Надо Знать

добавить знаний



Мустафа Кемаль Ататюрк


Мустафа Кемаль Ататюрктур. Mustafa Kemal Atatrk

План:


Введение

Мустафа Кемаль Ататюрк ( тур. Mustafa Kemal Atatrk, Газе Кемаль Мустафа), имя при рождении - Али Риза оглу Мустафа ( тур. Ali Rıza oğlu Mustafa), в 1934 Мустафа Кемаль Паша ( 19 мая 1881 - 10 ноября 1938) - выдающийся государственный и политический деятель Турции, турецкий генерал, первый президент Турции; лидер Турецкой войны за независимость против разделения бывшей Османской империи после 1-й Мировой войны.

Возглавив после поражения (октябрь 1918) Османской империи в Первой мировой войне национально-революционное движение и "войну за независимость" в Анатолии, добился ликвидации марионеточного правительства султана и оккупационного режима, создал новую, основанную на национализме ("суверенитет нации"), республиканскую государство, провел ряд серьезных политических, социальных и культурных реформ, таких как ликвидация султаната (1 ноября 1922), провозглашение республики ( 29 октября 1923), отмены халифата (3 марта 1924), введение светского обучения, закрытие дервишских орденов, реформа одежды (1925), принятие нового уголовного и гражданского кодексов по европейскому образцу (1926), латинизация алфавита, отделение религии от государства (1928), предоставление избирательных прав женщинам, отмену титулов и феодальных форм обращения, введение фамилий (1934), создание национальных банков и национальной промышленности. Как председатель Великого национального собрания (1920-1923) и затем (с 29 октября 1923) как президент республики, переизбираться на этот пост каждое четырехлетие, а также как бессменный председатель им созданной Народно-республиканской партии, приобрел в Турции непререкаемым авторитетом и диктаторские полномочия.


1. Биография

1.1. Происхождение, детство и образование

Родился в 1880 или 1881 (достоверных сведений о дате рождения нет; впоследствии Кемаль выбрал датой своего рождения 19 мая - день начала борьбы за независимость Турции) в квартале Ходжакасим оттоманского города Салоники (ныне Греция) в семье мелкого лесоторговца, бывшего таможенного чиновника Али Риза-эфенди и его жены Зюбейде-ханым, и ему было дано распространившееся среди оттоманских мусульман имя Мустафа ("избранный"). Его отец, видимо, был по происхождению албанцев мать - возможно македонка (достоверных сведений нет) в семье говорили по-турецки и исповедовали ислам, хотя среди противников Кемаля в Османской империи было распространено мнение, что его отец принадлежал к иудейской секты Денмен, одним из центров которой был город Салоники. Он и его младшая сестра Макбуль Атадан были единственными детьми в семье, дожив до взрослого возраста, остальные умерли в раннем возрасте.

Мустафа был активным ребенком и имел вспыльчивый и чрезвычайно независимый характер. Общению со сверстниками или сестрой мальчик предпочитал одиночество и независимость. Он нетерпимо относился к мнению окружающих, не любил идти на компромиссы и всегда стремился следовать выбранному для себя пути. Привычка прямо высказывать все, что думает, принесла Мустафе в дальнейшей жизни немало хлопот, и с ней он нажил многочисленных врагов.

Мать Мустафы, ревностная мусульманка, хотела, чтобы ее сын выучил Коран, но ее муж, Али Риза, склонялся к тому, чтобы дать Мустафе более современное образование. Супруги никак не могли прийти к компромиссу, и поэтому, когда Мустафа достиг школьного возраста, его сначала определили в школу Хафиза Мехмет-эфенди, которая разместилась в квартале, где жила семья. Его отец умер в 1888 году, когда Мустафе было 8 лет. 13 марта 1893 он, согласно своего стремления, будучи 12-ти лет, поступил в подготовительную военную школу в Салониках Selnik Asker Rştiyesi in Selnik, где учитель математики дал ему второе имя Кемаль ("совершенство").

В 1896 году был зачислен в военную школу (Manastır Asker İdadisi) в г. Монастир (ныне Битола в Македонии). 13 марта 1899 вступил в Оттоманский военный колледж (Mekteb-i Harbiye-i Şahane) в Константинополе, столице Османской империи. В отличие от прежних мест учебы, где царили революционные и реформаторские настроения, колледж в Константинополе был под жестким контролем султана Абдул-Хамида II.

10 февраля 1902 поступил в Оттоманскую академию Генштаба (Erkn-ı Harbiye Mektebi) в Константинополе, которую окончил 11 января 1905. Сразу по окончании академии, был арестован по обвинению в противозаконной критике абдулхамидовского режима и после нескольких месяцев под стражей был сослан в Дамаск, где в 1905 году создал революционную организацию Ватан ("Родина").

Учился на офицера, учился ( 1896 - 1899) в среднем военном училище в Монастыре (ныне Битола, Македония). 1902 окончил Стамбульская военное училище в звании лейтенанта, продолжил обучение в Военной академии и закончил ее 1905 года.


1.2. Начало службы. Младотурки

В 1905 - 1907 годах вместе с Лютфи Мюфит-беем (Оздешем) служил в 5-й армии, дислоцированной в Дамаск. В 1907 году Мустафа Кемаль был повышен в звании и получил направление в 3-ю армию в город монастырь.

Уже во время учебы в Салониках Кемаль участвовал в революционных обществах, после окончания Академии присоединился к младотурок, участвовал в подготовке и проведении Младотурецкой революции 1908; впоследствии, несмотря на разногласия с лидерами младотурецкого движения, временно отошел от политической деятельности.

1908 года Мустафа Кемаль участвовал в младотурецкой революции.

В 1910 Мустафа Кемаль был направлен во Францию, где присутствовал на Пиккардийская военных маневрах. В 1911 начал служить в Константинополе, в Генштабе вооруженных сил. На войне, начавшейся в 1911 со штурма Триполи итальянцами, Мустафа Кемаль вместе с группой своих товарищей сражался в районе Тобрука и дерна. 22 декабря 1911 Мустафа Кемаль одержал победу над итальянцами в сражении под Тобрук, а 6 марта 1912 был назначен на должность командующего османскими войсками в дерн.

Был на фронтах итало-турецкой (1911-1912 годы), второй Балканской и Первой мировой войн, где за умелые командирские качества получил титул "Паша".

В октябре 1912 года началась Балканская война, в которой Мустафа Кемаль участвовал вместе с военными подразделениями по Галлиполи и Болайира. Он сыграл большую роль в деле отвоевания Дидимотихона (Диметоки) и Адрианополя у болгар. В 1913 Мустафа Кемаль был назначен на должность военного атташе в Софии, где в 1914 он получил звание подполковника. Там Мустафа Кемаль прослужил до 1915, когда был направлен в Стамбул для формирования 19-й дивизии.


1.3. Кемаль в Первой мировой войне

Ататюрка, в то время командующий армией, (1918).

В начале Первой мировой войны Мустафа Кемаль успешно командовал турецкими войсками в битве за Чанаккале (см. Дарданелльская операция). 18 марта 1915 англо-французская эскадра попыталась пройти пролив Дарданеллы, однако понесла тяжелые потери. После этого командование Антанты приняло решение высадить десант на полуострове Галлиполи. 25 апреля 1915 англо-французы, высадившиеся на мысе Арибурну были остановлен девятнадцатого дивизией под командованием Мустафы Кемаля. После этой победы Мустафа Кемаль был сделан полковником. 6-7 августа 1915 английские войска вновь перешли в наступление с полуострова Арибурну.

Во время высадки войск Австралийского и Новозеландского корпуса и других британских частей в Галлипольском полуострове в ходе Дарданелльская операции, в наиболее отчаянный момент сражений, утром 25 апреля 1915 года, в приказе дня для своего 57-го полка Кемаль написал: "Я не приказываю вам наступать , я приказываю вам умереть. Пока мы будем умирать, другие войска и командиры смогут прийти и стать на наши места. " Весь личный состав 57-го полка погиб до конца боя. 6 - 15 августа 1915 группа войск под командованием немецкого офицера Отто Сандерса и Кемаля сумела помешать успеху британских сил при высадке в заливе Сувла. Затем последовали победа при Киречтепе (17 августа) и вторая победа при Анафарталар (21 августа).

После битв за Дарданеллы Мустафа Кемаль командовал войсками в Адрианополе и Диярбакыре. 1 апреля 1916 он был произведен в дивизионные генералы (генерал-лейтенант) и назначен командующим 2-й армии. Під його командуванням 2-а армія на початку серпня 1916 зуміла ненадовго зайняти Муш і Бітліс, але незабаром була вибита звідти російськими. Після короткостроковій служби в Дамаску і Халебі Мустафа Кемаль повернувся в Константинополь. Звідси разом з наслідним принцом Вахідеттіном ефенді відправився в Німеччину на лінію фронту для проведення інспекції. Після повернення з цієї поїздки серйозно захворів і був відправлений на лікування до Відня і Баден-Баден.

15 серпня 1918 повернувся в Халеб на посаді Командира 7-ою армією. Під його командуванням армія успішно оборонялася від атак англійських військ. Після підписання Мудроського перемир'я (капітуляції Османської імперії) (30 жовтня 1918 року) був призначений на посаду командувача групою військ швидкого реагування. Після розпуску цієї армії Мустафа Кемаль 13 листопада 1918 повернувся до Константинополя, де почав працювати в Міністерстві оборони.

1919 - очолив національно-визвольний рух проти Антанти, що привів до проголошення Турецької республіки. 1921 сформував тимчасовий уряд в Анкарі. 1923 після проголошення республіки став її першим президентом; правив авторитарно, впроваджуючи реформи, що мали європеїзувати і модернізувати Туреччину (зокрема, скасування багатоженства і емансипація жінок, реформа законодавства і освіти, заміна арабської абетки латинською, мусульманського календаря - Григоріанським). Дбав Ататюрк і про розвиток промисловості.


2. Організація Анкарського уряду

Підписання Портою капітуляції змусило приступити до планомірного роззброєння і розформування Османської армії. 19 травня 1919 [1] Мустафа Кемаль як інспектор 9-ої армії прибув до Самсуна. 22 июня 1919 в Амація він оприлюднив циркуляр (Amasya Genelgesi), який свідчив, що незалежність країни знаходиться під загрозою, а також оголошував скликання депутатів на Сівасскій конгрес.

8 липня 1919 Кемаль звільнився з османської армії; султанський уряд видало ордер на його арешт; згодом він був засуджений in absentia до смертної кари. 23 липня - 7 серпня 1919 року в Ерзурумі відбувся з'їзд (Erzurum Kongresi) 6-та східних вілайєтів імперії, за яким пішов Сівасскій конгрес, проведений з 4 по 11 вересня 1919 року. Мустафа Кемаль, що забезпечив скликання і роботу цих конгресів, таким чином визначив шляхи порятунку вітчизни. 27 грудня 1919 Мустафу Кемаля з радістю зустріли жителі Ангори (Анкара).

Після окупації Константинополя військами Антанти і розпуску оттоманського парламенту (16 березня 1920), Кемаль скликав у Ангорі власний парламент - Великі Національні Збори Туреччини (ВНСТ), перше засідання якого відкрилося 23 апреля 1920 року. Сам Кемаль був обраний головою парламенту і главою уряду Великих Національних Зборів, що тоді не визнавалося жодної з держав. Основним безпосереднім завданням кемалістів була боротьба з вірменами на північному сході, з греками - на заході, а також - з окупацією Антантою "турецьких" земель та зберігавшимся де-факто режимом капітуляцій.

7 червня 1920 Ангорської уряд оголосив недійсними всі колишні договори Оттоманської імперії; крім того, уряд ВНСТ відкинуло і в кінцевому підсумку, шляхом військових дій, зірвало ратифікацію підписаного 10 августа 1920 року між султанським урядом та країнами Антанти Сервского договору, який вони вважали несправедливим щодо турецького населення імперії.


3. Реформы

Ататюрк провів ряд реформ у галузі права, мови, культури і побуту. Дотримувався політики дружби з СРСР, вважаючи її необхідною гарантією незалежності Туреччини. Ініціатор укладення договорів Туреччини з РСФРР (16 березня 1921) та Закавказькими радянськими республіками (13 жовтня 1921). Вів переговори з Надзвичайною місією УРСР до Туреччини на чолі з М. В. Фрунзе, внаслідок чого в Анкарі 2 січня 1922 було підписано договір про дружбу і братерство між Туреччиною і УРСР. 17 декабря 1925 року уклав договір про нейтралітет між Туреччиною та СССР.


3.1. Реформа владної вертикалі

29 лютого 1924 відбулася остання традиційна церемонія п'ятничного відвідування останнім халіфом Туреччини мечеті в Константинополі. На наступний день, відкриваючи чергове засідання ВНСТ, Мустафа Кемаль вимовив обвинувальну промову з приводу вікового використання ісламської релігії в якості політичного інструменту, зажадав повернути її "істинному призначенню", терміново і найрішучішим чином врятувати "священні релігійні цінності" від різного роду "темних цілей і прагнень". 3 березня на засіданні ВНСТ під головуванням М. Кемаля були прийняті, серед інших, закони про скасування в Туреччині шаріатського судочинства, передача вакуфного майна в розпорядження створюваного генерального управліннями вакуфом.

Також передбачалася передача всіх наукових та навчальних закладів у розпорядження міністерства освіти, створення єдиної світської системи національної освіти. Дані розпорядження поширювалися і на іноземні навчальні заклади, і на школи національних меншин.

  • Скасування султанату (1 листопада 1922 року).
  • Створення Народної партії та встановлення однопартійної політичної системи (9 вересня 1923 року).
  • Проголошення Республіки (29 жовтня 1923 року).
  • Скасування халіфату (3 березня 1924 року).

Перетворення в правовій сфері:

  • Скасування меджелле (зводу законів, що ґрунтуються на шаріаті) (1924 - 1937 роки).
  • Прийняття нового Цивільного кодексу та інших законів, в результаті чого став можливим перехід на світську систему державного правління.

3.2. Суспільні зміни

В 1926 році був прийнятий новий Цивільний кодекс, де встановлювалися ліберальні світські принципи цивільного права, визначалися поняття власності, володіння нерухомого майна - приватного, спільного і т. д. Кодекс був переписаний з тексту швейцарського цивільного кодексу, тоді - найпрогресивнішого в Європі. Таким чином пішов у минуле Меджелле - звід османських законів, а також Земельний кодекс 1858 року.

  • Надання жінкам рівних з чоловіками прав (1926-34 роки).
  • Реформа головних уборів і одягу (25 листопада 1925 року).
  • Заборона на діяльність релігійних осередків й орденів (30 листопада 1925 року).
  • Закон про прізвища (21 червня 1934 року).
  • Скасування приставок до імен у вигляді прізвиськ і звань (26 листопада 1934 року).
  • Введення міжнародних систем часу, календаря і мір (1925-31 роки).

3.3. Аграрна реформа

В аграрній політиці держава розподіляла серед безземельних і малоземельних селян націоналізовану державну, вакуфну власності, а також землі християн, що померли або залишили Туреччину. Після курдського повстання шейха Саїда були прийняті закони про скасування натурального податку ашариту та ліквідації іноземної тютюнової фірми "Режі" (1925). Держава заохочувала створення сільськогосподарських кооперативів.

3.4. Економічні реформи

Одним из основных преобразований Кемаля на начальном этапе становления нового государства стала экономическая политика, которая определялась неразвитостью его социально-экономической структуры. С 14 млн населения около 77% проживало в селах, 81,6% было занято в сельском хозяйстве, 5,6% - в промышленности, 4,8% - в торговле и 7% - в сфере услуг. Доля сельского хозяйства в национальном доходе составляла 67%, промышленности - 10%. Большая часть дорог оставалась в руках иностранцев. В банковском деле, страховых компаниях, муниципальных предприятиях, в горнодобывающих предприятиях также господствовал иностранный капитал. Функции Центрального Банка выполнял Оттоманский банк, контролируемый английским и французским капиталом. Местная промышленность за отдельным исключением была представлена ​​ремеслом и мелкими кустарными промыслами.

В 1924 году при поддержке Кемаля и ряда депутатов Меджлиса был основан Деловой банк. Уже в первые годы деятельности он стал владельцем 40% акций компании "Тюрк тельсиз телефон Таш", построил крупнейший тогда в Анкаре отель "Анкара-палас", купил и реорганизовал фабрику шерстяных тканей, предоставил кредиты ряду Анкарский торговцам, которые поставляли на экспорт тифтик и шерсть.

Важнейшее значение имел Закон о поощрении промышленности, который вступил в силу 1 июля 1927 года. Теперь промышленник, намерен строить предприятие, мог получить бесплатно земельный участок в 10 га. Он освобождался от налогов на крытые помещения, на земельный участок, на прибыль и т.д. На материалы, импортируемые для строительства и производственной деятельности предприятия, не накладывались таможенные сборы и налоги. В первый год производственной деятельности каждого предприятия на стоимость выпускаемой им продукции устанавливалась премия в 10% стоимости. Для підтримки курсу турецької ліри і торгівлі валютою в березні 1930 р. був заснований тимчасовий консорціум, до якого увійшли всі найбільші національні та іноземні банки, що діяли в Стамбулі, а також міністерство фінансів Туреччини. Через шість місяців після створення консорціуму було надано право емісії. Подальшим кроком в упорядкуванні грошової системи і регулювання курсу турецької ліри стало заснування в липні 1930 р. Центрального банку, який розпочав свою діяльність у жовтні наступного року. З початком діяльності нового банку консорціум був ліквідований, а право емісії перейшло до Центрального банку. Таким чином, Оттоманський банк перестав грати домінуючу роль в турецькій фінансовій системі.

  • Скасування системи ашарит (застарілого оподаткування сільського господарства).
  • Заохочення приватного підприємництва в сільському господарстві.
  • Створення зразкових сільськогосподарських підприємств.
  • Видання Закону про промисловість і створення промислових підприємств.
  • Прийняття 1-го і 2-го планів індустріального розвитку (1933-37 роки), будівництво доріг на території всієї країни.

3.5. Етнічна чистка

У прагненні очистити в етнічному та релігійному відношенні Анатолію та вважаючи християн неблагонадйними, молодотурецька влада під проводом Ататюрка здійснила геноцид проти грецького та вірменського населення Понтійської області (див. Геноцид понтійських греків та Геноцид вірмен у Туреччині).

1934 року турецький парламент надав йому ймення Ататюрк (перекладається як батько турків). Мустафа Кемаль Ататюрк помер 10 ноября 1938 року від цирозу печінки, оскільки в останні роки свого життя зловживав алкоголем, що було пов'язане з важкими моральними навантаженнями.


3.6. Мовна реформа

В 1920 турецька мова містила лише 20 відсотків слів тюркського походження. Решта були арабські, перські, французькі. Внаслідок проведеної Ататюрком мовної реформи, в 1980 в турецькій мові залишилося лише 10 відсотків слів іншомовного походження. Розвиток йшов шляхом відновлення давно забутих слів, осучасненням їх і навіть наданням нового змісту [2]. Реформа включала також перехід з арабського письма, яке погано підходило для відображення турецької фонетики, на латинську абетку.


3.7. Образование

  • Об'єднання всіх органів освіти під єдиним керівництвом (3 березня 1924 року).
  • Прийняття нового турецького алфавіту (1 листопада 1928 року).
  • Установа Турецького лінгвістичного та Турецького історичного товариств.
  • Впорядкування університетської освіти (31 травня 1933 року).
  • Нововведення у сфері витончених мистецтв.

Відповідно до Закону про прізвища, 24 листопада 1934 ВНЗТ присвоїло Мустафі Кемалю прізвище Ататюрк.

Ататюрк двічі, 24 квітня 1920 і 13 серпня 1923 року, обирався на пост спікера ВНСТ. Цей пост поєднував у собі пости глав держави і уряду. 29 жовтня 1923 була проголошена республіка Туреччина, і Ататюрк був обраний першим її президентом. Відповідно до конституції, вибори президента країни проводилися раз на чотири роки, і Велике Національні Збори Туреччини обирало Ататюрка на цей пост в 1927, 1931 і 1935 роках. 24 листопада 1934 турецький парламент привласнив йому прізвище "Ататюрк" ("батько турків" або "великий турків", самі турки віддають перевагу другому варіанту перекладу).


4. Націоналізм і політика тюркізації меншин

Згідно з Ататюрком, елементами, які зміцнюють турецький націоналізм і єдність нації, є:

  • 1. Пакт про національну згоду.
  • 2. Національне виховання.
  • 3. Національна культура.
  • 4. Єдність мови, історії та культури.
  • 5. Турецьке самосвідомість.
  • 6. Духовні цінності.

У рамках цих концепцій, громадянство було законодавчо ототожнена з етнічністю, і всі жителі країни, включаючи курдів, що складали понад 20 відсотків населення, були оголошені турками. Всі мови, крім турецького, були заборонені. Вся система освіти базувалася на вихованні духу турецького національної єдності. Ці постулати були проголошені в конституції 1924 року, особливо в її статтях 68, 69, 70, 80. Таким чином, націоналізм Ататюрка протиставляв себе не сусідам, а національним меншинам Туреччини, які намагалися зберегти свою культуру і традиції: Ататюрк послідовно будував моноетнічна держава, силою насаджуючи турецьку ідентичність і піддаючи дискримінації тих, хто намагався відстоювати свою самобутність.

Лозунгом турецкого национализма стала фраза Ататюрка: Как счастлив говорит: "я турок!" (Тур. Ne mutlu Trkm diyene!) Это выражение поныне написано на стенах, памятниках, рекламных щитах и ​​даже в горах.

Сложнее было с религиозными меньшинствами (армянами, греками и евреями), которым Лозаннский договор гарантировал возможность создавать собственные организации и учебные заведения, а также пользоваться национальным языком. Однако Ататюрк не намерен добросовестно выполнять эти пункты. Была начата кампания по насаждению турецкого языка в быту национальных меньшинств, под лозунгом: "гражданин, говори по-турецки!"; От евреев, например, настойчиво требовали, чтобы они отказались от родного языка джудесмо (ладино) и перешли на турецкий, который рассматривался как свидетельство лояльности государству. Одновременно печать призвала религиозные меньшинства "стать настоящими турками" и в подтверждение этого добровольно отказаться от прав, гарантированных им в Лозанне.

В отношении евреев это было достигнуто тем, что в феврале 1926 г. газеты опубликовали соответствующую телеграмму, якобы посланную 300 турецких евреев в Испанию (при этом ни авторы, ни адресаты телеграммы так никогда и не были названы). Хотя телеграмма была откровенно фальшивой, евреи не посмели ее опровергнуть. В результате была ликвидирована автономия еврейской общины в Турции, ее еврейским организациям и учреждениям пришлось прекратить или в значительной мере свернуть свою деятельность. Им также строго запрещалось поддерживать связи с еврейскими общинами в других странах или участвовать в работе международных еврейских объединений. Было фактически ликвидировано еврейское национально-религиозное образование: отменены уроки еврейской традиции и истории, а изучение иврита сведено к минимуму, необходимому для чтения молитв. Евреев не принимали на службу в государственные учреждения, а тех, кто работал у них раньше, при Ататюрку освободили; в армии не принимали в офицеры и даже не доверяли им оружия - воинскую повинность они отбывали в трудовых батальонах.


5. Репрессии против курдов

После истребления и изгнания христианского населения Анатолии, курды оставались единственным крупным нетурецких этносом на территории Турецкой республики. В ходе Войны за независимость Ататюрк давал курдам обещания НАЦИОНАЛЬНЫХ прав и автономии, чем и приобрёл их поддержку. Но сразу после победы эти обещания были забыты. Образовавшиеся в начале 20-х гг. курдские общественные организации (такие, как в частности общество курдских офицеров "Азади", Курдская радикальная партия, "Курдский партия") были разгромлены и объявлены вне закона.

В феврале 1925 года началось массовое национальное восстание курдов, возглавляемое шейхом суфийского ордена Накшбанди Саидом Пирани. В середине апреля повстанцам было нанесено решительное поражение в Генчской долине, руководители восстания во главе с шейхом Саидом попали в плен и были повешены в Диярбакыре.

Ататюрк ответил на восстание террором. 4 марта были учреждены военно-полевые суды ("суды независимости"), во главе которых поставлен Исмет Иненю.

Суды наказывали за малейшие проявления сострадания к курдов: полковник Али Движения получил семь лет лишения свободы за высказанные в кафе симпатии к курдам, журналист Уджузу был приговорен к многолетнему заключению за сочувствие Али Движения. Подавление восстания сопровождалось массовыми убийствами и депортациями мирных жителей; было уничтожено около 206 курдских деревень с 8758 домами, и убито свыше 15 тысяч жителей. По словам современника, "турки Мустафы Кемаля в жажде мести убивали курдов с той же жестокостью и свирепостью, с которой турки султана убивали греков, армян, болгар". Осадное на курдских территориях продолжалось много лет. Было запрещено использование курдского языка в общественных местах, ношение национальной одежды. Книги на курдском языке конфисковывались и сжигались. Слова "курд" и "Курдистан" были изъяты из учебников, а сами курды объявлены "горными турками", по неизвестной науке причине забывшими свою турецкую идентичность. В 1934 г. был принят "Закон о переселении" (№ 2510), по которому министр внутренних дел получил право менять место проживания разных народностей страны в зависимости от того, насколько они "адаптировались к турецкой культуре". В результате тысячи курдов были переселены на запад Турции, на их место заселялись боснийцы, албанцы и др..

Открывая заседание меджлиса в 1936 г., Ататюрк заявил, что из всех проблем, стоящих перед страной, не важнейшим является курдский, и призвал "покончить с ней раз и навсегда". Однако репрессии не остановили повстанческого движения: пошли Арарата восстания 1927-1930 гг. во главе с полковником Ихсанов Нури-пашой, провозгласившего в Араратских горах курдскую республику. Новое восстание началось в 1936 г. вблизи Дерсу, населенном курдами-Заза (алавитами), и пользовался до тех пор значительной самостоятельностью. По предложению Ататюрка, вопрос о "умиротворения" Дерсима был включен в повестку дня ВНСТ, итогом чего стало решение о его преобразовании в вилайет с особым режимом и переименование в Тунджели. Главой особой зоны был назначен генерал Альпдоган. Вождь дерсимских курдов Сеид Реза направил ему письмо с требованием отмены нового закона; в ответ, против дерсимцив были направлены жандармерия, войска и 10 самолетов, которые начали бомбардировки района. Курдских женщин и детей, скрывавшихся в пещерах, замуровывали там наглухо или душили дымом. Тех, кто выбирался кололи штыками. Всего, по данным антрополога Мартина Ван Брюйниссена, погибло до 10% населения Дерсима. Однако дерсимцы продолжали восстание течение двух лет. В сентябре 1937 г. Сеид Реза был выманил у Эрзинджан якобы для переговоров, схвачен и повешен; но только через год сопротивление дерсимцив было окончательно сломлено.


6. Личная жизнь

Мустафа Кемаль Ататюрк и его жена Латифе Ушаклигиль в Адана, 1923.

29 января 1923 он женился на Латифе Ушаклигиль (Латифе Ушакизаде). Брак Ататюрка и Латифе-ханым, которая вместе с основателем Турецкой республики отправлялась во многие поездки по стране, закончился 5 августа 1925 года. Причины развода неизвестны. Родных детей у него не было, зато он взял 7 приемных дочерей (Афет, Сабиха, Фикрят, Юлкю, небе, руки, Зехра) и 1 сына (Мустафа), а также взял на попечение двух мальчиков-сирот (Абдуррахман и Исхани). Всем приемным детям Ататюрк обеспечил хорошее будущее. Одна из приемных дочерей Ататюрка стала историком, другая - первой турецкой женщиной-летчиком. Карьера дочерей Ататюрка служила широко пропагандируемым примером для эмансипации турецкой женщины.


7. Галерея

  • Mustafa Kemal Ataturk before adressing the Turkish Parliament.jpg
  • Ataturk and flag of Turkey.jpg
  • Atatrk with his signature.jpg

Примечания

  1. " " В честь этой даты названо стадион в Анкаре
  2. " " Мустафа Кемаль Ататюрк - новый язык (Англ.) - Www.ataturk.com/content/view/19/38/

Литература

Международное признание и награды
Предшественник:
Хюго Стиннес
Германия
Человек недели
журнала "Тайм"
Time Magazine logo.svg
24 марта 1923
Преемник:
Стефан Санфорд
США


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам