Нагорный Василий Степанович

Василий Степанович Нагорный ( 11 января 1848, Горное - 25 февраля 1921, Львов) - украинский архитектор и общественный деятель конца XIX - начала XX веков. Основатель обществ "Славия", "Народная торговля", "Сокол", "Заря", "Днестр", "Народная Гостинница" "Общество для расцвета русской штуки". Архитектурное наследие В.Нагирного насчитывает несколько сотен объектов, среди которых церкви, часовни, парохиального дома, общественные и частные здания.


1. Биография

Родился 11 января 1848 года в селе Горном (теперь Стрыйского района, Львовской области) в семье средне-зажиточных хозяев Степана и Анны Гриневского. Мать умерла, когда Василию было полтора года. После второй женитьбы отца, его опекуном стала бабушка (мать отца), которая была не только кормилицей для внука но и жизненным наставником и советчиком. Именно она привила мальчику любовь к своей вере и народа.


1.1. Школьные годы

После четырех лет сельской школы-дякивкы, зимой 1859 г., отец отвез Нагорного в Стрый, где записал на второй курс первого класса народной школы.

Будучи в первом классе реального училища - потерял отца и должен был сам зарабатывать себе на жизнь частными лекциями.
После окончания трех классов реального училища, в 1866 г., Василий Нагорный уехал во Львов с целью продолжить обучение в четвертом классе. Приехав во Львов, не имея ни знакомых, ни достаточно денег на жизнь он был принят во вновь бурсы при "Народном Доме". Однако, проучившись один или полтора месяца в бурсе, покидает ее и, не имея возможности записаться к четвертому классу реальной школы, поступает на двухгодичные педагогические курсы, где учится один год. С началом нового учебного года Василий Нагорный поступил в четвертого и пятого класса реального училища и воздерживаясь из частных лекций закончил ее в 1870 В своих воспоминаниях Нагорный писал, что обучение в высших классах реальной школы относятся к самым плачевным в его жизни. Ему не хватало всего, что было необходимо не только для обучения но и для жизни. Он не имел ни одной книги, ни что есть. Не раз жил несколько дней сухим горохом, купленным за несколько крейцеров. При трескучей зимы ходил в легкой, почти летний, одежде. Была крайняя беда, однако охота к науке преодолевала беда.


1.2. Студенческие годы

В 1870 году Василий Нагорный поступил как слушатель в "Технической академии", где стал членом обществ "Академический кружок" и "Дружный Ростовщик", поставив цель соединить их в один. Но его желание не осуществилось, потому проучился в академии только год. В течение того года ему удалось получить лекцию в частной гимназии проф. Тшашковського, где преподавал счета и русский язык. Сэкономив немного денег с заработков в этой гимназии, по окончании первого года, в сентябре 1871 уехал в Цюриха, где вписался на подготовительный курс к политехники, а в 1872 перешел на отдел строительства.


1.3. Профессиональная деятельность

Проект 5-банной церкви в Судовой Вишне

После окончания учебы в политехнике, в 1875 г., Василий Нагорный работал долгое время в бюро своего профессора Штадлера в Цюрихе при заключении различных конкурсных проектов, позже в строительном правительстве в Винтертур при устройстве кантонской техники, у частного архитектора Шефера в Арав, а последние четыре годы пребывания в Швейцарии (до 22 августа 1882) - в строительном правительстве в Цюрихе.

Сразу после приезда во Львов, осенью 1882 Нагорный приступил к работе над проектированием церквей. Первая церковь, образцом для которой послужил Софийский Собор в Царьграде, была построена в Ярычеве Малом. Позже его бюро вышли проекты для строительства церквей в Перегинское, Луке, Раковые, Черной, Вороблику, Острове у Кристинополя, Олесько, Мостах Великих, Завала и другие мелкие работы, как проекты иконостасов и и парохиального домиков. Можно только удивляться невероятной энергичности и трудолюбия этого человека, ведь на 1898 приходится закладки уже 54-й его церкви (в Яворове), к 1902 г. Василий Нагорный сделал проекты для сотни церквей, восемьдесят три из которых каменные, а всего по его проектам построено более 200 церквей.


1.4. Общественная деятельность

В 1883 году, вместе с Евгением Дудикевича, Северином Держко, Львом Павенцьким, Корнилий Устияновичем и Иваном Костецким основал Общество "Народная Торговля". Будучи директором этого общества, пытается всячески поддержать и утвердить экономический статус украинского. В 1886 г. вышел из печати его "Руководство для магазинов", где Нагорный подробно описывает как открыть собственный магазин, какие средства для этого нужны, а также подает образцы необходимых документов. Известный львовский мещанин Михаил Галибей, в одной из своих публикаций, даже назвал Нагорного "отцом галицкой кооперации".

В 1884 - 1900 г. По инициативе и активном участии Василия Нагорного были основаны общества русских ремесленников "Заря", "Днестр", "Сокол", "Народная Гостинница".

В 1885-1890 гг Василий Нагорный занимает должность главного редактора газеты "Родина", где как специалист содержит несколько статей, касающихся строительства: "Как класть помосты, чтобы предохранить их от гриба", "Когда рубить строительный материал?", "Несколько о строении церквей "," Дом общественный ".

В 1898 году, вместе с Иваном Трушем, Михаилом Грушевским и Юлианом Панькевичем основывает "Общество для расцвета русской штуки", на первом собрании которого Василия Нагорного единогласно избран председателем. Это общество оказало большое влияние на дальнейшую судьбу галицкой архитектуры и искусства в целом.

1907 года по инициативе Василия Нагорного во Львове появился общество украинских рабочих "Сила". Первым его председателем был В.С. Нагорный.


1.5. Семья

25 ноября 1884 года, Василий Нагорный женился на дочери священника, властителя поселка Рудно Евгения Дудикевича - Марией. Среди четырех их детей: старший - Евгений, после окончания политехники стал известным архитектором и достойно продолжал дело церковного строительства в Галичине, так удачно начатое отцом; Евстахий, закончив Торговую академию, был инспектором "Народной Торговли"; дочь Анна вышла замуж за судью Сафата Рабиновича; младшая - Софья, кончила факультет философии в университете.


1.6. Наследие

Умер Василий Нагорный 25 февраля 1921 г. и был похоронен на Лычаковское кладбище во Львове (поле № 5).

Его архитектурное наследие насчитывает несколько сотен объектов, среди которых церкви, часовни, парохиального дома, общественные и частные здания. Ценными являются сельские церкви, составляющие большинство среди его произведений, в основе у которых положен византийский стиль.


2. Творчество

Церковь в с. Вербляны, 1907 г.

Осматривая достижение Василия Нагорного, особый акцент необходимо сделать на проектах украинских церквей. Ведь за период творчества архитектора (1882-1918) - каждая четвертая церковь в Галиции, была построена по его проекту.

Церковь в с. Монахиня

Возвращение Нагорного во Львов совпало с периодом национально-общественного подъема на галицких землях, где он, как специалист, нашел участок для воплощения таланта.

Фактически он первый сделал попытку на профессиональном уровне создать оригинальную форму украинского сакрального сооружения. Стремясь создавать новое направление В. Нагорный пробует соединить в одном разные стили, основываясь византийский, заботясь о сохранении традиций обряда. Работая одновременно как с деревом так и камнем, пытается выявить характерные формы, соответствующие данному материалу, создать самобытную и оригинальную пластика. Однако, самый пласт его творчества составляют каменные церкви.


2.1. Одноглавый церкви

Церковь в с. Надетычи, 1914 г.

Взяв за основу Крещатой-банную конструкцию, архитектор максимально упрощает структуру храма и придает ей византийского характера с элементами классицизма. Таким образом, учитывая скромные экономические возможности украинского населения, он предложил простую, компактную, безупречное с инженерно-технической стороны сакральное сооружение, которая требовала относительно малых средств и количества строительных материалов. Тем не менее, каждая церковь отличается своей изысканностью и неповторимостью форм.
К ним можно отнести каменную церковь Св. Дмитрия в с. Дмитрий у Щирца, построенную 1898 Крещатой в плане. Сооружение имеет восемь граненых пилонов на углах ветвей, главная нава перекрыта восьмибоковую куполом на четверике, боковые мышцы прямоугольной формы с окнами по бокам. По своим планировочным решением подобные: церковь Св. Дмитрия, в селе Мальчицы, построена 1908 г., церковь Воздвижения Честного Креста в Подгородище с 1908 г., церковь Св. Николая в Лучинцы 1903 г. церковь Преображения Господня в Сасово 1898 Последняя отличается лишь восьмибоковую апсидой.
Величавая церковь Св. Иоанна Богослова в селе Суховоля, построенная 1912 Сооружение крестообразная в плане, с северной и южной сторон к полукруглой апсиды прилегают захристя и ризница, главная нава перекрыта крестовым сводом с круглой баней, боковые мышцы прямоугольной формы с окнами по бокам. Церкви с аналогичным объемно-пространственным решением построено также в Гнилица, Гологорах и Лисичинцы.
Очень своеобразна по планировочным решением, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, находится на краю города Бобрка, построенная 1906 Здание симметрична относительно продольной оси, с большим куполом над главным нефом, в основе которой лежит квадрат, боковые мышцы имеют полукруглую форму, главная и боковые апсиды имеют вид сжатых цилиндров. Не менее оригинальные одноглавый церкви по проектам Василия Нагорного построено в Надетычи, Желчные и Белом Камне.

Церковь в с. Рышкова Воля, 1896 г.
Церковь в с. Ливчичи, 1906 г.
Церковь в г. Славское, 1901
Церковь в с. Суховоля, 1912 г.
Церковь в г. Бобрка, 1906 г.

2.2. Трибанна церкви

Церковь в с. Николаев, 1903 г.

Трибанна церкви Василия Нагорного отличаются выраженной четырехугольной в плане названию, к которой примыкают с северной и южной сторон боковые мышцы, а с восточной и западной - алтарь и женскую, массивными восьми или чоритибичнимы подбанниках и своей насыщенностью бань, по периметру которых врезаны арчасти окна. Они в свою очередь подчеркнуты изогнутым карнизом, вроде Владимирского собора в Киеве. Как пример, можно назвать церкви Собора Пресвятой Богородицы в Потешки (1908), Покрова Пресвятой Богородицы в Николаеве, что у Винников (1903), Введение во храм Пресвятой Богородицы в перегной (1907).

Церковь в с. Красное, 1886

На особое место следует также поставить церкви Рождества Пресвятой Богородицы (1891) в Балучине Бугского района и св. Кузьмы и Демьяна (1886) в Красном Золочевского района. Имея идентичное объемно-планировочное решение, они отличаются только архитектурными деталями.

Церковь в с. Перегноев, 1907 г.

Автор неоднократно в своих публикациях обращал внимание на свойства материала, "ибо то что выполняется например из дерева, не обязательно даст выполнить из камня и наоборот." (Нагорный В. Несколько слов в деле зданий церковных / / Дело. - Львов, 1905. - Ч.225. - С.1) В отличие от предыдущих, в этих сооружениях применяется прием, свойственный исключительно каменным объектам - круг, невозможно применить в дереве. Пивкуляста баня опирается на округлый подбанниках, который в свою очередь врезается в крышу. Округлую форму имеет также и алтарная часть, к которой присоединены захристя с северного и южного стороны. Сооружения украшены пилястрами, колоннами и роскошным карнизом. Боковые мышцы заканчиваются двойными арчастимы окнами. Вследствие сочетания тридильного пространства и перекрестной плана, была образована объемно-пространственная композиция, как никакая другая, гармонично сочетает основные традиции галицкой архитектуры и современного трактовки о соответствии формы и материала.


2.3. Пятибанный церкви

Появление каменных церквей с куполами, уложен на углах центрального квадрата, в Галичине принадлежит В.Нагирному, который исходил из того, что этот тип имеет визуальную преимущество над первым, в котором бане относились над алтарем, названию, притвором и боковыми ветвями - крайние бане НЕ заслоняют центральную. Одна из самых красивых каменных Пятибанный церквей Нагорного построена в Тухле. Также церкви пятикупольное построены в Черной (по образцу Софийской церкви в Константинополе), Вороблику Королевском, Токах, Калуше, Долине, Стоянове, Сходнице, Мостах Великих, Берездовцы, Судовой Вишне, Олесском и других местностях. Самая большая - в Яворове.

Церковь в с. Тухля, 1904 г.
Церковь в с. Стоянов, 1913
Церковь в г. Олесько, 1891
Часовня возле церкви в г. Олеско, 1891

Источники

  • Бобош Г. Дорогами жизни и творчества Василия Нагорного (1848 - 1921) / / народоведческой Тетради. - Львов: Институт народоведения НАН Украины. - 2000. - № 2. - С. 347-355.
  • Жадько В. Украинский некрополь. - М. - 2005. - С. 243.
  • Нагорный В. Из моих воспоминаний. - Львов, 1935
  • Нагорные, Львы: История семьи. - Львов, 2000 г.