Национальная галерея Армении

Координаты : 40 ? 10ь43 "с. ш. 44 ? 30'51 "вост. д. / 40.178750 ? с. ш. 44.51417 ? в. д. / 40.178750; 44.51417

Национальная галерея Армении ( арм. Հայաստանի Ազգային Պատկերասրահ ) - Главный музей изобразительных искусств Армении. Галерея была основана в 1921 г. и является частью Музейного комплекса на площади Республики в городе Ереване. Картинная галерея занимает верхние этажи комплекса с третьего по восьмой, а нижние два этажа здания занимает Национальный исторический музей Армении.

М. Сарьян. Картина "Старый Ереван" на почтовой марке 1980

Становление и укрепление государственности Армении в 1920-е годы отразилось в создании многих институтов, которые уже имели место в других государствах. В Ереване основали Государственный университет, Публичную библиотеку, художественное училище, Комитет по охране памятников культуры и т.д.. Значимость нации с большой и древней культурой раз и подчеркнули создании Комитета по охране памятников культуры, Армянского драматического театра и Государственной картинной галереи. Известный художник Мартирос Сарьян работал над созданием Герба нового государства и сделал эскиз театрального занавеса для Армянского драматического театра.


1. Общая характеристика

Государственная картинная галерея Армении является одним из крупнейших музеев на территории СНГ, а по коллекции армянского изобразительного искусства - крупнейшим в мире. В музее представлена ​​полная коллекция картин Айвазовского. В фондах Картинной галереи Армении хранится более 20 тыс. произведений искусства, фонд западноевропейского отдела располагает более 350 полотен и рисунков. Здесь также хранятся полотна таких известных западноевропейских мастеров, как Шагал, Рубенс, Курбе, Кандинский и др.; знаменитых русских художников - Репина, Брюллова, Сурикова, Петрова-Водкина, Серова Валентина и др., а также западно-армянских живописцев - Гарза, Фетваджяна, Оракяна и многих других.


2. История формирования коллекции

Эчмиадзин. Церковь Св. Рипсиме.

Коллекция галереи имела несколько источников для пополнения своих фондов. Армянам было разрешено забрать значимые произведения искусства из армянских церквей, разбросанных по многим городам бывшей Российской империи. Так в Ереван вывезли религиозную композицию Ван Дейка "Снятие Христа с креста" с армянской церкви города Астрахань.

Ценная коллекция произведений армянских и русских мастеров кисти получена из Дома культуры Армении в Москве (основанного еще в 1918 г. в помещении бывшего Лазаревского института восточных языков). Лазарев - богатая армянская семья, основавшая институт еще в 18 веке и имела сборник произведений армянских и русских мастеров).

Долю произведений отдали из фондохранилищ уже Государственного Эрмитажа, Русского музея в Петербурге, Третьяковской галерее в Москве.

Чрезвычайно ценными были произведения художников-армян и армян-коллекционеров, вынужденно жили в разных странах мира, но дарили произведения или продавали их в новую галерею Еревана. Эта славная традиция существовать несколько десятилетий. Так, "Портрет девушки француженки" Курбе галерея приобрела у скульптора Ерванд Кочара, который приобрел этот эскиз в Париже во времена своей учебы там. Художник график Эдгар Шаин (1874-1947) передал галерее 170 своих офортов.

Галерея получила также картины 19 века из музея при Патриахата Эчмиадзин.


3. Копии фресок

Армянский мемориал в виде хачкара в честь погибших от геноцида 1915 года.


Армению как государство просто раздирали соседние захватчики на протяжении нескольких столетий. Поэтому многие произведения искусства рассеяны по дальним монастырям, в труднодоступных местностях, распылены по всему миру. Чтобы дать представление о выдающиеся памятники искусства, в галерее пошли копирования выдающихся образцов - фресок, миниатюр средневековья и т.п.. К сложнейшей работы удалось привлечь Л.А. Дурново, научного сотрудника Российского музея в Петербурге. Она вместе с помощниками-армянами сделала много копий фресок 6 -14 веков в Аруча, Лмбати, Татев, Ахпат, Ахтала, а также копии миниатюр с рукописей и древних армянских набойкових тканей.


4. Культура Армении-мировое достояние


Имел место и обратный процесс. Чтобы давать представление о выдающиеся образцы культуры Армении, правительство вновь государства принял решение передать несколько образцов культуры супермузея СССР - Государственному Эрмитажу. Туда передали для экспонирования каменную капитель из античного зраму в Хорошие, две деревянные резные капители 9 века с Севанского монастыря, рукопись 14 в. с миниатюрами выдающегося художника Саркиса Тацика, несколько средневековых надгробий - хачкаров, дублеты-офорты армянина из Франции - Эдгара Шаина.

  • Античный храм в Гарни

  • Сущий план храма в Гарни

  • Мозаика в Гарни

  • Хачкар в монастыре Сурб-Хач. Крым, Украина.


5. Захидноевпорейський отдел галереи

Франческо Гварди. "Венецианский дворик".
  • Искусство Италии в галерее.

Среди оригиналов итальянских мастеров галерея имеет Якопо Тинторетто ("Аполлон и Марсий"), Гарофало ("Мадонна с младенцем"), Гверчино (портрет сенатора Барджелло), Себастьяно Риччи ("Поклонение пастухов"), Помпео Батони ("Аллегория"), мастерская Бассано ("Милосердный самаритянин"), круг Сандро Боттичелли ("Рождество Христово") и другие.

Интернациональное искусство барокко представляет оригинал Утрехтского караваджистов Матиаса Стомера.

В итальянском отделе галереи следует отметить "портрет Николо Куччи" времени барокко кисти Бернардо Строцци (1581-1644). Художник сам хорошо оценивал и знакомство с венецианцем-Патриция, и свой портрет, потому поставил свою подпись и дату создания портрета, было редкостью. Это единственный портрет Строцци на территории СНГ.

  • Искусство Франции.

Главную звено занимают картины 19 века. А 18 век представляет произведение Фрагонара (1732-1806) "Ринальдо и Армида". Среди мастеров Франции 19 века - картины Теодора Руссо, Эжена Буден, Диаза де ла Пенья, Адольфа Монтичелли, Гюстава Курбе.

  • Поодинакимы произведениями представлены мастера Фландрии 17 века, Голландии, Германии, США и т.д..
  • Бернардо Строцци. "Портрет Николо Куччи"

  • Тинторетто. "Музыкальное соревнование Аполлона и Марсия"

  • Гверчино, "Смерть Клеопатры"

  • Якопо Бассано, "Поклонение пастухов младенцу Христу"

  • Эжен Буден. "Морской порт"

  • Аноним 17 в. "Неизвестная дама"

  • ЭсАй ван де Велде. "Баталия"

  • Матиас Стомера. "Лихварь"

  • Ян ван Гойен. "Вид города Дордрехт"

  • Антонис ван Дейк. Христос и два ангела.


6. Художники Российской империи

Серов Валентин Александрович. Портрет М.Н. Акимовой.

7. Художники Армении

Главной задачей для галереи было создание репрезентативной, показательной коллекции произведений художников-армян, где бы они ни жили. Поэтому картины, графику, скульптуру собирали по всему миру. Ведь в бедном Эривани не было частных галерей или музеев, которые стали базой, фундаментом для вновь галереи. Портреты кисти Акопа Овнатаняна (1 половина 19 в.) Приобрели в Тбилиси. Нашли картины основателя исторической живописи Армении - Вардгеса Суреньянц (1860-1921), как и картины Гайвазян (известного под русской фамилией Айвазовский). Скульптуры Акопа Гюрджян галереи передала его вдова.

  • Айвазовский "Кавказ".

  • Акоп Овнатанян, портрет Несреса Аштаракецы

  • В. Махохян, "Океан", 1918-1920

  • В. Суренянц, "разорена святыня", 1895


8. Филиалы

Ереван:

Эчмиадзин:

  • Эчмиадзинского галерея
  • Музей МГЕР Абегяна

Другие населенные пункты:


См.. также