Надо Знать

добавить знаний



Музей народной архитектуры и быта Среднего Приднепровья


IMG 2717.JPG

План:


Введение

Музей народной архитектуры и быта Среднего Приднепровья - музей под открытым небом, расположенный в окрестностях Переяслав-Хмельницкого. Входит в состав Национального историко-этнографического заповедника "Переяслав".

В музее представлено Украинским село Среднего Приднепровья как конца XIX, начала ХХ веков, так и здания и стоянки со времен позднего палеолита до времен Киевской Руси. На территории в 30 га расположены 13 тематических музеев, которые являются органичным продолжением музея-деревни. Музей знакомит с народной культурой, архитектурой и творчеством, обычаями и обрядами Украинских Среднего Приднепровья. Вниманию посетителей 122 памятника народной архитектуры, более 30 тысяч памятников материальной и духовной культуры.

Музей расположен по адресу: Киевская область, г. Переяслав-Хмельницкий, ул. Летописная, 2. Открыт для посетителей ежедневно с 10-й до 17-ти часов.


1. Объекты музея

Каменные бабы
Жилье XI в.; Г. Переяслав-Хмельницкий. Реконструкция.
Фрагмент стоянки позднего палеолита, с. Добраничевка, Яготинский район, Киевская область.
Половецкое святилище конца XII, нач. XIII в. Чаплинский район, Херсонская область. Реконструкция.
Жилищно-хозяйственный комплекс Х века. Киев. Разделение. Реконструкция.

На территории музея расположено 185 объектов, из них 104 памятника народной архитектуры XVII-XIX вв., В том числе 20 дворов с домами и хозяйственными постройками, 23 различные установки и мастерские, более 20 тысяч произведений народного искусства, орудий труда, вещей быта, собранных в лесостепной зоне Украины. Украшением музея являются два рукотворные пруды, дендропарк с десятками тысяч деревьев и кустов, бережно ухоженные дворы и огороды.


1.1. Древнейшие постройки и памятники

Древнейшая монументальная каменная скульптура и погребальные сундука: В каменных ящиках, или саркофагах хоронили своих покойников племена кеми - обинськои культуры (IV тысячелетие до н.э.). Их помещали под насыпью кургана. Расписывались изнутри минеральными красками, преимущественно красной охрой. Узоры от простейших черточек, "елочек", солярных знаков в более усложненных композиций.

Антропоморфные стелы - первые монументальные каменные изображения человека. Пони связаны преимущественно с погребальными обрядами. Создателями стел были племена кеми-обинськои и ямной культур (VI-IV вв. до н.э.) изображают мужчины-воина в полном боевом снаряжении. В скифском скульптуре выступает образ предка-родоначальника, героя.

Тюркоязычным народам украинских степей - торком, печенегам и половцам (Х-ХIII века) принадлежала наиболее совершенная группа каменной скульптуры, так называемые каменные "бабы". Они делятся на стоячие, сидячие и бюст; мужские и женские.

Каменные изваяния являются уникальными произведениями искусства и идеологии древних народов. Они являются важным источником для понимания процесса формирования современных верований и религии.

Жилье XI века: Однокамерная полуземлянка размером 3,8 х 4 м. Стены сложены из сосновых тесаных бревен в технике горизонтального заполнения "в шулы". Крыша двускатная с коньком и желобом для отвода воды, покрыт тесом. "Волоком" окна на ночь задвигались досками. Двери вращались на деревянной оси - "Бегун".

Воспроизведен интерьер. В правом углу находится глинобитная печь, топилась по-черному", слева пол из досок, под ним яма для зерновика, в центре стол с дубового пня. Пол глинобитный. Жилье располагалось на должности древнего Переяслава и было типичным для рядовой застройки ремесленных кварталов города.

Жилье XI века - остатки глинобитной печи, перевозимой монолитом. Жилье воспроизведено по материалам исследований.

Жилье ориентированное входной дверью на восток, углубление в земле 0,8 м, размеры 3,3 х 2,4 м.

Слева от двери, в юго-восточном углу, находится глинобитная печь, имеет круглую форму, диаметр нижнего основания 1,4 м. Своды сохранились на 0,2 м. Черинь печи имеет 6 подмазок - результат длительного использования и многократных ремонтов.

Стены жилища каркасно-столбовые, плетеные из лозы, мазаны глиной, беленые. Опорные столбы (сохи), размещенные снаружи, поддерживают тростниковый двускатную крышу. Вход в жилище деревянными лестницами.

Фрагмент стоянки позднего палеолита (15 тысяч лет до н.э.): На стоянке, которая содержалась на левом берегу реки Супой, было исследовано 4 жилищно-производственные комплексы. Они принадлежали древнему коллектива охотников на мамонтов. Один из комплексов перевезен в экспозиции в музей. Он состоит из жилья, трех ям - "кладовых" с костями мамонтов, и мастерские для обработки кремня. Жилье реконструировано, а ямы - "кладовой", перевезены в их размещения на стоянку.

Жилье выглядело куреня, каркас которого сделан из деревянных жердей, внешне покрывались шкурами животных. Основа жилья обставлена ​​большими костями мамонта, преимущественно черепами, в отверстия которых вставлены шеста.

Ямы-кладовые заполнены костями и бивнями мамонта, которые использовались для изготовления орудий труда, строительства, отопления и освещения жилья.

Наряду с жильем - открытый очаг, у которого изготовлялись орудия из кремня.

Над экспозицией возведен павильон форме повторяет жилищно-шалаш.

Половецкое святилище: Святилище представляет собой прямоугольное, изложенное камнем известняком углубления, в центре которого установлены каменные статуи - два женские и одна мужской. Представленные в святилище скульптуры относятся к наиболее развитых и совершенных типов XII-XIII веков.

На дне углубления представленного святилища были найдены остатки жертвоприношений - кости животных ( лошади, барана, быка), медный котел и обломки амфор. Подобные святилища сооружались в честь предков покровителей рода или орды (союза нескольких родов).

Жилищно-хозяйственный комплекс: Усадьба киевлянина X века, созданная на основе представляемых двух срубов. Усадьбу ограждена высоким частоколом. В ней жилье и хозяйственная постройка. Сооружения составленные из сосновых бревен "в сруб". Крыши Двускатные.

Жилье дводильне: дом + сени. Нижние бревна жилой части лежат на земле, углы сеней подпирают дубовые устои. Пол дощатый. В жилой части, в углу справа от двери воссозданную глинобитный печь опичком, сбитым из досок, деревянной трубой, обмазанным с середины глиной.

В экспозиции интерьера использованы оригинальные вещи XI-XIII веков из археологических раскопок, а также этнографической коллекции музея.

Хозяйственная постройка имеет два яруса. Систему засова на двери, конструкции лестницы восстановлены из оригинала, отделка зданий - по материалам раскопок.


1.2. Дворы и общественные здания 16-19 веков

Церковь Иоанна Богослова. Белоцерковское староство. 1606 год.
Церковь св. Георгия. Иконостас
Дом священника. Переяславский уезд, Полтавская губерния. Конец XIX в.
Сельская управа; с.Вьюнище, Переяславский уезд, Полтавская губерния. 2-я половина XIX в.
Шинок, с. Рудяков, Переяславский уезд, Полтавская губерния. 90-е годы XIX в.
Казацкая залога 17 века. Реконструкция
Шатровая мельница

В экспозиции музея представлены типовые дворы с интерьером крестьян Приднепровья:

  • по профессиям: священника, гончара, кожевника, бондаря, Гребенщиков, ткача, олейника, столяра, жилье знахарки;
  • за состоянием: безземельника, вдовы, бедняка, середняка, зажиточного крестьянина, зажиточного крестьянина-промышленника.

Кроме того, есть копии общественных зданий: церквей, церковно-приходской школы, амбара, сельской управы.

Церковь Иоанна Богослова: Церковь принадлежит к древнему, наиболее распространенных в Украине памятников казацкой эпохи. Построена на средства казацкой общины из тесаных дубовых пластин, установленных на нескольких, вкопанных в землю каменным глыбам. Концы сруба положены в "канюки" без остатка, стены обшиты тесом.

Тризубни здание с тремя верхами в один ряд. Срубы "бабинця" и нави прямоугольной формы, алтарь граненый, построенный на пяти сторонам восьмигранника.

Колокольня (середина 18 века) - величественная трехъярусная здание с галереей вокруг нижнего яруса, перевезена из села Бушево Рокитнянского района Киевской области.

На простом казацком дворе воспроизведены казацкий некрополь. Установлено 67 каменных и деревянных крестов 18-19 веков, из разрушенных, сравняли с землей кладбищ Надднепрянщины казацких сел Переяславщины, попавших в зону затопления Каневского водохранилища.

Церковь святого Георгия - церковь из села Андруши Переяславского полка, памятник архитектуры национального значения. Построена на средства сельской общины в 1768 году.

Церковь - однокупольное сооружение высотой 27,5 метра, в плане крещатая с 4-гранником в центре и 4 рукавами по сторонам света.

Алтарь, женскую, северный и южный срубы вместе с мижрукавнимы срубами, которые вдвое ниже высоту рукавов, образуют монолитную массу, над которой стремительно поднимается верх.

В 30-х годах 19 века пристроили колокольню. В 1845 году Т. Г. Шевченко эту церковь изображена на рисунке "Вербы в Андрушах".

Украшена церковь очень скромно. Розетки-кресты размещены по фризу всей постройки, фронтонах, по фризу верху центральной участка и четверика колокольни, а также на стенах четверика колокольни.

В интерьере церкви иконы конца 19, начала 20 веков. 5-ти ярусная иконостас середины 19 века украшен великолепным резьбой. Аутентичный иконостас в советское время вывезен в Эрмитажа, поэтому музей подобрал похожий деревянный разное иконостас XIX века, а также богатую коллекцию старых икон, разный деревянный аналой, коллекцию деревянных и металлических крестов.

Двор священника: украинский духовенство на протяжении веков являлось проводником морали и духовных ценностей, влияло на народное воспитание и образование на селе. Сельские священники жили большими патриархальными семьями, были тесно связаны с деревней, придерживались устоявшихся, выработанных многими поколениями взглядов на жизнь, быт, труд, воспитание детей.

Усадьба священника традиционно располагалась возле церкви, близ школы. Во дворе: дом, кладовка, саж, сарай. Дом - 4-раздельного сооружение с крыльцом. Крыша покрыта черепицей. В интерьере жилья доминировали элементы мещанского быта, мебель изготовлена ​​по индивидуальному заказу, посуда фабрично-заводского изготовления, кроливецьки и кружевные полотенца, ковры, книги.

Сельская управа: Сельская управа - орган сельского самоуправления, обеспечивала сбор государственных налогов, осуществляла надзор за отбыванием повинностей крестьянами, за исправностью дорог, мостов, состоянием посевов зерновых, лесов, водоемов, за соблюдением общественного порядка, оказывала помощь при пожарах и наводнениях, распределяла землю между общинниками, решала вопросы пребывания отдельных хозяев в обществе, вопросы строительства и содержание школ, госпиталей.

Распорядительным органом сельского общества был сельский сход - собрание представителей всех хозяйств.

Руководство управой осуществляли староста и писарь. План управы: канцелярия + сени + холодная-расправа + кладовая.

В канцелярии и холодной представлены манекены старости, писаря и арестованного.

Шинок: Ветчины известны на территории Украины со времен Киевской Руси. Начиная с 16 века, право на содержание кабаков стало привилегией богатых слоев населения, с времен гетманщины - казацкой старшины, а позже - дворянства. В конце 19 века монопольное право на производство и продажу алкогольных изделий перешло в руки государства.

Особенность здания: наличие открытого крыльца (навесы) с орнаментированной резьбой. План ветчину: дом + сени + изба + кладовая + кладовая. Слева от входа жилье хозяина, справа в Затин собственно шинок с соответствующим меблировкой и оформлением. В кладовой оборудования с помощью которого можно проследить технологию получения спирта для изготовления водки - старинный самогонный аппарат.

На входной двери рисунок - соблазнительная квадра и две рюмки. У дверей окошко для продажи водки ночью.

Казацкая залога (пост, крепость): Фортификационное сооружение казаков, которая несла караульную службу на границах казачьих и государственных территорий.

Крепость окружена рвом шириной 6 м, перед которым установлен заостренные дубовые сваи, над рвом насыпан земляной вал. На валу установлен частокол с бойницами. Над воротами - часовая башня.

Внутри - двухъярусная строение: конюшня и жилье казаков.

Слева от крепости, на холме, воспроизведены казацкую сторожевую башню - "хвигура", "глядя" или "маяк". Ряд маяков создавала самобытную систему оповещения о приближении врага.

Ветряки: Органично вписались в архитектурные очертания музее 15 мельниц, которые использовались как мельницы - для перемалывания зерна, как крупорушки, для изготовления крупы и как сукновальни.

Ветряки использовали энергию ветра для приведения в действие мельничных механизмов и за техническим решением делились на два типа: столбовые и шатровые ("голландки").

Здание столбовой ветряка вместе с механизмами для размола зерна, валом и крыльями поворачивается вокруг массивного столба, глубоко зарытого или закрепленного на устойчивой крестовине.

Здание шатрового ветряка остается неподвижной, возвращается только шатер (крыша) сооружения с крыльями и валом. Здание восьмигранная или круглая в плане сужается кверху, что придавало устойчивости мельничный сооружении.

Ветряки бывают 4, 6, 8-крильни.


1.3. Тематические музеи

1.3.1. Музей украинских обрядов

Музей украинских обрядов и обычаев

Музей расположен на территории музея под открытым небом, открытый во время празднования Зеленой Недели в 1989 году. Экспозиция состоит из четырех комнат, рассказывающие об обычаях, обрядах, традициях от древнего времени до наших дней.

Первая зал содержит экспонаты, свидетельствующие об обычаях наших предков в дохристианский период. Во второй зале можно увидеть "ряженых", которые ходили во время рождественских праздников, поздравляя хозяев с рождением Иисуса Христа. Далее изображен празднования Крещение, Пасхи, Троицы и др..

В следующем зале рассказывается о семейно-бытовые праздники и обычаи, связанные с ними. Это - свадьба, рождение ребенка, вечерницы, толока, погребальные обряды.

В последний зале можно ознакомиться с современными украинскими обрядами и обычаями.


1.3.2. Музей истории Украинской Православной Церкви

Музей истории Украинской Православной Церкви

В уникальном памятнике деревянного искусства (Сухоярская церкви) 1775 года, перевезенной в заповедник из села Сухой Яр Ставищенского района Киевской области, находится Музей истории Украинской православной церкви. Здание тризрубна с тремя куполами, средний сруб - длиннее и шире.

В музее экспонируется подборка материалов, связанных с жизнью Иисуса Христа, Богородицы и других святых, изображения Бога Мирты, который убивает быка, икона "Крещение Руси в 988 году".

В витринах размещены религиозную литературу, старинные, произведения Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова. На стене висят иконы с изображением первых канонизированных украинских святых Бориса и Глеба, изображения митрополита Переяславского Ефрема, день памяти которого отмечается 10 февраля.

В XVI-XVII вв. Церковь становится национальной. В экспозиции показано портрет Елисея Плетенецкого Киево-Печерской Лавры, который заложил в Лавре типографию и в 1616 году издал "Часослов". Далее портреты гетмана Сагайдачного, который убедил патриарха Феофана восстановить в Киеве в 1620 году православную митрополию, а также Петра Могилы, который собрал Киевский собор и утвердил "Катехизис" Украинской православной церкви; иконы 12-ти главных праздников, связанных с жизнью Иисуса Христа - ( Рождество, Крещение, Пасха, Вознесение и другие).


1.4. = Музей украинского рушника

Музей рушника

В уникальном памятнике архитектурного зодчества XVII в. ( 1651 года), перевезенной из села Пищики Сквирского района Киевской области, была создана экспозиция музея украинского рушника, и в 1995 году музей открылся для посетителей.

Украинские рушники - это история украинского народа. В их орнаментах сохранились древнейшие магические знаки. Изображение "древа жизни", "богини-берегини", символов земли, воды, светил, которые нашли последующее своеобразное переосмысление и обновление.

Рушник сопровождал украинский протяжении всей жизни: и в радости и в горе. В заповеднике экспонируется и хранится около 4000 полотенец. В музее рушника представлено 300 полотенец разных регионе ( Киевская, Полтавская, Черниговская, Черкасская области, район Полесье).

В первом зале размещены знаменитые тканые полотенца Переяславщини, которые датируются XIX в. Их орнаментика берет свое начало в древние века.

Далее в экспозиции представлены ткани полесские полотенца, знаменитые кролевецкие полотенца и все виды рушников разных регионов Украины: вышитые, тканые, вышитые "тамбурным швом", монастырские, изготовленные ажурной техникой (довбанкой, вырезанием, мережкой-витяганкою, мережкой с настилом), полотенца, выполнены "крестиком" и др..


1.4.1. Музей лекарственных растений

В тепличном помещении под стеклом размещен музей лекарственных растений. Двери музея украшены картинами лекарственных растений. В первом зале музея с правой стороны сымитирован угол знахарки. Здесь над окном висит икона святого Пантелеймона-целителя, которая обрамлена старинным мережкового полотенцем с национальной вышивкой. Перед иконой лампадка тонкой работы художников. На стене образ святого целителя - епископа Ефрема Переяславского, который в XI в. в Переяславе открыл больницу.

В Украине знахарь пользовался уважением. Ему приписывали, что он от Бога и использует свою силу с хорошей целью. Пословица говорит: "Что волшебник испортит, знахарь направит".

Применение растений с лечебной целью уходит из древних эпох через века и тысячелетия, через ремесло знахарей, врачей-самоучек, знатоков народной мудрости.

Основоположником научной фитотерапии в Украине был Амбодик-Максимович Нестор Максимович (1744 - 1812), портрет которого в центре интерьера. Это ученый -энциклопедист, акушер, фитотерапевт, ботаник. Родился в селе Веприк, на Полтавской. Образование получил в Киевской духовной академии, затем окончил Стразбурзький университет и там же защитил диссертацию доктора медицины.

Вокруг большого портрета Амбодик-Максимовича размещены портреты выдающихся фитотерапевтов, которые обогащали нашу науку и отличались своей острой наблюдательностью и логикой мышления:

  • Михаил и его сын Иван Носаль. Их книга Лекарственные растения и способы их применения в народе, изданная 1959;
  • Наталья Петровна и Даниил Никифорович Зубицкие. Это четвертое поколение врачей Зубицких. Своеобразным признанием целительских способностей Натальи Петровны, его знаний и умения как народного врача, было присвоение ей премии имени Евпраксии;
  • Василий Владимирович Кархут - полиглот, выдающийся врач-фитотерапевт. Его книга "Живая аптека" является первой фундаментальной работой в области фитотерапии в Украине.
  • Федор Иванович Мамчур - профессор Ивано-Франковского института. Это врач-фитотерапевт, который исследовал влияние биологически активных веществ, которые есть в травах, овощах, фруктах, огородный зеленые, ягодах и грибах;
  • Евгений Степанович Товстуха - известный украинский врач-травознавець. После окончания Киевского мединститута более 40 лет отдал травознавства, из них более 25 лет работает в Яготине, где и создал фитоцентр;
  • Борис Владимирович Заверуха - известный профессор, ботаник, флорист и систематик.

Вторая экспозиционная зал музея поражает посетителей своей неповторимостью. Здесь на фоне живописных стеллажей и подвешенных разряженных горшков с вечнозелеными лекарственными растениями демонстрируется гербарий, в котором около 100 видов экспонатов, представляющий большую научную ценность лекарственных растений Среднего Приднепровья.

Посредине задней стены размещены витрины с наборами лекарственных растений и настойками, приготовленными Яготинским фитоцентр "Здоровье", которым руководит Валерий Викторович Родак.

В верхней части размещены печатные труды выдающихся фитоликарив-целителей с дарункованимы автографами Зубицких, Товстухи, Мамчура, Заверуха, Касьяна, Боднарчука, а также Красные книги растительного и животного мира.

Здесь содержится стенд, где представлены лечебные свойства растений и способы их потребления, а также экспонаты лекарственных растений, занесенных в Красную книгу.

При выходе на турникете размещены рекомендации применения лекарственных растений при определенных болезнях. Экспонируется на витрине иллюстрированная большая книга - "Атлас лекарственных растений СССР".

Третья выставочный зал временно используется как рабочий комплектующее цех, где производится черенкувание, перевалка, выгонка и выращивание рассады. В нем растут многолетние пальмы, монстеры, ампельные и цветущие растения.

Перед фасадом музея и на нижней террасе разместились фитоплантации лекарственных растений многих видов.


1.4.2. Музей истории пчеловодства Среднего Приднепровья

Музей пчеловодства

В доме конца XIX в., Перевезенной из села Помокли Переяслав-Хмельницкого района, находится "Музей истории пчеловодства". Дом построен в шулы: дом, сени, хата и прихатня кладовка. Во дворе - кладовая для хранения меда, рамок, ульев и вильшанник - погреб, покрытый двухскатной соломенной крышей для зимовки пасеки, и ульи-Дупляк середины XIX в.

При входе в музей изображен святой Зосим - покровитель пчеловодства. В прихатний кладовой размещен столярный станок с разными столярными инструментами, две медогонки конца XIX в., стене веса, гири. В сенях расположена большая дуплянка, с помощью которой поднимали Дупляк на дерево, напутственных ушиб из пяти секций. В доме на полках стоит литература по пчеловодству, на сундуки - журналы "Пчеловодство". На углу - иконы, среди них обязательно иконы святых Зосимы и Савватия - покровителей пчеловодства. В витринах экспонируются посуда периода Киевской Руси для хранения меда, показано изготовление искусственной борти, дуплянку конца XVIII в. В центре дома есть дуплянка на две пчелиные семьи, которую подвешивали на высоту 8-10 метров с помощью специального колеса. Также в экспозиции есть две медогонки XIX в., Инструменты для ухода за пчелами, бытовые вещи и т. д.


1.4.3. Музей М. М. Бенардоса

Музей М. М. Бенардоса

В 1981 году по решению ЮНЕСКО весь мир отмечал 100-летие одного из величайших изобретений XIX в. - электрического дугового сваривания металлов. В честь этой знаменательной даты, с участием и при помощи Института елекрозварювання им. Е. О. Патона, в доме, перевезено из с. Воронков Бориспольского района, был открыт музей автора этого изобретения М. М. Бенардоса. Музей состоит из пяти комнат: рабочий кабинет, гостиную, мастерские, лаборатории, выставочный зал и прихожей.

В музее представлены рабочий кабинет изобретателя, где работал над своими проектами. Здесь есть мебель семьи Бенардос: стол-бюро и кресло возле него и кресло за письменным столом. На стенах - портрет хозяина кабинета конца XIX в., Портреты ученых-электриков. В музее экспонируются документы, материалы, предметы быта, книги, приборы того времени, макеты, чертежи изобретений, личные вещи, литература, в которой рассказывается о жизни изобретателя и его семьи, изобретения М. М. Бенардоса.

Одна зала музея посвящена семье Патонов - выдающихся украинских ученых в области электросварки. В зале демонстрируется уникальный макет пешеходного моста через Днепр, разработанный Е. О. Патоном.


1.4.4. Музей декоративно-прикладного искусства Киевщины

Музей декоративно-прикладного искусства

Этот музей расположен в доме мелкопоместного дворянина конца XIX века, перевозимого в 1973-1974 гг из села Старович Иванковского района Киевской области. В пяти залах экспонируются работы известных народных мастеров, принимавших участие в республиканских выставках 1970-1971 гг

В первом зале размещены изделия из дерева и народное ковроткачество. Резьба - один из древнейших широко развитых видов декоративного искусства. В зависимости от способа выполнения, оно делится на плоское, контурная, узорчатые, ажурная, рельефная, круглое.

В музее экспонируются различные уникальные изделия известных мастеров вышивки, ткачества, ковроткачества, гончарства, различные декоративные изделия, игрушки, посуда, сервизы, хозяйственные изделия, декоративные вазы.

В одном из залов демонстрируются изделия из художественного стекла, хрусталя с декоративной росписью, художественного стекла, фарфоровые изделия Киевского экспериментально-художественного, Барановского и Городищанського фарфоровых заводов.


1.4.5. Музей космоса

Музей космоса

Музей был создан в 1979 году по инициативе академика А. Ю. Ишлинского и доктора технических наук С. В. Малашенко, работников историко-культурного заповедника, с помощью АН СССР, АН УССР и центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина. Расположен в здании памятника архитектуры (В'юнищанску церкви 1833 г.), которую перенесены к заповеднику и отреставрирован в 1977 году.

Уникальными экспонатами музея является макет автоматического аппарата "Луноход-1", кресло-ложемент из космического корабля "Союз", спускаемый аппарат, скафандр и парашют космонавта № 1 Ю. А. Гагарина, комплекс вычислительной техники Минск-1", действующий макет космодрома " Байконур" .

Работникам заповедника удалось воспроизвести рабочий кабинет академика С. П. Королева, когда он учился в Киеве, рабочий кабинет одного из соавторов первого спутника Земли академика Ишлинского А. Ю.

В музее экспонируются приборы, которые использовались в космических аппаратах, на орбитальной станции "Салют", двигатель (Р-219), индикатор навигационный (ИНК-2е), командно-сигнальное устройство (КСУ-по), табло (ЭЛС-Б-144 ), оригинал ракеты "Янтарь", портреты ученых в области космонавтики, всех советских космонавтов, побывавших в космосе, скафандр и парашют космонавта Поповича, фотостенды, посвященные общим полетам советских космонавтов с космонавтами других стран.


1.4.6. Музей народного сухопутного транспорта Среднего Приднепровья

Музей сухопутного транспорта

В павильоне, который имеет 430 м выставочной площади, 1993 года был открыт музей народного сухопутного транспорта, в фондах которого хранится 1400 экспонатов.

В музее собрана уникальная коллекция транспортных средств, единственная на территории Украины. Информативно коллекция начинается с раздела архаических времен, где представлены средства передвижения периода Трипольской культуры, скифов и кочевников XI-XIII вв. Далее экспонируется полозов и колесный транспорт, летнее, который в свою очередь подразделяется на: хозяйственный, промышленный (конный и Воловой), выездной и пассажирский. Также демонстрируется доспехи, типы упряжи, ручной и вьючный транспорт.

В XIX в. почти все транспортные средства изготавливались из дерева мастерами, которых называли стельмахи. Позже появились транспортные средства с металлическими деталями. В музее можно увидеть Стельмахова мастерскую и кузницу, ознакомиться с технологией производства телег и саней от простейших конструкций к модифицированным тачанок, фаэтонов, каретных экипажей. Внимание посетителей музея привлекает реставрирован млечный виз XVIII ст. Экспозицию дополняют картины художника Ю. Г. легонько "Дорогами Украины".


1.4.7. Музей "Почтовая станция"

Музей "Почтовая станция"

Экспозиция музея создана в помещении почтовой станции, которая была в городе Переяславе на углу улиц Старокиевской и Московской. Перенесенная и установлена ​​на почтовом тракте XIX в. Киев-Полтава. Почтовая станция в 1993 году была открыта для посетителей заповедника.

Станция "Переяслав" была третьей станцией после Киев. Здесь путники меняли лошадей, отдыхали. Посетитель, зайдя в музей, попадает в типичную обстановку почтовой станции того времени. В комнате станционного смотрителя стоят скамейки и диваны для транзитных пассажиров, дорожные чемоданы, рабочий стол смотрителя станции, на котором лежат книги регистрации путевых, чернильница, ящик для пролетных денег, копии дорожных документов, выданных Пушкину, Шевченко, Максимович.

Также экспонируются: высочайше утвержденные дорожные правила", по которым только владелец подорожной мог получить почтовые лошади: "Постановление, в всеобщего сведения касающегося". Главное в нем - "каждому чину и по сколько Выдавать лошадей", карты-схемы почтовых трактов, карта Полтавской губернии, в которую входил Переяслав.


1.4.8. Музей хлеба

Музей хлеба

В 1984 году на территории музея под открытым небом был открыт Музей хлеба. В этом музее показано развитие земледелия и технологию выпечки хлеба от древнейших времен до наших дней.

К музейному комплексу, входит площадка, на которой размещены земледельческую технику, дом пекаря, зерновые амбары, мельницы, паровая мельница и павильон. В павильоне показано развитие технологии выращивания, сбора, хранения, выпечки хлеба протяжении всей истории человечества. В музее более 3500 экспонатов. Экспонируется уникальная коллекция реликтовой пшеницы, выращивалась в давние времена, каменный, глиняный, а также уникальная керамическая посуда времен трипольской культуры, который использовался для хранения и обработки зерна. Здесь экспонируются различные виды орудий труда, используемых для выращивания хлеба, одежду земледельцев, железный наральник, железный топор, локомобиль, один из первых тракторов; предметы быта, образцы различных зерновых злаковых культур, плуг, лабораторное оборудование, образцы зерна и хлеба.

Рядом с павильоном стоит дом пекаря. В доме - меблировки, типичное для II половины XIX в., Экспонируются предметы быта, которые использовались для выпечки хлеба, хлебные изделия. В кладовке есть орудие труда, бытовые вещи, инвентарь для хранения и переработки зерна.

На открытой площадке показано сельскохозяйственную технику и почвообрабатывающие орудия труда, уникальную коллекцию плугов, военно-полевую кухню, механизированный молотильный ток и "крылатый земледелец" - " АН-2" .

  • Локомобиль

  • АН-2

  • Комбайн "Колос"

  • Скульптура сеятеле


1.4.9. Музей Шолом-Алейхема

Музей Шолом-Алейхема

Открытый музей в 1978 году в честь 120-летия со дня рождения писателя. Перед зданием установлен памятник Шолом-Алейхему - работа известного скульптора Альтшулера.

В вестибюле музея - портрет Шолом-Алейхема, работы художника Вассермана. Справа - комната, где воссоздан интерьер дома родителей писателя, деревянная кровать, стол, комод, шкаф, сервант, которые стояли в доме Рабиновичей.

Соломон Нахумович Рабинович - настоящее имя Шолом-Алейхема - родился 2 марта 1859 года в Переяславе. В 1876 ​​году окончил с отличием Переяславское уездное училище. На стене у окна - фото Шолом-Алейхема в 18-летнем возрасте.

В Переяславе известный еврейский писатель написал свои первые произведения.

Во второй комнате воссоздана рабочий кабинет отца писателя, в котором любил работать Шлем. Здесь есть мемориальные вещи из дома родителей - стол, этажерка, столик, на столе - письменные принадлежности, на столике - еврейские журналы "Восход", "Русский еврей", конца XIX начала XX века. На этажерке стоят произведения Достоевского, Л. Толстого, еврейская литература 60-70 годов XIX в.

Рядом комната, в которой показано жизненный и творческий путь писателя от окончания уездного училища до последних лет жизни.

В экспозиции представлены виды Переяслава того времени, полное собрание сочинений Шолом-Алейхема, театральные афиши спектаклей и произведения писателя, которые популярны во многих странах мира.


1.5. Музей памяти Полесского района

Открытый 24 апреля 2004 года. Экспозиция музея посвящена селам, были переселены в результате аварии на Чернобыльской АЭС


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам