Национальный археологический музей (Неаполь)

040.853 0001 4.25 Координаты : 40 ? 51ь12 .16 "с. ш. 14 ? 15ь01 .75 "вост. д. / 40.853378 ? с. ш. 14.250486 ? в. д. (G) 40.853378 , 14.250486

Национальный археологический музей (Неаполь) ( итал. Museo archeologico nazionale (Naples) ) - Один из лучших археологических музеев Италии и мира, имеет ценную коллекцию артефактов Древнего Рима чрезвычайной научной, культурной и художественной ценности.


1. Сооружение

Драматическая история города Неаполь отразилась и на истории места, где сейчас расположен величественное помещение музея, и на истории его перестроек, и в истории изменений требований к музейных учреждений.

Когда-то это было место кладбища Санта - Тереза. Старый кладбище застроили в 1585 году, создав казармы для отряда кавалеристов. Казармы были расположены как раз перед крепостными стенами города. Строительство растянулось надолго из-за недостатка воды. В недостроенных сооружений вернулся 1612 года испанский вице-король дон Педро Фернандес де Кастро, граф Лемос, что приказал приспособить здание под Неаполитанский университет. Работы по достройке и приспособлению под музейное заведение возглавил архитектор Джулио Чезаре Фонтана (1580-1627). Сооружение казарм превращена в дворцового типа помещения с внутренним двором и библиотекой. С открытием университета спешили и открыли 1615 году еще недостроенное сооружение. Помещение пережило и политические изменения вице-королей, и восстание Мазаньелло 1647 года, и два разрушительных землетрясения 1670 и 1688 Величественное сооружение проседала и пошла трещинами. Тогда и позакладало характерные для Италии открытые аркады внутреннего дворика. В 18 веке здание неоднократно ремонтировали, в 1742 году архитектор Фердинандо Санфеличе начал строить восточное крыло учебного заведения. Все время здесь действовал университет, который наконец перевели в помещение бывшего Спасского монастыря.

Экспозиция бронзовых скульптур накануне 1914 года.

С 1777 года в высвобожденных помещениях - создали музей правящей династии Бурбонов. Так началась музейная часть жизни сооружений. Важной страницей музейной жизни стало вывоза в 1786 - 1788 гг в Неаполь из Рима имущества Елизаветы Фарнезе, родной бабки короля Фердинанда IV, несмотря на протесты и противодействие папы римского Пия VI. Имущество должно также значительные художественные сокровища в виде картин работы известных художников Италии 16-18 веков и мраморную скульптуру. Музей Бурбонов достроили помещениями на севере. А 1819 года на холме Каподимонте выстроили даже обсерваторию. Сооружение выдержала еще несколько землетрясений, разрушалась и теряла декор суток барокко. В 19 веке она уже приобрела сдержанного вида сооружения суток классицизма, присущего ей и сейчас. Музей перешел в собственность с 1860 г. Незадолго до этого в Неаполе разрушили крепостные стены 16 века, склады вокруг музея и портовые сооружения. Так музейная сооружение вошло в пределы буржуазного города 19 в. Реконструкция и приспособление к музейным требованиям неоднократно проводилось в 20 веке. В 1920 г., 335 лет от начала строительных работ, строительство музея было закончено, когда упорядочили последнюю зала когда-то недостроенного второго этажа на востоке (зал отдали под экспозицию медалей). Очередные приспособления состоялись на рубеже 20-21 вв.


2. Хищнические раскопки Помпей

Смерть покровителя папы римского в 1590 г. и враждебное окружение конкурентов побудили известного итальянского архитектора и инженера Доменико Фонтана до вынужденного отъезда из Рима. С 1592 г. он находится в Неаполе, еще одному барочном центре Италии. Ему принадлежит честь разработки проекта дворца реалий и проекта реконструкции порта города.

При рытье канала от реки Сарно, он с работниками наткнулся на древне крепостную стену. Это была стена древнеримского города Помпеи, открытого случайно. Раскопки этого древнеримского города начнутся только в 18 веке.

Раскопки на этом месте с марта 1748 года начал испанец Алькубьерре с разрешения неаполитанского короля Карла ИИИ Бурбона, потому прознал, что здесь часто находили римские древности. Алькубьерре нему на поле 12 каторжан в кандалах и приказал копать. В Помпеях начался грабительский этап раскопок, который продлится почти 150 лет. Неаполитанские короли даже позволяли вести хищнические раскопки князьям гостям из других стран, а все находки - вывозить как сувениры. Очень долго целью поисков было открытие искусно значимых вещей. Все остальное - выбрасывали. Несмотря образованных лиц и фанатиков римской античности много и хищнические копали грабители, потому что в Неаполе веками жила армия нищих, авантюристов и криминалитета. Систему в проведение раскопок с 1807 г. ввел ученый Михаил Ардити. Он составлял план будущих работ, предложил приобрести значительную земельный участок (превышающей площадь города) в государственную казну, приказал вывозить остатки земли за пределы раскопок, а не забрасывать ней ограблены и опустевшие дома Помпей. За управление Ардити уже работало 150 человек одновременно, а позже - до 700 в день.

Новый этап начался с 1868 г., когда правительство Объединенной Италии передал руководство раскопками Джузеппе Фьорелли. Он начал изучать не поодинаки археологические образцы, а город - комплекс. Фьорелли приказал освободить от мусора и земли улицы и переулки, ремонтировал дома, возвращал им перекрытия и даже вторые этажи. Обратили внимание и на полости. Сгоревшие деревянные балки оставляли полости в стенах, которые заливали гипсом. Слепки послужили образцами для создания новых деревянных конструкций, вмуровывали в первобытные места. Метода перенесли и в полости в вулканическом пепла, оставшиеся от умерших людей и Травин. Археологический музей в Неаполе, кроме посуды, рельефов и монет, скульптур и бронз, наполнили муляжи жертв извержения вулкана Везувий.

  • Victimofpompeii1.JPG
  • Pompeji get?teter Hund.jpg
  • Victimofpompeii2.JPG

Метода приспособили даже для роспизнання растений и цветов, украшавших античные сады в Помпеях. Гипсом заливали полости от корней растений, которые изучали ботаники. Позже при реставрационном восстановлении атриумов и античных садов - туда возвращали аналогичные растения. Так были восстановлены античные сады и цветники в Доме Венеры, Дома Веттиив. В умершее от извержения Везувия город начали возвращать жизнь.


3. История создания. Главные части сборников

Большой театр в Помпеях

1. Археологические находки из Помпей составляют сих пор значительную часть археолгичних экспозиций музея. Но погибли не только Помпеи, а еще два небольших города - Стабии и Геркуланум. В коллекции добавили археологические находки в Кампанье. Действительно археологическим музеем заведение стало фактически с 1957 года, когда в залов первого этажа вывезли живопись в музей Каподимонте. 2. Коллекция "Великая Греция" - это находки в бывших греческих городах на юге Италии. 3. Археологические находки доисторического периода - от суток палеолита до бронзы. 4. Древнеримская скульптура из других археологических раскопок (Рим и римские виллы и т.д.).

Перевозке в музейные залы (с соответствующими условиями хранения) все большей части находок способствуют хлопоты по защите находок и их прямом спасении. В годы 2-й мировой войны на прославленный ныне Дом Фавна и на Театр в Помпеях зкинулы бомбы. К счастью, все искусно сокровища Дома Фавна успели вывезти в музей. Бомбы 1943 г. упали и на постройку небольшого музея, основанного еще 1861 года в здании Антиквариум в самых Помпеях у морских ворот.

Оставленные на месте фрески разрушаются от жаркого солнца и дождей, намокают и падают стены домов, незаконно добывают "сувениры на память" тысячи туристов. Оригиналы мраморных и бронзовых скульптур перенесены в Музей, в античном городе выставлены - копии. По предварительным подсчетам в Помпеях проживало около 20.000 человек. Районы 1, 3, 4, 5 и 9 - в городе не розкити пор.



3.1. Сокровища художественных коллекций

4. Фрески

"Поэтесса", фреска с Геруклануму


Фреска Дома Веттиив. Реконструция 19 века с заполнением повреждений.

Фрески из Помпей - самый комплект древнеримских монументальных стенописей. Несмотря на повреждения, они свидетельствуют о распространенных тогда сюжеты, моды, технические средства их создания, вкусы частных владельцев. Значительный вклад в изучение монументальных произведений Помпей сделал немецкий ученый Август Мау. Это по предложениям Августа теперь розриняють целых чориты стиле стенописей, что зминилы друг друга в Помпеях. Уникальным комплексом сохранившихся фресок стали фрески Виллы Мистерий. Найдена и фреска с изображением покровительницы города - Венеры Помпеяны, что едет колесницей на чотирьх слонах. Прагматические помпеяны не чурались денег, о чем свидетельствуют надписи "Привет, прибыль!". Стену мастерской Вивикундуса украшало изображение Меркурия с корзиной денег в руке. Сохранилась даже вывеска небольшого отеля с изображением феникса и двух павлинов.

Фрески в Помпеях выполняли в разные годы и мастерами различной одаренности, является непосредственно выполнены образцы, достаточно мастерские, вошли в сокровищницу истории европейского искусства (изображение так называемой поэтессы, фрески с пейзажами из храма Изиды, фрески с изображением римского порта и тогдашними лодками) .


  • "Наказание Амура"

  • "Порт", фреска из города Стабии

  • Изображение триремы

  • "Свадьба Зефира"

  • "Воспитание Ахилла кентавра Хирона"

  • "Натюрморт с дичью и посудой"

  • "Натюрморт с фруктами и амфорой вина"

  • "Хлебная лавка"


5. Мозаики

Среди монументальных произведений, найденных в раскопках, главное место заняли мозаики. Римляне любили мозаичные полы и приказывали выкладывать ими как небольшие изображения, так и целые композиции. Целый ряд мозаичных картин разных жанров "подарил" исследователям помпейский Дом Фавна - это и декоративные композиции с фруктами, цветами, театральными масками, кот поймал птицу, голуби, пьющие воду из чаши фонтана, Бог Вакх верхом на пантере и роскошная композиция "Битва при Иссе". Размеры батального произведения 5 на 2,7 метра. Художественный уровень произведения чрезвычайное. Возможно, мозаика выломана и перевезена в Помпеи из города Александрия Египетская и является картиной греческого художника конца 4 века до н. е. Филоксена из города Эритрея.

Последняя значительно пострадала во время серии землетрясений, которые сопровождали извержение вулкана. От фигуры Александра Македонского сохранилось лишь его бюст. Во время ожесточенного боя Александр потерял шлем и художник подал его с растрепанными волосами, вполне погрузившись в получение военной победы над персами. Психологически насыщенным подал художник и образ царя Дария, уже осознал собственное поражение и спасается бегством. Сильной стороной мозаики является изображение лошадей в разных ракурсах.

Совершенно иные стороны жизни города подают мозаики из Дома трагическим поэтом. От падений во время репетиции будущего спектакля с пятью актерами и музыкантами. В руке поэта - маска трагедии и предоставило название дома, в котором его нашли.

  • Битва при Иссе

  • Изображение Александра Македонского

  • Александр Македонский в мазаици

  • Битва при Иссе. Царь персов - Дарий

  • Битва при Иссе. Содат персов.

  • Битва при Иссе. Лошадь

  • Переменная Фортуна

  • Рыбы

  • Рыбы, фрагмент

  • Натюрморт с рыбами

  • Натюрморт, сверху - кот уполював птицы, снизу утки, рыбы и птицы

  • Мозаика с котом

  • Собака

  • Поэт руководит театральной репетицией (Дом поэта трагедий, Помпеи)

  • Музыки на сцене


6. Скульптура из мрамора

  • Так называемый Псевдо-Аристид.

  • Архидамос III.

  • Деметриос Полиокрет

  • Император Марк Аврелий, конный монумент которого стоит в Риме.

  • Гомер, условный портрет.

  • Эрос на дельфине

  • Атлас из сборника Фарнезе

  • Бог врач Асклепий.

  • Сфинкс

  • Отдыхающий Геракл. Копия, установленная в Санкт-Петербурге


7. Бронзовые скульптуры

Вакх. Национальный археологический музей (Неаполь).

Раскопки и дали первые значительные памятники бронзовых скульптур эпохи античности в качественных копиях или оригиналах ("Танцующий фавн", из дома Фавна и др.). Раскопки в Греции в 19-20 вв. дали обломки бронз уже на территории самой Греции. В 20 веке получила развитие подводная археология, что дала уникальную возможность нахождения и изучения оригиналов античных бронз, мало поврежденных через особые условия пребывания артефактов (голова философа с Антикитерського лодки, Зевс с мыса Артемисион 1926 г. нахождения, фигура Афины, найденная в море у Пирея в 1959 г. и т.д.). Свой снесок дают и раскопки на суше (бронзовая скульптура Геракла из Малой Азии, портретное бюст царицы Динамии, шлем из кургана Мирзы Кекуватського, юноша с кифарой в собрании музея Эрмитаж).

Мелкие бронзовые фигуры находили еще при варварские проведенных раскопок. В Италии античные бронзы стали предметом коллекционирования со времени Возрождения. Привлекательность античных бронз была такой большой, что в Италии 16 в. восстановили технологию их изготовления. Началось как копирования античных оригиналов, так и изготовление подделок на античный манер. Ими прославился флорентийский скульптор Симоне Бьянко, работавший в Венеции. О нем вскользь упоминал Джорджо Вазари в своих "Жизнеописаниях". Симоне Бьянко даже подписи на скульптурах делал греческом языке. Второй скульптор - получил прозвище Антико за приверженность к стилистике античных скульптур.

  • Бюст Диониса

  • Тренога

  • Cатир навеселе.

  • Пять женских фигур из сада виллы Папирусов, Геркуланум. Все - Национальный археологический музей (Неаполь).

Уникальность находок бронзовой скульптуры и вещей бытового назначения в том, что они найдены на первоначальных местах. Часка их - шедевры предыдущих веков (скульптура эфебов греческого мастера 5 века до н. Э, найдена в Доме Корнелия Тегета). Необычной стала и коллекция бронзовых столиков. Их хищнические вывозили из захваченной Греции, заказывали местным мастерам. Обеденные и передвижные бронзовые столики были настоящим увлечением богатых жителей. Столики такие разные, что трудно найти два похожих.


Художественная ценность и сохранность скульптур из бронзы, найденных в Помпеях, Геркулануме, была такой высокой, что они стали предметами копирования и вывоз в другие страны. Брозова копия скульптуры "Отдых Гермеса" украсила фонтан в городе Ужгород (двор Ужгородского замка). Целый зал бронзовых копий скульптур из Неаполя украсила зал Музея изобразительных искусств имени Пушкина в Москве подобное.


8. Изделия из серебра

Серебряные бокалы, найденные в Помпеях.

Драгоценные изделия из серебра находили в Помпеях и раньше. Так, в Доме Менандра был найден серебряный сервиз, количество вещей достигала ста восемнадцати образцов. Шедевром ювелирства той эпохи был и бокал для вина, краеугольные стороны которого окутаны веточками с плодами-оливками ( канфар из Дома Менандра). В комплекте было найдено и серебряное зеркало греческого мастера с изображением женского лица на обороте в окружении узоров.

Сенсацией стала находка 2000 года в Помпеях комплекта столовой серебряной посуды Древнего Рима 1 века, совокупный вес которого достигла девяти килограммов. Среди найденного - бокалы и блюде разных размеров для пищи или хранения еды, для вина и воды. Серебряный сервиз было тщательно упаковано в плетеные корзины и спрятаны в подвалах недостроенных бань, где каждый стал бы их искать. Комплект получил название - The Moregine Silver Treasury. По предположениям, обладатель спрятал клад при первых угрожающими признакам пробужденного вулкана с целью забрать его позже. Возможно, он погиб, так и не забрал.


9. Античная керамика

  • Одиссей и Диомед, похищения коней фракийского царя

  • Кратер с раскопок в Кампанье.


10. Коллекции Древнего Египта

Приложением к древнегреческих и римских археологических находок стала коллекция артефактов Древнего Египта. В ее основе две частные магнацьки сборника - коллекция кардинала Борджа, созданная еще в 18 веке и сборник Пикьянти, сложившаяся в первые годы 19 века. Сборник артефактов Древнего Египта Национального музея в Неаполе занимает третье место среди египетских коллекций современной Италии - после сборок в городе Турин и сборников в Ватикане.



Источники

  • Alfonso de Franciscis: Das Arch?ologische National-Museum von Neapel, Ditta Vincenzo Carcavallo, Neapel 1992
  • Kunst-und Ausstellungshalle der Bundesrepublik Deutschland (Herausgeber): Meisterwerke der Antike aus dem Arch?ologischen Nationalmuseum Neapel, Wienand, K?ln 1995 ISBN 3-87909-419-5
  • Unter dem Vulkan. Meisterwerke der Antike aus dem Arch?ologischen Nationalmuseum Neapel, Burkert und M?ller, Heidelberg 1995
  • Кривченко В. И. "Помпеи. Геркуланум. Стабии", серия "Города и музеи мира", М, "Искусство", 1985, (рус)