Надо Знать

добавить знаний



Музыкальная форма



План:


Введение

Музыкальная форма - в широком смысле - материальное воплощение содержания музыки, способом его существования, в узком - структура музыкального произведения.


1. Форма как воплощение содержания

В широком смысле этого слова, музыкальная форма рассматривается как воплощение музыкального содержания, при этом если содержание музыки рассматривается как идеальный феномен, то музыкальная форма - как материальный [1]. Иными словами, музыкальная форма предстает как "проекция художественной идеи на интонационную плоть" [2].

Музыкальная форма выступает как сложная иерархическая структура, в которой можно выделить несколько составляющих. С.Шип называет такие составляющие "уровнями" и выделяет следующие - звуковой (фонической), интонационно-речевой, фактурный и композиционный [3]. Ю. Е. Юцевич определяет музыкальную форму, как систему выразительных средств, среди которых называет мелодию, ритм, гармонию, тембр и другие [4]. В. Задерацкий [5] описывает составляющие музыкальной формы как "элементы музыкального языка", приобретающих значимости во взаимодействии между собой, в конкретном характере функциональных отношений между ними. Каждый из этих элементов языка несет в себе определенную смысловую нагрузку, или определенные смысловые "знаки", которые могут сочетаться в сложной, иногда суперечилвий взаимозависимости. Среди таких знаков В. Задерацкий выделяет три основные группы: грамматические, семантические и внутришньостильови. Грамматические знаки информируют о стилевую принадлежность определенной эпохе или типа мышления; семантические - о жанровом происхождения, а внутришньостильови - о признаках авторского стиля.

Форма и содержание музыки рассматриваются в единстве. Однако в советском музыковедении единство формы и содержания была подвергнута вульгаризации, и приобрела форму травли "формализма", которая на самом деле представляла собой травлю содержания, несоответствующего догмам идеологии [1]. Попытки разделить содержание и форму нашла отражение и в официальном определении социалистического реализма, что описывалось как "искусство национальное по форме и социалистическое по содержанию".


2. Форма как структура

В более узком смысле музыкальная форма понимается как "Построение и структура музыкального произведения, соотношение его частей" [4]. Основными элементами музыкальной формы является мотив, фраза, предложение, период. При этом мотивы объединяются в фразы, фразы - в предложения, а предложения в период. Различные способы сопоставления и развития элементов музыкальной формы обусловливают появление различных образований - двухчастная, трехчастной, сонатной, вариационной, куплетной, циклической и других музыкальных форм.


3. Понятие музыкальной формы в украинском музыковедении

Украинское музиконавство, будучи частью советского, рассматривало как основополагающую работу в области музыкальных форм учебник И. Способина "Музыкальная форма", первое издание которого вышло в конце 1940-х годов, и позднее переиздавалось 7 раз.

В Украине проблемы музыкальной формы анализировались в исследованиях, касающихся предпосылок возникновения музыкальных структур (Т. Кравцов, 1963), вариационной формы (1965), исторического развития свободных форм (1966), классификации периода (1968), эволюции сонатной формы (1970, 1973 ), эволюции периода, теории музыкальной формы (1975), особенностей и принципов формы в творчестве отдельных композиторов (В. Москаленко, Н. Герасимова-Персидская) и другие.

В конце 1980-х годов заметным исследованием стал труд "Учение о музыкальной форме" Украинский музикознавици Н. А. Горюхин, которое по неизвестным причинам, однако, осталось неопубликованным. В этом исследовании автор выделяет такие фундаментальные принципы музыкального искусства, как содержание и форма, интонация и семантика, мелодия и гармония, развитие и обобщение, музыкальное становление, тематизм.

Фундаментальной работой 1990-х годов стал пособие С. шипов, демонстрирующий фокус рассмотрения, направленный на несколько конкретные уровни построения: звуковой, интонационно-речевой, фактурный и композиционный. В те же годы выдающимся вкладом в российскую науку стала монография выпускника Львовской консерватории В. Задерацького "Музыкальная форма", в котором анализируются фундаментальные проблемы формообразования: музыкальная форма как целостное понятие, основные компоненты музыкального языка (ритм, мелодия, фактура, тематизм, типы изложения).


4. Понятие музыкальной формы в западном музыковедении

Как и в украинской науке, в западной науке термин "музыкальная форма" является многозначным. Арнольд Шенберг в "Основах музыкальной композиции" выделил следующие значения этого слова:

Термин "форма" используется в нескольких смыслах. Когда он привлекается в связи с двухчастной, трехчастной или рондальною формами, он указывает на количество частей. Выражение "сонатная форма" указывает, наоборот, на размер частей и скалний характер их отношения. Говоря о менуэт. скерцо и другие танцевальные формы, имеем в виду размер, темп и ритмические характеристики, присущие танца. Если этот срок в эстетическом смысле, то выражение "форма" означает, что композиция соответствующим образом организована, то есть состоит из многих элементов, в функционирующих по принципу живого организма. Без такой организации музыка была бы аморфной массой, такой же бессодержательной. как эссе без знаков препинания, и такой же беспредметной, как разговор, перескакивает с одной темы на другую [6]
.

В английской литературе термин "музыкальная форма" часто используется для отдельных музыкальных жанров и стилей - такое понимание термина предложил Перси Скоулз (Percy Scholes) в Оксфордском музыкальном справочнике [7] Существует, однако, и понимание музыкальной формы и как типа структуры, построения музыкального произведения .


Примечания

  1. а б Задерацький, с.4
  2. Бобровский В. П., с.18
  3. Шип.
  4. а б Юцевич, с.166
  5. Задерацький, с.9
  6. Shoenberg Arnold. Fundamentals of Musical Cmposition. New York
  7. Scholes, Percy A. (1977). "Form". The Oxford Companion to Music (10th ed.). Oxford University Press.

Литература

Монографии:

  • Бобровский В. П. Функциональные основы музыкальной формы. М, И 1978
  • Мазель Л. Строение музыкальных произведений. Изд. 1-3. - М., 1960, 1979,

1986.

  • Мазель Л. А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм. - М., 1967. - 752 с.
  • Скребков С.С. Анализ музыкальных произведений. - М., 1958. - 330 с.
  • Тюлин Ю., Бершадская Т и др. Музыкальная форма. - М., 1974;
  • Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Кн. первая и вторая. Изд. 2-е. - Л.,

1971. - 376 с.

Другое


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам