Надо Знать

добавить знаний



Научный стиль речи



План:


Введение

Научный стиль речи используется в научных работах, для выкладки результатов научной исследовательской деятельности. Целью научного стиля является сообщение, объяснение, толкование достигнутых научных результатов, открытий. Самая распространенная форма научного стиля - монолог.

При составлении текстов научного стиля всегда присутствует предварительный отбор языковых единиц, стилистических средств.

Научный стиль присущ таким жанрам: монография, научная статья, диссертация, аннотация, рецензия, учебник, лекция.

Научный стиль использует определенный набор языково-стилистических средств: специальные слова ( сроки), сложные синтаксические конструкции (в которых имеет место строго упорядоченный связь, например, за счет вставных конструкций); предложения, осложненные обобщающими родовыми наименованиями.

Слова употребляются преимущественно в прямых значениях. Экспрессивно - эмоциональное окраски лексики используется чрезвычайно редко.

В текстах научного стиля часто применяемыми являются цитаты, ссылки на первоисточники.


1. Использование

Сфера использование научного стиля - научная деятельность, научно- технический прогресс, образование.

Основное назначение - преподавать последствия исследований о человека, общество, явления природы, обосновывать гипотезы, доказывать истинность теорий, классифицировать и систематизировать знания, разъяснять явления, активизируя интеллект читателя для их осознания.


2. Особенности научного стиля

Основные признаки:

Основные языковые средства направлены на информирование, познания, влияние и очерчены:


3. Морфологические особенности научной речи

Применение частей речи в научном стиле речи является строго нормативными. В научной речи большей степени преобладают существительные, глагола, прилагательные и в меньшей степени местоимения и доли.

Существительное является распространенным в научных текстах, в частности, существительные с абстрактным значением и отглагольные существительные (исследование, обобщение).
Следует обратить внимание на употребление родительного падежа единственного числа существительных мужского рода второго склонения :

Флексию-а (-я) имеют преимущественно существительные, обозначающие:

  1. конкретные единичные предметы, населенные пункты, названия лиц ( Житомира, ректора, интеллигента);
  2. имена и фамилии (Виктора, Артема);
  3. названия мер длины, времени, месяцев и дней недели (метра, г, понедельник, декабря, но возраста, года);
  4. названия денежных знаков и числовые названия ( миллиона, миллиарда)
  5. слова и термины украинского происхождения и элементы строения чего-то, геометрические фигуры иноязычного происхождения (существительного, подлежащего, куба, радиуса, но вида, рода, синтаксиса, способа, состава).

Окончание-у (-ю) характерны для существительных мужского рода:

  1. со значением абстрактности, соборности, чувство, а также те, что называют явления природы, учреждения, вещества (экзамена, текста приказа, успеха, ритма);
  2. термины иноязычного происхождения: математические, физические, химические, литературоведческие (анализа, синтеза, фермента);
  3. названия рек, озер, гор, островов, стран, областей и сложных названий населенных пунктов, второй частью которых является существительное ( Дону, Дуная, Китай, Высокого Ставка).

В сложных словах - названиях населенных пунктов склоняется каждая часть (Могилев-Подольский - Могилев-Подольского). В обращениях чаще используется звательный видминнок (Олег, Александр, Иван Степанович, сударь Андрея). Мужские фамилии на-ко,-ук и с нулевым окончанием склоняются, а женские - нет. Существительные для обозначения женщин по профессии или роду занятий в научных текстах употребляются в мужском роде (академик Неля Александровна).

Прилагательное. В научном стиле используют чаще относительные прилагательные (аналитический, экспериментальный) и аналитические формы высшего и высокого степеней сравнения качественных прилагательных (Удачнее, целесообразный).

Глагол. Для употребление глаголов в научном стиле характерно:

  • инфинитив, имеющий форму на-ти (начинать, выполнять), а не на - ть.
  • форма настоящего времени (рассматривается, существуют и т.п.);
  • форма 1-го лица множественного числа в отзывах и выступлениях (ценность научной работы видим)
  • действительный способ (мотивировать, интерпретировать);
  • несовершенного вид в сложных формах в текстах профессионального направления (будут проводиться);
  • инфинитивы в сочетании с модальными словами (необходимо отметить, следует отметить).


Числительное. Однозначные числа, которые не имеют ссылок на единицы измерения, в научном тексте записывают словами. Сложные и составные количественные и дробные числительные обозначаются цифрами.

Местоимения. Местоимение мы используется для выражения мнения определенной группы людей, но чаще он употребляется в соединениях по нашему мнению, на наш взгляд. Местоимение вы употребляется для выражения уважения, почета: прошу Вас, учитывая Вашу мнение и т.д.. Применяемыми являются указательные местоимения этот, тот, такой с предлогами: в том случае, с этой целью.

Наречие. В научном тексте применяемыми являются наречия со значением признака действия (попутно), состояния лица (радостно, приятно), иного признака (благодарно, мудро). Возможно также использование ступенчатых форм качественно-определительных наречий (самые сердечные поблагодарить).


4. Синтаксис научной речи

Для синтаксиса научной речи характерно:

  • союзных связь;
  • сложные конструкции;
  • двусоставного предложения с простым глагольным сказуемым : Студент учел замечания научного руководителя...;
  • простой глагольное сказуемое, выраженное глаголом активного состояния в форме 3-го лица единственного или множественного настоящего, прошлого или будущего времени: Совет директоров рассмотрит этот вопрос на заседании ...;
  • безличные предложения с сказуемым, выраженным глагольной формой на-но,-то и объектом - прямым дополнением в форме существительного в винительном падеже без предлога (применен метод, прочитано диссертацию) *
  • сложные предложения с четко выраженным сложносочиненного или сложноподчиненного связью (что, поскольку, в силу того, в связи с тем, поскольку, тогда как др.)

5. Подстили и жанры научного стиля речи

Среди подстилей научного стиля выделяют следующие:

  • собственно научный. Основное назначение собственно научного подстиля - объективировать научные сведения и конечные результаты аналитико-синтетического переработки данных. Этот подстиль обогащенный интернациональными общенаучными терминами. В пределах собственно научного подстиля выделяют научно-информативный разновидность с жанрами ( реферат, аннотация, резюме, обзор) и научно-справочный ( справочники, словари, каталоги).
  • научно-учебный. Его главной особенностью является доступность изложения информации, упрощенность системы доказательств, программность изложения материала, направленной на активизацию мышления ученика, последовательность введением терминологической лексики.

В основных жанров научного стиля относятся: монография, статья, реферат, аннотация, диссертация, тезисы, учебники, пособия и др..


См.. также

Научный язык в Интернет

Литература

  • (Рус.) Рецензенты: Тельпуховська Ю. М. Каширина Т. Г., составитель Попко А. Г. украинский язык. Практический справочник. - М.: ООО Певец Т. К., 2008. ISBN 978-966-8896-85-9
  • (Рус.) Иванова И. Б., Дейнека Н. П., Кондрашенко Г. П. украинский язык. Учебное пособие для школьников, абитуриентов и студентов. Шанс. - Харьков: Парус, 2005. ISBN 966-8482-12-3
  • (Рус.) Николай Зубков Современное деловое речи. - М.: Книжный Клуб "Клуб Семейного Досуга", 2007. ISBN 978-966-343-728-6
  • (Рус.) Семеног О.М. Культура научной украинского языка. Учебное пособие. Академия, 2010.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам