Надо Знать

добавить знаний



Мотронинский монастырь



План:


Введение

Кельи монахинь

Свято-Троицкий Мотронинский монастырь - православный женский монастырь, основан в лесном урочище "Холодный Яр" на месте скифского мотронинского городища (сейчас село Мельники Чигиринского района).

Настоятельница монастыря - Игумения Матрона (Гребенович Елена Михайловна).


1. Легенда об основании

Мотронинский монастырь основан еще до монгольского нашествия. Тогда здесь стояла крепость Мирослава - любимого воеводы Ярослава Мудрого. Возвращаясь 1036 года после разгрома печенегов, Мирослав решил проверить охрану крепости и выставил свои лодки в боевом порядке. Решив, что лодки враждебные жена воеводы - Матрена, приказала атаковать их и убила Мирослава. Узнав страшную ошибку, Матрена приняла монашество и основала здесь монастырь, который стал называться Мотронинский.


2. История

Задолго до возникновения самой обители, на месте современного монастыря поселились отшельники и жили в пещерах. Это место действительно соответствовало потребностям души для тех, кто искал уединения и познания Бога. Вокруг бесконечные леса, глубокие овраги и многочисленные чистые освежающие источники. Природа и растительность тогда были чрезвычайно богаты и в то время недоступны благодаря многим холмам и оврагам. Эта территория носит название Холодный Яр, потому что даже в самую жаркую погоду, благодаря естественным особенностям, здесь чувствуется свежесть и прохлада.

Первое письменное упоминание о монастыре вызывает большие сомнения. Во 1198 годом в Симеонивському летописи упоминается переяславский епископ Павел. По преданию 1685 году именно он заложил в Мотронинском монастыре церковь Иоанна Предтечи.

Мотронин монастир.jpg

Затем церковные хроники упоминают, что 1240 -го года орды монголо-татар под руководством Батыя полностью сжигают и уничтожают монастырь. Долгие годы он пустовал. Потом здесь снова появляются монахи, что "жили без церквей в пещерах и келия пустынных". Впоследствии монастырь вновь возродился.

В 1568 году "монахи начавшего возобновлять разоренное святилище благословение православного митрополита Киевского Ионы Протасовича". В настоящее время Мотронинский лес, в котором находился и монастырь, был частью владений Черкасского замка (староство), который держал "на Тясмены ... стражу польную", а его бояре пользовались этими богатыми угодьями: добывали мед, били птицу и зверя, ставили на многочисленных реках мельницы, ловили рыбу, пахали землю "на полы, где хочет". Поэтому во время такой оживленной деятельности перестраивается, обновляется и монастырь. Кроме того, после Люблинской унии 1569 года перед православными Украинских встала новая задача - отстаивать свою веру от чужеземных посягательств, а Мотронинский монастырь раз всегда и был средоточием Православие, и поэтому во время, когда родной вере угрожала опасность, его роль особенно возрастала.

С этих времен в течение двух веков монастырь был под патронатом украинского казачества. Есть свидетельства о достаточно большом количестве гетманских универсалов, что дарили Мотронинськоми монастырю земельные и лесные угодья, сенокосы и пасеки, ставки и мельницы. Церковь особенно выделяет из гетманов украинского казачества Петра Конашевича Сагайдачного, который "незамедлил принять сию древнейшую пустинную обитель под свое покровительство". Известны его универсалы 1620-1621 годов в которых указываются пределы монастырских землевладений.

Во времена Руины, когда многочисленные гетманы начали бросаться то в объятия Москвы, то Варшавы, то Стамбул, Мотронинский монастырь переживает трудные времена. Во время турецких походов на Чигирин в 1672 и особенно в 1677-1678 годах монастырь был очень разрушен. Хроники пишут, что в те времена Мотронинский монастырь был "сожжен и вконец разорен".

Но уже в 1685 монастырь восстает из пепла, он получает благословение киевского митрополита Гедеона на часовню и церковь в своих вечных пещерах.

В 1717 году, по просьбе переяславского епископа Кирилла Шумлянского Чигиринский староста, князь Ян Каэтан Яблуновский, помогает отстраивать разрушенную обитель: он освобождает монастырь от податей и подтверждает его право на многочисленные землевладения.

21 июня 1727 году был освящен построенную Троицкую церковь.

Так описано в книге "Непокоренный великан" Мотронинский монастырь "XVIII века:

Мотронинский монастырь отличался от всех украинских монастырей и древностью, и количеством братии, и своим прекрасным местом ...

К северу от Чигирина местность становится горцами; вершины гор с причудливыми очертаниями толпятся зубчатым прядью к Днепру, поднимаясь террасами выше и выше, то набегая друг на друга, то обрываясь кручами, словно окаменевшие гигантские волны. Все эти горы покрыты были тогда лесами и височила среди темного, безграничного моря лесов. В одном месте, в центре замкнутого овала, вздымаются конусом гора-особняк, господствуя над всей местностью, а на вершине этой горы отдыхал в крепком гнезде Мотронинский монастырь. Его золотые кресты был виден за несколько миль, солнечный день они сверкали звездами в синеве лесов и, как спасительный маяк, привлекали к себе взгляды несчастного под `яремного людей, вселяя в его замученную душу надежду.

Монастырский Свято-Троицкий храм был деревянный, с над крышей, что создавал бы галерею, которая называлась кружганком: пять бань был окрашен в синий цвет и засеяно серебряными звездами. Этот храм был обновлен и украшен мероприятиями настоятеля, архимандрита Мельхиседека Значко-Яворского, которого единогласно избрала братия и утвердил на этой должности переяславский епископ Гервасий Линцевський в 1753 году (Переяслав в те годы был в пределах Российской империи, а Мотронинский монастырь находился в пределах границ тогдашней Польши). Вокруг монастыря поднимался высокий земляной вал, увенчанный крепким дубовым частоколом; этот укрепленный венец запирался воротами, словно вросшей в земляную насыпь, а уже над воротами стояли две пушки, а справа и слева вся передовая линия укреплена была бруствером и бойницами. Внутри монастырского двора, под валами, тянулись дугами низенькие деревянные кельи братства и другие хозяйственные постройки. За валом, у подножия горы, ютились, прячась то за камнями, то за выступлениями, хибарки и землянки пришлого люда - и украинский, и молдаван, и валахов, которые нашли себе убежище под охраной монастырских стен. С противоположной стороны долина углублялась и по ней, извиваясь и прячась в кустах папоротника и терновника, змеилась речушка, сливаясь дальше с Тясмином. По ту сторону речушки тянулась скалистый утес, в изгибах которой таились входы в глубокие и длинные пещеры, которые достигали, как говорил кто-то, одним рукавом в Чигирин, а другим даже к отцу Днепра. Поговаривали, что с самой вершины горы, из монастырского кладбища, шел подземный ход в те пещеры ... И действительно, не раз во время преследований спасались в них обреченные на смерть жертвы.

В середине XVIII века монастырь стал одним из центров борьбы против церковной унии. С монастырем связано начало гайдамацкого движения, возглавленного М. Железняком, вошедший в историю под названием "Колиивщина". 26 мая 1768 70 запорожцев и 3000 польских подданных вошли в Мотронинский монастырь на молебен. 27 мая гайдамаки начали поход против поляков Правобережной Украины. Огонь восстания быстро охватил огромный район.

Загорелась Смелянщина
Облако краснеет,
А прежде Медведевка
Небо нагревает.
Горит Смела, Смелянщина
Кровью подплывает,
Горит Корсунь, горит Канев,
Чигирин, Черкассы ...

Так пишет Тарас Шевченко о тех далеких грозные события.

Конец XVII - первая половина XVIII века - период упадка Мотронинский монастырь. Монашеская жизнь в те времена замирает.

После 1795 Мотронинский монастырь перешел в ведение Киевской епархии. В описании монастырской собственности 1797 пишется: "земли под монастырем самым и огородом, так же пашеной, сенокосами и лесу, всего удобной 137 десятин 1666 сажень, а неодобной 15 десятин 224 сажени, мельницу одну из пруда, за Которым не производится никакого платежа помещику , да особо по описанию показано в пользовании того монастыря три мельницы с прудом же ... "

В 1845 году в Мотронинскому монастыре побывал Т. Г. Шевченко и оставил акварельное изображение монастыря.

В 1847 году в Мотронинском монастыре находилось 45 монахов и послушников. Дела его шли хорошо. Одним из значительных источников дохода монастыря была "Черная археология". В Холодном Яру находится большое количество скифских городищ и курганов. Монастырь скупал у частных копателей золото, которое те добывали в огромном количестве. Счет тому золоту шел в сотнях пудов.

В 1889 - 1900 годах была реконструирована Троицкая церковь. Кроме главной макушки, были достроены четыре декоративные "головки".

В 1911 году монастырь становится женским.

После революций 1917 года и гражданской войны, наступает трудный период в истории Мотронинский монастырь. Он страдает от многочисленных набегов как обычных бандитов, так и отрядов красноармейцев.

В 1918 - 1922 гг Мотронинский монастырь стал центром украинского повстанческого движения, который возглавили атаманы принимать Чучупаки. После революции в селе Мельники жителями был создан отряд самообороны Мотронинский монастырь, поскольку игуменья боялась ограбления. В состав отряда входили 22 человека.

В 1922 году монастырь жертвует почти миллион рублей в помощь голодающим, но такая благотворительность не спасла Мотронинский монастырь. В 1923 году он был закрыт.

Монастырское имущество и здания брали на баланс местные советы, а затем передавали религиозным общинам, если такие на местах создавались. Монахини Мотронинский обители в 1923 году создали религиозную общину в селе Мельники и получили в арендное владение Иоанно-Златоустовская и Троицкую церковь и некоторые помещения бывшего Мотронинский монастырь. Надзор за обществом, имуществом и зданиями осуществлял административный отдел Медведевского райисполкома.

В декабре 1928 года в Мельниках была создана коммуна "Завещание Ленина". Уже через месяц после ее образования в ее пользу были переданы земли и имущество Мотронинский монастырь. 3 марта 1929 семьи коммунаров (всего 55 человек) поселились в домах монастырских служителей. Кроме того, одна часть монастырского саду казалась артели инвалидов, другая - использовалась для государственного виноградного рассадника.

Во время Второй мировой войны немцами была разрушена деревянная церковь Иоанна Златоуста. Она была расстреляна фашистскими танками вместе с людьми, которые там молились в 1943 году.

Мотронинский монастырь. Брама

После войны, то что осталось от монастыря продолжало разрушаться. За последующие годы все монастырский парк и сад с многовековыми деревьями грецкого ореха, каштана и других ценных древесных пород по распоряжению бывшего главы колхоза села Мельники (земли вокруг монастыря принадлежащих хозяйству) - уничтожены. С целью увеличения полеводческих угодий срубили и розкорчувалы не только плодовые и ореховые сады и каштановые аллеи, но и доказали все до страшного запустения. Тогда же разрушили остатки монастырских построек, распахали некоторые скифские курганы и казацкие могилы, уничтожили надгробные плиты и памятники.

В 1968 году была разработана проектная документация на реставрацию Троицкой церкви. За образец ее внешнего вида был взят рисунок Т.Шевченко "Мотронин монастырь" 1845 года. Планировалось, что после реставрации в нем будет устроен музей Колиивщины.

Но реставрация до конца так и не была доказана. В 1973 году была предпринята еще одна попытка реставрации (для создания в его стенах музея партизанской славы, флоры и фауны Холодного Яра), но эта попытка также ничего не дала. Церковь продолжала стоять пустой.

В 1991 году Мотронинский монастырь был возвращен церкви. Силами религиозной общины и монахинь этот древний монастырь был отреставрирован и сейчас возвращает себе славу одного из наиболее значимых святынь Правобережной Украины.

Сегодня монастырь действует. В 2004 году в нем проживало 28 монахинь.


3. Троицкая церковь

Троицкая церковь. 1964 год.
Троицкая церковь. 2007 год.

В октябре 1800 был заложен каменный Троицкую церковь на месте деревянной. Строительными работами руководил А. Чеменко. Но она была неправильно спроектирована и через два года, почти построена церковь заваливается. Она была разобрана и повторно построен в 1804 г. 17 октября 1805 года Троицкую церковь освятил игумен Антоний.

Церковь кирпичная, крестовая в плане, одноголовое. Внутренние углы между ветвями заполнены небольшими, сниженным по основному объему камерами. Фасады здания с округленными углами разделены по горизонтали двумя тягами - на уровне цоколя и первого яруса и завершены профилированным карнизом, закрепленным на тонких угловых пилястрах, подчеркивающие стройность пропорций памятника. Строгий декор фасадов сводится к гладким наличников над оконными и дверными проемами с полуциркульными перемычками, неглубокими нишами, лопаткам, симметрично членят фронтоны.

В интерьере выявлена ​​четкая объемно-пространственная структура здания. Аскетический образ интерьера контрастирует с причудливыми формами фасадов. Памятник относится к произведениям архитектуры романтического периода, в который привнесены черты эпохи эклектизма, что тогда наступила, что дало такое фантастическое соединение стилевых особенностей.


4. Пещеры

Сейчас в окрестностях монастыря можно натолкнуться на многочисленные пещеры. Некоторые из них вырыты совсем недавно, некоторые века назад, некоторые - еще раньше. Существует также легенда, что первые монастырские пещеры рыл тот же Антоний, копал первые пещерные монастыри в Киеве и Чернигове. По другой версии первые пещеры копал преподобный Феодосий. Версий много, но достоверных подтверждений они не имеют.

  • Монастырский пруд

  • Колокольня

  • Камень, установленный на территории монастыря в честь пребывания здесь Т.Г.Шевченко

  • Камень с высеченной историей монастыря


См.. также

Литература

  • История городов и сел УССР. Главная редакция Украинской Советской энциклопедии. Киив.1972. Черкасская область.
  • Пивоваров А. В. Поселение заднипрских мест к образованию Новой Сербии в документах середины XVIII века.
  • Курганы и случайные археологические находки близ местечка смелый: Т.2. Дневники раскопок 1887-1889 гг. гр. Алексея Бобринского. - С.-Пб., 1894.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам