Надо Знать

добавить знаний



Нация



План:


Введение

Нация ( лат. natio - Племя, народ) - полисемантическая (многозначное) понятие, применяемое для характеристики крупных социокультурных общностей индустриальной эпохи. Существует два основных значения термина [1] :

  • Политическое сообщество граждан определенного государства - политическая нация. Часто употребляется как синоним термина государство, когда имеется в виду ее населения, например для ссылки на "национальные" университеты, банки и другие учреждения.
  • Этническая общность ( этнос) с единой языке и самосознанием (как личным ощущением "национальной идентичности" так и коллективным сознанием своего единства и отличия от других). В этом смысле фактически является синонимом термина народ [1].

1. Определение нации

Нации определяются определенным рядом характеристик, касающихся как индивидуальных ее членов так и всей нации. Такие характеристики должны нести в себе как объединяющую функцию - сообщество людей, не имеет между собой ничего общего не может быть нацией, так и отделяя - что отличает данную нацию от других. Любая из таких характеристик может стать предметом дискуссий, однако отрицание существования определяющих факторов включает в себя отрицание существования отдельных наций.

1.1. Общность происхождения

Практически все националистические движения при определении нации обращают внимание на общность происхождения, как компонент идентичности наций. Происхождение понимается в двух направлениях - происхождение от поколений, которые жили на той же территории, и происхождение от поколений, говорили на том же языке. Эти два фактора могут совпадать.

Впрочем, такое определение могло бы быть исчерпывающие только при условии соблюдения эндогамии в пределах этнической группы. Зато европейские нации на протяжении последних веков пережили немало изменений границ государств и миграции населения, что приводило к многочисленным смешанным бракам. Наиболее проблематичной общность происхождения выглядит для стран, состоящей преимущественно из потомков эмигрантов, например США.


1.2. Общность языка

Собственный язык часто считается определяющей особенностью нации (независимо от ее коммуникативного значения). В некоторых случаях речь является исключительной для нации, и, возможно, основой национальной идентичности (например Баскский язык). В других случаях, национальный язык также используется другими нациями (характерная для нации, но не исключительная для нее, например немецкий язык). Некоторые нации, например Швейцарская нация, самоидентификуються как многоязычные. Папуа Новая Гвинея отстаивает 'Папуасскую "национальную идентичность, несмотря на наличие около 800 четких языков. Никакая нация не может быть определена исключительно языком: это фактически создало бы открытую сообщество (для любого, кто изучал язык).


1.3. Общность культуры

Большинство наций частично определяются собственной культурой. В отличие от языка, национальная культура обычно является уникальной для нации, хотя и включает много элементов, общих с другими нациями. Национальная культура также включает в себя культурное наследие предыдущих поколений.

Как и в случае этнического происхождения, отождествление прошлой культуры с современной культурой, в определенной степени символическое. Например, Стоунхендж расположен в Великобритании, хотя никакого английского народа или государства во время его построения (4000-5000 лет назад), не существовало. Другие нации так же считают древние археологические культуры, литературу, искусство и даже цивилизации национальным наследием.

Однако, как через многообразие культурных явлений внутри одной нации, так и из-за несовпадения границ политических образований и культурных особенностей, Эрнест Геллнер. Нации и национализм. Гл. 5 Что такое нация? культура не может быть единственным определяющим фактором нации.


1.4. Общность религии

Религия также может рассматриваться как национальный фактор, хотя не все националистические движения акцентируют на этом внимание. Религия может быть присвоенной, что делает ее национальной, но и может не быть исключительным. Например, немало наций определяют себя, как католические, хотя непосредственно религия является универсалией. Другие религии присущи одной этнической группе, в частности иудаизм. Однако, сионизм вообще избегает религиозного определения евреев, предпочитая этническим и культурным факторам.


1.5. Волюнтаристский подход

Некоторые идеи нации подчеркивают не объективные характеристики, но выбор общества. На практике, это касалось групп людей, которые также нацией за другими определениями. Известным волюнтаристское обоснование нации представлены в работе Эрнеста Ренана Что такое нация?" ( фр. "Qu'est-ce qu'une nation?" ). Его классической ответом является "Ежедневный референдум" ( фр. "Un plbiscite de tous les jours" ).

В то же время, по мнению Эрнест Геллнер слабость этого определения состоит в том, что оно "в такой же степени касается клубов, тайных обществ, банд, команд, партий, не говоря уже о многочисленных сообщества и объединения доиндустриальной эпохи, которые образовывались не на основе националистического принципа и вообще отрицали его " Эрнест Геллнер. Нации и национализм. Гл. 5 Что такое нация?.


2. История вопроса

2.1. В доиндустриальную эпоху

  • В Древнем Риме "нациями" называли группу иностранцев из определенного региона, которые не имели таких прав, которыми были наделены граждане Рима. Аналогичный термин существовал в греческой и древнееврейском языках. Характерно ксенофобские окраска термина "нация".
  • В средневековья с развитием знаний о окружающий мир развивается этническое понимание понятия. В тогдашних университетах определителем нации было географическое происхождение и язык. С конца 13 века этим термином объединялись представители того или иного направления на церковных соборах. Таким образом термин приобретал весомое социально-психологического содержания, поскольку давал ощущение принадлежности к престижной формальной группы, повышал социальный статус личности, которая принадлежала к такой "нации".

2.2. Понятие нации с развитием капитализма

  • С XVI - XVII веке в Англии, а позже Франции в ходе разложения старого династического порядка, формирование "национальных" государств в Европе, развития "национальных" языков, которые заступили латынь, и "национализации" церквей понятие нации используется как аналог понятия "народ" и связывался с такими категориями, как " гражданство "," государство ", означая принадлежность к определенной территориально-политического сообщества. Д. Дидро, например, в своей "Энциклопедии" определял "нацию" как значительное число людей, живущих на определенной территории и управляются одним правительством 4. Этническое происхождение при этом теряет смысл. Отождествление нации и государства остается характерным Западной Европе в XIX-XX вв. В то же время в Немецком языке понятие нации подчеркивало единство немцев, которые были рассеяны по разным государствам, по таким характеристикам, как общность языка, культуры, традиций.
  • В XIX - XX веке с подъемом национально-освободительной борьбы народов Восточной Европы, а также позже, Африки и Азии. При отсутствии прочных политических и экономических элит, собственной государственности или, скажем, территориального единства (чехи, украинская, словенцы, балканские народы и др.). Этим нациям приходилось делать упор на культурных, языковых и этнических компонентах своего возрождения. Кроме того, слово "нация" как синоним расовости, исключительности вошло в арсенал агрессивного, шовинистического, расистской риторики.

2.3. Понятие нации Советской политологии

Основополагающим в советской политологии стало знаменитое сталинское определение нации:

"Нация есть устойчивая общность людей, исторически сложившаяся, возникшая на основе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры". [2]

По этому определению нация возникает в период ликвидации феодализма и развития капитализма [3]. На западе Европы, как правило, образования наций было вместе с тем и созданием самостоятельных буржуазно-национальных государств ( Великобритании, Франции, Германии, Италии и др.).. В Восточной Европе в силу того, что образование централизованных государств происходило в условиях феодализма, когда нации еще не сложились, возникли многонациональные государства ( Австро-Венгрия, Россия). В период империализма несколько крупных империалистических государств господствуют над многочисленными колониями. По этому определению только в СССР происходит настоящий расцвет наций и их культур, национальных по форме, социалистических по содержанию.

В 60-80-е годы в СССР на основе сталинского определения был произведен Этнологический подход. Согласно этому подходу, нация представляет собой этносоциальной сообщество, которое характеризуется неразрывным единством (взаимодействием) социально-экономических и культурных свойств. К существенных признаков нации относится также общность самосознания и социальной структуры. Такая формулировка признаков нации отражало определенную идеологическую заказ на идею слияния наций (социалистических) в "новую историческую общность-советский народ".


2.4. Зарождение национального сознания в Европе

Понятие нации ( нем. Volk ), Как важной идеи появилось в XVIII веке в работах немецкого философа Иоганна Готфрида Гернера, который приложил усилия к формированию понятия национального государства. В это время шла промышленная революция, давшая начало индустриальному обществу. Эти изменения привели к росту национального самосознания в Европе [4] :

  • Индустриализация сопровождалась урбанизацией, а та в свою очередь, вызывала распад традиционных сельских сообществ. Хотя город не способствовало объединению сообщества в общества, понятие нации компенсировало эту потерю.
  • В индустриальном обществе сословное деление потерял свою устойчивость, что повлекло изменение чувство тождества. Отдельные люди переставали мыслить себя крестьянами или аристократами, но начинали мыслить себя частью нации. Способствовала тому и распространяемая со времен Французской революции идея братства.
  • Развитие образования способствовал распространению национальных языков, сопровождавшийся и распространением связанных с этими языками символических культур.
  • Секуляризация несколько ослабила чувство единства на религиозной почве, но освободила место для роста чувств единства на почве национальной.

2.5. Понятие нации в работах западных политологов

Многозначность понятия нации отражает наличие множества концепций феномена нации. Наибольшее влияние на современное понимание нации оказали идеи К. Дойча, Э. Геллнер, Б. Андерсона и Э. Смита.

Для социально-демографического подхода Дойча ("Национализм и социальная коммуникация", 1966) характерно функциональное определение нации как группы, в пределах которой уровень коммуникативной активности значительно выше, чем за ее пределами.

Эрнест Геллнер ("Нации и национализм", 1983) считал, что нация является результатом потребности современного общества в культурной гомогенности, обусловленной развитием индустриального производства. Становление нации непосредственно связано с распространением общего образования и средств массовой информации. Нации, за Геллнер, - целенаправленно создаваемые сообщества. Ведущая роль в этом процессе принадлежит интеллектуальной версте общества.

К пониманию нации, Геллнер во многом близка позиция Бенедикта Андерсона ("Воображаемые сообщества", 1991), который рассматривает современные нации как искусственно создаваемые "представлении сообщества". В основе этого процесса, Андерсоном, лежит феномен печатного капитализма с присущими ему газетами и романами, изображающими нацию как социокультурную общность (ср. с аналогичными идеями Мак-Люэна). По его мнению первых наций стали латиноамериканские, которые сформировались в ходе борьбы против испанской короны, а за ними с небольшим отрывом следовали США и затем Франция.

Вместе с тем Смит ("Происхождение наций", 1989), напротив, подчеркивает, что современные нации органически связаны с доиндустриальной сообществами, обозначаемые им как Этне. По Смитом, вся их разнообразие может быть сведена к двум типам: аристократического и народного. Нации, которые возникают на базе первого типа Этне, создаются путем бюрократической инкорпорации низших социальных групп в рамках одного государства. Ведущую роль в формировании нации из народных Этне играет интеллигенция борется за сохранение этнических традиций.


3. Нация в манифестах украинских политических организаций

Понятие нации занимает видное место в манифестах украинских националистов прошлого века. Так, в 44 правила украинского националиста речь идет о любви к украинской нации (п.8) нация, к которой принадлежит человек, называется его "высшим законом" (п.2), "самым добром" (п.4); правила призывают к верности ( п.9), уважения (п.12) и ответственности за судьбу своей нации (п.14), в борьбе против врагов нации (п. 16, 17), а также в заботы о материнстве и детях, как будущее нации (п . 40-41). [5]

Ряд современных украинских политических партий на первое место ставят идею национального государства. Так, в проекте конституции Всеукраинского объединения "Свобода" идея "полновластие украинской (титульной) нации на украинских землях" называется основой украинского государства. [6] В программе Конгресса украинских националистов современная эпоха рассматривается как "эпоха самоопределения наций и становления национальных государств" [7], и создание из них украинской национальной государство является целью деятельности конгресса [7]. В программе партии "Наша Украина" одной из приоритетных задач сегодняшнего названо "Укрепление национальной идентичности" [8].

Задача интеграции в единую политическую нацию" имеет место и в программе Партии Регионв, [9] понятие "политической нации" фигурирует в программе ВО "Батькивщина" [10] - через "солидарность украинской политической нации", по мнению авторов программы, лежит путь к построению "нового гражданского общества в Украине" [10].


4. Сноски

  1. а б Терешкович П. В. Нация / / Философский справочник.
  2. Сталин, "Марксизм и национальный вопрос", 1913)
  3. С. Т. Калтахчян. Нация / / Большая советская энциклопедия, вид.3
  4. Encyklopedia socjologii T. 2, Oficyna Naukowa, Warszawa 1999 ISBN 83-85505-96-2
  5. Полный текст Правил и ссылки на источники см.. в статье Организация украинских националистов
  6. Проект национальной конституции ВО "Свобода"
  7. а б Программа Конгресса Украинских Националистов
  8. "Народный Союз Наша Украина" - программа
  9. Партия регионв - проаграма.
  10. а б Программа "ВО" Батькивщина"

Литература

  1. Труды по теории нации и национализма
  2. Б. Андерсон. Воображаемые сообщества
  3. Э. Геллнер. Нации и национализм.
  4. Kemilainen A. Op. cit. P. 26.
  5. История Украины: становление современной нации / Пер. с англ. Николай Климчук. - М.: К.И.С., 2010. - 400 с.: Ил. (ISBN 978-966-2141-24-5)
  6. Дитер Лангевише. Нация, национализм, национальное государство в Германии и в Европе / Пер. с нем. Алексей Логвиненко. - М.: К.И.С., 2008. - 240 с.: Ил. (ISBN 978-966-2141-02-3)

См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам