Надо Знать

добавить знаний



Мухаммед


Islam

План:


Введение

Мухаммед ( араб. محمد - Muhāmmad, "тот, кого хвалят", встречаются также варианты транслитерации Мухаммад, Мохаммед, Мухамед, Могаммад, Мугаммад, Магомет и другие) ( 20 апреля 570 - 8 июня 632) - святой и пророк, который начал религии Ислам. Ученые считают Мухаммеда исторической личностью, основателем первых общин мусульман, с его слов записано Коран.

Мусульмане считают последним из пророков со времен монотеизма, в том смысле, что, согласно словам, содержащиеся в Коране, и именно им заканчивается цикл откровений монотеистической-авраамических время в истории человечества.

Мухаммед - основоположник ислама, это сделало его определяющей исторической фигурой в мировой истории. Он также политическим деятелем, основателем и председателем мусульманской общины ( уммы), которая в процессе его непосредственного правления составила сильное и достаточно крупное государственное формирование на Аравийском полуострове. Собственно именно при правлении Мухаммеда большинство арабов были объединены в одно государство.

Ислам не наделяет Мухаммеда никакими сверхъестественными чертами, однако вокруг него постепенно возник целый цикл легенд о чудесах. Его лицо очень почитается среди мусульман, распространены молитвы о нем, а его имя используется как талисман. В некоторых исламских странах, например, в Сирии, есть обычай называть мальчиков несколькими именами, одним из которых обязательно Мухаммед.


1. Его имя

Мухаммад (1315)

В исламе имени уделяется большое сакральное значение. Имя Мухаммед означает "Возвеличуваний", "Достойный похвалы". В Коране он называется по имени лишь 4 раза, но называется также пророком (ал- Наби), вестником ( Расул), слугой Бога (Абд), вестником (Башир), попереджувачем (Надхир), пароля (Мудхаккир), свидетелем ( Шахид) и другими именами эпитетами. Согласно мусульманской традиции, после произношения или написания имени пророка Мухаммеда, всегда говорят слова "Солли Аллаху алейги ва салям" (араб. صلى الله عليه وسلم) - есть "благословит его Аллах и приветствует".

Полное имя Мухаммеда включает имена всех его известных предков по прямой мужской линии, начиная от Адама, а также содержит кунью на имя его сына Касима (это имя означает "делящий"; при жизни Мухаммада никто не мог называть своего сына Касимом, так как эта Кунья была закреплена за Мухаммедом). Полностью имя пророка Мухаммеда выглядит так: Абу аль-Касим Мухаммад ибн 'Абд Аллах ибн Абд аль-Мутталиб, ибн Хашим (имя Хашима - Амр) ибн Абд Манаф (имя Абд Манафа - аль-Мугира) ибн Кусаййа ибн Килаб ибн Мурра ибн Кааб ибн Луаййа ибн Галиб ибн Фихри ибн Малик ибн Ан-Надр ибн Кинана ибн Хузайма ибн Мудрик (имя Мудрик - Амир) ибн Ильяс ибн Мудар ибн Низар ибн Мадди ибн Аднан ибн Адад (говорят также - Удад) ибн Мукаввим ибн Нахур ибн Тайра ибн Иаруб ибн Йашджуб ибн набитый ибн Исмаил ибн Ибрахим (Халиль ар-Рахман) ибн Тарих (это Азар) ибн Нахур ибн Саруг ибн Шалих ибн Ирфхашад ибн Сам ибн Нух ибн ломка ибн Матти Шалах ибн Ахнух (это, как утверждают, пророк Идрис, он был первым из рода человеческого, которым даровано пророчество и который писал тростниковым пером) ибн Иард ибн Махли ибн Кайнан ибн Ианиш ибн Шит ибн Адам [1].


2. Мухаммед - последний из пророков

Муса и Мухаммад с ангелом Джабраилом

Ислам, кроме Мухаммеда, признает также и других пророков (есть версии о том, что их было 124 тысяч, есть версии, что их было 224 тысяч [2]), но при этом предостерегает, что Мухаммед является не просто одним из пророков, но последним в цепи всех посланников божьих и пророков. Кроме того, он послан не к отдельному города, села, или народу, как это было со всеми остальными посланниками (в том числе и Исой - Иисусом), а ко всем людям на земле. Его шариат (то есть комплекс морально-этических и религиозно-юридических правил и принципов), согласно учению ислама, будет действителен до самого Судного Дня. По этому теологическим законом все шариата, с которыми приходили другие пророки, утратили свою силу (все они носили временный характер). Таким образом, мусульмане, принимая такие Священные Писания, как Тора и Евангелие, не признают их действие законов, а кроме того указывают на то, что они впоследствии были искажены людьми.

Мухаммад занимает высокое положение среди пророков (так один из его эпитетов - "Господин пророков"). Согласно исламу, вера в пророческую миссию Мухаммада является обязательным для всех людей, в том числе и для христиан и Иудеев, которые должны были последовать его призыву и принять последний шариат.


3. Предпосылки феномена Мохаммеда

Аравийский полуостров в основном засушливая песчаная территория с вулканическими и скальными породами, что делает его непригодным для ведения сельского хозяйства-земледелия, за исключением ряда оазисов и территорий вблизи источников воды. Поэтому жители этих территорий группировались вокруг таких редких благодатных водой мест и в основном занимались скотоводством. Полуостров усеян небольшими городами, два из которых были крупнейшие в своей округе - Мекка и Медина. Медина была крупным процветающим сельскохозяйственным поселением, а Мекка была важным финансовым центром для многих соседних племен [3]. Большинство жителей полуострова жили закрытыми семьями, общинную жизнь было крайне необходимо для выживания в пустыне, когда люди нуждались в поддержке друг друга, относительно жестких пустынных условий и образа жизни. Племенные группы было рекомендовано в связи с необходимостью действовать как единое целое, это единство, была преимущественно основана на узах родства по крови [4]. Коренные арабы были либо кочевыми или оседлыми. Бедуины (были кочевниками) находились в состоянии постоянных путешествий, перемещаясь из одного места в другое, в поисках воды и пастбищ для своих овец. А оседлые племена основном придерживались своих семейных территорий и ориентировались в своей деятельности на торговле и сельское хозяйство. Кочевники исповедовали также традицию набегов на караваны и оазисы, поскольку в своих общественных представлениях не считали такое поведение как преступление [5] [6].

В доисламской Аравии, богов или богинь почитали как своих защитников отдельные племена по-разному и боги у них были разные. Их выбор божествености ассоциируются с непонятными для них естественными явлениями умноженными на их представления и тогдашние мировоззренческие понятия - поэтому они считали за священные или божества свои деревья, камни, родники и колодцы .... В Мекке было их самое известное место ежегодного паломничества к святыне здешней - камня Каабы там вокруг и размещались 360 идолов -статуй как различных покровителей племен, тем самым являясь племенными божествами. Наряду с этим богам, арабы же разделяли общие для себя определенные верования, а именно, в верховное божество, которого называли Аллах (на их языке буквально "бог"), который был далек от решения их повседневных проблем и, следовательно, не считался предмет культа или ритуала. Считались более на трех богинь, которые были связаны с Аллахом, как его дочери - Аллат (Allāt), Манат (Manāt) и Аль-оза (al-'Uzz) [7]. Монотеистические общины существовали в Аравии давно и в их число входили христиане и евреи. Верования Ганифс (Hanifs) - родной, именно, для доисламской арабских племен монотеистов - иногда упоминается в записях евреев и христиан в доисламськкий период Аравии, хотя их историчность оспаривается среди ученых, особенно исламских [8] [9]. По мусульманской традиции, сам Мухаммед был Ханиф и один из потомков Исмаила, сына Авраама [10].


4. Биография

Имя его

Родился ( 20 апреля 570 - 8 июня 632) в городе Мекка в небогатой семье. В возрасте шести лет, после смерти родителей, стал сиротой. В дальнейшем воспитывался у дальних родственников, а позже в доме деда, и с детства был знаком с торговлей. Он нанялся вести дела богатой мекканской вдовы Хадиджи, на которой женился в 25 лет. После этого Мухаммед некоторое время занимался торговлей, после чего выступил как проповедник. Супруги мало шестеро детей, включая дочь Фатиму.

Согласно легенды, в 610 году, в возрасте 40 лет, Мухаммед начал видеть видения: известие о том, что он является пророком Бога. Ему явился архангел Джабраил, который затем в месяце Рамадан во сне продиктовал пророку текст Корана - священной книги мусульман.

В 613 году Мухаммед начал проповедовать, поощрял богатых помогать бедным, призвал уничтожать идолов. В Мекке он не нашел значительной поддержки, а только нажил себе врагов среди приверженцев старых культов, что заставило его в 622 году вместе с последователями отправиться в Медину, где мусульманская община постепенно набирала силу. Именно здесь сформировались основные принципы религиозного учения, ритуала и организации общины. В Медине построена первая мечеть, установлены основные ритуалы и обряды - правила молитвы, поста и другие.


5. Жены Мухаммеда

Известный историк Масуди, в своей книге "Муруджуз-захаб" [11] отмечает, что пророк Мухаммед имел 15 жен. Другой известный историк Йагуби пишет, что пророк Мухаммед был 21 или же 23 жены. Йагуби отмечает, что пророк вступил в физические отношения только с 13 женами. Остальные умерли или после заключения брака, или к брачной ночи, или пророк расстался с ними еще до брачной ночи. К списку 13-ти жен относятся 11 жен, которые упомянуты в книге "Сирейи-Ибн Хишам" [12], а также Мария-коптянка и умму-Шарик Газийа [13]. (Кардава указывает только на девять, но без Хадиджи, есть десять, это число женщин, переживших пророка (по свидетельству Ибн Хишама). Исследователь Уотт указывает, что многие племена претендовали на родство с Мухаммадом, поэтому список жен может быть сильно преувеличена. Он называет имена только одиннадцати жен (с Хадиджа), что ближе к традиционным представлениям (также он приводит имена двух наложниц) [14]. Пророк Мухаммед женился на всех до коранической запрета, где запрещалось иметь больше четырех жен [15]. Все жены, кроме Аиши, были к нему замужем, то есть не были девственницами. Все жены имели статус "мать верующих (или правоверных) ".

Последовательный перечень спутниц жизни пророка Мухаммеда:

  • Первой женой была Хадиджа, которая была при жизни его единственной женщиной. Она была первым человеком который принял ислам, всегда поддерживала его, поэтому год его смерти назван "годом грусти".
  • Сауда бинт Зама, с которой Мухаммед женился в 53 года, уже после смерти Хадиджи, переселившись в Медину. Она была вдовой одного из первых мусульман, и последователей Мухаммеда, ас-Сакрал Амра.
  • Айша, дочь его ближайшего сподвижника Абу Бакра. Ее возраст 12-13 лет (по одной из версий, хотя есть версии о том, что ей было 6-7, 17 и даже 27 лет [16])) является предметом критики тогдашних аравийцев уступку Мухаммеда. Аиша отличалась умом и после Хадиджи была любимой среди жен. Айша ревновала пророка, осуждала его многоженство, и часто становилась источником скандалов. Однажды Мухаммед забыл взять ее с собой в Мекку, так что сподвижнику пророка Савфану пришлось отправиться с Айшою вдогонку. То, что Айша находилась одна в обществе постороннего мужчины, зпричинило слухи и подозрения, а Мухаммед некоторое время отказывался ее и держался с ней довольно холодно. Это событие нашло отклик в Коране ( сура 24:11-20). Сама Айша была оскорблена подозрительностью мужа. Ей приписывают авторство ранних хадисов о пророке. Описание ее характера одним из первых мусульман: "Я не встречал никого кроме Айши, кто бы знал больше о сунну (практику) посланника Аллаха, да благословит его Аллах, никого, кто бы разумнее высказывал свое мнение, если спрашивали о его мнению, никого, кто лучше бы разбирался в стихах, и откровении в них заложенной, или подсчета фараиду ( наследства) ". [17]
  • Хафса, дочь его сподвижника Умара. Она была вдовой одного из мусульман, погибшего в битве при Бадре и, по показаниям, не отличалась красотой. Ей было 18 лет назад и она и Айша, близкие по возрасту, стали близкими подругами. Хафса, время, изрядно портила настроение пророку скандалами, так что тот ходил целый день злой [18].
  • Зайнаб бинт Хузайма, которая умерла всего через три месяца после замужества. Через щедроты и великодушие его звали "Уммуль-масакин" (мать бедных).
  • Умм Салама была еще одной вдовой, на которой женился Мухаммад. Ей было 29 лет, а ее муж умер от ран, полученных в битве при Ухуде. Умм Салама пережила своего мужа и пророка более чем на 50 лет.
  • Зайнаб бинт Джахш. Ни брак Мухаммеда не вызвал большего числа пересудов в арабском обществе. Она была женой его приемного сына Зейда ибн Хариса, но пророк начал настойчиво проявлять к ней особый интерес. Зейд вынужден был дать жене развод, а Мухаммед, женившись на ней, закатил грандиозный свадьба. Арабы считали этот брак инцестом, но своевременная появление в Коране специального откровения относительно данного случая оправдало действия Мухаммеда (Сура 33:36-40). Айша и Хафса тайно сговорились, пытаясь отвлечь внимание пророка от Зайнаб. По рассказу Айши: "Посланник Аллаха привык пить мед в доме Зайнаб, дочери Джахша, и остался с ней там. Мы с Хафса договорились тайно, что если он придет к одной из нас, то мы должны сказать: "Похоже, ты съел магафир (тип смолы, что имела неприятный запах), когда я понюхала, от тебя пахло магафиром ". Мы так и сделали, и он ответил:" Нет, но я пил мед в доме Зайнаб, дочери Джахша, и никогда не сделаю этого. Я присягну тебе в этом, а ты никому не расскажешь об этом "". [19] Но по поводу происков своих молодых жен Мухаммед высказался неодобрительно именно в Коране (сура 66:1-5).
  • Джувайрия - была дочерью вождя Бану Мусталак, захваченная в плен. Ей было около 20 лет. После этого свадьбы, мусульмане освободили всех пленников из племени Бану Мусталак, к которому она принадлежала, так как они породнились в пророком.
  • Райхана [20] - малоизвестная жена пророка.
  • Сафийя, иудейка, чей отец Хуайхэ, человек Кинан и оба ее брата были убиты мусульманами после похода на Хайбар.
  • Рамла бинт Абу Суфьяном, дочь Абу-Суфьяном, чья семья бежала в Эфиопии от преследований курайшитов. Там ее муж перешел из ислама в христианство. После смерти мужа также стала женой Мухаммеда.
  • Мария аль-Кибтия, любимая наложница (неофициальная жена) пророка. Исповедовала христианство, египетская рабыня и уроженка. Была послана в подарок египетским правителем пророку Мухаммеду. От их союза родился сын по имени Ибрагим, но он умер на 10 году хиджры, когда ему было всего 18 месяцев.
  • Маймун бинт аль-Харис, бывшая свояченица дяди Мухаммеда Аббаса.

Такое "богатое" и многочисленное женское общество Мухаммеда объясняется тогдашними устоями, поскольку во времена Средневековье многоженство было очень распространенное в Аравии. Кроме Айши, все остальные жены Мухаммеда были вдовами, некоторые даже по несколько раз. В некоторых случаях это были женщины близкие ему по крови (и такие ситуации кровосмешение не противоречили тогдашним нормам в Аравии). Мухаммед в конце своей жизни ограничивается четырьмя официальными женами, и подводит под это факт словам Корана, тем самым узаконивая такое положение в мусульманском обществе на века. Следует отметить, что свадьба теснейшим образом связывался с дипломатическим интересам самого Мухаммеда, так как в арабских традициях того времени именно таким образом скреплялись союзы между кланами или племенными [21].

Но в мире бытует проще и реалистичнее объяснение такого поведения Мухаммеда, ведь за все его длительное возраст одна из жен не смогла родить ему наследника. Два сына Хадиджи и сын наложницы после рождения были очень болезненные, и как следствие, умерли еще в раннем возрасте. Мухаммед был очень обременен такой ситуацией, тем больше его оппоненты и соплеменники довольно часто насмехались над этог оприводу, ведь в те времена на Аравийском полуострове обычные традиции пренебрежительно относились к мужчинам, которые не имели сыновей. Полигамия прежнему практикуется во многих исламских странах.


6. Семейное древо пророка

Wahb ibn Abd Manaf
(Of the Banu Zuhrah)
Hashim ibn Abd Manaf
(Progenitor of Banu Hashim)
Фатима бинт Амр
баба
Абд аль-Муталиб
дед
Halah bint Wahb
Амина бинт Вахби
иметь
Абдаллах ибн Абд аль-Муталиб
отец
Абу Талиб
дядя
Аз Зубайр
дядя
Harith
дядя
Гамза ибн Абд аль-Мутталиб
дядя
Thuwaybah
первая няня
Halimah
вторая няня
Аббас
дядя
Abu Lahab
дядя
6 других сыновей
и 6 дочерей
Мухаммед
Хадиджа
жена
Абдаллах ибн Аббас
двоюродный брат
Фатима
дочь
Али ибн Аби Талиб
двоюродный брат, зять
Qasim
сын
Abd-Allah
сын
Зайнаб
дочь
Рукайу
дочь
Осман ибн Аффан
зять
Умм Кульсум
дочь
Zayd
приемный сын
Ali ibn Zainab
внук
Umamah bint Zainab
внучка
Abd-Allah ibn Uthman
внук
Мария
наложница
Usama ibn Zayd
приемный внук
Muhsin ibn Ali
внук
Хасан ибн Али
внук
Хусейн ибн Али
внук
Umm Kulthum bint Ali
внучка
Зайнаб бинт Али
внучка
Сафия
десять жен
Абу Бекр
тесть
Сауда
друга / третья жена *
Омар ибн Хаттаб
тесть
Умм Салама
шестая жена
Джувайрия
восьмая жена
Рамла
одиннадцатый жена
Айша
друга / третья жена *
Зайнаб
пятая жена
Хафса
четвертая жена
Зайнаб
седьмой женой
Райхана
девятая жена
Маймун
двенадцатый / тринадцатый жена

7. Сподвижники пророка

Первыми людьми, которые пошли за Мухаммедом и приняли ислам, после его женщины Хадиджи, были:

Сахабы которые передали наибольшее число хадисов :

  • Абу Хурайра - 5374 хадис
  • Абдуллах ибн Умар - 2630 хадисов
  • Анас ибн Малик - 2286 хадис
  • Аиша - 2210 хадисов
  • Абдаллах ибн Аббас - 1660 хадисов
  • Джабир ибн Абдуллах - 1500 хадисов

Наиболее достойные почестей (с Сахаб) в мусульманском мире:

За 15 веков последователи Мухаммеда разделились на три основные ветви носителей его учения: сунниты составляют около 90% мусульман, шииты около 10%, последователи ибадизму менее 1%. Сами же эти направления кроме основных течений имеют еще несколько подгрупп, выделились благодаря харизматичным и влиятельным богословам, которые сформировали свои отдельную школу учения Мухаммеда в рамках своей основной теологической ветви. Также следует отметить отдельно категорию суфисты, которая формировалась из найортодоксальниших последователей всех этих мусульманских религиозных течений.

Такие расхождения в последователей учения Мухаммеда объясняется самим отношение человека к Богу Коран и религиозную свободу, такое учение привело к распространению религиозных течений. Отсутствие формации высшего духовенства предполагает существование различных правовых стандартов в вероучении, а также различные религиозные школы. После смерти Пророка, религиозные различия и значительный взлет арабского мира и его территориальные завоевания привели к политическому соперничеству по-между последователями Мухаммеда. Это также наложило существенный отпечаток на разнообразие религиозных течений и отхождение от первоисточников и толкования их через призму уже тогдашних, облеченных властью, последователей учения Пророка Мухаммеда.


Примечания

  1. Ибн Хишам "Жизнеописание Пророка Мухаммада", изд. рус. 2002, 2003 годы. - www.islamhouse.com/p/65268
  2. Ахмад ибн Ханбал, Муснаду, 5, 266
  3. Muhammad-Mecca-12 "> Watt (1953), pp.1-2
  4. Watt (1953), pp. 16-18
  5. Loyal Rue, Religion Is Not about God: How Spiritual Traditions Nurture Our ​​Biological, 2005, p.224
  6. John Esposito, Islam, Expanded edition, Oxford University Press, p.4-5
  7. Esposito, Islam, Extended Edition, Oxford University Press, pp.5-7, Qur'an 3:95
  8. Kochler (1982), p.29
  9. cf. Uri Rubin, Hanif, Encyclopedia of the Qur'an
  10. Louis Jacobs (1995), p.272, Turner (2005), p.16
  11. "Муруджуз-захаб" т.2, стр. 282-283
  12. http://rasim.my1.ru/load/4-1-0-7 - rasim.my1.ru/load/4-1-0-7
  13. "Тарих-Йакуб", в переводе персидской языке, т. 1, стр. 452-455
  14. М. Уотт. Мухаммед в Медине. ст. 436
  15. Юсуф аль-Карадави, глава Международной ассоциации улемов. Из книги "Современные фетвы" - www.islam.ru/woman/pora9je/
  16. Айдын Али-заде (Баку), к. филос. н., сотрудник Академии наук Азербайджана - www.islam.ru/lib/douknow/skaiw/
  17. Ибн Саад, Табакат, том 2, ст. 481
  18. Ас-Сахих ал-Бухари, том 6, с. 406
  19. Ас-Сахих ал-Бухари, том 6, с. 404
  20. Джон Гилкрист "Мухаммед - пророк ислама", глава 3
  21. Muhammad Hamidullah, Le Prophte de l'islam, Sa vie, Son uvre, 2 tomes, dition Association des tudiants islamiques en France, ASIN 2711681017

9. Литература о жизни Мухаммеда

С исламских хроник о пророке Мухаммеде:

  • Tabari (trad. Herman Zotenberg), La chronique, Histoire des prophtes et des rois, vol. I, Actes-Sud/Sindbad, coll. "Thsaurus", 2001 (ISBN 978-2-7427-3317-0), "De Salomon la chute des Sassanides"
  • Tabari (trad. Herman Zotenberg), La chronique, Histoire des prophtes et des rois, vol. II, Actes-Sud/Sindbad, coll. "Thsaurus", 2001 (ISBN 978-2-7427-3318-7), "Mohamed, sceau des prophtes"
  • La biographie du Prophte Mahomet, Ibn Hichm, Texte traduit et annot par Wahib Attalah, Fayard 2004, 432 pages
  • Mahmoud Hussein (Gaghar Elnadi et Adel Rifaat), Al-sra, Le prophte de l'islam racont par ses compagnons, vol. I, Hachette littrature, coll. "Pluriel", 2006, 550 p. (ISBN 978-2-01-279291-3)
  • Mahmoud Hussein (Gaghar Elnadi et Adel Rifaat), Al-sra, Le prophte de l'islam racont par ses compagnons, vol. II, Hachette littrature, coll. "Pluriel", 2008, 730 p. (ISBN 978-2-01-279383-5)
  • (Ar) / (tr) Muhammed bin Slih ed-Dimeşk (mort en 1537) Peygamber Klliytı; dition: Ocak Yayıncılık. İstanbul, 2004. (12 tomes + Indexe). (ISBN девятьсот семьдесят-пять-97992-6-X : Code bar: 9789759799267) Traduction: Yusuf zbek, Hseyin Kaya. Traduction de l'original en arabe dont le titre en caractres latins est: Subul al-hud war-rashd f srati Khayr il-ibd.

Разведки и исследования жизни пророка Мухаммеда:

  • Andrae, Tor (2000). Mohammed: The Man and His Faith. Dover. ISBN 0-486-41136-2.
  • Berg, Herbert, ed. (2003). Method and Theory in the Study of Islamic Origins. EJ Brill. ISBN 90-04-12602-3.
  • Cook, Michael (1983). Muhammad. Oxford University Press. ISBN 0-19-287605-8 (reissue 1996).
  • Hamidullah, Muhammad (1998). The Life and Work of the Prophet of Islam. (Sn) (Islamabad: Islamic Research Institute). ISBN 969-8413-00-6.
  • Motzki, Harald, ed. (2000). The Biography of Muhammad: The Issue of the Sources (Islamic History and Civilization: Studies and Texts, Vol. 32). Brill. ISBN 90-04-11513-7.
  • Musa, AY Hadith as Scripture: Discussions on The Authority Of Prophetic Traditions in Islam, New York: Palgrave, 2008
  • Rubin, Uri (1995). The Eye of the Beholder: The Life of Muhammad as Viewed by the Early Muslims (A Textual Analysis). Darwin Press. ISBN 0-87850-110-X.
  • Schimmel, Annemarie (1985). And Muhammad is His Messenger: The Veneration of the Prophet in Islamic Piety. The University of North Carolina Press. ISBN 0-8078-4128-5.
  • Stillman, Norman (1975). The Jews of Arab Lands: a History and Source Book. Jewish Publication Society of America. ISBN 0-8276-0198-0.
  • Spencer, Robert (2006). The Truth About Muhammad. Regnery Publishing, USA. ISBN 978-1-59698-028-0.

Енцмклопедии о пророке Мухаммеде:

  • William H. McNeill, Jerry H. Bentley, David Christian, ed (2005). Berkshire Encyclopedia of World History. Berkshire Publishing Group. ISBN 978-0-9743091-0-1.
  • Richard C. Martin, Said Amir Arjomand, Marcia Hermansen, Abdulkader Tayob, Rochelle Davis, John Obert Voll, ed (2003). Encyclopedia of Islam & the Muslim World. MacMillan Reference Books. ISBN 978-0-02-865603-8.
  • PJ Bearman, Th. Bianquis, CE Bosworth, E. van Donzel, WP Heinrichs, ed. Encyclopaedia of Islam Online. Brill Academic Publishers. ISSN 1573-3912.
  • Lindsay Jones, ed (2005). Encyclopedia of Religion (2nd edition ed.). MacMillan Reference Books. ISBN 978-0-02-865733-2.
  • Jane Dammen McAuliffe, ed (2005). Encyclopedia of the Qur'an. Brill Academic Publishers. ISBN 978-90-04-12356-4.
  • Encyclopedia of World History. Oxford University Press. Oxford University Press. 1998. ISBN 0-19-860223-5.
  • The New Encyclopedia Britannica (Rev Ed edition ed.). Encyclopedia Britannica, Incorporated. 2005. ISBN 978-1-59339-236-9.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам