Надо Знать

добавить знаний



Неоготика


Neo-Gothic001.jpg

План:


Введение

Neo-Gothic001.jpg

Неоготика или псевдоготики - (есть новая или псевдо готика) - направление в архитектуре, соединяющей элементы готики с ясными композициями, идущие от классицизма. Доля "нео" - указание, что стиль возник на новом этапе развития архитектуры конца 18-середины 19 в. и является составной частью так называемых исторических стилей.


1. История возникновения

Крстофер Рен, готическая башня Тома, 1681 - 1682 гг Оксфорд, колледж Крайс Чьорч.

Идея возродить готическую архитектуру на новом этапе принадлежит английским деятелям с деньгами и развлечениями. В Британии хорошо сохранились образцы соборов, церквей и замков эпохи готики и романского стиля, воспринимались характерной чертой национальной культуры. В отличие от стран континентальной Европы, интерес к готике в стране практически не утихала на протяжении веков. Даже внедрение протестантизма (в форме англиканства), уход местного священства от католицизма, не оборвала интереса к готической архитектуры. Ее местные формы были поддержаны профессорами и студентами английских (Оксфорд, Кембридж) даже в 17 веке, игнорируя опыт новейших европейских стилей. Представитель английского классицизма 17 в. архитектор Кристофер Рен построил башню Томаса в Оксфорде с использованием готических форм, игнорируя и европейское достояние тогдашнего барокко, и собственный опыт.

В 18 веке готические формы в качестве декора присутствуют в магнацьких усадьбах английских аристократов. Моду на готический декор в интерьере начал Хорас Уолпол, что произвело впечатление не только на друзей визитерив к его дому.


2. В 18 веке

Гравер Джон Риттер.Садиба Фонтхилл-еббы, гравюра 1823

Начало восстановления английского готики началось в Великобритании в конце 18 в. из-за разочарования английских деятелей в идеалах французской революции 1789 - 1793 гг, которые начали вводить насилием и террором и через поиски национального архитектурного стиля.

Внимание современников приковали эксперименты по восстановлению форм готической архитектуры, начал Уильям Бекфорд. Сын Мэра Лондон в 1795 г. начал строительство в Уилтшире собственной усадьбы Фонтхилл-еббы. Изюминкой проекта стала восьмиугольная 90-метровая башня. Внешние фасады усадьбы сильно напоминали формы готического аббатства, и обозначено в названии усадьбы (Эбби - аббатство). Название довольно распространенная из эпохи английского реформации, когда конфискованные сооружения католических монастырей и монастырских земель передали новым светским владельцам. Так католические когда-то аббатства и сакральные сооружения стали жильем дворянских семей.

Усадьба Фонтхилл-еббы привлекала не только готическими формами, но и событиями, так как трижды за 30 лет обрушилась ее башня. Строительство и ремонты длились до 1813 года. Усадьба Бекфорда и ее скандальная слава оказала влияние на современников, а ее сенсационное "слава" наделала шуму в Европе. После смерти владельца башня в очередной раз обвалилась, а усадьбу разрушили.

Но опыт не пропал даром. Инженерная школа британцев с 17 в. заняла ведущие позиции в Европе. В 19 в. англичане, французы и немцы живо дискутируют, где именно возникла европейская готика. Но первое место в восстановлении форм средневековой архитектуры отдали Великобритании. Были использованы новые инженерные достижения при сохранении средневековых готических форм. Так возникла неоготика 19 ст.


3. Поддержка деятелей романтизма

Восстановлению готических форм на новом этапе способствовали и деятели европейского романтизма. Разочарование в застывших, умеренных формах ампира и позднего классицизма (и идеях эпохи провситництва, что их поддерживали) привели к противопоставлению им варварской, "неримськои" неклассической архитектуры.

Распространению интереса к исторической готики в Европе способствовали и произведения писателей-романтиков. Шатобриан воспевал готические руины, доказывал, что именно средневековый готическое искусство лучше отразило "гений христианства". Французский поэт и писатель Виктор Гюгю делает собор Парижской Богоматери - главным героем собственного романа с тем же названием. Английский мистецтвозначвець Джон Раскин даже доказывал моральное превосходство готической архитектуры, а средневековый Дворец дожей в Венеции считал центральным сооружением мира. Как видно, единства в рядах романтиков не было, но пропаганда сработала.


4. В середине 19 в.

Правительство Великобритании официально признал неоготику национально стилем. После пожара бывшей сооружения Британского парламента право на проект нового здания в 1834 году передали Огастес Пьюджину, поклоннику неоготики. Вместе с Чарльзом Барри - Огастес Пьюджин создал Вестминстерський дворец, который признали образцом стиля. Неоготические декорации получили -

  • Королиський суд
  • железнодорожные вокзалы
  • ратуши
  • мосты
  • ряд государственных сооружений Британской империи.

В 1870-е гг массовая количество неоготических сооружений в Британии уже позволила анализировать архитектурную ситуацию в стране, начали обнародовать труды по истории этого стиля.

В эпоху королевы Виктории Британская империя как в метрополии, так и в колониях провела массовую застройку в неоготичому стиле, официально поддержанному буржуазным правительством. Даже сооружение нового Парламент в столице состоялась в неоготическом стиле, стала визитной Лондона, разошлась в тысячах листовок и изображений по всем мире в. Еще больший восторг неоготики имели архитекторы при построении университетских корпусов Великобритании и Соединенных Штатов. Времени архитектурный облик многих университетов по обе стороны Атлантического океана сформировала именно неоготика и поздний классицизм.


5. Отношение к неоготики

И в самой Британии не все с одобрением восприняли неоготику. Пылкий сторонник средневекового искусства, Джон Раскин, однако, не одобрял неоготику в архитектуре. И если официальные круги Великобритании всячески поддерживали неоготику архитектора Пьюджина, Раскин решился критиковать и ее, и произведения самого Пьюджина.

Искусствоведа Джона Раскина раздражали исторические стиле 19 века, как несамостоятельные, вульгарные, хаотичная застройка буржуазных городов и сел. Но новый и самостоятельный архитектурный стиль (отличный от неоготики) так и не был произведен в 19 веке. А призывы Раскина не могли помешать проблеме. Получилось, что он лишь обозначил одну из неприятных проблем 19 века, но не мог помочь ее решению. Не было удачным решением и использования неоготики, неорококо, неоренессанса.


6. Галерея


7. Неоготика в Украине

7.1. Усадьбы

  • бывший Воронцовский дворец, Алупка, Крым

  • бывший дворец Даховских, Леськове, Черкасская область

  • бывший дворец Терещенко, с. Красное, Житомирская область

  • бывшая усадьба Сергея Кенига, Харьковская область

  • бывший особняк И.М.Терещенка в Киеве


7.2. Сакральные сооружения

  • Костел св. Анны, г. Бар (1811), Украина

  • Неоготический костел Св. Анны (1875 г.). с. Озеряны

  • Костел Св.Николая в Киеве (1899-1909 гг)

  • Костел в Харькове

  • Костел Св.Йосифа в Николаеве (1891-95 гг)

  • Костел Воздвижения Святого Креста в г. Фастов (1903-11 гг)

  • Кирха, ныне Дом Еваангелия, г. Луцк (1906-07 гг)

  • Костел, в котором сейчас розташоно зал органной музыки, г. Ровно (1890-е)


См.. также


Искусство Это незавершенная статья искусства.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам