Надо Знать

добавить знаний



Национальное учредительное собрание



План:


Введение

Национальное учредительное собрание

Национальное собрание, ( фр. Assembl?e nationale ), Национальное учредительное собрание, ( фр. Assembl?e nationale constituante ) - Такое название обычно имели первое собрание представителей народа в Франции во времена Великой революции.


1. Национальное учредительное собрание 1789-1791 гг

Когда внутреннее положение Франции заставило Людовика XVI созвать генеральные штаты, парижский парламент потребовал, чтобы они были составлены по форме, которую имели в 1614 году, т.е. чтобы привилегированные сословия ( духовенство и дворянство) имели 2 голоса, а непривилегированный ( третье сословие) - один голос. Это грозило затормозить необходимые реформы. Нация, восторженно встретила весть о будущем созыва генеральных штатов, требовала поголовного голосования и удвоение депутатов третьего сословия. Хотя, созваны Неккер нотаблей высказались за сохранение голосования по сословиям и против удвоение числа депутатов третьего сословия, однако, Неккер согласился на последнюю меру, оставив нерешенным вопрос о способе подачи голосов.

Бальяжи и сенешальства (судебные округа) были разделены на 2 класса (как и в 1614 году) бальяжи первого класса должны были прямо от себя посылать депутатов, бальяжи второго класса были соединены по несколько в группы, и назначали представителей в генеральные штаты. Регламент 24 января 1789 определил избирательные права каждого сословия. Особенно сложными были выборы третьего сословия. Все французы по рождению или натурализованные, достигшие 25 лет, имеющие оседлость и внесены в списки налогов, участвовали в первичных избирательных собраниях, которые составляли приказы и выбирали делегатов, которые возводили первичные приказы в один общий приказ и назначали 1/4 представителей из своего среды для предъявления приказа в общее собрание третьего сословия, собирались в главном городе бальяже или сенешальства. Выборы были частично трехступенчатые, часткоао двухступенчатые; в округах, составленных из нескольких бальяже, депутаты каждого бальяже выбирали 1/4 представителей из своей среды в общее собрание округа, а те уже избирали депутатов.

Вообще в правилах о выборах не было однообразия. Грамота о созыве генеральных штатов (27 апреля 1789) свидетельствовала так:

"Депутаты генеральных штатов будут обеспечены инструкциями и общими полномочиями ( фр. pouvoirs generaux ), Достаточными для того, чтобы они предлагали, представляли, решали и принимали все, что может касаться потребностей государства, выявления злоупотреблений, установление определенного и прочного порядка во всех частях управления, общего благосостояния нашего королевства, и блага всех, и каждого ".

Генеральные штаты были открыты лично королем в Версале, 5 мая 1789 года, когда еще не все выборы были закончены. Общее число депутатов равнялось 1118: 577 - от третьего сословия, 291 - от духовенства, 250 - от дворянства. Среди них было сравнительно мало лиц, опытных в делах, практически знакомых с положением в стране и с ее потребностями. Духовенство довольно резко распадалось на выше (48 архиепископов и епископов, и 36 аббатов и каноников) и ниже (бедные сельские кюре), что завидовали богатству и влияния высшего духовенства. Среди дворянства было около 60 членов, которые занимали высокие должности, с депутатов третьего сословия лишь 10 выполняли высшие должности интенданта, государственного советника т.д., большинство же состояла из адвокатов, нотариусов, врачей, купцов, ремесленников и небольшой группы сельских хозяев.

Единую правительственную программу заседаний генеральных штатов представляло сначала решение королевской совета 27 декабре 1788 года, которая одобрила доклад Неккера от того же числа. Эта программа включала в себя: возвращение нации права давать согласие на налоги, периодичность созыва генеральных штатов, установление бюджета расходов, обязательного для министров, назначение гражданского письма, отдачу на решение штатов вопрос о lettres de cachet и о свободе прессы, установление во всем королевстве провинциальных штатов, упрощение администрации, равенство всех перед налогом. Речь короля при открытии штатов ни словом не упоминала об этих обещаниях и признавала главной задачей штатов восстановления прочного порядка в финансах и укрепление государственного кредита. Король объявлял, что он сохранит неприкосновенной свою власть и монархические принципы. Говорившими после короля хранитель печати Барантен предостерегал сборы от "пагубных химер", придавал трем состояниям самым установить способ голосования (одобряя, впрочем, поголовное голосование), обещал равенство сословий в платеже налогов. Доклад Неккера, наполненная сухими цифрами, оказало неблагоприятное впечатление своими противоречиями. И в ней не говорилось ни слова о прежних обещаниях.

6 мая все состояния собрались отдельно, но депутаты третьего сословия, которые решили взять название "депутатов общин" ( фр. deputes des Communes ), Выразившим нежелание образовать из себя отдельную палату. Дворянство, 188-ю голосами против 47, решило приступить к поверке полномочий отдельно от других состояний; духовенство приняло такое же решение (не окончательное), но лишь незначительным большинством в 19 голосов. На следующий день 12 членов третьего сословия пригласили духовенство и дворянство сформировать общее собрание и совместно приступить к поверке полномочий. Духовенство предложило, чтобы состояния назначили для соглашения особых комиссаров, а третье сословие согласился требовать поголовного счета голосов сначала только для общей поверки полномочий.

Так дело тянулось до 10 июня, когда, по предложению Сийес, третье сословие решил в последний раз сделать приглашение двум другим состояниям и затем приступить к поверке полномочий всех депутатов, и было закончено до 15-го числа (уже тогда несколько кюре присоединилось к депутатам третьего сословия). Вслед за тем депутаты третьего сословия занялись вопросом о наименовании сборов. Отбросив несколько предложений ( Мирабо, например, предлагал название "народной палаты"), третье сословие, признавая себя представительством 96 сотых всей нации, взял 17 июня, по предложению Сийес, название "Национальное собрание".

Чтобы обезопасить себя от возможной перерыва или даже прекращение их деятельности, члены национального собрания решили связать со своей судьбой судьбу государственного кредита и объявили, что "налоги и поборы, хотя установлены и взимаются незаконно, все-таки будут взиматься по-прежнему", но только до роспуска собрания, со дня которого взыскания всех налогов и поборов, не принятые собранием, должны прекратиться. Далее Национальное собрание объявили, что, как только они установит, в согласии с королем, принципы возрождения нации, они займутся исследованием и консолидацией государственного долга, и поставят государственных кредиторов на охрану чести французского народа.

Между тем, дворянство и высшее духовенство обратились к королю с протестом против действий третьего сословия. 20 июня зал заседаний Национального собрания оказалась запертой, под предлогом приготовлений к королевскому заседания. Тогда депутаты собрались в зале для игры в мяч ( фр. salle du jeu de paume ), Принадлежавшей графу д'Артуа и здесь, под председательством Бальи, принесли торжественную присягу не расходиться и собираться всюду, где потребуют обстоятельства, до тех пор, пока не будет создана и утверждена на прочных основаниях конституция королевства.

Национальное учредительное собрание

22 июня депутаты собрались в церкви св. Людовика (граф д'Артуа велел запереть игровой зал). Здесь к ним присоединились, для совместной проверки полномочий, большинство депутатов от духовенства. Торжественное заседание 23 июня, с участием всех сословий, было открыто речью короля, в которой он, указав на "пагубное разделение", заявил, что сам должен прекратить его. Затем была прочитана королевская декларация. Неккер сначала составил весьма умеренный текст декларации, однако в нем было отведено место и обещаниям, данным 27 декабря 1788.

Этот проект не был принят королем подчинился влияния королевы и графа д'Артуа. Отсутствие Неккера на заседании 23 июня ясно подчеркивало несогласие популярного министра по новоскладеною декларацией. В ней заявлялось, что король желает сохранить древнюю отличие трех состояний: депутаты должны образовывать три палаты и обсуждать дела по состояниям, сходиться же для совместных обсуждений они могут лишь с особого разрешения короля. Король объявлял такими которые теряют силу, как незаконные и не конституционные, совещания депутатов третьего сословия. Он обещал, что без согласия представителей и нации ни один новый налог не будет установлен, никакой старый налог не будет продлен сверх определенного законом срок, никакой займа не будет заключен (кроме исключительных случаев, например войны); все налоги будут устанавливаться только до созыва следующих генеральных штатов и т.д.. Король выражал желание обеспечить личную свободу и приглашал генеральные штаты найти и предложить ему наиболее подходящие способы для того, чтобы примирить ликвидация lettres de cachet, с поддержанием общественной безопасности, чтобы согласовать свободу печати с уважением к религии, нравственности и чести граждан и тому подобное.

В заключение было высказано, что ни один законопроект не может получить силу закона без специального одобрения короля, и повторена требование короля разойтись немедленно, а на следующий день собраться для заседаний каждому состоянию отдельно.

Когда король ушел, за ним последовали почти все епископы, несколько священников и значительная часть дворян, остальные депутаты остались на своих местах.

"Господа, - сказал церемониймейстер де Брезе, - вы слышали приказ короля".

"Да, - ответил Мирабо, - мы слышали намерения, которые навеяны королю ... Если вам поручили заставить нас уйти, вы должны просить приказа применить силу, так как мы не покинем наших мест иначе, как перед силой штыков "(эта фраза стала популярной в несколько иной форме:" Пойдите и скажите вашему королю, что мы находимся здесь по воле народа и пойдем отсюда только уступая силе штыков ").

Национальное собрание единогласно постановили, что они остаются при своих прежних решениях, и большинством голосов 493 против 34 объявили (по предложению Мирабо) личность депутатов неприкосновенной, а всех, кто стал бы преследовать их во время или после окончания сессии, за какие бы то ни было предложения, мысли или речи, произнесенные ими в генеральных штатах, - предателями нации, виновными в уголовном преступлении. Настроение собрания нашел свое выражение в словах Мирабо :

"... То, что вы слышали, могло бы быть благом для родины, если бы подарки деспотизма не были всегда опасны ..."

Двор желал действовать решительно и арестовать глав третьего сословия, однако испугался реакции народа и даже убедил Неккера взять обратно прошение об отставке. 24 июня большинство духовенства вошла в состав Национального собрания, а 25-го то же самое сделала меньшинство дворян (47 человек, с герцогом Филиппом Орлеанским во главе).

27 июня король пригласил и других депутатов присоединиться к Национального собрания, которые с 9 июля стали называться учредительными ( фр. constituante ).

Конституционный комитет из 30 человек, избранный собранием, представил 8 июля план работ, касающихся выработки новой конституции. Обеспокоенные сосредоточением войск у Парижа, собрание обратились к королю с запросом, на который они получили ответ только после событий 14 июля. 11-го июля Неккер получил отставку; Национальное собрание объявили, что он и другие уволенные министры уносят с собой уважение собрания и его жаль.

14 июля состоялось взятия Бастилии, затем начались волнения в городах и селах, отказа крестьян от уплаты повинностей в пользу помещиков, ликвидация замков и документов на феодальные права. Фактически феодализма пришел конец.

Декларация прав человека и гражданина

4 августа 1789, в знаменитом ночном заседании, виконт Ноайль предложил, для успокоения страны, объявить подлежащими выкупа все феодальные права, кроме сеньйориальнои барщины, права мертвой руки и других остатков личной зависимости, которые должны быть ликвидированы без выкупа. Это предложение поддержал герцог дьЕгийон, который требовал, впрочем, выкупа всех без исключения феодальных прав. Затем был сделан еще целый ряд предложений, и Национальное собрание приняло следующие статьи: ликвидация крепостного права и права мертвой руки, возможность выкупа сеньйориальних прав, ликвидация сеньйориальнои юрисдикции, всех денежных привилегий и иммунитетов, исключительно права охоты, замена десятины денежным взносом и возможность выкупа всех десятин (позже десятина была просто ликвидирована), равенство налогов, допущение всех граждан ко всем воинским должностям , установление законов дарения, ликвидация продажи должностей и привилегий отдельных провинций и городов, реформу цехов. До конца сентября собранием была утверждена "Декларация прав человека и гражданина".

1 октября, в Версале, состоялся праздник в честь офицеров фландрийским полка, на котором четко выразилось несочувствие двора в Национальное собрание.

5 октября в Париже разразился бунт: голодная толпа, сопровождаемая национальной гвардией во главе с Лафайет, двинулась на Версаль и заставила короля переехать в Париж (6 октября). Тогда же король дал свое согласие на представленные ему статьи конституции и декларации прав.

С 19-го октября Национальное собрание заседали в Париже, сначала в помещении епископства, а затем в так называемом Манеже, около Тюильри. Когда в июня 1791 года Людовик XVI совершил попытку бежать из Парижа, Национальное собрание объявили свои заседания непрерывными и постановили, что до отмены им этого мероприятия, декреты собрания будут выполняться независимо от принятия их королем. Они взяли в свои руки управление государством, подчинили себе министров, послали в пограничные департаменты комиссаров из своей среды и составили новый текст присяги для армии. Вопрос о последствиях бегства короля, вызвали в среде собрания резкое несогласие во взглядах разных партий. Члены правой части собрания говорили о похищении ( фр. enlevement ) Короля и требовали ответственности только для советников и исполнителей этого плана, среди левой ясно высказывались республиканские стремления и раздавались голоса в пользу созыва Национального конвента.

Тогда же были декретированы три следующих статьи:

  1. если король, принеся присягу конституции, откажется от нее, он будет считаться отрекся от престола
  2. если король станет во главе армии, чтобы направить ее силы против нации, или если он прикажет своим генералам выполнить такой приказ, или, наконец, если он будет сопротивляться, формальным актом, всякого такого рода действия, употребленном от его имени, он будет считаться таким, что отрекся от престола
  3. король, отрекшийся или считается отрекся от престола, становится простым гражданином и подлежит на общих основаниях ответственности за преступления, совершенные после его отречения.

Члены клуба кордельерив составили петицию на имя Национального собрания, в которой они заявляли, что "преступление Людовика XVI доказано, а потому он считается король отрекся", и просили принять отречение и созвать новые учредительное собрание.

17 июля, на Марсовом поле, эта петиция была выставлена ​​на алтаре отечества и собрала уже более 6 тыс. подписей, когда появились войска и Национальная гвардия. Произошло военное столкновение, во время которых было много убитых и раненых.

Это сильно поколебало популярность Национального собрания, Лафайет и Байи (мэра Парижа). 5 августа начался пересмотр конституции, истек 1 сентября. 3 сентября 1791 новая конституция была представлена ​​королю, который принял ее 13 числа, а 14 подписал ее в Национальном собрании и принес присягу.

"Быть верным нации и закона, принимать всю делегированную ему власть на поддержку декретированной Национальным учредительным собранием конституции и заставлять выполнять законы".

30 сентября 1791 происходило, в присутствии короля, последнее заседание Национального собрания, на изменение которых в дальнейшем пришли законодательное собрание, в которых не мог быть, и не был избран ни один бывший депутат Национального собрания (согласно декрету от 16 мая 1791).


2. Состав и порядок проведения собраний

Руководителем Национального собрания был желаемой, обычно на 15 дней, голова. Список председателей Национального собрания включает в себя почти все заметные имена Национального собрания. Председатель, секретари (6 человек, сроком на один месяц) и члены различных комитетов избирались в ежемесячно переобираемого бюро (комитеты) (количеством 30 человек), на которые разделялись сборы. На предварительное рассмотрение бюро вносились некоторые проекты. Главные комитеты Национального собрания: конституционный, финансовый, церковный, дипломатический, редакционный, судебный, военный, феодальный, розыскной ( фр. Сomitee des recherches ), Обязанностью которого было раскрывать "образы нации").

Право вносить предложения принадлежало всем депутатам, но предложение поступало на обсуждение собрания лишь в том случае, если к ней приключилось, еще по крайней мере два депутата.

Заседания были публичными; публика обычно не ограничивалась ролью зрителей, а вмешивалась в ход дебатов, аплодировала или шикала. Несколько раз жизни депутатов, особенно ненавистных толпы, угрожала серьезная опасность. Партии не были разграничены друг от друга.

Главных партий было три:

  • Партия аристократов (высшее духовенство, часть дворянства и бывших членов парламентов разного уровня) хотела (в разной степени) сохранение старого порядка и не была разборчива в выборе средств противодействия большинства. Главные члены этой партии: дьЕпремениль, виконт Мирабо (брат великого оратора), аббат Море, Казалес.
  • Среднюю партию (первичный центр) образовали монархисты, преданные идее королевской власти, но желающие, в то же время, реформ и конституции, с разделением властей, и с представительством из двух палат (малую, Мунье, Лалл-Толандаль, Бергасс, Клермон-Тоннер и др.). В начале 1791 году они основали закрытый клуб "непредвзятых" или "монархический". Многие из них оставили Национальное собрание после решений 5-6 октября и после того, как собрание остановились на однопалатной системе.
  • Третья влиятельная партия-левая, которую возглавлял "триумвират", состоявший из Барнав, Дюпора и ламет. Более умеренные ее члены (Таржи, Шапелье, Сийес, Рабо-Сент-Этьен, Лафайет, Байи и др.) заняли место первоначального центра, когда тот распался.

Мирабо было трудно отнести к той или иной партии, потому что у него был свой собственный план действий. Чтобы помешать образованию проектируемого Мирабо министерства во главе с ним, Национальное собрание приняло постановление, которым запрещали своим членам становиться министрами. Политику Мирабо хотели, после его смерти, продолжать Барнав и ламет, отделившиеся от более крайних "бешеных", к которым принадлежали Бюзо, Петион, Робеспьер, Редерер и др.. Среди последних уже в это время стали ясно намечаться республиканские стремления.

Законодательная деятельность Национального собрания чрезвычайно широка: они заново перестроили всю Францию. В своей законодательной деятельности Национальное собрание выходили, во-первых, из признанных тогда начинаний господствующей рационалистической философии, главным образом из политических теорий Монтескье, Руссо и Мабли. Далее, оно принимало во внимание требования жизни давно доказали полную несостоятельность большей части учреждений и порядков старой Франции. Сильное влияние на деятельность собрания осуществляли текущие события. Так, например, крайняя слабость исполнительной власти, которую создал конституция 1791 года, объясняется не только влиянием теории, которая требовала отделения власти и их независимости друг от друга, но и тем недоверием, с которой сторонники реформ относились к Людовику XVI, часто находился под влиянием придворно-реакционной партии.

При таком положении дел, Национальное собрание не хотели предоставлять Людовику XVI сильную власть, опасаясь, что она станет в его руках и в руках его советников орудием реакции и влияния. Этим объясняется, в значительной мере, и неудача планов Мирабо. Наконец, в декретах Национального собрания можно проследить также влияние интересов того общественного класса, из среды которого вышел большинство деятелей 1789 года, т.е. буржуазии.

Национальному собранию часто ставят в упрек презрение к опыту прошлого, радикализм, преклонение перед абстрактными начинаниями, из которых они дедуктивным путем пытались добыть частичные примеры дальнейшей деятельности. Этот упрек в значительной степени ослабляется тем, что в старом порядке слишком много достойного сохранения. Обвинения Национального собрания в непрактичности, в недостатке политического разума, также значительно ослабляются, если учесть прошлое Франции, те крайности централизации и правительственной опеки, которые представляли плохую основу для развития в обществе практического знакомства с государственными и общественными делами.

Конституция 1791 года провозглашает суверенитет нации, признает, что всякая власть исходит от народа, что закон является выражением общей воли. Она проводит строгий разделение властей законодательной, исполнительной и судебной.

Законодательная власть делегируется народом в одной палате (Национальниз законодательном собрании), члены которого избираются из всех граждан путем двухступенчатых выборов. Король имеет право налагать вето на решения законодательного собрания, но его вето лишь отсрочивает решение, а не отменяет. Не требуют королевской санкции и постановления, касающиеся внутреннего распорядка в среде собрания, выборов, ответственности министров, нарушение собранием обвинений против них, а также декреты об установлении, продления и взимания налогов.

Глава исполнительной власти - лично неприкосновенный король; министры назначаются и изменяются ним и несут ответственность, но ответственность только судебную, а не политическую, так как они не могут быть избраны из среды палаты. Палата может привлечь их к суду ( фр. Haute cour nationale ), Если они совершают преступления, нарушают конституцию или личные и имущественные права частных лиц, но она не может заставить короля изменить министров, если ей не нравится направление их политики.

Региональное управление было приведено в согласие с новым разделением Франции на департаменты, дистрикты, кантоны и общины. Функции управления, как общегосударственного, так и специально местного, были одинаково переданы новым административным учреждениям, которые все были выборными, коллегиальными и почти независимыми от высших, так как последние не назначали и не меняли их. Высшая администрация (и даже сам король) могла лишь временно отстранить от дел подчиненных ему лиц, но окончательное решение принадлежало законодательном собранию. Выборы в низших территориальных единицах были прямые (в них могли участвовать все активные граждане), в высших - двухступенчатые, причем избирательный ценз повышался. На всех уровнях власть была разделена между советами и исполнительными бюро, и только в очень маленьких общинах вся исполнительная власть была в руках одного мэра. Вся истинная власть переходила в руки низших административных учреждений (мэров, коммунальных советов и бюро). Между королем и его министрами - с одной стороны и местными властями - с другой, не было прямой связи: король не имел на местах никаких представителей. Таким образом, вместо крайней централизации старого порядка Национальное собрание создали крайнюю децентрализации и слабость власти. Высшее управление армией было поручено королю, но и здесь его власть была тоже значительно ограничена (а именно: он мог назначать в армии лишь определенную часть личного состава). В противоположность зависимой от короля армии, была учреждена Национальная гвардия, в которую должны входить все активные граждане (кто не был внесен в ее списки, не пользовался правами активного гражданина).

Все должности в Национальной гвардии замещались на срок, по выбору подчиненных. Право обращаться при беспорядках в вооруженной силы было предоставлено муниципальной власти. Гражданский устройство духовенства превратил духовных в желаемой народом должностных лиц, получавших определенную плату от государства. Судебная власть была передана в руки желаемой народом судей: в кантонах основаны мировые судьи, с заседателями, в дистриктах - гражданские трибуналы, в департаментах - уголовные. Судебная организация завершалась единым кассационным судом и Haute cour nationale, составленным из членов кассационного суда и желаемой особым порядком присяжных. Haute cour nationale собирается для суда над министрами и главными представителями исполнительной власти, а также для суда над преступлениями, угрожающих общей безопасности государства, когда декрет об обвинении исходит от законодательного корпуса. Гораздо жизненнее, чем судоустройстве, оказались новые порядки судопроизводства, созданные Национальным собранием главным образом английским и американским образцом и послужили, в свою очередь, образцами для целого ряда стран.

Главными деятелями судебной реформы в Национальном собрании Бергасс, Туре, Дюпор, Тронше. Национальное собрание ликвидировали продажность должностей, перенос дел из одних судов в другие, или в руки исполнительной власти ("эвокации"), судебные функции административных учреждений, так сильно запутаны, при старом порядке, правильное завершению правосудия. Оно провозгласило бесплатность юстиции, гласное и устное судопроизводство, состязательность судопроизводства, ввело, по уголовным делам, присяжных (для суждения о факте преступления; квалифицирования же его и определение наказания было предоставлено судьям), установило равенство наказаний, обещало пересмотреть гражданские законы и составить общее их сведения, а также реформировать уголовный кодекс, так, "чтобы наказания были приведены в соответствие с преступлениями, наблюдая при этом, чтобы они были умеренные, и не теряя из виду, что закон может устанавливать только строго необходимые наказание" (декрет 16-24 августа 1790). Новый уголовный кодекс был утвержден 25 сентября 1791 года.

Законодательство Национального собрания ввело в жизнь два принципа, совершенно чужды старому порядку: основы индивидуальной свободы и принципы равенства. Эти принципы полностью изменили положение личности, ее гражданских и политических правах. Национальное собрание ликвидировали отдельные состояния, на которые делилось французское общество, и соединил всех в одном классе "граждан" ( фр. citoyen ), Причем получение французского гражданства было значительно облегчено. Было отменено дворянские титулы, гербы, исключительное право привилегированных лиц на занятие важных должностей и т.п.. Упали все бывшие притеснения личной свободы, все остатки личной зависимости. Каждый, кто становился на французскую землю, становился свободным (декрет 28 сентября 1791). Всякие ограничения прав протестантов и евреев были ликвидированы. Национальное собрание объявили, что в дальнейшем все будут равны перед налогом и перед судом, что все граждане будут допущены ко всем местам и должностей, без других различий, чем их достоинства и способности.

Здесь, однако, была допущена непоследовательность, под влиянием буржуазии: политические права (избрание коммунальной власти и выборщиков второй степени и др.) получили только активные граждане, т.е. французы, достигшие 25 лет, имеющие оседлость, что платят прямой налог, равный по крайней мере сумме трехдневного заработка, и не находятся в личном услужении. Избиратели второй степени, выбирающих депутатов в палату и одни только имели право на занятие всех должностей по дистриктов и департаментских управлению, должны были удовлетворять еще более строгие требования имущественного ценза.

Эти ограничения дали оружие крайним демократическим партиям, которые требовали всеобщего избирательного права. Принцип индивидуальной свободы нашел выражение в статьях, которые позволяли личное задержание только в определенных законом случаях и при соблюдении известных форм.

Национальное собрание остались верными свободе передвижения, когда (в сентябре 1791 года) ликвидировали все постановления против эмигрантов.

Далее, Национальное собрание признали свободу слова и печати (что привело к ликвидации цензуры), свободу совести, свободу петиций и сборов (при условии сходиться невооруженными и подчиняться полицейским правилам). Воспоминание о сильных корпорации старого порядка заставило Национальное собрание отступить, в этом отношении, от принципа личной свободы: декрет 17 июня 1791 запретил составлять ассоциации лиц ради их "вымышленных общих интересов". Ликвидированы были всякие притеснения личной предприимчивости, всякие ограничения свободы труда, монопольные торговые компании.

Национальное собрание признали брак гражданской сделкой, но почти не изменили личных отношений между супругами, почти не коснулись власти отца, мужа, опекуна. Принцип равенства заставил ликвидировать в праве наследования всякие преимущества пола и старшинства рождения.

Законодательство Национального собрания, что касается собственности, давало развитие индивидуалистического начала: оно освобождало его от всяких стеснений и ограничений, которыми были так богаты старые феодальные порядки. Особое феодальная собственность, лены и цензивы совсем исчезли, после того как феодальные и сеньориальные права были ликвидированы (именно те, которые Национальное собрание выводили из личной зависимости, например исключительное право охоты и содержание голубятен, барщина), другие объявлены подлежащих выкупу (те, которые выводились Национальным собранием с уступками помещикам и по вольной соглашения, например право на ценз, ( фр. lods et ventes ) И др.), отменены особенности в наследовании ленов, право феодального выкупа, вотчинная юстиция и связанные с ними права. Вся недвижимая собственность стала свободной от ленных обязательств аллодиальная собственностью ("le franc alleu general").

Национальное собрание сделали серьезные промахи и в земельном законодательстве: объявляя крестьянские участки подлежащими выкупа, они создали сжатые условия выкупа и не позаботились об организации выкупной операции, о поставках крестьян необходимыми для выкупа средствами, наконец, они ликвидировали выгодные для крестьян пожизненные аренды. Продажа так называемого национального имущества создал огромное перемещение земельной собственности. Церковные земли были объявлены собственностью нации 2 ноября 1789, а 4 декабря Талейран предложил воспользоваться ими для оплаты огромного государственного долга.

Финансовые трудности (с лета 1789 поступления налогов почти прекратилось) и теория, которая не допускала в государстве никаких корпораций и объявляла их собственность достоянием государства, заставила Национальное собрание прибегнуть к следующему мероприятия. Для осуществления его была применена система ассигнаций (декрет 19 декабря 1789), которых Национальным собранием было выпущено на 1 800 млн ливров.

Вопрос о том, насколько перемещения собственности пошло на пользу крестьян, насколько оно способствовало созданию во Франции класса мелких свободных земельных собственников, еще нельзя считать окончательно решенным. Национальное собрание полностью изменили систему налогов и государственного кредита, причем теории физиократов проведены были ими далеко не полностью и не последовательно. Они уничтожили старые налоговые привилегии двух первых сословий и признали всех без исключения подлежащими обложению налогами, согласно способностью каждого. Старые налоги были ликвидированы и заменены прямым налогом, накладывался на чистый доход от земель и недвижимого имущества, патентным сбором, накладывался на промышленность, и налогами, накладывались на капитал (пошлине, носили покровительственный и отчасти даже запретительный характер, гербовыми сборами, ипотечным и так называемыми "реестрацинимы вкладам" фр. droits d'enregistrement ). Далее, Национальное собрание привели к сведению всех данные о государственном долге, переданный ему старым порядком, и приступили к его погашения, для чего была создана особая учреждение. Все отрасли управления должны были в дальнейшем строго соблюдать правила провозглашенной палаты сметы. Определенным был и цивильный лист короля.


3. Национальное учредительное собрание 1848-1849 гг

После февральской революции во Франции также было созвано Национальное учредительное собрание. Они открыли свои заседания 4 мая 1848 года, в Париже, в составе 900 человек. Председателями его были последовательно Бюше (по 15 июня), Сенар (по 19 июля), Мари (по август) и Арман Марраст. Национальное собрание признали республиканскую форму правления и вместо временного правительства, сложивший с себя полномочия, выбрали (10 мая) "исполнительную комиссию" из пяти членов (Араго, Гарнье-Пажес, Ламартин, Ледрю-Роллен, Мари). Когда собрание отвергли проект основания министерства прогресса и труда и поставили вопрос о закрытии национальных мастерских, ему стала угрожать опасность насильственного прекращения его деятельности.

После нападения на собрание (15 мая) состоялось так называемое июньское восстание; уличная борьба продолжалась несколько дней и привела к диктатуре генерала Кавеньяка. Собранием был принят ряд чрезвычайных мер (высылка рабочих не парижан в департаменты, осадное в Париже, закрытие некоторых клубов и газет, установления залогов для периодической печати, ограничения собраний и ассоциаций и т.д.).

Главным делом собрания было выработки новой конституции. Уже в половине мая они назначили для этого комиссию из 18 членов, в которую вошли представители различных взглядов. 5 сентября Национальное собрание ропочалы обсуждения проекта конституции и закончили его до 4 ноября. Новая конституция была принята 739 голосами против 30. Право на труд, вопрос вызвавшее столько волнений, не было признано Национальным собранием (против него говорили Токвиль, Дюверже где Горанн, Тьер и др.). Много внимания было посвящено и финансовым вопросам, так как состояние французских финансов в это время был очень грустным. Последние месяцы Национальное собрание находились в явном разладе с новым правительством - с президентом Людовиком-Наполеоном (избранным вопреки желанию собрания, склонялся скорее на сторону Кавеньяка) и с его министрами, которые желали скорейшего роспуска собрания.

Одной из причин этой разногласия были финансовые вопросы: Национальное собрание провели значительные экономии в бюджете на 1849, против чего восстал правительство. 14 февраля 1849 Национальное собрание одобрило, чтобы в течение трех месяцев были проведены выборы в законодательные собрания, и 26 мая 1849 они разошлись.


4. Национальное учредительное собрание 1871-1875 гг

Избраны во время франко-прусской войны, произвели конституцию 1875 года, действующую во Франции, с некоторыми изменениями, до сих пор. Опубликовано правительством национальной обороны немедленно после заключения перемирия с Пруссией, избирательный декрет 29 января 1871 предлагал выбрать, общей подачей голосов, 768 депутатов (включая депутатов от колоний).

Выборы проводились по департаментские списки и происходили (8 февраля 1871 года) при чрезвычайно неблагоприятных условиях, так как значительная часть страны была еще занята врагом. Прежде всего, решению Национальным собранием подлежало вопрос о продолжении войны или заключения мира. Так как огромное большинство в провинции желала мира, то ревностные республиканцы (разных оттенков), стоявшие за продолжение войны, получили в Национальном собрании лишь около 250 мест, большинство же состояла из легитимистов и орлеанистов (бонапартистов в Национальном собрании сначала почти не было: на выборах 8 февраля их не выбрал ни один департамент, кроме Корсики). 12 февраля 1871 Национальное собрание открылись в Бордо, в фойе театра. 13-й правительство национальной обороны сложил с себя власть.

Председателем Национального собрания был избран Жюль Греви (республиканец), а главой исполнительной власти - Луи Адольф Тьер (17 февраля), затем заседание были отсрочены до окончания переговоров о мире. 26 февраля был подписан предварительный мирный договор, и 1 марта Национальное собрание, несмотря на горячие протесты некоторых депутатов, приняли главные статьи договора, подавляющим большинством. Они подтвердили свержения Наполеона III и его династии, отклонили требование о переносе заседаний в Париж и приняли несколько неудачных мероприятий (например, по принуждения к уплате по долговым обязательствам), вызвавшие сильное недовольство в Париже.

18 марта состоялось восстание в Париже после которого образовалась Парижская коммуна. Соглашение с ней было отвергнуто Национальным собранием, приняли общий для всей Франции муниципальный закон. 18 мая они ратифицировали заключенный во Франкфурте мирный договор; в конце того же месяца была одержана окончательная победа над Парижской коммуной.

Явно враждебные правительства национальной обороны, национальное собрание назначили комиссии для расследования его действий. Вскоре со стороны монархистов начались нападки и на Тьера, которого некоторые члены правой партии обвиняли в терпимости к инсургентов. Национальное собрание отменили законы об изгнании орлеанских принцев и проверили полномочия тех из них, которые были избраны депутатами (в декабре 1872 года они вернули им их земельные имущества, конфискованные при империи).

Реакционные и клерикальные стремление большинства Национального собрания постепенно становились все яснее, тогда как частичные выборы явно указывали на сочувствие народа республике. В первых числах июня Национальное собрание проголосовали, по предложению Тьера, заем в 2,5 миллиарда, из которых два должны были пойти на уплату военной вознаграждения Пруссии, далее они обсудили и приняли закон о генеральных совета (который расширял сферу их действий) и военный закон , установивший всеобщую воинскую повинность.

В конце августа Национальное собрание продолжили власть Тьера на 3 года и дали ему титул "президента республики", в силу "своей учредительной власти, составляющей принадлежности его суверенитета" (эту учредительную власть обжаловал в Национальное собрание Гамбетта). Однако, они не спешили с выработкой конституции, так как не было еще согласия относительно самого существенного вопроса. Члены правой партии надеялись на монархическую реставрацию, но сам "король" (граф Шамбор) портил их дело своей неуступчивостью. Тьер, который искренне считал республику единственно возможной тогда форме правления, становился все более обременительным для большинства Национального собрания, но все еще казался незаменимым; когда в январе 1872 года он остался (с финансового вопроса) в меньшинстве и подал в отставку, собрание отказались ее принять .

Между тем произошло распадение левого центра: около 40 членов его перешли к правому центру, остальные присоединились к сторонникам республики. Летом 1872 года Национальное собрание проголосовали соглашение с Германией об уплате военной вознаграждения и об очищении немцами французской территории и приняли предложенную правительством заем в три миллиарда. Агитация в пользу роспуска собрания стала усиливаться (манифест республиканской партии от 2 августа). Послание Тьера (13 ноября 1872 года), которое указывало, что спасение Франции - только в республике, вызвало сильное раздражение среди правых. Большинство комиссии тридцати, выбранной для выработки проекта закона о взаимных отношениях президента и сборов, была монархическая.

В середине марта, по предложению комиссии, право президента республики участвовать в дебатах собрания подверглись ограничениям. 16 марта было объявлено о предстоящей уплате последнего миллиарда вознаграждения и об очищении французской территории. Правые чувствовали себя теперь, благодаря слиянию разных фракций, настолько сильными, что нашли возможным начать решительную борьбу с республиканской партией. Неудобный для них председатель собрания Греви вынужден был сложить с себя полномочия, его место занял, 4 апреля 1873 года, Бюффе, кандидат правых.

Несколько дней спустя интерпелляция правых о "необходимости дать предпочтение исключительно консервативной политике" и заявление ее сторонников (речь Брольи), что вновь Тьером министерство не предоставляет достаточных гарантий для борьбы с радикализмом, заставили президента республики поставить вопрос о доверии и, после того, как принятый им простой переход к очередным делам был отвергнут (362 голосами против 348) - подать в отставку, которая и была принята 368 голосами против 339 (24 мая 1873 года). Затем 390 голосами из 392 голосовавших (остальные воздержались) президентом республики был избран маршал Мак-Магон, создавший "министерство борьбы" (Брольи), проникнутое враждой к республике и клерикальным фанатизмом. Опасность для республики сделалась чрезвычайно велика, когда (14 октября) граф Шамбор согласился на условия, предложенные ему от имени монархического комитета девяти. 22 октября, по предложению комитета девяти, был даже произведен двумя правыми партиями проект закона о восстановлении монархии, но сам граф Шамбор снова испортил дело своих сторонников своей несговорчивостью (особенно отказом принять трехцветный флаг). Реставрация монархии не удалась.

20 ноября было продлено на 7 лет полномочия маршала Мак-Магона (383 голоса против 317), и вслед за тем образована комиссия тридцати, для рассмотрения проектов конституционных законов. Огромное большинство ее составляли монархисты. Вопрос о септеннат вызвало несогласие между правительством и легитимистами, а отношение министров к бонапартистской манифестации поссорило их со сторонниками империи. В январе 1874 года был проголосован закон о мэров, предоставлявший право их назначения правительства.

В мае 1874 года министерство Брольи уступило место бонапартистской и клерикальном кабинета Маня и Фурта. При обсуждении избирательного закона, вторая комиссия тридцати потерпела поражение; всеобщее голосование было сохранено. Ропочате 21 января 1875 обсуждению конституционных законов вызвало в собрании сильную расхождение: монархисты не хотели провозглашать республику, но большинство не соглашалась и на проект комиссии тридцати, которая предлагала что-то вроде диктатуры для маршала. Вследствие образа действий графа Шамбора и невзгод в среде монархистов, о непосредственном восстановлении монархии нельзя было и думать. Между тем извне угрожала опасность нового германского вторжения; необходимо было решиться на что-нибудь. Монархист Валлон предложил 30 января 1875 года, поправку к проекту конституционного закона, следующего содержания:

"Президент республики избирается большинством голосов сената и палаты депутатов, объединенных в национальном собрании, он назначается на 7 лет и может быть переизбран".

Поправка Валлона была принята 353 голосами против 352 и таким образом, благодаря присоединению к левым нескольких членов конституционной правой части Карт, была установлена ​​республика, большинством одного голоса. Но и после этого, казалось, было еще далеко до конца: ожесточенная борьба завязалась вокруг проекта о сенат. Наконец, был принят проект Валлона, за которым избрание 75 пожизненных сенаторов было предоставлено Национальному собранию, а остальные 225, избираются на 9 лет, - особым избирательным коллегиям. По предложению Валлона, было принято право президента распускать палату депутатов, с согласия сената; просмотр конституционных законов был доверен обеим палатам, соединенным в Национальном собрании. По предложению Равинеля, местопребыванием обеих палат и исполнительной власти был назначен Версаль: Национальное собрание до самого конца остались верными своей вражды к Парижу. Закон о сенат был принят 24-го февраля 1875; на следующий день было принято и весь закон об организации государственных властей (425 голосов 254). Потом было прийнтято закон о свободе высшего преподавания, избирательный закон и некоторые другие; также был назначен 75 пожизненных сенаторов.

Согласно принятым решениям, Национальное собрание, по конституции 1875 года, состоят соединением в одно целое сената и палаты депутатов. Председатель сената председательствует в Национальном собрании, он и созывает. Решение Национального собрания принимаются при абсолютном большинстве голосов. Национальное собрание собираются в Версале:

  • для избрания президента республики, когда его пост становится вакантным, или после истечения законного срока полномочий, или отставки или смерти.
  • для просмотра конституционных законов, когда обе палаты признают его необходимым (по предложению президента республики или по инициативе депутатов или сенаторов).

Национальное собрание, наконец, разошлись (31 декабря 1875 года).


Источники

  • A. Brette, "Recueil des actes relatifs ? la convocation etc." (Часть коллекции неизданных документов, публикуемых министром народного образования);
  • протоколы собраний нотаблей 1788 г. (П., 1789);
  • протоколы Национального собрания (75 томов);
  • различные коллекции декретов (например, Duvergier, "Collection des lois et d ?crets");
  • Lallement, "Choix de rapports, opinions et discours prononc?s ? la Tribune nationale;
  • Ass. constituante "(П., 1818-1819);
  • Mavidal et Laurent, "Archives parlementaires" (с VIII по ХХХIII т., 1867-89);
  • Et. Charavay, "L'Ass. ? lectorale de Paris en 1790-1791" (протоколы, 1890);
  • Lally-Tolendal, "Lettres ? ses commettants" (1789);
  • Calonne, "Etat de la France" (Лондон, 1790);
  • Rabaut St-Etienne, "Almanach histor. De la R ?volution fran?." (1791);
  • Mounier, "Recherches sur les causes qui ont emp?ch? les Fran? ais de devenir libres" (1792);
  • Al. de Lameth, "Histoire de l'Ass. constituante" (1828-1829);
  • Масса мемуаров: Булье, Неккера, бальи, Мирабо, Монлозье, Малле дю Пана, Лафайета, Петион, Бюзо, Маду, Ларевельер-Лено и других (указания на издание их см.. В "Hist. G ?n? r." Лависса и Рамбо, т. VIII, стр. 116-117);
  • Показания иностранцев: Gouverneur Morris, "Memorial" (1832), и его же, "Diary and letters" (1888);
  • Arthur Joung, "Voyage en France";
  • "I dispacei degli ambasciatori veneti" (напеч. M. Ковалевским, т. I, 1895);
  • Eug. Pierre, "Histoire des assembl ? es polit. En France" (т. I: "La Premi ? re constituante", П., 1877);
  • A. Cherest, "La Chute de l'ancien R ? gime" (1884-1886);
  • H. Кареев, "История Западной Европы в новое время (т. III, СПб., 1893; приведена библиография по отдельным вопросам);
  • М. Ковалевский, "Происхождение современной демократии" (тома I-III, Москва, 1895-96);
  • "Compte rendu des s ?ances de l'Assembl? e nationale constituante" (Париж, 1849-50);
  • Babaud-Laribi ?re, "Histoire de l'Assembl? e constituante" (Париж, 1850);
  • "Annales de l'Assembl?e nation ale" (45 тт.)
  • "Impressions etc." (70 тт.)
  • Avenel, "Lundis r ? volutionnaires, 1871-75" (П., 1875);
  • Franck, "Histoire de l'Ass. Nat."; Glais-Bizoin, "Dictature de cinq mois" (П., 1873);
  • Ranc, "De Bordeaux ? Versailles, l'Ass. De 1871 et la R?publique";
  • "Trois mois d'histoire contemporaine. La v?rit? sur l'essai de restauration monarchique. Ev?nements qui se sont accomplis du 5 Ao? t au 5 Nov. 1873" (П., 1873);
  • L?once Dupont, "Tours et Bordeaux, Souvenirs de la R?publique ? outrance";
  • Claretie, "Histoire de la R?volution de 1870-71";
  • Fiaux, "Histoire de la guerre civile de 1871. Le Gouvernement et l'Assembl?e de Versailles, la Commune de Paris";
  • Berthez?ne, "Histoire de la troisi?me R?publique (1870-80)";
  • Clerc, "Biographie des d?put?s, avec leurs principaux votes" (1871-85);
  • Duret, "Hist. De quatre ans 1870-73";
  • Grenville-Murray, "Les Hommes de la troisi?me R?publique";
  • C?sar Cantu, "Les trente derni?res ann?es (1848-78)";
  • Louis Blane, "Hist. De la Constitution du 25 F?vr. 1875" (П., 1882);
  • Jules Simon, "Le gouvermenent de M. Thiers" (Париж, 1879-80);
  • Henri Martin, "Histoire de France" (тт. VII и VIII, П., 1890);
  • W. Oncken, "Das Zeitalter des Kaisers Wilhelm" (Б., 1892);
  • Zevort, "Histoire de la troisi ?me r? publique" (т. I, П., 1896).

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам