Научная теория

Научная теория - это система обобщенного знания, объяснения разносторонности событий, ситуаций, происходящих в природе или обществе.

Понятие "научная теория" имеет разные значения: для противопоставления практике или гипотезе как непроверенном знанию в форме предположения; обобщения передовой практики отражением ее в мышлении и воспроизведением реальной действительности. Теория непрерывно связана с практикой, которая ставит перед познанием задачи и требует их решения. Поэтому практика входит органическим элементом теории. Каждая теория имеет сложную структуру. Так, в экономической теории можно выделить две части: формальные исчисления (экономико-математические модели, логические уравнения и др..) И "содержательную" интерпретацию (категории, законы, принципы). Последняя связана с философскими взглядами, мировоззрением ученого, с определенными методологическими принципами подхода к действительности.

Научная теория как форма организации знаний обеспечивает расширение сферы знания за пределами непосредственного наблюдения, поэтому она отличается от простой регистрации наблюдений и характеризуется наличием следующих элементов:

  • общих законов и сферы их применения, где она объясняет явления, которые происходят;
  • сферы предсказания неизвестных явлений;
  • математического аппарата вывода следствия из законов;
  • определение концептуальной схемы, без которого невозможно познание объектов этой теории.

Экономические теории обусловлены историческими условиями, в которых они возникают, уровнем производства, социальными условиями, доминирующими в тот или иной период, которые способствуют или тормозят их познания. Поскольку теория возникает как обобщение познавательной деятельности и результатов практики, то она способствует преобразованию природы и общественной жизни.

Критерием истинности теории является практика хозяйственной деятельности людей, изменения в природе, обществе. Избежать ложных течений в науке помогает также изучение истории развития науки как эволюционным, так и революционным путем.


См.. также


Литература

  • Белуха Н. Т. Методология научных исследований: Учебник. - М.: АБУ, 2002. - 480 с.