огнев. - М.: Акционерное об-во "Советская Энциклопедия", 1930. - С. 417.
  9. Ключевский В. О. Сочинения, т. 1. - Москва, 1956. - С. 292-315.
  10. Малая Советская Энциклопедия. Том седьмой: Прямая-скулы. М.: Акционерное общество "Советская Энциклопедия", 1930. - С. 506.
  11. Каппелер Андреас. Россия как полиэтническое империя: Возникновение. История. Распад / Перев. с немецкого X. Назаркевич, наук. ред. М. Крикун [= История стран мира, 2]. Львов: Изд-во Украинск. Католическая. Унив-та 2005. - XII +360 с., 11 карт. ISBN 966-8197-06-2.
  12. Сичинский В. Иностранцы об Украине: Выбор из описаний путешествий по Украине и др.. писаний чужаков об Украине за десять ст. - 5-е изд. - Авгсбург: Павлович, 1946. - 118, VIII с.: Ил. / Переиздание: Львов: "Слово", 1991.
  13. Эдвард Кинан: Это заметил Антонио Поссевино 1582 См..: Hugh F. Graham, trans. The Muscovia of Antonio Possevino (Pittsburgh: University Center for International Studies, 1977), p. 6.
  14. Эдвард Кинан. Русские исторические мифы. Киев: "Критика", 2001. - 284 с. - С. 8-9
  15. Арнольд Тойнби не проводит различий между "Россией" и "Русью", поскольку в английском языке они обозначаются одним словом - Russia. - (Прим. ред. Изд-ва "Основа")
  16. Тойнби, Арнолльд. Исследование истории. том 1 / Пер. с англ. В. Шовкуна. - К.: Основы, 1995. - 614 с. - С. 124-125.
  17. Норман Дейвис. "Европа. История" ст. 574 - litopys.org.ua / rizne / davis.htm
  18. Эдвард Кинан. Русские исторические мифы. Киев: "Критика", 2001. - 284 с. - С. 9
  19. Marx K. Secret diplomatic history XVIII century. - London, 1878. - P.77. - www.archive.org/details/secretdiplomatic00marxuoft
  20. Сочинение Георгия Конискаго, Архиепископа Беларускага - История Русов или Малой России. - Москва. Императорскаго Общества Истории и Древностей Российский, 1846. (Репринтное воспроизведение издания 1846 года, РИФ "Колокол", 1991 ISBN 5-7707-1294-5)

Источники

  • Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988.
  • Замысловский Е. Е. Описание Литвы, Самогитиы, Руссия и Московии Себастьяна Мюнстера (XVI в.) / Журнал Министерства Народнаго просвещения. 1880. № 9. - С. 66 - 123.
  • Эдвард Кинан. Русские исторические мифы. Киев: "Критика", 2001. - 284 с.
  • Костомаров Н. Ответ на выходкы краковской газеты Czas и журнала Revue Contamporaire / / Основа, 1861
  • Толочко П.П. Древнерусская народность. Воображаемая или реальная - Санкт-Петербург, 2005
  • Московское государство. - Малая Советская Энциклопедия. Том пятый. Массикот-Огнев. - М.: Акционерное об-во "Советская Энциклопедия", 1930. - С. 417-421.
  • Билинский В. Б. Страна Моксель, или Московия. Роман-исследование. - М.: Изд-во имени Елены Телиги, 2009. ISBN 978-966-355-016-9
Книга 1. -376 С. ISBN 978-966-355-017-6

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам