Надо Знать

добавить знаний



Мышление



План:


Введение

Мышление - это особая идеальная деятельность человека, которая возникает, формируется, развивается в обществе, когда человек находится в определенном социокультурной среде и вступает в многогранные отношения с природным и социальным миром, который его окружает.

Мышление - это процесс опосредованного и обобщенного отражения в мозге человека предметов объективной действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях.


1. Понятия "мышление" в истории философии

Понятие мышления находится в тесной связи с понятиями "Бытие", "Материя", "Человек", "Познание", "Знание", "Идея" и тому подобное. Оно является фундаментальным в концептуальных системах знания философов прошлого и современности. Понятие мышления (гр. νους - разум) и взаимосвязанные с ним понятия - "Отражение", "Образ", "Ощущение", "Понятия", "Знание" - были сформированы античными философами ( Гераклит, Анаксагор, Демокрит, Эпикур, Сократ, Платон, Аристотель и др.).

По Аристотелем мышление является частью души, другой ее частью является ощущение. Как часть души, мышления является специфической способностью рассуждать, постигать мнением мир и самого себя, то есть душу. Мышление является деятельностью, которая направлена ​​на познания, постижения родов сущего. Исследуя мышления, Аристотель создал логику - науку о мышлении, сформулировал законы и формы мышления.

В концептуальных системах философов Нового времени ( Джон Локк, Фрэнсис Бэкон, Клод Адриан Гельвеций, Дэвид Юм) мышление - это деятельность, направленная на познание и практические действия, оно разрабатывает метод, то есть средство, прием познания и практических действий. Философы выделяют проявления мышления - ощущение, созерцание, воображение, рефлексия, уровни мышления - рассудок, ум; проявления деятельности мышления - сомнение, вера, замысел, принятия решений, понимание, мысленные операции.

В концептуальных системах представителей классической немецкой философии ( Эммануил Кант, Иоганн Готлиб Фихте, Фридрих Вильгельм Шеллинг, Георг Гегель) мышление рассматривается как акт самодеятельности субъекта, что порождает различные интеллектуальные, мнимые феномены - понятие, принципы, законы, идеи, идеалы, т.е. знания.

Эммануил Кант отмечал спонтанность актов мышления, априорный характер его деятельности, направленность на познания с помощью понятий, выделил уровне мышления - интуиция, рассудок, ум; типы и виды мышления - формально-логическое (рассудочное) и диалектическое (разумное), конкретное и абстрактное, практическое и теоретическое. Е. Кант определил односторонность, ограниченность рассудка и антиномичность ума, установил связи "чистого" мышления с чувственностью, с внешним миром.

Гегель определяет мышление как деятельность субъекта, которая направлена ​​на познания мира в форме понятий ( категорий). Высшей формой познания является наука ( философия), изучающая Абсолютный дух. Мышление есть познание в понятиях (категориях) Абсолютного духа, в результате чего формируется всеобщее знания.


2. Современные концепции мышления

На современном этапе мышления человека является объектом исследования многих наук: психологии, социологии, логики, теории искусственного интеллекта и др..


3. Основные функции мышления

  • Познавательная (отражения мира и самоотражения)
  • Проектировочная (построение планов, проектов, моделей практической и теоретико-познавательной деятельности)
  • Прогнозная (прогнозирование или предвидение последствий своих действий, своей деятельности, прогнозирования будущего)
  • Информационная (усвоения информации о знаниях и ее смысловое переработки)
  • Технологическая (разработка правил, норм, стандартов, рецептов життедияльнсти человека и общества в различных формах и проявлениях)
  • Рефлексивная (самопознание разума, самоанализ)
  • Интерпретаторсько (толкование, осмысления продуктов человеческой культуры)
  • Аналитическая и синтетическая
  • Постановка и решение различных задач и проблем

4. Типы мышления


5. Виды мышления

  • Практическое мышление
  • Теоретическое мышление
  • Профессиональное мышление

Дихотомические классификации:

5.1. По характеру средств, используемых при решении задач:

5.1.1. Продуктивное мышление - репродуктивное мышление

Подразумевается наличие или отсутствие в прошлом опыте субъекта готовых средств решения задачи. Если такие средства есть, то ситуация не будет для субъекта проблемной и ее выполнение сведется к использованию сложившейся умственной навыки, к репродукции имеющихся знаний и умений. При отсутствии готовых средств возникает необходимость их поиска, создания - продуктивное, творческое мышление.

5.1.2. Интеллектуальное мышление - визуальное мышление

Понятие "визуальное мышление" было введено в психологию Р.Арнхеймом, американским психологом, одним из создателей современной психологии искусства. При интеллектуальном мышлении средство выполнения задания - понятие, при визуальном - представление.

5.2. По характеру протекания мыслительных процессов:

5.2.1. Реалистическое мышление - Аутистическое мышление

Аутистическое мышление было выделено Е.Блейлером, швейцарским психиатром и патопсихологи, который определил, что одним из симптомов некоторых психических заболеваний является преобладание внутренней жизни, сопровождающееся активным уходом из внешнего мира. Аутистическое мышление Блейлер противопоставляет реалистическом по следующим признакам:

  1. реалистическое мышление соответствует действительности
  2. Аутистическое представляет себе то, что соответствует аффекта (принцип удовольствия противостоит принципу реальности)
  3. целью реалистического мышления является правильное познание окружающего мира, поиск истины
  4. Аутистическое мышление пытается вызвать представление, "окрашенные" удовольствием, и выжать противоположно "окрашенные" представление
  5. реалистичные механизмы регулируют наше отношение к внешнему миру, они служат для сохранения жизни, добывания пищи, нападения и защиты
  6. Аутистические механизмы создают непосредственное удовлетворение, вызывая "окрашенные" удовольствием представление, не допускают недовольство, преграждая доступ к представлениям, связанные с недовольством.

Таким образом, человеку свойственно реалистическое и Аутистическое удовлетворения потребностей. Тот, кто довольствуется аутистического путем, имеет меньше оснований или совсем нет оснований к тому, чтобы действовать.

Аутистическое мышление преобладает в таких случаях:

  1. у ребенка, пока у нее нет опыта, необходимого для овладения логическими формами мышления и для познания возможностей, лежащих во внешнем мире;
  2. в вопросах, вообще недоступны или не совсем доступны нашему познанию и нашей логике - мировоззрение, религия, любовь;
  3. в тех случаях, где чувства по каким-то причинам получают обычно им несвойственное значение, например, при сильных аффектах, когда логика отступает на второй план;
  4. там, где ослаблен логическая связь, где ассоциации теряют свое значение: в сновидениях здорового человека и при шизофрении.

5.2.2. Интуитивное мышление - аналитическое мышление

Различаются по трем признакам: временной (время протекания процесса), структурной (членение на этапы) и уровнем протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, происходит на сознательном уровне. Интуитивное характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью.

5.3. По характеру выполняемых задач:

5.3.1. Теоретическое мышление - практическое мышление

Теоретическое мышление - это познание законов, правил. Открытие периодической системы Менделеева - продукт его теоретического мышления. Основная задача практического мышления - подготовка к преобразованию действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Практическое мышление было глубоко проанализировано Б. М. Тепловым в работе "Ум полководца". Теоретическое мышление наиболее последовательно изучается в контексте проблем научного творчества. Одна из важнейших особенностей практического мышления заключается в том, что оно разворачивается в условиях дефицита времени. Так, для фундаментальных наук открытие закона в феврале или марте того же года не имеет принципиального значения. Составление же плана ведения боя после его окончания делает работу бессмысленной. В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез. Все это делает практическое мышление время еще сложнее, чем мышление теоретическое.


5.3.2. Творческое мышление - критическое мышление

В этой дихотомии творческое мышление рассматривается как альтернатива не репродуктивном (продуктивное - репродуктивное), а так называемом критическому мышлению, отсюда и его понимание и определение. Эти два вида мышления выделены в работе американских психологов Г.Линдсея, К. С. Халла, Р. Ф. Томпсона. Творческое мышление - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения. Творческое мышление направлено на создание новых идей, а критическое выявляет их недостатки и дефекты. Для эффективного решения задач необходимы оба вида мышления, хотя используются они раздельно: творческое мышление является препятствием для критического и наоборот. Последнее утверждение не верно - критическое мышление никогда не было препятствием критическому мышлению.


5.4. По содержанию побудительных механизмов мыслительного процесса:

5.4.1. Оценочное мышление - эмоциональное мышление

Эту дихотомию ввел Г. Майер в 1908 г. Оценочное мышление, побуждается познавательным интересом, эмоциональное - потребностями чувства и воли. Эмоциональное мышление, в свою очередь, подразделяется на волевое и аффективное. Последнее тесно связано с эстетическим и религиозным мышлением.

5.5. По функциям, которые выполняет мышления в общем процессе жизнедеятельности различают абстрактную и конкретную "умственную установку" (К.Гольдштейн)

Такое различение необходимо для анализа мышления у больных с поражением мозга. Здоровый человек свободно владеет обоими установками: если окружающие условия знакомые и привычные, она действует в них "конкретно", если же объективная ситуация существенно меняется и нужно понять, как надо в ней вести, человек переходит к "абстрактному" способ. Последняя способность утрачивается больными, и с тех пор окружающий мир требует специальной организации, чтобы конкретное поведение в нем была адекватной. Таким образом, абстрактная умственная установка является необходимым условием функционального обеспечения конкретной. Генетическая классификация видов мышления: Мышление человека в течение жизни не остается неизменным, оно должно возрастную динамику, что позволяет рассматривать виды мышления как уровни его развития (генеза). Выделяют три основных уровня развития мышления: наглядно-действенное; наглядно-образный; словесно-логическое. Каждый из этих уровней определяется двумя критериями.

Первым из них (левые части названий) служит та конкретная форма, в которой нужно предъявить субъекту объект или ситуацию, чтобы ими можно было успешно оперировать:

  1. объект как таковой в своей материальности и конкретности;
  2. изображенный на рисунке, схеме, чертеже;
  3. описанный в той или иной знаковой системе.

Умение выполнять практические, наглядные, вербальные задачи служит простым показателем соответствующих уровней развития мышления. Оперирования объектами, представленными во все более отдаленных от конкретности обобщенных формах, требует как освоение новых умственных средств, так и продуктивного развития познавательной сферы в целом.

Второй критерий выделения уровней мышления (правые части названий) соответствует тем основным формам или способам, с помощью которых сам человек представляет и познает окружающий мир:

  1. через практическое действие с объектом;
  2. с помощью образных представлений;
  3. с помощью логических понятий и других знаковых образований.

См.. также

Источники


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам