Надо Знать

добавить знаний



Музыкальная нотация



План:


Введение

Музыкальная нотация - совокупность графических знаков, предназначенных для записи музыки. Поиски способа знаковой фиксации музыки начались еще в Древнем Египте, но продолжаются до сих пор. С развитием музыкального искусства и появлением фигуры композитора - создателя музыкальных композиций, музыкальная нотация стала необходимым условием фиксации музыкальных произведений.


1. История

Древнейшие известные попытки зафиксировать мелодию на письме достигают 1-2 тысячелетий до нашей эры. Так, в Древнем Вавилоне использовали пиктографическое запись, в Древнем Египте - составной, а в древней Греции - буквенный.

Современный нотная запись является следствием эволюции, началом которой можно считать невменного нотацию, появившаяся до восьмого века. Происхождение невменной нотации точно неизвестно исчерпывающе, вероятно она выкристаллизовалась в средневековых монашеских хорах, для записи григорианского хорала. Невменного символы указывали точной высоты и продолжительности звуков, а только примерный план направления мелодии. Невменного обозначения включали более 20 символов, и имели свои особенности в разных регионах, в частности на Руси разновидностью невменной нотации было знаменательное нотация.

Около 1000 года невменной нотации была усовершенствована разным вертикальным размещением невм in campo aperto (на поле без линии). Были введены сначала одну горизонтальную линию, красного цвета, а затем вторую - синего. В одиннадцатом веке Гвидо д'Ареццо ввел в нотного письма 4 линии. Тем не менее, его нотация еще не определяла ритмических отношений. При этом существовали два типа графических невменного обозначений романская (из которой выводится современная) и готическая (использовалась в XIII-XV вв.), В совокупности эта система нотации называлась хоральной.

В конце XII века на смену хоральной нотации пришла т.н. модальная нотация, разработанная школой в Нотр-Даме. Эта нотация использовала два приближенные ритмические значения, двойного (imperfectio) и тройного (perfectio) разделения. Длинная продолжительность именовалась как lunga, а короткая как Brevis. Модальный запись предусматривал 6 ритмических рисунков, составленных по образцу древнегреческих метрических стоп, эти рисунки и определяли последовательность этих длительностей.

Модальную нотацию изменила мензуральная нотация, которая использовалась примерно в 1250-1600 годах. Мензуральная нотация не только точно определяла звуковысотные интервале, но также и ритмические длительности. Постепенно увеличивалась и количество символов, определяющих продолжительность: около 1250 начали использовать semibrevis, а затем и мелкие длительности (около 1280, Петрус где Крюс). До 1450 года использовалась "черная нотация" - головки нот зафарбовувались в черный цвет. После 1450 года постепенно была введена "белая нотация", в которой головки нот большой длительности не зафарбовувались. Белая нотация насчитывала до 8 длительностей - maxima, longa, brevis, semibrevis, minima, semiminima, fusa или chroma, semifusa или semichroma. В мензуральной нотации кроме отдельных нот появлялись также лигатуры, паузы и другие.

Современный вид музыкальная нотация получила в XVII-XVIII веках, хотя значение некоторых знаков (например точки после ноты) могло и отличаться от современного, что создает определенные сложности для прочтения музыки той эпохи современными исполнителями. Во второй половине XX века ряд композиторов стали использовать специфические формы записи для отображения в тексте особых эффектов звучания (звуковых масс, вибрато, дестабилизации звуковысотности т.п.).


2. Современные типы нотации

Распространенной стала в последние века пятилинейную нотация. Ее элементами являются пятилинейную нотный стан, ключи, ноты и паузы, обозначения размера, темпа, динамические, артикуляционные и другие обозначения.

Вместе с тем наряду или вместо с нотной нотацией иногда используется и другие формы записи. Например, партию гитары и других струнных инструментов иногда записывают табулатурой, где горизонтальные линии соответствуют струнам инструмента, а цифры на этих линиях обозначают номер строя, на котором должна быть сыграна нота.

В теории музыки, а также для записи гармонических функций в джазе используют буквенные обозначения, в которой каждой ноте соответствует определенная буква латинского алфавита.


3. Полный список музыкальных звуков

Ниже подается полный список используемых в музыкальной практике звуков, распределенных по октавах.

3.1. Субконтроктавы

Охватывает звуки с частотами от 16,352 Гц (включительно) до 32,703 Гц [1]. Низкая из слышимых октав, как правило нижние ступени этой октавы в музыке не используются. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с большой буквы и справа снизу ставится цифра 2 (или два штриха). В научной нотации имеет номер 0-й

Номер ступени Частота, Гц [1] Составляющее обозначения по Гельмгольцем Буквенное обозначение по Гельмгольцем Американская нотация Современная музыкальная нотация
1 16,352 До 2 C 2 C0 Субконтроктавы
2 18,354 Ре 2 D 2 D0
3 20,602 Мы 2 E 2 E0
4 21,827 Фа 2 F 2 F0
5 24,500 Соль 2 G 2 G0
6 27,500 Ля 2 A 2 A0
7 30,868 Си 2 H 2 B0

3.2. Контроктавы

Охватывает звуки с частотами от Гц 32,703 (включительно) до Гц 65,406. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с большой буквы и справа снизу ставится цифра 1 (или один штрих). В научной нотации имеет номер 1.

Номер степени Частота, Гц [1] Составляющее обозначения по Гельмгольцем Буквенное обозначение по Гельмгольцем Американская нотация Современная музыкальная нотация
1 32,703 До 1 C 1 C1 Контроктавы
2 36,708 Ре 1 D 1 D1
3 41,203 Ми 1 E 1 E1
4 43,654 Фа 1 F 1 F1
5 48,999 Соль 1 G 1 G1
6 55,000 Ля 1 A 1 A1
7 61,735 Си 1 H 1 B1

3.3. Большая октава

Охватывает звуки с частотами от Гц 65406 (включительно) до Гц 130,81. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с большой буквы без дополнительных цифр или штрихов. В научной нотации имеет номер 2

Номер степени Частота, Гц [1] Составляющее обозначения по Гельмгольцем Буквенное обозначение по Гельмгольцем Американская нотация Современная музыкальная нотация
1 65,406 К C C2 Большая октава
2 73,416 Ре D D2
3 82,406 Ми E E2
4 87,307 Фа F F2
5 97,999 Соль G G2
6 110,00 Ля A A2
7 123,47 Си H B2

3.4. Малая октава

Охватывает звуки с частотами от Гц 130,81 (включительно) до Гц 261,63. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы без дополнительных цифр или штрихов. В научной нотации имеет номер 3.

Номер степени Частота, Гц [1] Составляющее обозначения по Гельмгольцем Буквенное обозначение по Гельмгольцем Американская нотация Современная музыкальная нотация
1 130,81 к c C3 Малая октава
2 146,83 ре d D3
3 164,81 ми e E3
4 174,61 фа f F3
5 196,00 соль g G3
6 220,00 ля a A3
7 246,94 си h B3

3.5. Первая октава

Включает звуки с частотами от Гц 261,63 (включительно) до Гц 523,25. Средняя октава звукоряда музыкальной системы. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 1 (или один штрих). В научной нотации имеет номер 4

Номер степени Частота, Гц [1] Составляющее обозначения по Гельмгольцем Буквенное обозначение по Гельмгольцем Американская нотация Современная музыкальная нотация
1 261,63 до 1 c 1 C4 Первая октава
2 293,67 ре 1 d 1 D4
3 329,63 ми 1 e 1 E4
4 349,23 фа 1 f 1 F4
5 392,00 соль 1 g 1 G4
6 440,00 Ля 1 a 1 A4
7 493,88 си 1 h 1 B4

3.6. Вторая октава

Включает звуки с частотами от Гц 523,25 (включительно) до Гц 1046,5. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 2 (или два штриха). В научной нотации имеет номер 5

Номер степени Частота, Гц [1] Составляющее обозначения по Гельмгольцем Буквенное обозначение по Гельмгольцем Американская нотация Современная музыкальная нотация
1 523,25 до 2 c 2 C5 Вторая октава
2 587,33 ре 2 d 2 D5
3 659,26 мы 2 e 2 E5
4 698,46 фа 2 f 2 F5
5 783,99 соль 2 g 2 G5
6 880,00 ля 2 a 2 A5
7 987,77 си 2 h 2 B5

3.7. Третья октава

Включает звуки с частотами от Гц 1046,5 (включительно) до Гц 2093,0. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 3 (или три штриха). В научной нотации имеет номер 6

Номер степени Частота, Гц [1] Составляющее обозначения по Гельмгольцем Буквенное обозначение по Гельмгольцем Американская нотация Современная музыкальная нотация
1 1046,5 до 3 c 3 C6 Третья октава
2 1174,7 ре 3 d 3 D6
3 1318,5 мы 3 e 3 E6
4 1396,9 фа 3 f 3 F6
5 1568,0 соль 3 g 3 G6
6 1760,0 ля 3 a 3 A6
7 1975,5 си 3 h 3 B6

3.8. Четвертая октава

Включает звуки с частотами от Гц 2093,0 (включительно) до Гц 4186,0. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 4 (или четыре штриха). В научной нотации имеет номер 7

Номер степени Частота, Гц [1] Составляющее обозначения по Гельмгольцем Буквенное обозначение по Гельмгольцем Американская нотация Современная музыкальная нотация
1 2093,0 до 4 c 4 C7 Четвертая октава
2 2349,3 ре 4 d 4 D7
3 2637,0 мы 4 e 4 E7
4 2793,8 фа 4 f 4 F7
5 3136,0 соль 4 g 4 G7
6 3520,0 ля 4 a 4 A7
7 3951,1 си 4 h 4 B7

3.9. Пятая октава

Включает звуки с частотами от Гц 4186,0 (включительно) до Гц 8372,0. Самая высокая из используемых в музыке октав, преимущественно используется только ее нижний степень. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 5 (или пять штрихов). В научной нотации имеет номер 8

Номер степени Частота, Гц [1] Составляющее обозначения по Гельмгольцем Буквенное обозначение по Гельмгольцем Американская нотация Современная музыкальная нотация
1 4186,0 до 5 c 5 C8 Пятая октава
2 4698,6 ре 5 d 5 D8
3 5274,0 мы 5 e 5 E8
4 5587,7 фа 5 f 5 F8
5 6271,9 соль 5 g 5 G8
6 7040,0 ля 5 a 5 A8
7 7902,1 си 5 h 5 B8

Примечания

  1. а б в г д е ж и к л Значения частот рассчитаны исходя из стандартной частоты камертона ля 1 = 440 Гц

Литература

  • Rastall R. The Notation of Western Music. London, 1983; rev. 2nd ed., 1998
  • Барсова И.А. Очерки по истории партитурной нотации. Москва: МГК, 1997
  • Дубинец Е.А. Знаки звуков. В современной музыкальной нотации. Киев, 1999 (систематический обзор современных форм музыкальной нотации)
  • Поспелова Р.Л. Западная нотации XI-XIV веков. Основные реформы (на материале трактатов). М., 2003

Источники



Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам