Надо Знать

добавить знаний



Мученик



План:


Введение

Картина Тициана ?Святой Себастьян" (хранится в Эрмитаже) изображает мученическую смерть святого

Мученик ( греч. μάρτυς , лат. martyr - Мученик, букв. Свидетель) - человек, который пострадал или погиб за исповедание своей веры. Первым мучеников христианства считается Иисус Христос.


1. Мученичество в христианстве

По словам известного православного историка А.В.Карташева: "Характерное для всего восточного христианства крепкое воспоминание о первохристианском периоде мученичества за Христа нашло в славянской и русской душе особый чувствительный отклик. Евангельско греческий язык (Деян 1:8) и римское право обозначалы верность Евангелию как martyrion - "свидетельство". славянин задел за живое в ЭТИХ "свидетелях" их физическое страдание - "мука". Славянин отметили своим словом сентиментальный момент: Перенесение истязания, пыток, муки. страдающих Христос предстала русскому сердцу как Первый Мученик. Все последователи Его тоже Должны быть мучениками по плоти, самоистязателямы, аскетами. аскетический устав и культ, елико возможно, переносится из монастыря в семейную, домашнюю, частную жизнь хотя бы символически. Стиль монастырских благочестия, как некое благоухание среды смрадной житейской суеты, по возможности сообщается всем сторонам домашнего обихода. С молитвой вставать и ложиться, начинать и кончать всякое дело, пищу и питье - так создался "Домострой," устав жизни семейной в духе устава жизни монастырской. "


1.1. Понятие мученичества

Основным значением греч. μάρτυς лат. martyr , араб. شهيد есть свидетель, и в этом смысле это слово может относиться к апостолов как свидетелей жизни и воскресения Христа. Появившись апостолам после Своего воскресения, Христос говорит: "Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями (μάρτυρες) в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли" (Деяния Апостолов 1, 8). С распространением гонений на христиан этот дар свидетельства приписывается преимущественно мученикам, которые своей добровольной смертью за веру засвидетельствовали ее истинность и силу данной им благодати. С тех пор слово μάρτυς в основном начинают применять к мученикам.


1.2. История мученичества

В ранний период именно мученичество более всего способствует распространению Церкви, и в этом плане оно также выступает как продолжение апостольского служения. Первое распространение церковной общины связано с мученичеством св.Стефана (Деяния 8, 4 и т.д.), этим мученичеством было подготовлено и обращение апостола Павла (Деян. 22, 20). Одиннадцать из двенадцати апостолов (кроме апостола Иоанна Богослова) закончили жизнь мученическим подвигом. И далее до Миланского эдикта 313 г. мученичество как сильное свидетельство веры было одной из основ распространения христианства. По словам Тертуллиана, кровь христиан была тем семьям, из которого вырастала вера.

Итак, первые мученики появляются еще в апостольский период. Их мученичество было результатом преследований со стороны иудеев, которые смотрели на христиан как на опасную секту и обвиняли их в богохульстве. В Новом Завете содержится несколько свидетельств о мучениках, пострадавших от этих гонений. Кроме уже упоминавшегося мученичества святого Стефана, здесь говорится, например, о Антипу, "верного свидетеля" Божия, убитого в Пергаме ( Апокалипсис 2, 13). Римские власти в этот начальный период христиан не преследуют, не отличая их от иудеев (а иудаизм был в Риме разрешенной - лат. licita - Религией). Так, иудеи в нескольких случаях пытались передать апостола Павла на суд римским властям, однако эти власти отказывались осуждать апостола, поскольку рассматривали обвинения, которые выдвигались против него, как религиозные споры внутри иудаизма, в которые они не желали вмешиваться (Деян. 18, 12-17 ; Деяния 23, 26-29; Деяния, 26. 30-31). Гонения на христиан со стороны римских властей начинаются со времени императора Нерона ( 54 - 68). Они распадаются на три основных периода.


1.2.1. Первый период гонений

К первому периоду относятся гонения при Нероне в 64 г. и гонения за Домициана ( 81 - 96). В этот период римская власть еще не трактует христианство как особую враждебную ей религию. По Нерона христиан преследуют, возложив на них вину за римскую пожар, за Домициана они подвергаются гонениям как иудеи, не декларируют свое иудейства и отказываются платить "иудейский налог".

1.2.2. Второй период преследований

Распространение христианства в разных слоях римского общества (далеко за пределы иудейской общины) заставляет римские власти осознать, что они имеют дело с особой религией, причем религией враждебной как римскому государственному строю, так и традиционным культурным ценностям римского общества. С этого времени начинается преследование христиан как религиозной общины. Точная хронология здесь отсутствует. Важнейшим документом для этого периода гонений является письмо Плиния Младшего императору Траяну (около 112 г.). Плиний спрашивает Траяна, никакой юридической процедуры он должен соблюдать при преследовании христиан. Он задает этот вопрос, поскольку "никогда не присутствовал на следствии о христианах". Из этих слов можно сделать вывод, что преследование христиан как религиозной общины к этому времени уже имело место. Траян в своем ответе говорит о правомерности преследования христиан, причем о правомерности преследования "за самое имя" ( лат. nomen ipsum ), Т.е. за саму принадлежность к христианской общины (поскольку по римским законам христиане из-за своих убеждений совершали два преступления - святотатство, что выражалось в отказе от принесения жертвы богам и клятвы их именем, и оскорбление величества). Траян, однако, указывает, что нет необходимости "выискивать" христиан, они подвергаются суду и казни лишь в том случае, если кто-то выдвигает против них обвинения. Траян также пишет, что "тех, кто отречется, что они христиане, и докажет это на деле, т.е. помолится нашим богам, следует за раскаяние помиловать, хотя бы в прошлом они были под подозрением". На этих принципах - с теми или иными отклонениями - и основывались гонения на христиан во второй период. На этот период приходится мученичество таких известных христианских святых, как св. Поликарп Смирнский (ум. ок. 155 г.) и св. Иустин Философ. Для понимания почитания святых в древней Церкви особо следует подчеркнуть принцип добровольности мучений.


1.2.3. Третий период преследований

Третий период начинается с правления императора Декия ( 249 - 251) и продолжается вплоть до Миланского эдикта 313 г. В изданном Декия эдикте изменяется юридическая формула преследования христиан. Преследование христиан вменялось в обязанность правительственным чиновникам, т.е. становилось не результатом инициативы частного обвинителя, а частью государственной деятельности. Целью гонений была, однако, не столько казнь христиан, сколько принуждение их к отречению. Для этого применялись изощренные пытки, однако те, которые выдержали, не всегда подвергались казни. Поэтому гонения данного периода наряду с мучениками дают много исповедников. Преследованию подвергались прежде всего предстоятели церквей. Гонения не были постоянными, и сменялись периодами почти полной терпимости (эдикт императора Галлиена, 260 - 268, который предоставлял предстоятелям церквей право свободно заниматься религиозной деятельностью). Жестокие гонения приходятся на конец царствования Диоклетиана ( 284 - 305) и последующие годы. В 303 - 304 гг издается ряд эдиктов, лишающих христиан всяких гражданских прав и приписывают сажать всех представителей духовенства и требовать от них отказа от христианства (принесения жертв) последний эдикт 304 г. приказывал вообще всех христиан повсеместно принуждать к принесению жертв, добиваясь этого любыми пытками. Мученичество в эти годы было массовым, хотя в разных провинциях преследования проходило с различной интенсивностью (жестокими они были на востоке империи). Гонения прекращаются после издания в 311 г. эдикта, в котором христианство признается дозволенной религией (хотя явным образом и не снимаются ограничения с христианского прозелитизма), и полностью - после Миланского эдикта 313 г., провозгласившего полную веротерпимость.

История христианского мученичества, конечно, этим не заканчивается. Мученичества, в том числе и массовые, имели место и позже, при императорах- арианам, в Персидской империи, в разных странах, где христианство сталкивалось с язычеством, в ходе борьбы ислама с христианством и т. д. Однако именно история мученичества в древнейший период имеет определяющее значение для богословского осмысления мученического подвига, для установления почитания мучеников (и вообще почитание святых) и выработки его форм.


1.2.4. Новейшее мученичество

В ХХ в. немало христиан потерпело смерть за веру в связи с преследованиями христианства тоталитарными режимами, в частности фашистским и советским.

1.3. Чествование мучеников

1.3.1. Спонтанный культ мучеников в первые века христианства

Чествование мучеников развивается в древнейшие времена, видимо, одновременно с самим распространением мученичества. Довольно рано он получает определенные институционализированные формы; хотя со временем эти формы и эволюционируют, ряд основополагающих элементов остаются при всех изменениях. Эти элементы являются центральными и для формирования культа святых вообще. Осмысление мученичества как торжества благодати над смертью, постижение Царства Небесного, путь к которому был открыт смертью и воскресением Христа, и, соответственно, как предвидение всеобщего воскресения тел, отражается в культовых формах, которые начинают формироваться, прежде всего в церковном спогадуванни мученика и праздновании его памяти, в молитвенном обращении к мученикам как "друзей Божиих" и заместителей людей перед Богом, в почитании могил мучеников и их мощей.

По свидетельству "Мученичества Поликарпа (Смирнского)" (Martyrium Polycarpi, XVIII), ежегодно в годовщину смерти верующие собирались на могиле мученика, служили Святую Литургию и раздавали милостыню нищим. Эти основные элементы и образовали первоначальный культ святых. Ежегодные поминовения мучеников считались воспоминанием дня их нового рождения ( лат. dies natalis ), Рождение их к вечной жизни. Эти празднования включали чтение актов мученичества, поминальную трапезу и свершения Литургии. В III в. такой порядок был уже всеобщим. Подобные поминовения могли усваивать отдельные элементы соответствующих языческих обрядов (например, раздача колеблется). Над могилами возводились постройки, в которых (или рядом с которыми) совершалось поминовение ( греч. μάρτερον , лат. memoria ) Одной из моделей для них служили пизньоюдаистични поминальные здания на могилах пророков. После прекращения гонений строительство таких зданий продолжает развиваться, на Востоке к мавзолею, в котором хранились мощи, часто достраивалась церковь, на Западе мощи обычно хранились под алтарем самой церкви.

В результате развития культа мучеников места христианских погребений становились центром церковной жизни, могилы мучеников - святыней. Это означало радикальное изменение в позднеантичном мировосприятии, в котором город живых и город мертвых были разделены непроходимой гранью и только город живых являлся местом социального бытия ( кладбища располагались за городской чертой). Этот переворот в сознании становился самым радикальным, когда в города стали переноситься мощи мучеников, вокруг которых группировались и обычные захоронения (поскольку погребение рядом с мучеником рассматривалось как средство, чтобы получить его покровительство).


1.3.2. Литургическое честь мучеников

Развитие культа мучеников побудило Церковь в IV-V вв., После прекращения гонений, определенным образом регламентировать этот культ. Отдельные его формы, которые совпадали с языческими, стали восприниматься как пережитки язычества и подверглись осуждению (так, св. Августин возражает против устроение поминальных пиршеств на могилах). Св. Иероним говорит, что подобные эксцессы объясняются "простотой мирян и, конечно же, благочестивых женщин". В этом контексте происходит пересмотр актов мученичества и канонизация мучеников. Празднование памяти мучеников и построение мемориальных церквей над их могилами получает каноническую санкцию. Празднование памяти перерастает из частного обряда, звершувався над могилой, в общецерковное торжество - сначала на уровне местной церковной общины, а затем и всей Церкви. Дни памяти различных мучеников (dies natalis) объединяются в годовой цикл, который фиксируется в мартиролог. На этой основе формируется неподвижный годовой круг церковного богослужения. Представление о мучениках как заместителей за людей перед Богом, как о постоянно присутствующих членов церковной общины, выразилось и в чине Литургии. Мученики с древнейших времен особенно упоминаются в молитве, читаемой после эпиклезы, и за них отделяется особая частица на проскомидии (при приготовлении Св. Даров). В честь мучеников вынимается пятая частица из третьей просфоры, разделяемой по чинам святых.


2. Мученичество в исламе

У мусульман мученик за веру называется шахид ( араб. شهيد - Буквально: то, что погиб с молитвой "шахида", исламским символом веры, на устах). Считается, что шахида (особенно всем тем, кто пал во время джихаду), приготовленный рай, вера в это была сильным моральным стимулом для мусульманских воинов. В XX веке в мусульманских странах "шахидами" стали называть и тех, кто погиб за родину, вообще светской, но вполне одобряемое обществом идею. Срок, таким образом, примерно сочетает в себе европейские понятия "мученик за веру" и "павший герой". Распространенное ныне представление о том, что "шахид" означает террориста - самоубийцы, ошибочное, хотя идея шахидизму, очевидно, является главным моральным стимулом, которым соблазняют потенциальных террористов их духовные наставники.


См.. также

Священномученик

Преподобномученик

Источники

Православные лики святости
Апостол | Бессребреник | Благоверный | Блаженный | Великомученик | Исповедник | Мученик | Патриарх (ветхозаветной) | Праведник | Праотец | Преподобномученик | Преподобный | Преподобносповидник | Пророк | Равноапостольный | Святитель | Священномученик | Столпник | Страстотерпец | Чудотворец | Юродивый

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам