Надо Знать

добавить знаний



Нантский эдикт



План:


Введение

Нантский эдикт, апрель 1598


Нантский эдикт - указ короля Франции Генриха IV от 13 апреля 1598, который даровал французским гугенотам определенные гражданские права, открыв таким образом путь к религиозной терпимости. По указу протестанты получали право на свободу совести, возобновлялись их гражданские права, включая право занимать любую государственную должность и подавать жалобы непосредственно королю. Эдикт положил конец религиозной войне во Франции. Выполнение эдикта гарантировалось путем передачи в самоуправления протестантов 150 крепостей а также финансированием из королевских сокровищниц. Генрих IV, первый король династии Бурбонов, протестант, решил перейти в католическую веру после смерти своего двоюродного брата Генриха III, и, таким образом, взойти на французский престол.


Крест французских протестантов

1. Исторический контекст

Нантский эдикт положил конец религиозным война, раздирали Францию ​​течение 40 лет. Но уже в прошлом, попытки принять законодательный текст такого типу.15 января 1562, Карл ИХ подписал Сент-Жерменский эдикт (Cичневий эдикт), позволявший свободу культа протестантизма в пригородах. В 1570 году была подписана Сент-Жерменского соглашение, которое гарантировало протестантам свободу совести, свободу культа, а также передавало под контроль протестантских вожаков четыре города, а именно Ла-Рошель, Коньяк, Шарите-сюр-Луар, Монтобан. Но, разница между разными эдиктами и Нантским eдиктом заключается в том, что Нантский eдикт не остался мертвой буквой, а был внедрению в жизнь и исполнялся, благодаря авторитету короля Генриха IV, что сам был протестантом в прошлом.


Генрих IV, король Франции


Нантский замок, резиденция герцогов Бретани

2. Разработка Эдикт

С 7 марта по 3 апреля 1598 Генрих IV, король Франции и Наварры, в недавнем прошлом лидер протестантской партии, пытается взять контроль над враждебно настроенной к нему провинцией Бретань. Столица Франции временно розташованa в городе Анже, где и состоялась разработка Эдикт. После сокрушительного поражения испанской армии у города Амьен, позиции Генриха IV значительно укрепились: почти вся страна перейшлa на сторону короля, благодаря военным успехам его войска, перехода Генриха IV в католицизм, а также общему стремлению к согласию в краини.В Анже, Генрих IV демонстрирует ультра-католическом населению, всю искренность своего перехода в католицизм: получает благословение епископа, ходит на службу в Собор святых Петра и Павла выполняет традиционные католические королевские обряды (моет ноги 12 бедным, дотиркаеться к больным с целью исцилиння). Королевская армия занимает позиции вдоль границы с провинцией Бретань, демонстрируя готовность к военным действиям в последний провинции, на которую не распространяется власть нового короля. Между тем, некоторые бретoнськи крепости, с криками "Да здравствует наш король!" переходят на сторону короля.Позиции герцога Меркера, губернатора провинции, значительно ослабилися массовой поддержкой населения королю. Герцог, во время встречи с Генрихом IV 28 марта, бросается ему в ноги, клянется в верности и сдает Бретань Королевский власти. Французский король Генрих IV торжественно заходит в Нант, столицу Бретани, 12 апреля 1598 года. Королевский совет завершает редактирования Нантского eдикту. Как позже писал Сюлли, премьер-министр Генрихa IV, король стремился быстрее покончить громадянский войне, истощала, как католиков, так и протестантов. С этой целью было подписано мирное соглашение с Испанией, заклятым врагом Генрихa IV, 2 мая 1598 года. Путь к подписи Нантского eдикту был открыт.


3. Эдикт "умиротворения и терпимости"

Тексты, составившие Нантский Эдикт были подписаны с 3 по 30 апреля 1598 року.Ранише историки считали, что Эдикт был объявлен из замка бретонских герцогов в Нанте, но на самом деле, это историческое событие произошло в маленьком домике расположенном у замка. Этот дом не сохранился: он был разрушен во время Второй Мировой войны. Нантский eдикт не был ни в коем случае "милостивым указом", принятым могущественным королем для своих подданных, а наоборот, дипломатической компромиссным соглашением, в которой каждая из сторон отстаивала каждый пункт в пользу своего собственного лагеря. Нантский Эдикт гарантирует свободу совести на территории всего Французского королевства, он позволяет свободу культа в населенных пунктах, в которых до 1597 года существовали протестантские сообщества, а также в 3500 замках протестантского дворянства и в городах местного самоуправлиння.В некоторых городах ( Бордо, Гренобль, Кастр) были внедрены суды, состоявшие на половину католиков, на половину из протестантов для гарантии справедливого суда над протестантами. В других городах ( Париж, Руан, Дижон, Тулуза, Лион т.п.), протестантский культ был запрещен, а в Сомюре, Седане, Ла-Pошели, Монпелье, Монтобане был запрещен католический культ. Протестанты не будут лишены своих громадянских прав, будут иметь доступ ко всем государственным должностям, смогут открывать школы и академии. Финансовая дотация для пасторов в 45 000 экю будет выплачиваться ежегодно королевской казной. Как гарантии их будущей безопасности, 150 замков были переданы в управление протестантам, среди них 51 крепость: Ла-Рошель, Коньяк, Руаян, Монтобан, Нем, Монпелье. Была разрешена армия в 30000 солдат для защиты протестантских крепостей. Объявления eдикту вызвало разные реакции. Радость, удовольствие, но и возмущение. Католические города Париж, Ренн, Руан утвердили Нантский eдикт только через десять лет и то, после угроз Генрихa IV, а большой протестантский поэт, соратник и личный друг короля Агриппа дьОбини назвал eдикт "ужасным указом".


4. Нантский эдикт в Европе 17го века

Впервые в Западной Европе, религиозное противостояние было прекращено не путем запрета и преследований (католицизма в Англии, протестантизма в Испании и Италии), а путем легализации меньшинства религии и утверждения государством ее сторонников во всех гражданских правах.

4.1. Терпимость

Нантский эдикт заложил основы терпимости как принцип управления обществом. Но на самом деле, слово "терпимость" не существует в тексте эдикта, на него нет ни натяку.В французском языке 17го века, слово "терпимость" (la tol?rence) имеет негативный оттенок. и "терпеть" является синонимом слова "страдать", "выдерживать муки". Содержание который мы вкладываем сегодня в слово "терпимость", а именно, допускать, что религиозные убеждения наших оппонентов имеют такое же право на существование как и наши собственные, был абсолютно чужим философии 16го века. В 16му веке, каждый человек уверена, что именно ее вера является единственно правильной, таким образом другой ошибается и обрекает себя на ад в день страшного суда. Спасти еретика от его ереси, даже силой, является святым долгом каждого вируючого.Католикы считают, что эдикт является временным компромиссом, необходимым на пути будущего уничтожения протестантской религии. Протестанты расценивают эдикт как уступку католической большинства и розраховуюють на будущую поддержку Англии и дальнейшее ослабление Испании.


4.2. Перелом в европейской ментальности

На самом деле, Нантский эдикт знаменует собой окончательный уход от средневековых догм, когда власть короля и божья власти были синонимами. Нантский эдикт резко розмижував, с одной стороны, религиозные убеждения, которые покидают общественное пространство и становятся личным делом каждого и закон короля, которому подчиняются все без исключения. Интересно, что современники Нанського эдикта называли его эдиктом умиротворения.

5. Отмена Нантского эдикта

Людовик XIII и герцог Ришелье, премьер министр короля, во время осады Ла Рошели, последнего оплота протестантов

6. Отмена оборонных гарантий eдикту (1629 год)

Все военные гарантии что eдикт предоставлял протестантам, а именно, право удерживать крепости, оборонительные замки были отменены королем Людовиком ХИИИ, Алеським эдиктом в 1629 году. Сын Генриха IV, Людовик ХИИИ захватывает протестантскую крепость города Ларошель, запрещает политические протестантские собрания и партии, но позволяет протестантский культ на всей территории, кроме Парижа.

6.1. Политика конверсии (1660-1685)

Людовик XIV начинает активную политику конверсий, добровольных но часто насильственно. Король насаждает абсолютизм и считает, что Франция должна следовать принципу: один народ, один король, одна вера. Миссионеры пытаются убедить протестантов сменить веру, полиция заставляет каждую протестантскую семью брать на содержание жандарма.

6.2. Окончательная отмена Нантского Эдикт (1685 год)

Нантский эдикт был отменен в 1685 Эдиктом Фонтенбло, который запретил протестантизм во Франции. После смерти Людовика XIV, протестантизм был запрещен, но французские короли не продемонстрировали непремиримости Людовика в этом вопросе и значительные протестантские сообщества смогли выжить. В 1787 году, Людовик ХVI подписал Версальский Эдикт, запрещающий все преследования против протестантов. Только Французькa революция 1789 года позволила полную и окончательную политическую, религиозную и личную реабилитацию французских протестантов.


7. Литература и ссылки

  • Laurent Theis et Roger Zuber (dir.), La R?vocation de l'?dit de Nantes et le protestantisme fran?ais en 1685: Actes de colloque de Paris (15-19 octobre 1985), Paris, SHPF, 1986
  • Jean-Robert Armogathe, L'?glise catholique et la r?vocation de l'?dit de Nantes, Paris, OEIL Histoire, 1985
  • Bernard Cottret, 1598, L'?dit de Nantes, Paris, Perrin, 1997
  • Pierre Joxe, L'?dit de Nantes, une histoire pour aujourd'hui, Hachette Litt?ratures, 1998
  • Janine Garrisson, L'?dit de Nantes, Paris, Fayard, 1998, 320 p.
  • Janine Garrisson, L'?dit de Nantes et sa r?vocation: Histoire d'une intol?rance, Paris, ?d. du Seuil, 1985, 309 p.
  • Simone Berti?re, Les reines de France: les ann?es sanglantes, Paris, LGF, 1997, 506 p.
  • (Фр.) L'?dit De Nantes texte Original ET Nouvelle transcription Dans Le Site De r?f?rence Henri IV - Le r?gne interrompu ?dit? PAR Le minist?re De La Culture ET De La Communication.
  • "Je ne changerai pas", par Samuel de Pechels, le journal d'un protestant victime de la R?vocation de l'?dit de Nantes.
  • (Фр.) "L'?dit de Nantes et ses ant?c?dents (1562-1598)", ?dition critique par les ?l?ves de l'?cole nationale des chartes, sous la direction de Bernard Barbiche. Шаблон: Commentaire biblio
  • (Фр.) "Flash sur l'?dit de Nantes" par Jean-Marc Daumas, professeur d'histoire ? la Facult? libre de th?ologie r?form?e d'Aix-en-Provence.
  • (Фр.) "Un ?dit de Tol?rance", par l'abb? Christophe H?ry, revue

Objections.


Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам