Надо Знать

добавить знаний



Национальный музей во Львове


Промышленный музей.jpg

План:


Введение

Национальный музей во Львове. Научно-художественный фонд митрополита Андрея Шептицкого - национальный художественный музей, один из самых в Украина сокровищниц памятников отечественной культуры и искусства. Находится в Львове : основной корпус - по адресу проспект Свободы, 20, второй корпус - по адресу улица Драгоманова, 42 (Дворец Дуниковского).

Заложенный 1905 года греко-католическим митрополитом Андреем Шептицким как частное учредительство, в 1913 года торжественным актом передано в дар Украинскому народу.


1. История

Музей был основан в феврале 1905 греко-католическим митрополитом Андреем Шептицким как частное учредительство под названием "Церковный музей" для развития украинской культуры. Работу по организации музея и укомплектования сборников возглавил Илларион Свенцицкий, известный историк, славист и искусствовед, в будущем - многолетний директор музея ( 1905 - 1952). Основу фондов составила личная коллекция основателя, который подарил около 10 тысяч предметов и содержал музей на личные средства. Для экспонирования коллекции в 1911 году был приобретен Дворец Дуниковского 19 века по улице Драгоманова (тогда - Мохнацкого), 42.

В декабре 1909 году музей был переименован в "Национальный музей митрополита Андрея, графа на Шептичи Шептицкого", 11 июля 1911 - на "Национальный музей. Юбилейная научная фонд галицкого митрополита Андрея Шептицкого". 13 декабря 1913 года торжественным актом музей передан в дар украинскому народу. В тот же день экспозиции были открыты для посетителей.

В 1930-х годах фонды музея насчитывали более 80 тысяч экспонатов. После окончания Второй мировой войны музей пополнился коллекциями закрытых советской властью музеев, в частности, музеев ставропигиального института, Львовской митрополии УГКЦ, общества "Просвита", НТШ, Народного дома, Богословского научного общества, библиотеки ордена василиан. Музей был переименован в "Государственный музей украинского искусства", затем - на "Львовский музей украинского искусства".

В 1991 году музей был переименован в "Национальный музей во Львове. Научно-художественный фонд митрополита Андрея Шептицкого". Музей получил нынешний основной корпус - здание на проспекте Свободы, 20, построенную для Промышленного музея в начале 20 века, в котором в советское время размещался Музей Ленина. С 2005 года Национальный музей получил современное название.


2. Коллекция

На сегодня фонды музея насчитывают свыше 100 тыс. единиц хранения, представляющих вековые традиции развития украинского искусства и национальной культуры.

Предметом особой гордости является наибольшая и самая полная в Украине коллекция средневекового украинского сакрального искусства XII - XVIII веков. Это иконы, скульптура, рукописи и старопечатные, декоративная резьба, металлопластика и вышитые церковные ткани. Наиболее многогранно в сборнике музея представленная икона XIV - XVIII в., в основном с территории Западной Украины.

Эпохи украинский ренессанса и барокко представлены в творчестве Ивана Рутковича (Жовковский иконостас XVII в.) и Иова Кондзелевича ( Богородчанский иконостас, 1698 - 1705).

Корпус на Драгоманова (Дворец Дуниковского)

Ценные памятки письменной культуры сосредоточенны в сборнике рукописей и старопечатных книг, формирование которой началось со времени основания музея. Основу сборника заложили образцы, подаренные митрополитом А. Шептицким, а ее пополнение на научной основе было продолжено профессором И.Свенцицьким. Обогатили коллекцию и дары деятелей культуры и просвещения, духовных лиц, а также сокровища из сборников Ставропигийского института, Львовской Греко-Католической митрополии и Капитула, общества "Просвита", НТШ, Народного дома, Богословского научного общества, библиотеки святых отцов Ордена, переданных в музей после 1939 года, в частности Бучацкое Евангелие.

Время в фондах музея хранятся шедевры и таких художников европейского значения, как Пинзель, Полейовский, Филевич и другие. Очень ценной в коллекциях является подборка украинской народной и профессиональной гравюры XVII-XVIII вв. (Около 1000 единиц хранения).

Развитие украинского искусства XIX - начала ХХ веков представляет сборник произведений живописи художников Надднепрянщины и Западной Украины.

Гордостью музейной коллекции является ряд оригинальных произведений Тараса Шевченко.

В сборнике произведений XIX - нач. ХХ в. - Наследие классиков украинского изобразительного К.Устияновича, Т. Копистинского, С. Васильковского, Ф. Красицкого, А. Манастырского, И. Труша, Кульчицкой, а также произведения художников, чьи имена были надолго вычеркнуты из духовной сокровищницы украинского народа, - М. Бойчука, М. Сосенка, Л. Геца, П. Холодного.

Отдельного внимания заслуживают собрания произведений народного искусства, которые формировались уже в первые годы существования музея. Сегодня они насчитывают более 20 тыс. единиц и представляют все типологические разновидности и жанры народного искусства, занимая период XVII - XX в. Это изделия из керамики, кости, металла, ткани, вышивка, резьба по дереву, народная одежда, писанки, вышивки, рисование на стекле.

Лучшие произведения из музейных сборников представлены вниманию любителей искусства в постоянных экспозициях:

  • "Древнее украинское искусство"
  • "Искусство XIX - начала ХХ веков"
  • "Украинское искусство ХХ века"
  • "Народное искусство"

Кроме постоянных экспозиций, в музее также проходят временные выставки.

Кроме того, работают музеи-филиалы, экспозиции которых развернуты в домах и творческих мастерских художников:


2.1. Подарок Галины Горюн-Левицкой

Галина - гражданка Канады украинского происхождения. Клопотяння о дальнейшей судьбе своего художественного собрания побудило к передаче его на родину в феврале 2009 г. Особенность коллекции - произведения художников украинского происхождения, которых поглотила эмиграция, и через их талант предоставила их убежище и превозносит. Художники работали в Европе, Австралии, странах Северной и Южной Америки.

Количество произведений насчитывает 119 образцов. Почти все произведения - 20 века. Древнейшая картина - "Алушта, Крым", 1924 г. (худ. Василий Кричевский). Разнообразие художественных направлений, жанров и произведений, имен, среди которых

  • Олекса Грищенко,
  • Галина Мазепа,
  • Николай Недилко,
  • Василий Хмелюк,
  • Любослав Гуцалюк,
  • Яков Гниздовский,
  • Мирон Левицкий подобное.

Эти произведения переданы в Национальный музей во Львове имени Андрея Шептицкого, что значительно расширяет представление о художников-украинский и их творчество, где бы они ни жили.


3. Здание музея

Главный корпус находится на нынешнем проспекте Свободы, 20. Построенный на границе XIX - XX веков средства Галицкой сберегательной кассы и предназначался для музея художественных промыслов, который в то время не имел собственного помещения. Для строительства городом было предоставлено участок - южную часть площади Каструм, что оставалась незастроенной после того, как 1802 года было разобрано львовский Низкий замок. 1888 года Галицкая сберегательная касса выделила 400 тыс. крон и в следующем году был проведен конкурс эскизов, на котором победу одержала работа профессора львовской Высшей политехнической школы скульптора Леонарда Маркони. 1890 года был проведен второй тур, где победителем стал профессор Политехнической школы архитектор Густав Бизанц. Второе место занял проект краковского архитектора Яна Завейського, а третье - проект Леонарда Маркони. Однако инвестор отказался от реализации проекта Бизанца и проектирование было поручено одному из членов жюри Юзефу Каэтану Яновскому, который в соавторстве со скульптором Леонардом Маркони разработал новый проект, который был реализован в течение 1898 - 1904 лет строительной фирмой Эдмунда Жиховича. В проектировании участвовал также и практикант Яновского - молодой архитектор Евгений Весоловский. Орнаментальную лепнину, выполненной Антонием Попелем и Михаил Паращук. Между колоннами портиков находились аллегорические скульптуры Петра Войтович, уничтожены 1952 года во время адаптации здания под музей им. Ленина. Тогда же в интерьере музея уничтожено скульптуру "Гончар" авторства Григория Кузневича.

Музей, построенный на границе XIX - XX веков, является последней значительной постройкой периода историзма в архитектуре Львова. В эклектичной палитре стилей здания доминирующим является неоренессанс. Дом отражал современные тенденции строительства музеев: вокруг единого внутреннего пространства с верхним светом сгруппированы помещения выставочных залов, библиотеки и залы заседаний. Сооружение двухэтажное на высоком цоколе с большими подвалами. На композиционное решение фасадов повлияла архитектура Kunsthistorisches Museum в Вене.


Источники

  • Альбом "Сборник Галины Горюн-Левицкой", Родовид, 2006 г.
  • Семочкин И. В. Дом Художественно-промышленного музея во Львове (к вопросу об авторстве проекта) / / Вестник института "Укрзападпроектреставрация". - № 3, 1995. - С. 30-33.
  • Харчук Х. Дуниковского дворец / / Энциклопедия Львова / Под редакцией А. Козицкого и И. Подковы. - Львов: Летопись, 2007. - Т. 2. - С. 192, 193. - ISBN 978-966-7007-69-0

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам