Натурфилософия

Натурфилософия ( лат. natura - "Природа") - философия природы, истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между натурфилософией и естествознанием, а также ее место в философии исторически менялись. Наибольшую роль натурфилософия играла в древности. Натурфилософия стала первой исторической формой философии и фактически сливалась с естествознанием. В дальнейшем натурфилософия в основном называлась физикой, т.е. учением о природе.


Натурфилософия Милетской школы

Первые, самые древние учения античной философии получили название натурфилософских. Значительное место в развитии натурфилософии сыграла милетская школа, возникшая в VI в. до н. е. в Милете и была одним из центров ионийской философской традиции. Основными представителями были Фалес (625-547 годы до н. н.э.), Анаксимандр (610-546 годы до н. н.э.), Анаксимен (588-525 годы до н. н.э.).

Учение милетцив о естественном происхождении мира противопоставляется мифологическим представлениям о сотворении мира богами с хаоса. Мифы о богов милетци считали лишним предположением о существовании сторонних сил, которые миру не нужны для возникновения и существования. Мифологически теогоничне толкования мира в милетцив заменяется Логосом (в значении "слово", "смысл", "суждение", "замысел", "порядок", "гармония", "закон"). Этот термин милетцямы еще не использовался, их учение фактически соответствует главным определением понятия "Логос". Впервые этот термин ввел последователь милетской философии Гераклит, имея в виду космический порядок, который обеспечивается независимым от людей и богов законом бытия. В попытках определить исток эти философы полностью еще не отмежевались от мифологической традиции использовать чувственно-наглядные образы, поэтому внешне их тексты напоминают миф, а не аналитическую систему понятий. Уподобление первоначала особой природной стихии, которая доступна чувственному восприятию (это: вода - Фалес, воздуха - Анаксимен, огонь - Гераклит), продолжает традиции именно мифологического описания. Однако уже в Анаксимандра понятие о "Апейрон", который не дается непосредственно чутьем, а может быть постижений только умом, является шагом к чисто понятийного отражения мира. Апейрон, однако, еще не представляется как понятие вообще, он определяется как наименьшая частица, першоречовина, которая из причин микроскопичности своих размеров не может быть ощутимой.

Определяющая тенденция этой школы - попытка найти невидимую простым глазом единство в видимой многообразия вещей. Это единство может быть освоен только разумом. Причем она рассматривается как всегда существующая в безграничном космосе. Исток порождает все многообразие вещей, занимает все существующее, оформляя его в упорядоченное Космос и руководит движением и развитием Космоса.

Первые философы Древней Греции определили фундаментальную философскую проблему возникновения порядка, Логоса с Хаоса. Существование Логоса наряду с Хаосом противоречит определению этих сроков. Решение данного противоречия по Гераклитом благодаря созданию первого учение о развитии, изменения в мире через борьбу противоположностей.


Натурфилософия Нового времени