Надо Знать

добавить знаний



Муравченко Федор Михайлович



План:


Введение

Федор Михайлович Муравченко ( 18 марта 1929, Запорожье Грудовато - 8 февраля 2010) - доктор технических наук (1991), профессор (1999), член-корреспондент НАНУ (Отделение механики, 05.2003); Государственное предприятие "Запорожское машиностроительное конструкторское бюро" Прогресс "имени академика А. Г. Ивченко", Генеральный конструктор (с 05.1989 ) чл. Комитета по Гос. премиям Украины в области науки и техники (с 03.1997).


1. Биография

Родился 18 марта 1929 (с.Запорижжя-Грудовато, Синельниковский район, Днепропетровская область) укр., отец Михаил Ефимович (1883-1969) и мать Варвара Мироновна (1885-1975) - колхозники; жена Зинаида Ивановна (1929) - ст. переводчик ГП "Ивченко-Прогресс"; дочь Наталья (1954) - инж.-конструктор II категории ГП "Ивченко-Прогресс; сын Олег (1959-2003).

Образование: Харьковский авиационный институт, авиамоторобуд. факультет (1948-54), инженер-механик по авиадвигателестроения.

04.1954-12.59 - инженер-конструктор III, II категорий, 12.1959-03.65 - нач. конструкторской бригады, 03.1965-01.67 - пер. конструктор, Предприятие п / я 57, г. Запорожье. 01.1967-06.83 - зам. гл. конструктора с экспериментальных работ, 06.1983-11.88 - гл. конструктор - 1-й зам. руководителя предприятия, 11.1988-05.89 - гл. конструктор, руководитель предприятия, Запорожское машиностроительное конструкторское бюро "Прогресс". С 05.1989 - ген. конструктор, Гос. предприятие "Запорожское машиностроительное конструкторское бюро" Прогресс "имени академика А. Г. Ивченко". Академик Инженерной академии Украины (1992), Междунар. инженерной академии (1999).

Участвовал в создании более 50 типов и модификаций авиадвигателей. Обосновал и воплотил в жизнь концепции создания семейства турбореактивных двигателей с большой степенью двухконтурности (по отдельным направлениям не имеют аналогов в мировой практике), позволяют значительно снизить затраты на разработку, сертификацию и внедрение в серийное производство авиадвигателей, газовых турбин пром. назначения. По этим концепциям (и под руководством) созданы и внедрены в серийное производство: первый отечеств. турбореактивный двигатель с большой степенью двухконтурности Д-36 (7 модификаций), который эксплуатируется на самолетах Ан-72, Ан-74, Ан-74ТК-300, Як-42 и имеет суммарную наработку свыше 8 млн. часов; Д-436 (5 модификаций) с тягой 6.4-8.2 тысяч килограмм, эксплуатируется на самолетах Ту-334, Бе-200, Ан-148, один из мощнейших в мире двигатель Д-18Т (4 модификации) с тягой 23430 кг для тяжелых транспортных самолетов Ан-124 "Руслан", Ан-225 "Мрия"; турбовальный двигатель Д-136 (для вертолета Ми-26, что по мощности и грузоподъемности не имеет аналогов в мире), высоконадежный турбореактивный двигатель ДВ-2 для учебного самолета L-59 производства Чехии; авиадвигатель 5-го поколения Д-27 (первый в мировой практике винтовентиляторными), что обеспечивает уникальные параметры среднего трансп. самолета Ан-70.

Получены сертификаты на турбовинтовой двигатель ТВ3-117ВМА-СБМ1 и вспомогательный АИ9-3Б для самолета Ан-140; эффективные генераторы инертных газов ГИГ-8, АИ-19ГИГ для тушения пожаров; газовые турбины Д-336 мощностью 4-10 МВт (9 модификаций) (ими оснащены газоперекачивающие станции Украины, России, Ирана, Турции, Болгарии, Азербайджана, Туркменистана) проведено спектр инжиниринговых работ по обеспечению надежности и повышению ресурса двигателей, находящихся в эксплуатации: все модификации АИ-20, АИ-24, АИ-25Т , АИ-25ТЛ, АИ-9, АИ-9В, Д-36, Д-136, Д-18Т. На учебно-боевых самолетах Як-130 (Россия) и L-15 (Китай) проходят опытную эксплуатацию двигатели АИ-222-25 и АИ-42Ф и разрабатываются другие модификации тягой от 2200 до 4500 кгс. Для рус. около-среднего магистрального самолета МС-21 на базе газогенератора ТРДД Д-436 создается двигатель АИ-436Т12 тягой 12000 кгс; создаются двигатели АИ-22 для пассажир. Ту-324, АИ-450 - для семейства легких вертолетов, самолетов и БПЛА. Ведутся работы по созданию малогабаритного газоперекачивающего агрегата АИ-45 мощностью 0.5 ... 1 МВт, газовых турбин пром. назначения 12-ти типов мощностью 2.5-25 МВт.

Всего в 60 странах мира на 42 типах летательных аппаратов эксплуатируются авиационные двигатели, в разработке которых принимал непосредственное участие Федор Муравченко.

Автор (соавтор) более 200 наук. работ, более 30 автор. свидетельств и патентов.

Увлечения: поэзия, рисование, рыбалка, охота.

Умер 8 февраля 2010 года. Похоронен на Капустяном кладбище в Запорожье [1].


2. Награды

  • Лауреат Государственной премии СССР (1984), Государственной премии Украины в области науки и техники (1994).
  • Заслуженный деятель науки и техники Украины (12.2003).
  • Почетное отличие Президента Украины ( орден "За заслуги" III ст.), (03.1994), орден "За заслуги" II (01.1999), I в. (08.2005).
  • Почетная грамота КМ Украины (03.1999).
  • Герой Украины (с вручением ордена Государства, 22.08.2002).
  • Орден Святого равноапостольного князя Владимира, знак ордена "Святой князь Владимир" IV ст. с присвоением титула "Рыцарь ордена" Святой князь Владимир "" (10.2000).
  • Золотой орден "Святой апостол Андрей Первозванный" (04.2004).
  • Золотая медаль "За достижения в науке" (09.2000, Междунар. Кадр. Академия).
  • Полный кавалер междунар. наград "Славянская честь, доблесть, слава" (Собор славянских народов, 04.2006).
  • Орден "За верность долгу" (Фонд "Кремль", 05.2006).

Примечания

  1. www.unian.net - www.unian.net/ukr/news/news-361855.html

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам