Надо Знать

добавить знаний



Мурашко Николай Иванович


Murashko M.jpg

План:


Введение

Николай Иванович Мурашко (* 20 мая 1844, Глухов - ? 22 сентября 1909, Буча) - украинский художник и педагог. Дядя Александра Мурашко (1875-1919) - украинский живописца, педагога и общественного деятеля [1].


1. Биография

Родился 20 мая 1844 года в Глухове. В Киеве - с 1858 года.

Учился у художника-реставратора, преподавал рисование в 1-й гимназии ( 1868 - 1870), реальном училище ( 1873 - 1895), Коллегии Павла Галагана (теперь в этом помещении Музей литературы). В 1875 году организовал и возглавил Рисовальную школу (существовала до 1901 года; содержалась в 1875 - 1876 ​​годах на улице Трехсвятительской, в 1876 ​​- 1880 - в одном из помещений Городской думы, в 1880 - 1882 годах - в настоящее улице Ивана Франко, в 1882 - 1891 годах - на улице Владимирской).

Могила Николая Мурашко

С 1901 жил в поселке Буче под Киевом, где и умер 22 сентября 1909 года. Похоронен на Лукьяновском кладбище Киева (участок № 12).

1963 года в Киеве в его честь названа улица.

Имя выдающегося художника и педагога, критика и общественного деятеля Николая Ивановича Муравьи неразрывно связано с историей развития изобразительного искусства и художественного образования в Украине во второй половине XIX - начале XX века.

Николай Иванович Мурашко родился 8 мая 1844 года в городе Дуговые Черниговской губернии, в семье резчика иконостасов.

Интерес к рисованию проявился в парня еще в детстве. Он собирал и копировал картинки из книг, делал самостоятельные рисунки.

1863 по совету И. Сошенко, который работал преподавателем рисования в П Киевской гимназии, М. Мурашко едет в Петербург, желая поступить в Академию художеств. В том же году М. Мурашко начинает посещать Академию как свободный слушатель, учится очень успешно, благодаря чему приобретает серьезную и основательную профессиональную подготовку.

Ближайшее товарищем в годы академического обучения Мурашко становится И. Репин, который повлиял на формирование эстетических взглядов Николая Ивановича.

В годы учебы молодой художник зарекомендовал себя как незаурядный график, о чем свидетельствует созданный им в 1864-1867 годах литографический портрет Т.Г. Шевченко. Высокая техника исполнения произведения - четкий, реалистичный рисунок, уверена лепка формы, викинченисть - помогли художнику создать вдохновенный образ Великого Кобзаря, дать глубокую психологическую характеристику поэта. Портрет Т.Г. Шевченко не только творческая удача Н. Мурашко, но и один из самых ярких и высокохудожественных изображений великого поэта в украинском искусстве.

Завершить полный курс обучения в Академии Мурашко не смог - помешала болезнь. Он вынужден был вернуться в Украину. Поселившись в городке Воронеж, Черниговской губернии, художник начинает свою педагогическую деятельность.

В октябре 1867 года М. Мурашко направил в Академию художеств свои рисунки с просьбой предоставить ему звание учителя рисования на основании этих работ. Совет Академии удовлетворил такую ​​просьбу и от 1868 года М. Мурашко начинает преподавательскую работу в Киевской прогимназии. В 1869-1870 годах Николай Мурашко преподавал рисование в I Киевской гимназии, а с августа 1873 года - в Киевском реальном училище. 1879 за одну из своих первых картин "Мотив из окрестностей Киева" М. Мурашко удостоен Советом Академии художеств звание классного художника III степени.

В конце 70-х годов художник усиленно занимается пейзажной живописью, упорно и добросовестно изучая природу. "Чувствую, - вспоминал сам художник, - что милая, любимая мной природа не отпускает меня, не научив чего-либо".

В 80-90-х годах XIX в. М. Мурашко создает ряд пейзажей - "Река Тетерев", "Коростышев" (1886), "Крым" (1892), "Берег Алупки" (1894), "Ай-Петри", "Мечеть" (1897), "Мельница" , "В парке", "Вид Боярки" и др., экспонирует на киевских и петербургских художественных выставках. Все эти работы высоко оценивались тогдашней художественной критикой, а некоторые из них были приобретены для музея Академии художеств.

В этот же период М. Мурашко написаны несколько портретов, лучший из которых - портрет М.М. Е. Он написан в традициях русского реалистического живописи, убедительно и реалистично, с большой психологической выразительностью воспроизводит образ выдающегося русского художника. Прекрасно вылепленное лицо с живыми выразительными глазами передает темперамент, энергичность характера М.М. Е, общественного деятеля и блестящего оратора.

Особенно часто обращается М. Мурашко к изображению величественных днепровских просторов. Наиболее характерным и удачным пейзаж "Над Днепром". На нем изображен высокий обрывистый берег, покрытый живописной зеленой растительностью. Где-то далеко внизу искрится на солнце величественный разлив могучей реки. Яркие, сочные краски создают радостную цветовую гамму, подчеркивают все очарование этого солнечного, действительно поэтического пейзажа. Однако картина одновременно поражает своей реалистичностью, типичностью и ненадуманистю изображения. Произведение написано художником широко и свободно, с искусным сочетанием в целостной живописной гамме желтовато-коричневого цвета почвы и стволов деревьев, зеленые травы и листья, синего цвета днепровских вод, голубизна неба, пронизанного солнечными лучами. М. Мурашко предстает перед зрителем как художник, чутко воспринимает жизнь природы, умеет живо и непосредственно передать свои переживания и мысли.

Однако приоритетным направлением деятельности М. Мурашко была преподавательская деятельность. 1875 Николай Иванович у себя дома открыл рисовальную школу. Среди первых ее учеников были взрослые и дети, любители живописи и искусства, лица, которые готовились к экзамену по рисованию. Художник использовал прогрессивные методы подготовки учащихся, в основе которых - требования рисование с натуры, строгого соблюдения принципа "от легкого - к более сложному", обеспечение индивидуального подхода к каждому ученику, всесторонней художественного образования, органического сочетания специальной и общеобразовательной подготовки.

Помощь М. Мурашко в организации школы в разный период оказывали профессор П.В. Павлов, известный русский географ П.П. Семенов-Тян-Шанский, Председатель Русского Технического Общества П.А. Кочубей, местные коллекционеры произведений П. Носов, В. Тарновский, И. Бостунов, И. Терещенко. Усилия Николая Ивановича были поддержаны известными художниками И. Репиным, И. Крамским, Г. Мясоедовым, В. Маковским, А. Корзухиным и др..

Школа Н. Мурашко давала реальную возможность получить художественное образование детям бедняков. Много талантливых художников - Н. Пимоненко, Г. Дядченко, В. Андреев, С. Костенко и другие, благодаря Киевской рисовальной школе Н. Мурашко получили возможность развить свой природный талант, получить художественное образование и выйти на большую дорогу искусства.

В разное время преподавателями школы Мурашко были М. Врубель, И. Селезнев, проф. Г. Павлуцкий, В. Фабрициус, С. Костенко, И. Костенко, А. Ироицька-Гусева и др..

Школа М.И. Муравей просуществовала более 25 лет и была закрыта 22 мая 1901 *.

Предлагая новые методы преподавания, М.И. Мурашко выдает 1869 руководство по рисования для детей, имел большой успех и 1875 году был переиздан. За образцы для копирования ученикам предлагались выполнены самим М. Мурашко литографические рисунки - орнаментов, зданий, пейзажей, жанровых сценок. Рисунки предоставлялись в порядке сложности и отмечались четкостью форм и линий, доступностью сюжетов.

М. Мурашко интересовался и изучал опыт преподавания в лучших российских и зарубежных школах. В 1885, 1891, 1894 годах художник путешествует в Краков, Вену, Париж, Болонье, Флоренции и Рима, чтобы ознакомиться с деятельностью художественных школ и академий.

Изучая работу учебных заведений, Николай Иванович одобрял работу тех из них, центральное место в которых занимала всесторонняя, тесно связана с жизнью подготовка учащихся. "Теория, которая не была она добрая, - отмечал Мурашко в письме к И. Терещенко, - теряет свое жизненное значение, если не происходит из самой жизни". Его привлекали методы, позволявшие направлять учебный процесс в соответствии с естественного развития учащихся, особенно тех, которые стремились отразить в своих рисунках окружающую жизнь. Задача же учителя Н.И. Мурашко видел в помощи ученику правдиво отразить действительность, поощрении к самостоятельной работе, стремлении развить творческие способности, направлении на самостоятельное изучение жизни.

"Старый учитель". Портрет Николая Мурашко работы Александра Мурашко (1906)

Николай Мурашко особое внимание уделял необходимости систематического, повседневной, упорной учебы и борьбы за повышение уровня художественного мастерства. "Ведь учению края нет", - сказал художник и призывал: "Будем учиться всегда! К искусству мгновенно теряет интерес тот, кто перестает совершенствоваться".

В системе воспитания, имеющейся в Киевской рисовальной школе, были отражены достижения тогдашних учебных заведений, в частности Академии художеств. М.И. Мурашко стремился использовать все положительное и ценное, что было создано академической системой воспитания, критически подходя к устаревшим, рутинных приемов и методов.

Начиная с 80-х годов XIX в. М.М. Мурашко выступает со статьями и рецензиями в местной и столичной прессе. Художник пропагандировал и разъяснял суть творчества передвижников, подчеркивал в своих статьях на яркости и правдивости полотен лучших представителей искусства, на том, что жизнь, отражено в этих произведениях, "все еще полное надежд, но еще более угнетенное разнообразной нуждой и бедой". По инициативе И. Муравей, начиная с 1877 года, в Киеве начали ежегодно организовываться художественные выставки, на которых были представлены произведения выдающихся русских, украинских и зарубежных художников-реалистов. В выставках экспонировали свои произведения такие выдающиеся художники, как С. Светославский. Е. Вжеще, В. Орловский, М. Яровой, М Галимоеський, К. Костанди, Г. Ладыженский, Р. Судковский, А. Сластен, И. Репин, В. Верещагин, В. Поленов, И. Шишкин и др..

Последние годы жизни М. Мурашко провел в Буче, в то время, поселке близ Киева, полностью отдаваясь творческой работе. Особенно напряженно работал художник над книгой мемуаров "Воспоминания Старого Учителя", которые вышли двумя выпусками еще при жизни художника. В них повесть о Киевской рисовальную школу доведено до 1884 года.

Довести работу до конца М.И. Муравья помешала тяжелая болезнь.

Умер Н.И. Мурашко 9 сентября 1909-го года.

Николай Иванович Мурашко всю свою жизнь и творческое вдохновение направил на воспитание украинских художников, прививая своим воспитанникам любовь к искусству. Многие его ученики продолжили и развили в украинском искусстве традиции реалистической живописи, заложенные Киевской рисовальной школе Н. Мурашко.


Примечания

  1. http://blog.i.ua/community/1952/539150/ - blog.i.ua/community/1952/539150 /

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам