Надо Знать

добавить знаний



Мурашко Александр Александрович


Александр Александрович Мурашко фото 1905-06.jpg

План:


Введение

Александр Александрович Мурашко (* 26 августа (7 сентября) 1875, Киев - 14 июня 1919, Киев) - украинские живописец, педагог и общественный деятель. Племянник Николая Мурашко (1844-1909) - украинского художника и педагога [1].


1. Жизнеописание событий и творчества

1.1. Детство

Александр Александрович Мурашко родился 26 августа (7 сентября) 1875 года в Киеве. До семи лет жил возле городка Борзны на Черниговской, где воспитывался бабушкой, простой крестьянкой, которая своими рассказами о героических временах казачества и народной мудростью пробуждала у ребенка воображение, любовь к природе.

После бракосочетания матери, Марии Ивановны Крачковской, парень переезжает в Чернигова, где в его отчима, Александра Мурашко, была невелика иконописная мастерская. Хозяин стал активно привлекать пасынка к работе.

В конце 1880 -х, получив заказ на проведение оформительских работ ( грунтовки стен, малярные и позолотные работы, изготовление мебели), отчим вместе с семьей и мастерской перебирается в Киев.

Подросток оказался в центре знаменательного события, которое всколыхнуло художественные круги Российской империи : на его глазах рождались росписи Владимирского собора. Александр наблюдал за работой таких мастеров, как В. Васнецов, М. Нестеров. Именно они и профессор Адриан Прахов первыми обратили внимание на потенциал "худого, высокого, лохматого, застенчивого" подростка.

Рисование для Мурашко становится смыслом жизни:

" "Однажды разрисовал недавно побеленные стены лестницы, за что получил значительного взбучку. Мечтал: когда вырасту - стану великим художником, но отец и слышать об этом не хотел. Ему были нужны работники в иконописной мастерской ..." "

Конфликты с отчимом заставили пятнадцатилетнего Сашу оставить семью и зарабатывать на жизнь самостоятельно. Ночевал на склонах Днепра, на баржах - простудился, но Александр Иванович не пришел на помощь, ведь хотел покорить пасынка своей воле.

Понимал парня и поддерживал его желание стать художником не Александр, а Николай Иванович Мурашко - дядя Александра Мурашко, родной брат отчима, основатель и бессменный руководитель Киевской рисовальной школы (известной также по его имени).

Усилиями Прахова, Васнецова и Нестерова сопротивление Александра Ивановича было сломлено. Примирившись с ним и получив некоторую сумму денег на дорогу, Мурашко уезжает в Петербурга.


1.2. Академия

Фото Мурашко, 1895

Осенью 1894 года Александр Мурашко вступает в Высшего художественного училища при Петербургской Академии, а в 1896 становится студентом мастерской Ильи Репина, кумира петербургской молодежи. Мурашко со своими товарищами Борисом Кустодиевым (1878-1927), Филиппом Малявин (1869-1940), учились гуманистическим идеалам его искусства, последовали принципам его живописных методов - свободной манере письма с ее пастозным размашистым мазком и пластической проработкой формы.

Под влиянием Репина сформировался талант Мурашка- портретиста, о чем свидетельствуют его ранние, отмечены высоким уровнем профессионализма, произведения. Одним из них является портрет Николая Петрова, в котором глубина психологического трактовка сопряжена с динамизмом композиции.

Репинский школа положила реалистические основы искусства Мурашко. К каким живописно-декоративных поисков не обращался дальнейшем художник, он всегда утверждал реальность бытия как высшее проявление красоты мира.


1.3. Европа

Париж и Мюнхен - два крупнейших художественных центрах Европы начала ХХ века, один из которых представлял искусство импрессионизма и постимпрессионизма и свой ​​вариант арт нуво, а второй - модерна. Находясь за рубежом в 1901 - 03 годах, Мурашко, несомненно, почувствовал их влияние. Впрочем, попав в Париж, он в первую очередь посещает Лувр, где внимательно изучает произведения испанца Веласкеса (1599-1660): его симпатии все еще ​​на стороне старых мастеров.

Постепенно под влиянием непосредственно впечатлений от особенностей жизни и быта города, от увиденного в музеях, на выставках, в живописи Мурашко появляются определенные новшества, которые происходят от основ импрессионизма.

Художник стремится к большей утонченности тональных переходов, передачи рефлексов вечернему искусственному освещению, которое создает выразительные световые эффекты. Понимая, что "Париж - прекрасное место для общего развития, а не для работы", мастер отправляется в Мюнхен, с его по-немецки деловым художественной жизнью. В Германии он серьезно занимается совершенствованием своего рисунка, а также знакомится с работами представителей мюнхенской сецессии.

Уже во время пребывания во Франции Мурашко пытается использовать определенные приемы стиля модерн - в композиции, в формообразования цветных масс и линейных ритмов. Ему импонируют эстетические принципы этого стиля, стремление вернуть утраченную импрессионистами пластическую материальность живописи. Но Мурашко остается далеким от образной искусственности модерна, его мифологически-символических аллегорий. Художник находит свою толику условности в реальности. По его обобщениями всегда стоит живой, невыдуманный мир.


1.4. Признание

эскиз к картине "Карусель", 1905

1904 года Мурашко возвращается в Петербург. Оказавшись в привычной для себя среде, много работает, стремясь на практике закрепить все то, что уже прошел, и найти то новое, что могло бы подтвердить свои позиции. Таким новым произведением становится для художника картина "Карусель" ( 1906), которая принесла Мурашко мировое признание: представлена ​​на Х Мюнхенской международной выставке, она получила золотую медаль. Художник получает приглашение из столиц и городов Европы - Берлин, Вены, Парижа, Амстердам, Мюнхен, Венеции.

Персональную выставку из 25 работ Мурашко экспонировал в Берлине, Кельне, Дюссельдорфе ( 1909). В 1911 - 12 годах художник участвовал в выставках мюнхенского "Сецессиона". Произведения украинского писателя пользовались неизменным успехом в Европе, их отмечала художественная критика, печатали журналы. Картина же "Карусель" была приобретена с самой выставки для Музея изобразительных искусств Будапешт.

Эскиз к картине "Карусель" ( 1906) сохраняет Национальный художественный музей Украины.

Признание Александра Мурашко стало признанием не только отдельного художника, но и его Родины. Благодаря Мурашко украинское искусство вышло из состояния узко национального, провинциального, талант художника поднял его до западноевропейского уровня, а его произведения были включены в контекст мирового художественного процесса.


1.5. Киев

Киев был городом, Мурашко по-настоящему любил:

" "Здесь солнце, здесь чудесная природа, здесь своя культура ..." "

В 1907 году художник возвращается в родительский дом. Начинается время активной работы, направленной на создание своей самобытной образно-пластического системы.

От традиции Мурашко переходит к новаторству. В его живописи органично соединились импрессионистическая пленернисть и етюднисть с четкой организацией форм, их декоративным обобщением и монументализации. Все это полная силе эмоций художника - темпераментного, динамичного, с чувством красоты мира в душе.

Стремление найти новую формулу искусства, которая соответствовала характеру времени, стало чертой начала ХХ века. В Украину художник Мурашко стал первым, кто пошел по пути поисков и экспериментов. От импрессионистов идет его ескизнисть, от арт нуво манера писать широкой кистью, а реализм оберегал от пустой формотворчества. Его художественная манера схожа с виртуозной художественной манере шведского художника Андерса Цорна (1860-1920). Но и виртуозу Цорн далеко до колористических сокровищ, имел не менее талантливый Александр Мурашко. За ним следовали А. Маневич, Ф. Кричевский, А. Богомазов, А. Экстер, А. Петрицкий подобное.

Ступени эволюции творчества художника можно наблюдать на его портретных произведениях. Заметно, как постепенно художник выводит свою модель из интерьера на природу, которая выступает не фоном, а органическим средой, которая находится в эмоциональном и духовном связи с человеком. Так на холсте "Портрет Людмилы Куксинои" ( 1910) Муравей волнует лирический подтекст образа, светоносность прозрачного воздуха и белого снега, на котором так отчетливо изображен изящный, темный женский силуэт. Заметен путь мастера от колористической сдержанности, свойственный его ранним работам, к такой усиленной цветной интонации портрет превращается в знак красоты и счастья. Можно проследить изменения в его отношении к модели: от углубленного психологизма - до более обобщенного трактовки образа, подчиненного живописно-пластическим замыслам художника. Хотя каждое лицо на его портретах имеет свой личный настрой несмотря ескизнисть и широкие мазки красок.

"Крестьянская семья" - одно из самых известных полотен мастера на народную тематику

Изменения происходят и в его трактовке народной темы - она ​​усложняется, образы становятся более глубокими, действительно психологическими. Вихрь веселья ярмарки утихает и дает место тихом сумму, покоя, состояния, когда человек остается наедине с миром своих чувств. Декоративизм синтезируется с психологизмом. Народное восприятие красоты становится для Мурашко решающим фактором. Оно - в яркости праздничного наряда крестьянок, во внутренней красоте природы, в медленном ритме линий, форм, присущих народному устройства.

Вместе Мурашко, человека активного, деятельного, занимает не только творческая работа. Прекрасный организатор, он сам увлекался и умел увлекать других. Господин Александр мечтал превратить Киев в большой художественный центр, подобный Мюнхен, открыть в нем Академию художеств.

Много сил отдавал Мурашко воспитанию молодых художников. В 1909 году начал преподавать в Киевском художественном училище, которое оставил в 1912 через консерватизм дирекции, - "не хотел тратить силы на борьбу с окаминилостямы".

1913 года Мурашко открывает собственную студию в доме Гинзбурга, на улице Институтской 16. Это была одна из самых высоких в городе зданий - 11 этажей, а студия разместилась на чердаке. Преподавание в ней было организовано академически серьезно и во многом напоминало принципы школы Николая Мурашко. Кроме рисунка и живописи, читались лекции по истории и философии искусства. Многие молодые переходил из училища в студию на Институтской.

Художник А. Петрицкий вспоминал:

" "В студии было больше поисков, интереснее. Каждому ученику Александр Александрович пытался открыть глаза на природу и показать, как передавать природу живописью. Он предостерегал от раскрашивания и от черноты в картинах. Он учил встречаться с природой как с праздником ..." "

После смерти отца в 1910 Мурашко продает квартиру на Малой Житомирской и покупает небольшой дом с садом на Лукьяновке, строит мастерскую. Ему нравится тихий пригород, где так прекрасно работать. Мечтает превратить улицу Боггоутивську в своеобразное "художественное городок", предлагает друзьям поселиться рядом.


1.6. Прерванная жизнь

Последние годы жизни художника были сложными и противоречивыми для мастера. С одной стороны, воплощение его давнюю мечту - в 1917 году открыто Украинскую Академию изобразительного искусства. Мурашко был одим из самых активных его организаторов. До работы в Академии были привлечены такие выдающиеся украинские художники, как Георгий Нарбут, Федор Кричевский, Абрам Маневич, Михаил Бойчук, Николай Бурачек. Сам Мурашко возглавил одну из мастерских живописи.

С другой стороны - преподавание, работа в Художественный Совете при Народном Комиссариате просвещения забирали множество сил и времени. Вот как об этом писал сам художник в 1918 году:

" "Почти два года ничего не делаю, всего меня втянут в организации художественной жизни Украины, и вопрос стоит настолько остро и сложно, что избежать этого нет никакой возможности. Но твердо надеюсь, что, отдав должное общественности, буду отпущен для тихой работы ... " "

Но даже в немногих произведениях сложного постреволюционного времени, явно проступают новые черты его живописной манеры. В картине "Женщина с цветами" Мурашко словно возвращается к временам юности, к урокам Репина. Художник легко и точно моделирует пластика женского лица, фигуры, оперирует тональными переходами, светотенью. Но завеса, которая служила фоном, платье модели, цветы в ее руках написанные широко, экспрессивно, точно. В них - то, привычный Мурашко, с его декоративным богатством реальной жизни.

Могила Александра Мурашко

Александра Мурашко был убит июньской ночи 1919 года недалеко от собственного дома на Лукьяновке выстрелом в затылок.

Похоронен в Киеве на Лукьяновском кладбище (участок № 20, ряд 14, место 37). Группа авторов надгробного памятника - Р. Гавриленко, М. Химич, В. Чечиль, руководитель этого творческого коллектива - М. Стороженко.


2. Основные произведения

Произведения Александра Мурашко хранятся в музеях Украина, Венгрии, Беларуси, России, Азербайджана.

Основные произведения (представлен в форме таблицы):
  • Портрет Николая Петрова, 1897-1898
  • Портрет Елены Мурашко, 1898-1899
  • Портрет Ольги Нестеровой, 1900
  • Похороны кошевого, 1900
  • Парижанки. Возле кафе, 1902-1903
  • Девушка в красном шляпке, 1902-1903
  • Девочка с собакой. Портрет Т.Язевои, 1903-1904
  • Портрет профессора Адриана Прахова, 1904
  • Зима, 1905
  • За пяльцами. Портрет Елены Праховой, 1905
  • Карусель, 1906
  • Старый учитель. Портрет Николая Мурашко, 1906
  • На корме. Портрет Жоржа Мурашко, 1906
  • Солнечные пятна. Портрет Жоржа Мурашко, 1908
  • Портрет Маргариты Мурашко, 1909
  • Благовещение, 1909
  • Портрет Людмилы Куксин, 1910
  • Портрет Веры Дитятин, 1910
  • Портрет Веры Епанчина, 1910
  • У пруда. Портрет Маргариты Мурашко, 1913
  • Крестьянская семья, 1914
  • Прачка, 1914
  • Портрет старой женщины, 1916
  • Женщина с цветами, 1918
  • Автопортрет, 1918
Галерея произведений А. Мурашко:
  • Портрет художника Николая Петрова

  • Портрет Елены Праховой

  • Прачка

  • Старый учитель. Портрет Николая Мурашко

  • Женщина с цветами

  • Портрет Людмилы Куксин

  • Девушка в красном шляпке

  • Зима


Примечания

  1. http://blog.i.ua/community/1952/539150/ - blog.i.ua/community/1952/539150 /

Источники

  • Украинская советская энциклопедия. В 12-ти томах. / Под ред. М. Бажана. - 2-е изд. - М., 1974-1985.
  • Александр Мурашко. Альбом. (Автор-составитель Членова Л. Г.), М.: "Искусство", 1980
  • Членова Л. Г. [вступительная статья] / / Александр Мурашко. Альбом. (Автор-составитель Членова Л. Г.), М.: "Искусство", 1980, с. 5-20
  • Словарь художников Украины
  • Профессора НАОМА (1917-2007) / / Исследовательские и научно-методические работы: Сб. наук. пр. Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры. - М. - 2007. Спецвыпуск.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам