Натюрморт

Ян Баптист Веникс. "Натюрморт с белым лебедем".
Натюрморт Поля Сезанна
Натюрморт, фреска из Помпей

Натюрморт ( фр. Nature morte - Дословно - мертвая природа) - разновидность живописи, изображающий застывшие, неподвижные (morte) предметы - букеты цветов, композиции овощей, фруктов, посуды, ковров, мебели и т.д..

Первые натюрморты заметили на фресках Древней Греции и Древнего Рима (сборник музея Каподимонте, Неаполь). Сохранились натюрморты и в мозаиках, хотя их создание еще ​​тогда было сопряжено с определенными трудностями - ( смальта, стеклянные камешки, которыми выкладывали мозаики, дорого стоили всегда). Темперный и масляная живопись ускорили создание картин, и натюрморт возродился, а затем стал личным жанром. Перевод "мертвая природа" ложный, это лишь изображения неподвижных вещей.


1. Техники исполнения и основы

Существуют различные техники выполнения натюрмортов. История искусств знает натюрморты на фресках, в мозаиках, пергаменте, на деревянной основе или металлических пластинах масляными красками. Натюрморты делали сангиной, карандашами, в технике пастели, водяными красками. Множество проб есть в гравюре-от рисунков Дюрера ("Первоцвет", 1526, пергамен, музей Хаммера) до цветных литографий Бернара Бюффе. Состоялись выставки, показали лишь натюрморт ("Натюрморт в европейской живописи"), от голландцев 17 века до Ван Гога.

  • Блюдо "морские животные", Берлин

  • Блюдо с рыбами. Древняя Греция. Лувр.

  • Керамика древней Греции. Рыбы. Лувр.

  • Миску с рыбами. Древняя Греция. Лувр


2. Натюрморты Караваджо

В чистом виде сохранилось два натюрморты Караваджо. Утреннего этапа творчества принадлежит "Натюрморт с цветами и фруктами" (Рим, галерея Боргезе). Он еще перенасыщен вещами, как робкий еще художник спешно изображают все, что научился рисовать на холсте. Совсем другое впечатление производит натюрморт "Корзина с фруктами" (Милан, Амброзиана). Куда и делись робость, слабая композиция и збрякли краски. Минимум вещей не делает натюрморт незаполненным, а композиция, простой и одновременно скрыто диагональная, становится просто формуле натюрморта как такового. Исследователи до сих пор спорят, что это - хорошо выполненный эскиз к какой-то картины или уже законченная картина. Натюрморты не исчезают и дальше, но они становятся у Караваджо частями бытовых полотен - "Юноша с корзиной фруктов", "Юноша с лютней", "Мальчик, которого укусила ящерица", "Вакх с бокалом вина", в картине Больной Вакх.


3. Натюрморты караваджистов

Караваджистов (последователи художника) годами копировали его картины и разворовывали его идеи, композиции и темы. Он дал пример и натюрморты чрезвычайно распространились в произведениях самых разных мастеров. Свои интерпретации бытовых тем Караваджо и цитат из его натюрмортов дали художники Рима, Неаполя, северной Италии, Испании, Франции, Голландии и т.д..

  • Юноша с музыкальными инструментами. Афины. нац. галерея.

  • Худ. Франческо Бонер, Флейтист. Ашмолеан музей, Великобритания.


4. Западноевропейский натюрморт

Виллем Класс Хеда. Натюрморт с черепом (Суета сует).
Йоханнес Торрентиус. Эмблематический натюрморт.

Выдающиеся шедевры среди натюрмортов - "Астрономические приборы" Филиппа де ля Гира (1589-1629), разнообразные "Лавки" Франса Снейдерса (1579-1657), почти все натюрморты Караваджо (1571-1610), Франсиско де Сурбарана (1598-1664), Питера Класа (1597-1661), Эдуарда Мане (1832-1883), непревзойденного Ван Гога (1853-1890) и Сезанна (1839-1906).

Почти по одним натюрмортами известно творчество талантливых, но забытых художников, среди которых

Большую стоимость для души человека имели книги. Их часто рисовали в натюрмортах: Давид Тенирс - "Книги и глобус Земли". А "Две библиотеки" в Джузеппе Мария Креспи подают книжные полки, книги и ноты. "Натюрморт с Библией" оставил нам Винсент ван Гог.

Посетителей музея Лувр удивляет "Натюрморт с омаром" Эжена Делакруа, который, якобы, не писал натюрмортов. Свой образец натюрморта сделал и Франсуа Милле, который тоже приобрел Лувр ("Букет маргариток" 1874 г., пастель).

Натюрморт не умер и в 20 веке. Новые черты и цветов он приобрел в Матисса (1869-1954), Пьера Лапрада (1875-1932), Жоржа Брака или Пикассо (1881-1973). Свое видение вещей и их взаимосвязей имели и женщины художницы - Зинаида Серебрякова (1884-1967) или Наталья Гончарова (1881-1962) - натюрморт "лучистой лилии".


5. Разновидность натюрморта "Ванитас".

Филипп де Шампень, Франция, Ванитас.

Ванитас (Vansitas) - в переводе с латыни - суета. Эта разновидность натюрморта шел от библейских напоминаний о быстротечности времени, быстротечности человеческой жизни, осуждения тщеславия и напоминание о наказании за прижизненные грехи. Библейских святых не было, а идею суетности воплощали аллегорические предметы-знаки: часы, свеча - течение времени, человеческий череп - напоминание о смерти, музыкальные инструменты - кратковременность наслаждений и др..

Череп - давний предмет как напоминание о смерти. Он часто появляется рядом со святыми или в сценах раскаяния ( Тициан "Покаяние Марии Магдалины", Хосе де Рибера "Святой Иероним", офорт, Эль Греко "Святой Франциск"). В натюрмортах "ванитас" череп уривнений с другими предметами, но предоставляет натюрморта серьезного, философского настроения, покоряет ему и другие вещи. Особое распространение натюрморты темы "ванитас" имели в Нидерландах 16 века и Голландии 17-го.

В 20 веке череп вернули в натюрморт. Но формалистические поиски, деформации, избыточность в попытках художников быть новаторами лишили эти натюрморты философского содержания. А сами натюрморты вовсе не воспринимаются как старые "ванитас" западноевропейских мастеров 16-17 веков даже в произведениях Пикассо ("Натюрморт с черепом", 1907, Эрмитаж, Петербург). Это пустая оболочка без древнего содержания, насыщенного размышлениями над миром и своим местом в нем.


6. Музыкальные инструменты Баскениса (Италия)

Эваристом Баскенис, музыкальные инструменты, Брюссель.

Без всякой связи с темой "Ванитас" (суета) делал свои натюрморты с музыкальными инструментами художник Эваристом Баскенис (1617-1677). В Италии 17 года вступает расцвета музыка эпохи барокко, возникают оркестры, используют несколько инструментов. Распространяется использование инструментов в связи с развитием как инструментальной музыки барокко, так и оперы, возникшая в конце 16 в. В Италии с уважением относились к мастерам музыкальных инструментов, а слава Амати, Гварнери дель Джезу, Страдивари достигла границ Испании и берегов Англии. В Баскениса появились и свои последователи (Бартоломео и Бонавентура Бэттери).


7. Натюрморты мастеров Испании

Испанских натюрмортов очень мало, а поцинюють их очень высоко. Испания долго удерживала Нидерланды в пределах своей колониальной империи. Отсюда вывозили все ценное. Кроме денег в перечень ценных вещей вошли ковры - гобелены или Аррас и картины. А именно в искусстве мастеров Нидерландов впервые появляется натюрморт масляными красками. Ганс Мемлинг (1433-1494) выполнил на дубовой доске портрет молодого заказчика. А на обороте нарисовал горшок с цветами на персидском ковре. Это чистый натюрморт ( Музей Тиссена-Борнемисса).

Персидские ковры и цветы станут классическими вещами натюрмортов от Мемлинга к итальянцу Руопполи (1620-1685). Надлежащее персидским коврам или цветам отдадут и Ян Вермер с Дельфта, и Руопполи, и Николо Реньери.

Именно горшок с цветами нарисовал в своем "Натюрморте" испанец Хуан де Арельяно ( Смоленск, музей изящных искусств им. С.Коньонкова). Испанцы пойдут своим путем и выбросят вон мелочи нидерландских манер. Франсиско де Сурбаран в своем "Натюрморте с лимонами и апельсинами в корзине" 1633 положит фрукты строго и просто. И не пожалеет никаких цветов своей палитры, чтобы все увидели красоту мира (Флоренция, сборник Контини-Бонакосси). Еще строже и проще разместил овощи в "Натюрморте с тыквой" Хуан Санчес Котани. Одно яблоко, один кочан капусты, один тыква и одна его кусок, один огурец - вот и весь сюжет. (Г. Сан Диего, США, Музей изящных искусств).

Даже Антонио де Переда, накапливающий в натюрмортах вещи, остается их поклонником и певцом ("Натюрморт с часами", Москва).


  • Х.С.Котан, Натюрморт, Мадрид.

  • Сурбаран. Натюрморт с лимонами, апельсинами в корзине и розой. 1633. Фонд Саймона Нортона. Лос-Анджелес

  • Х.С.Котан, Натюрморт, музей в Гранаде


8. Арчимбольдо и изображения вещей

На стыке разных жанров работал Арчимбольдо. Почти всегда он рисовал разные вещи - цветы, овощи, рыб, птиц. И всегда сочинял их особенно в зв'зку со своей задачей, необычным намерением через сущность одних вещей передать сущность иных качеств и смыслов. Поэтому изображение цветов или овощей служат для создания аллегорий (серия "Времена года"), персонификаций стихий ("Огонь", "Воздух") или даже портретов конкретных людей (император Рудольф II в в виде Вертумн). Жанровая неопределенность позволила делать на грани создания фокусов, чудаческих картин, обладающих качествами портрета, натюрморта и картинки-оборотни (известный "Огородник").

Ортолани-Огородник.

9. Натюрморты импрессионистов Франции

Художники, якобы гонялись за впечатлениями и освещали их в своих полотнах, писали и натюрморты. Мало кто видел натюрморты с цветами Пьер-Огюст Ренуар, но они существуют ("Хризантемы", 1878, музей д'Орсэ, "Анемоны в весе", 1898, Нью-Йорк, частное собрание).

Наибольшее количество натюрмортов создал основатель импрессионизму- Клод Моне (1840-1926) - "Подсолнухи" ( Метрополитен-музей, Нью-Йорк), "Охотничьи трофеи", 1862 г, (Лувр, Париж), Натюрморт с динею и персиками 1876, (Лиссабон, музей Галуст Гюльбенкяна), "Хризантемы", 1878, (Музей д'Орсе, Париж). И это неполный перечень его натюрмортов.


10. Натюрморты Эдуарда Мане

Э.. Мане. Белые пионы. 1864 г. Лувр, Париж.

Жемчужинами живописи считают натюрморты Эдуарда Мане, который формально не входил в круг импрессионистов. Вот их краткий перечень:

  • Белые пионы, 1865, Музей д'Орсе.
  • Натюрморт с цветами, 1880, частное собрание.
  • Розы и сирень, 1883, Нью-Йорк, частное собрание.
  • Натюрморт с лососем, 1869, Шелборн, штат Вермонт, США.
  • Букет, 1883, Берлин.



11. Натюрморты Ван Гога

  • Натюрморт с фруктами и бокалом, 1881,
  • Подсолнухи (на синем фоне), 1887, Нью-Йорк, Метрополитен.
  • Стул Ван Гога, 1888, Лондон, Нац. галерея.
  • Два сапога, 1887, Балтимор, музей искусств.
  • Три подсолнухи (в зеленой весе), 1888, частное собрание.
  • Кресло Гогена, 1888, Амстердам, музей Ван Гога.
  • Подсолнухи, 1889, Лондон, галерея Тейт.
  • Розовые розы, 1890, Копенгаген, Новая Глиптотека Карлсберга.
  • Натюрморт с Библией, 1885, Музей Ван Гога, Амстердам

  • Ветка миндаля и книга

  • Два сапога, 1887

  • Петушки в весе, 1890


12. Натюрморты в искусстве России

Врубель. Цветы в синей вазе, 1887 р.Киив.

Русское искусство барокко 18 в. тоже шло путем проб удивить зрителя. Невероятно реалистичное изображение вещей - было изюминкой в ​​дворцовых кабинетах. Образцы подобных произведений - не что иное, как тщательно выполненные натюрморты. Они представляют книжные полки с томами, приборы для написания писем, гусиные перья, ножницы и т.д.. Шесть подобных натюрмортов 18 в. демонстрирует музей-усадьба Кусково. Один из них принадлежит художнику П.Г.Богомолову - "Книги", 1737 г. К сожалению, годы жизни П. Г. Богомолова не известны. Подобный образец имеет и сборник художественных произведений в замка Олесько в Украине - "Натюрморт с гребешками и миниатюрным портретом неизвестного", 18 в.

Российская империя 19-20 веков имела своих сторонников натюрмортов: это художники Мордвинов А. Н. (1800-1858) "Подрамник, папка и гипсовый барельеф" (Государственный Русский музей), произведения Хруцкого И. Ф. (1810-1885), прославленных Константина Коровина (1861-1939) и Врубеля (1856-1910). Натюрморты Коровина поражают зрителя яркими красками и широким мазком ("Розы" 1912 г., Омск, "Рыбы, вино и фрукты", 1916 г.) Скромные натюрморты Врубеля найдены в его рисунках ("Подсвечник, графин и стаканы".) А свой колористический дар Врубель выплеснул в акварельных натюрмортах (" Цветы в синей вазе ", 1887, Национальный музей русского искусства, Киев).

Представители новейших мистецькх группировок подали свои образцы этого жанра: Кончаловский П. П. ("Сигары и сомбреро", 1916, ДРС), Фальк Роберт Рафаилович ("Натюрморт с фикусом", Харьков), Машков Илья Иванович ("Рыбы", Ереван, Картинная галерея Армении, "Натюрморт с красными маками", 1913, частное собрание), И.Грабарь ("Хризантемы в синей вазе", 1905 г.), Д.Штеренберг ("Розовая ваза").

К классическим истокам натюрморта в Голландии и России суток барокко в своих произведениях уже на новом этапе обращался Николай Смирнов (1938-2005). Он делает селекцию вещей по стилю и в его натюрмортах возникают то изломы ар нуво ("бабушкины романсы", 1982 г.), то бурные годы Северной войны со Швецией (натюрморт "Виват, царь Петр Алексеевич!").


13. Натюрморты Китая и Японии

Изображение чисто вещей или цветов, рыб, насекомых присуще и искусству других стран, например, в Китае, Японии. Особенно много их в гравюре Японии. Примеры японских натюрмортов неможлово перечислить, так их много. Но присутствуют те натюрморты на японских ширмах, стенописи, веерах. Ибо искусство Японии долго не знало картины масляными красками западноевропейского образца. Японские натюрморты найдены в произведениях Кано Санраку "Пионы", Сотацу (ширма "Веера" начала 17 в.), Огата Корина ("Осенние травы" роспись веера начале 18 в.), Огата кэндзан ("Корзины с цветами", свиток начала 18 в.)

С распространением гравюры к натюрмортов обращался великан искусства Японии Кацусика Хокусай - "Деревянный конь", "Луна, хурма и насекомое", "Лилии", Рыба и раковина. А его "Манга" (зарисовки) - полные рисунков вещей, где есть посуда, одежда, зонты, бумажные фонари.

Профессиональные художники - граверы Японии постоянно искали новые средства выразительности произведений. От черно-белой гравюры пришли к цветной. Затем количество цветов увеличилось настолько, что гравюре грозило превращение в новый вид искусства. Были и попытки смешать жанры на одном листе. Таким произведением стала двухчастная гравюра Кацусика Хокусая "У бумажного фонаря", где слева японка на татами, а правоуч только бумажный фонарь (цветная ксилография 1801 г.). Чисто натюрмортного и двухчастная ксилография 1828 "Рыбы и кладовые" из "Книги листов-советов". Обычным натюрмортом стал и рисунок Хокусая "Росток хлопчатника, листья и плоды".

На трехчастной гравюре Утагава Кунийоси "Месть", где самурай готовится уничтожить семью врага, является неожиданная вставка - натюрморт с коробками и салфеткой-фуросики. (Фуросики используют для упаковки и передвижения вещей-от книг к телевизору. Японцам фуросики долго заменяла ервопейськи сумки и корзины).

  • Кацусика Хокусай, веера

  • Худ. Чэнь Хуншоу (1599 -1652), Китай, лист альбома

  • Кацусика Хокусай, инро, нэцкэ и веер.

  • Кацусика Хокусай, деревянный конь для ребенка, 1822


14. Натюрморт на Американском континенте

Худ. В. М. Харнет, Натюрморт "Старая скрипка"

Свое место занял натюрморт и в искусстве США 19 века.

Уильям Майкл Харнетт (1848-1892) учился в Нью-Йорке и Мюнхене. В своих натюрмортах он смешивал непохожие вещи, но вырисовывал ешь докуметнально и трезво. Часто они производили впечатление реальных вещей. Прославленный образец натюрморта Харнетт "Музыка и судьба" ( Метрополитен-музей, Нью-Йорк).

Рисовал натюрморты и Джон Фредерик Пето (1854-1907). Странный образец этого жанра оставил и мастер стенописей с Мексики Диего Ривера - "Натюрморт" 1913 г., Ермитаж, Петербург - масляными красками. Произведения в этом жанре оставили и мексиканцы Франсиско Досамантес (1910 г.р.) "Натюрморт", 1962 г., и Руфино Тамайо "Арбуз", 1966 г., литография.


15. Натюрморт на стенописи

Еще от мастеров Нидерландов и Голландии идет изображения горшков и ваз с цветами. Постепенно они перешли на стенописи и плафоны (картины масляными красками, которые крепили к потолкам во дворцах).

Замечательным образцом натюрмортов в стенописи есть восемь ваз с цветами в секторах росписей купола костела св. Иосифа в Подгорцах, Украина. Странным является украшение интерьера костела натюрмортами, что более присуща дворцам эпохи барокко, а не костелам.

Источники

Репин И. Ю. "Букет. Абрамцево", 1878 г.
  • Альбом "Серебрякова", М, "Сов. Художник", 1969.
  • Гос. Эрмитаж "Западноевропейская живопись", каталог 1, второе издание, Л, "Аврора", 1976.
  • Воронова Б. Г., "Кацусика Хокусай, графика", М, "Искусство", 1975 (на русском).
  • Ротенберг Е. И., "западноевропейской исскуство 17 века", М, "искусство", 1971.
  • "Искусство Мексики", каталог выставки, Л-М, 1977.
  • Виппер Б. Р. "Очерки голландской живописи эпохи расцвета", М, 1962 (рус)
  • Виппер Б. Р. "Проблемы развития натюрморта", СПб, 2005 (рус)
  • Звездина Ю. Н. "эмблематики в мире старинного натюрморта. К проблеме прочтения символа", М, 1997 (рус)