Надо Знать

добавить знаний



Мусоргский Модест Петрович



План:


Введение

Модест Мусоргский, портрет работы И. Репина

Модест Петрович Мусоргский ( * 9 (21) марта 1839 ( 18390321 ) - ? 16 (28) марта 1881) - русский композитор, один из членов "Могучей кучки".

Творчество Мусоргского является ярко национально выраженной, что отразилось в гармоничных и мелодичных особенностях его музыки, обращении к русскому фольклору и национальных сюжетов. В своих известных операх - "Борис Годунов" и "Хованщина", композитору удалось показать неизвестные ранее в истории музыки горизонте по глубине раскрытия образа простого народа.


1. Жизнь и творчество

Мусоргский - кадет Преображенского полка

Модест Петрович Мусоргский родился 9 марта 1839 года в имении своего отца, небогатого помещика, в селе Карево Торопецкого уезда (ныне Куньинского района) на Псковщине, умер 16 марта 1881 года в Петербурге), русский композитор, участник "Могучей кучки". Детские годы провел в имении родителей, с шести лет Мусоргский начал заниматься музыкой под руководством матери. В автобиографии Мусоргский писал:

" ... Ознакомление с духом народной жизни было главным импульсом музыкальных импровизаций до начала ознакомления еще с самыми элементарными правилами игры на фортепиано. "
Модест (справа) и его брат Филарет (слева) в 1858

В 1849 поступил в Петропавловскую школу в Петербурге, в 1852-56 учился в Школе гвардейских подпрапорщиков. Одновременно брал уроки музыки у пианиста А. А. Герке. В 1852 был издан первый произведение Мусоргского - полька для фортепиано "Подпрапорщик". В 1856-57 он познакомился с А. С. Даргомыжским, В. В. Стасовым и М. А. Балакиревым, которые оказали влияние на его общее и музыкальное развитие. Под руководством Балакирева Мусоргский начал серьезно заниматься композицией; решив посвятить себя музыке, в 1858 ушел с военной службы. В конце 50 - начале 60-х гг Мусоргский написал ряд романсов и инструментальных произведений, в которых уже проявились своеобразные черты его творческой индивидуальности. В 1863-66 работал над оперой "Саламбо" (по одноименному роману Гюстава Флобера, не завершена), который отмечается драматизмом народно-массовых сцен. К середине 60-х гг формируется мировоззрение Мусоргского как художника-реалиста, близкого идеям революционных демократов.

Обращаясь к актуальной, социально заостренной тематике народной жизни, он создал песни и романсы на слова Н. А. Некрасова, Т. Г. Шевченко, А. Н. Островского и на собственные тексты (?Калистрат", "Колыбельная Еремушкы", "Спи, усни, крестьянский сын", "Сиротка", "Семинарист" и др.)., в которых проявились его дар бытописателя, умение создавать ярко характерные человеческие образы. Богатством и сочностью звуковых красок отличается симфоническая картина "Ночь на Лысой горе" ( 1867), созданная по мотивам народных сказок и легенд. Смелым экспериментом стал неоконченная опера Мусоргского ?Женитьба? (на неизмененный текст комедии Н. В. Гоголя, 1868), вокальные партии которой основаны на непосредственном воспроизведении интонаций живой разговорной речи.

Все эти работы подготовили Мусоргского к созданию одного из величайших его творений - оперы "Борис Годунов" (по трагедии А. С. Пушкина). Первая редакция оперы ( 1869) не была принята к постановке дирекцией императорских театров. После переработки "Борис Годунов" был поставлен в петербургском Мариинском театре (1874), но с большими сокращениями.

Мусоргский в поздние годы жизни

В 70-х гг Мусоргский работал над грандиозной по замыслу ?народной музыкальной драмой? из эпохи стрелецких бунтов конца 17 века "Хованщина" (либретто Мусоргского, начата в 1872), идея которой была ему подсказана В. В. Стасовым, и комической оперой "Сорочинская ярмарка" (по повести Гоголя, 1874-80). Одновременно создал вокальные циклы ?Без солнца" (1874), "Песни и пляски смерти" (1875-77), сюиту для фортепиано ?Картинки с выставки" (1874) и др..

В последние годы жизни Мусоргский испытывал тяжелую депрессию, вызванную непризнанием его творчества, одиночеством, бытовыми и материальными затруднениями. Умер он в бедности в Николаевском солдатском госпитале. Неоконченная композитором ?Хованщина? была завершена после его смерти Римским-Корсаковым, над ?Сорочинской ярмаркой? работали А. К. Лядов, Ц. А. Кюи и другие. В 1896 Римским-Корсаковым была сделана новая редакция "Бориса Годунова". В советское время Д. Д. Шостаковичем заново отредактированы и оркестрованные "Борис Годунов" и "Хованщина" (1959). Самостоятельный вариант завершения "Сорочинской ярмарки" принадлежит В. Я. Шебалина (1930).

Памятник Мусоргскому на родине

Великий гуманист, демократ и правдолюбец, Мусоргский стремился деятельно служить своим творчеством народу. С огромной силой отразил он острые социальные конфликты, создал могучие, полные драматизма образы восставшего народа, борющегося за свои права. Вместе с тем Мусоргский был чутким психологом, знатоком человеческой души. В музыкальных драмах "Борис Годунов" и "Хованщина" чрезвычайно динамичные, красочные массовые народные сцены сочетаются с разнообразием индивидуальных характеристик, психологической глубиной и сложностью отдельных образов. В сюжетах из отечественного прошлого Мусоргский искал ответы на болезненные вопросы современности. "Прошедшее в настоящем - вот моя задача", - писал он Стасову, работая над "Хованщина". Как гениальный драматург проявил себя Мусоргский и в произведениях малой формы. Некоторые из его песен представляют собой подобие небольших драматических сценок, в центре которых - живой и законченный человеческий образ. Вслушиваясь в интонации разговорной речи и в мелодии русской народной песни, Мусоргский создал глубоко оригинальный, выразительный музыкальный язык, отличающийся острой реалистической характерностью, тонкостью и многообразием психологических оттенков. Творчество его оказало влияние на многих композиторов: С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Л. Яначека, К. Дебюсси и др..


2. Список произведений

2.1. Оперы

  • "Саламбо" (по роману Г. Флобера, 1863-1866, не окончена)
  • "Женитьба" ("Женитьба") (на текст комедии Н. В. Гоголя, 1-й действия, 1868; закончена и оркестровать М. М. Ипполитова-Иванова, пост. 1931, радиотеатр, Москва)
  • "Борис Годунов" (по трагедии А. С. Пушкина, 1869; 2-я ред. 1872, пост. 1874, Мариинский т-р, Петербург; в ред. Н. А. Римского-Корсакова, пост. в 1896 Об- вом муз. собраний, Большой зал Петерб. консерватории; в ред. Д. Д. Шостаковича, 1959, Ленингр. т-р оперы и балета)
  • "Хованщина" (либр. М., 1872-80, окончена по авторским материалам и оркестровать Римским-Корсаковым, 1883, пост. 1886, силами муз.-драм. кружка любителей, зал Кононова, Петербург; в ред. Шостаковича, экранизирована в 1959, пост. 1960, Ленинградского театра оперы и балета)
  • "Сорочинская ярмарка" (по повести Гоголя, 1874-80, окончена Ц. А. Кюи, 1916, пост. 1917, Театр муз. Драмы, Петроград; в ред. В. Я. Шебалина, 1931, Малый оперный т-р, Ленинград; в ред. П. А. Ламма и Шебалина, 1932, Муз. т-р им. В. И. Немировича-Данченко, Москва, также 1952, Филиал Большого театра, Москва)

2.2. Произведения для оркестра

  • скерцо си-бемоль мажор (1858)
  • Alla marcia notturna (1861)
  • Симфония ре-мажор мажор: Andante, Scherzo, and Finale (1861-1862)
  • "Иванова ночь на Лысой горе" (1867)
  • Симфоническое интермеццо в классическом духе (1867)
  • "Торжественный марш: Взятие Карса? (1880)

2.3. Произведения для фортепиано

  • Porte-enseigne: Polka (1852)
  • Souvenir d'Enfance (1857)
  • Scherzo до-диез минор (1858)
  • "Impromptu passionn?" (1859)
  • "Kinderscherz"
  1. Оригинальная версия (1859)
  2. Редакция (1860)
  • Соната до мажор для фортепианного дуэта: Allegro and Scherzo (1860)
  • Intermezzo in modo classico (1861)
  • "Из воспоминаний детства" (1865):
  1. "Няня и я"
  2. "Первое наказание: Няня запирает меня в Темную комнату"
  • "Дума" R?verie (на тему Логинова) (1865)
  • "La Capricieuse" (на тему Гайдна) (1865)
  • "Швея" (1871)
  • "Картинки с выставки" (1874)
  • "На южном берегу Крыма" (Гурзуф) (1880)
  • "Близ южного берега Крыма" (1880)
  • "M?ditation: feuillet d'album" (1880)
  • "Une Larme" (1880)
  • "Quasi Fantasia: Au Village" (? 1880)



2.4. Произведения для хора

  • "Марш Шамиль" (для солистов, хора и оркестра) (1859)
  • "Поражение Сеннахериба" ( Байрон) (для хора и оркестра)
  1. Оригинальная версия (1867)
  2. Revised version (1874)
  • "Иисус Навин" (Alto / Bass / Chorus / фортепиано) (1874-77)
  • 3 вокализы (Женский хор на 3 партии) (1880)
  • 5 российских народных песен (Мужской хор, 4 партии) (1880)

2.5. Романсы

  • "Где ты, звездочка?" (Греков)
  1. Оригинальная версия (1857)
  2. Редакция для оркестра (1858)
  • "Отчего, скажи, душа-девица" (Аноним) (1858)
  • Du meines Herzens Sehnsucht (Аноним) (1858)
  • "Веселый час" ( Кольцов)
  1. Оригинальная версия (1858)
  2. Редакция (1859)
  • "Листья шумели уныло" (Плещеев) (1859)
  • "Что вам слова любви?" (Аммосов) (1860)
  • "Много есть у меня теремов и садов" ( Кольцов) (1863)
  • "Песнь старца" ( Гете : An die T?ren will ich schleichen) (1863)
  • "Царь Саул" (1863)
  • "Но если-бы с тобою встретиться могла" (Курочкин) (1863)
  • "Дуют ветры, ветры буйные" ( Кольцов) (1864),
  • "Ночь" ( Пушкин)
  1. Оригинальная версия (1864)
  2. Редакция (1868)
  1. Оригинальная версия (1864)
  2. Редакция (1864)
  • "Молитва" ( Лермонтов) (1865)
  • "Отверженная" (Holz-Miller) (1865)
  • "Колыбельная песня" (Островский) (1865)
  • "Малютка" (Плещеев) (1866)
  • "Желание" ( Гейне : Ich wollt 'meine Schmerzen erg?ssen) (1866)
  • "Из слез моих выросло много" ( Гейне : (1866)
  • "Светик Савишна" Savishna (Мусоргский) (1866)
  • "Ах, ты, Пьяная тетерев" (Мусоргский) (1866)
  • "Семинарист" Мусоргский) (1866)
  • "Гопак" (Шевченко / Мей)
  1. Оригинальная версия (1866)
  2. Оркестровая редакция (1868)
  • "Днепр" (Шевченко / Мей)
  1. Оригинальная версия (1866) (lost)
  2. Редакция (1879)
  • "Еврейская песня" (Мэй) (1867)
  • "Стрекотунья-белобока" ( Пушкин) (1867)
  • "По грибы" (Мэй) (1867)
  • "Пирушка" ( Кольцов) (1867)
  • "Озорник" (Мусоргский) (1867)
  • "Козел (Светская сказочка)" "(Мусоргский) (1867)
  • "Классик" (Мусоргский) (1867)
  • "По над Доном сад цветёт" ( Кольцов) {1867}
  • "Сиротка" (Мусоргский) (1868)
  • "Колыбельная Ерёмушкы" ( Некрасов) (1868)
  • "Детская песенка" (Мэй) (1868)
  • "Детская" (Мусоргский):
  1. "С няней" (1868)
  2. "В углу" (1870)
  3. "Жук" (1870)
  4. "С куклой" (1870)
  5. "На сон грядущий" (1870)
  6. "Поехали на палочке" (1872)
  7. "Кот Матрос" (1872)
  • "Раек" (Мусоргский) (1870)
  • "Вечерняя песенка" (Плещеев) (1871)
  • "Без солнца" (Голенищев-Кутузов) (1874):
  1. "В четырех стенах"
  2. "Меня в толпе ты не узнала"
  3. "Окончен праздный шумный день"
  4. "Скучаю"
  5. "Элегия"
  6. "Над рекой"
  • "Забытые" Forgotten (Голенищев-Кутузов) (1874)
  • "Злая смерть (надгробное письмо)" Evil Death (The Epitaph) (Мусоргский) (1874)
  • "Крапивная Гора" The Mound of Nettles (Мусоргский) (1874)
  • "Песни и пляски смерти" (Голенищев-Кутузов) (1875):
  1. "Колыбельная"
  2. "Серенада"
  3. "Трепак"
  4. "Полководец" (1877)
  • "Непонятная" (Мусоргский) (1875)
  • "Не Божиим громом горе ударило" ( А.К.Толстой) (1877)
  • "Горный тихо летела душа небесами" (А.К.Толстой) (1877)
  • "Спесь" (А.К.Толстой) (1877)
  • "Ой, честь ли то молодцу лен прясть" (А.К.Толстой) (1877)
  • "Рассевается, расступается" (А.К.Толстой) (1877)
  • "Видение" (Голенищев-Кутузов) (1877)
  • "Странник" (Плещеев) (1878)
  • "Песня Мефистофеля в погребке Ауэрбаха (Песня о блохи)" ( Гете / Струговщиков) (1879)



2.6. Транскрипции и аранжировки

  • "Ogni sabato avreti il ​​lume acceso (Canto Popolare Toscano)" (Gordigiani) (Duet: MezzSop / Bar / для фортепиано) (1864)
  • Транскрипции ( Глинки, Бетховена, Балакирева, Берлиоза и др..) (для фортепиано 2, 4 или 8 руки)
  • "Сорочинская ярмарка"
  1. Сцена на Лысой горе
  2. Гопак

2.7. Потерянные работы

  • Соната ми-бемоль мажор: Scherzo and Finale (для фортепиано) (1858)
  • Соната фа-диез минор (для фортепиано) (1858)
  • Preludio in modo classico (для фортепиано) (1860)
  • Menuet Monstre (для фортепиано) (1861)
  • Соната ре-мажор: Scherzo (для фортепиано) (1862)
  • "Буря на Черное море" (для фортепиано) (1879)

Источники

Википедия содержат высказывания, автором которых является: Мусоргский Модест Петрович

4. Библиография

  • Елена Анфимова о Михаиле Глинке, Модеста Мусоргского, Софья Ковалевську, Константина Циолковского, Анну Ахматову] / Е. Анфимова. - Киев: Грани-Т, 2009. - 88 с.: Ил. - ( Жизнь выдающихся детей). - ISBN 978-966-2923-77-3. - ISBN 978-966-465-233-6
  • Стасов В. В., Собрание статей о Мусоргского и его произведениях, М. - П., 1922;
  • Мусоргский. [Статьи и исследования], т. 1 - "Борис Годунов", М., 1930;
  • М. П. Мусоргский. К 50-летию со дня смерти. Статьи и материалы, М., 1932 (лит.);
  • Туманина Н., М. П. Мусоргский, М. - Л., 1939;
  • Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 3, М., 1954;
  • Орлова А., Труды и дни М. П. Мусоргского. Летопись жизни и творчества, М., 1963:
  • Хубов Г., Мусоргский, М., 1969.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам