Надо Знать

добавить знаний



Неолитическая революция



Неолитическая революция - исторический период перехода в эпоху неолита от присваивающего к воспроизводящего типа хозяйства, это связано с возникновением скотоводства, животноводства, земледелия. Этот процесс способствовал возникновению городских поселений, ремесел и письменности.

Карта мира, изображающая приблизительные центры появления землоробства и его распространение [1]
Нэп-оф-Хауар, поселения земледельцев, датируется 3500 - 3100 годами до н. е.
Неолитический камень для обработки зерна

Термин "неолитическая революция" ввел в 1949 английский археолог Гордон Чайлд. В эпоху мезолита, длившаяся в XIX-VIII тыс. до н.э., на всех заселенных человеком территориях перестал сказываться влияние последней фазы оледенения. Современные климат, флора и фауна получили своих нынешних географических границ. Человек приобрел все биологические характеристики современного человека, а человечество разделилось на расы. В эпоху неолита (VIII-III тыс. до н.э.) в географически удаленных человеческих сообществах произошла целая серия драматических технологических и социальных изменений, которые называются "неолитической революцией". Ее суть состоит в переходе от хозяйства присваивающего (собирательства, охоты и рыболовства) к производящему (земледелию и скотоводству).

Культурное приспособление к жизни в послеледниковых естественных условиях сначала вылилось в активизацию собирательства. На территории Восточного Средиземноморья и Малой Азии впервые возникла и получила распространение практика разведения животных и культивирования растений. Из растений это полба, пшеница, ячмень, чечевица, то есть те растения, которые требовали изобретения определенных навыков приготовления, чтобы быть подержанными до еды. Первыми продуктивными домашними животными были овца и коза, крупный рогатый скот ручная позже. Понятно, что все эти новые явления имели значительные социальные и культурные последствия. Когда производство пищи получило широкое распространение и у людей появились постоянные ее запасы, общество получило возможность в широких масштабах перейти к устойчивой оседлости. У людей исчезла необходимость ежеминутно думать о том, чем утолить голод, постоянно следовать за стадами диких животных в их сезонных передвижениях или зависеть от сроков созревания плодов диких растений.

С переходом к производству продуктов питания человек получил свободное время, поэтому неудивительно, что возникли новые виды ремесла: ткачество, обработка обсидиана (вулканического стекла) и начала металлургии. В эпоху неолита люди также научились обжигать глину, превращая ее в особое вещество (керамику) с целью придания изделиям из нее твердости, прочности, водонепроницаемости, огнестойкости. Освоение производства керамики стало одним из важнейших достижений человека в борьбе за существование. Варки пищи в глиняной посуде позволило существенно разнообразить рацион. Появление керамики стала одним из основных признаков неолитической эпохи. Более того, это изобретение знаменует подлинную революцию, событие огромной важности в развитии человечества. Ведь до этого человек использовал только данное ему в готовом виде природой - обжигая же глину, она создавала новый, неизвестный в природе материал. Также керамика имела большое значение и в развитии эстетического чувства: украшая причудливым узором изготовленные им сосуды, человек постепенно усовершенствовала искусство орнамента, отмеченное все большей геометрической стройностью, ритмом красок и линий, рожденных его творческим вдохновением.

В результате всего этого населения Земли колоссально возросло, резко расширилась и сфера природопользования. Возникает социальная организация, базирующаяся в сельском хозяйстве, а именно - родоплеменной строй, в котором наряду с родовыми большую роль играют соседские и территориальные отношения. Утверждается патриархат: председателя патриархальных родов не только осуществляют власть над родственниками, но и участвуют в управлении племенем. Появляется институт племенного вождя, который выполняет функции военно-политического управления. В конце эпохи начинается обработка металлов (золота, серебра, меди), поэтому последний период неолита (IV-III тыс. до н.э.) называют медным веком - энеолитом.

Прогресс хозяйства и усложнения социальной жизни повлияли на развитие духовной культуры неолитического общества. Появились первые карты - определение маршрутов, нанесенные на древесную кору, дерево или кожу. Получила значительное развитие пиктография, с помощью которой теперь могли осуществлялись довольно сложные записи. Такие записи известны у племен Северной Сибири, американских индейцев, во многих обществах Меланезии и Тропической Африки. Записываться могли сообщения, предназначенные для передачи на расстояние (предложения дарообмину, установления мирных отношений, любовные письма и т.д.), так и для сохранения во времени (фиксация памятных событий). Существовали целые пиктографические хроники, например, знаменитая "Валам олум" ("Красный запись?) североамериканских индейцев-Делавар, которые изобразили 184 рисунками на древесной коре все свои исторические предания - от начала мироздания до появления в стране европейских колонизаторов. У некоторых племен с счетных веревок развились своеобразные эквиваленты пиктографии, передававшие мнению формой, цветом и расположением узелков ("узелковое письмо") или ракушек.

Новые условия жизни нашли свое отражение и в мифологии. Она стала более развитой, включив в себя этиологию не только людей, животного и растительного мира, простейших общественных институтов, но и культурных растений, домашних животных, сложных социальных установлений, нередко и мироздания в целом. В раннеземледельческих обществах получили распространение мифы о браке мужчины-Неба и женщины-Земли как начала всех начал. Так, согласно папуасских мифами, животворные дожди проливаются тогда, когда Небо и Земля любовью. В большинстве племен североамериканских индейцев считается, что отец-небо и мать-Земля - ​​родители всего сущего. Некоторые земледельческо-скотоводческие племена считают, что оскопляючы самцов домашних животных, они оплодотворяют землю. В то же время рост социальной роли мужчин широко отразилось в мифах о сотворении мира мужчиной без участия женщины. Характерен миф западно-африканского племени баул, в котором мир сотворила не женщина, а ее сын.

Такой же степени эволюционировала и усложнилась религия. По мере накопления знаний об окружающем мире и о самих себе люди поздней палеолитической общины все меньше отождествляли себя с природной средой, все больше осознавали свою зависимость от неизведанных сверхъестественных сил. Эти силы виделись добрыми и злыми. В результате старые представления о дуалистический разделение предметов и явлений природы вылился в представление об извечной борьбе доброго и злого начал. Хорошим силам стали поклоняться как постоянным защитникам и покровителям рода, общины, племени; противостоящие им злые силы старались умилостивить. Изменилось содержание тотемизма: тотемные "родственники" и "предки" сделались объектом религиозного поклонения. В дальнейшем зооморфные предки стали вытесняться антропоморфными, и тотемизм продолжал сохраняться не столько как живая система верований, сколько в пережитках (например, в тотемных названиях и символах родов). На основе анимизма стал состоять культ природы, олицетворенной в образах духов животного и растительного мира, земных и небесных сил.

С возникновением земледелия зарождается культ выращиваемых растений и тех сил природы, от которых зависело их рост, особенно солнца и земли. Например, ирокезы почитали духов маиса, тыквы и бобов, называя их "тремя сестрами", "нашей жизнью" или "нашими матерями", и представляли их в образе трех женщин в одежде из листьев соответствующих растений. Четыре из шести праздников ирокезов были связаны с земледелием: это были праздники нового года, посева, зеленого зерна и урожая. Представление о Солнце как о оплодотворяющее мужское и Землю как заплиднюване женское начало вместе с цикличностью благотворного воздействия Солнца породило его почитание в качестве умирающего и воскресающего духа плодориддя. Получила распространение магическая практика укрепления силы Солнца, усиление плодориддя Земли, вызывания дождя и т.д.. Подобным же образом возникал культ покровителей скота и развивалась специфически скотоводческое магическая практика.

С развитием родоплеменной организации стала зарождаться вера в духов умерших прародителей, которые помогали людям. Возник культ предков. Как правило, он был культом мужских предков, хотя в матриархальных обществах уже начал складываться культ женских предков-прародительниц, также известный на поздних стадиях социокультурного развития. Одновременно привлекает внимание то, что едва ли не большинство духов-покровителей представлялись в виде женщин. Надо полагать, что они развились из древних культов хозяек и берегинь домашнего очага, культа плодориддя и т.п. К культу общественных лидеров было еще далеко, но уже были некоторые его предпосылки. Они создавались верой в наличие у людей какой-то сверхъестественной силы, ограниченной в рядовых соплеменников и действенной старейшин, военачальников, колдунов. Эта вера существовала почти повсеместно, но в науке за ней закрепилось меланезийских слово "мана". Постепенно даже возникла вера в то, что хорошую мана может получить не только кровный родственник, но и всякий, вкусивший от тела ее носителя. Так появилась практика съедать сердце или печень убитого врага и религиозный каннибализм относительно своих родственников, особенно выдающихся.

В изобразительном искусстве в основном продолжался переход к условной манере исполнения, который начался еще в эпоху мезолита. В графике, живописи и пластике этого времени отражено стремление к нарочитой упрощенности, изображения вместо целого какой-либо его характерной части, нередко к значительной стилизации. Так, если в ранних неолитических петроглифах Евразии сравнительно легко идентифицируются изображения людей и животных, то в позднем неолите они часто едва узнаваемы. В общей же массе высеченных на скалах знаков преобладают круги, спирали, кресты, полумесяцы, свастики и другие солярные и лунные символы. То же фиксируется этнографически, например, в эволюции африканских масок, в которых по мере развития поздних первобытных общин усиливалась условная манера.

Широко распространился декоративный направление в изобразительном искусстве, то есть оформление всех предметов быта, особенно одежды, утвари и оружия художественной росписью, резьбой, вышивкой, аппликацией и т.п. Широко распространился роспись керамики, часто многоцветный.

Известно множество условных изображений эпохи палеолита и реалистических - эпохи неолита, но все же можно сказать, что изобразительное искусство палеолита было чаще реалистическим, а неолита - чаще условным. Чем объясняется этот поворот в стиле изобразительной деятельности человека? Одни ученые связывают его с изменением материала, например, с тем, что люди от росписи стен пещер перешли к отделке керамики, другие - с развитием абстрактного мышления, третьи - с распространением протописьменные передачи информации, некоторые - с усложнением религиозных представлений, требовавших умышленного отклонения изображений от сходства с земными оригиналами. Согласно еще одной точкой зрения, поворот в первобытном искусстве был связан с тем, что с переходом от охотничье-рыболовного хозяйства к земледелию и скотоводству интерес к зверю уже стал ослабевать, а интерес к человеку еще только зарождался.

Продолжали развиваться и другие формы искусства, в частности устная, музыкальная и танцевальная творчество. В сказках, легендах, песнях и других жанрах устного фольклора возникли сюжеты, отражавшие зависимость человека от плодородия земли и плодовитости животных. Сказки в одних племен еще слабо отделены от мифов, в других стали самостоятельным жанром. Наряду с родовыми и личными появились песни половозрастных групп и особенно мужских объединений. В ряде племен соперничество из-за женщин или борьба за власть породили обычай соревнования в песнях, иногда в форме полушутя лайки (взаимного поношения).

В песнях всегда присутствовал музыкальный элемент, достигался ритмизация или инструментальным сопровождением. В числе музыкальных инструментов появились новые, снабженные резонаторами струнные инструменты, осложненные мембранные барабаны, многоствольные "флейты Пана". В танцевальном фольклоре также появились новые виды, тесно связаны с земледелием и скотоводством. Это, например, так называемые "бесстыдные танцы" плодородия. Они существовали ли не во всех ранних земледельцев и земледельцев-скотоводов и описаны, в частности, Н. Миклухо-Маклая у папуасов: "Женщины двигаются медленно, делая маленькие шаги и выставляя зад, которым они крутят из стороны в сторону; поскольку туловище при этом наклонено вперед , то грудь при этом болтаются ". Существовали и сидячие танцы с колебательными движениями археологически зафиксированы ранними трипольскими женскими статуэтками с откинутым назад корпусом. В мужских домах при инициационных и других обрядах выполнялись специфически мужские танцы.

В конце эпохи неолита возникают первые архитектурные сооружения из больших камней, которые называют мегалитические. Простой сооружением является менгир - большой, грубо обработанный камень, вертикально установленный на поверхности земли. Наибольшее количество этих памятников сохранилась на севере Франции, в Бретани, где в эпоху бронзы и железа обитали племена кельтов. Размеры менгиров колеблются от 1 м до 20 м. Понятно, что транспортировка и установка менгира нуждались огромных усилий, возможно, они сооружались в честь важных событий, выдающихся личностей, были могильными памятниками и представляли определенные божества.

Сложной мегалитических сооружений был дольмен - два вертикальных камня, на которых горизонтально лежит третий. Именно здесь начало архитектуры как вида искусства: распределение элементов сооружения на поддерживающие (опоры) и на перекрывающие (перекрытия). Постепенно конструкция дольмена усложняется, вертикальных опор становилось все больше; сочетаясь друг с другом, они образовывали стены погребальной камеры, перекрытием для которой служила каменная плита лежала на них. Засыпан извне искусственным холмом земли (курганом), дольмен становился местом захоронения, гробницей, своего рода монументальным домом умерших - знатной особы или целого рода. Со временем размеры погребальных камер увеличились, перекрытия научились делать в несколько слоев каменного наложение, наводя их друг над другом, пока они не смыкались посередине. Такая конструкция получила название фальшивого своды, потому что она передает все нагрузки на опоры вертикально, без боковой распорки. Еще один шаг - и возникает первый купол, наиболее совершенная в конструктивном отношении форма покрытия гробницы-дольмена.

Наиболее сложным и загадочным из всех типов мегалитических сооружений можно считать кромлех. Предполагают, что это было святилище, которое служило местом жертвоприношений и других ритуальных торжеств, связанных с захоронением умерших. Некоторые особенности ориентации известного в мире кромлеха в Стоунхендже (Англия) приводят мнение на то, что он отражает астральные верования и, соответственно, астрономические познания человека того времени. Установленные по внешнему периметру Стоунхенджа массивные каменные блоки образуют правильный круг и связаны воедино общей горизонтальной линией каменного перекрытия. Очевидно, что регулярная повторяемость однотипных проемов была вполне сознательно примененным архитектурным приемом. Внешняя ограда Стоунхенджа ясно показывает распределение конструкции на опоры и перекрытия и в этом смысле может быть названа прототипом колоннады.

В конце эпохи неолита были открыты колесо и плуг, начали использовать рабочий скот, появились торговые города. К 3500 г. до н.э. в зоне аллювиальных почв Южной Месопотамии и Египта возник городской образ жизни, появились первые государства и царская власть, монументальное искусство и архитектура, письменность, следовательно, можно говорить о возникновении цивилизации.

На протяжении II тыс. до н.э. продолжался бронзовый век, который характеризовался распространением металлургии бронзы (сплава меди с другими металлами, чаще всего - оловом), бронзовых орудий труда, оружия и украшений. Эпоха бронзы - время отделение скотоводства от земледелия и возникновению чисто скотоводческих племен, которые кочевали со своими стадами огромными просторами Евразии. В конце периода племена объединяются в племенные союзы, которые ведут между собой ожесточенные войны. В это время появляется поливное земледелие, письменность, архитектура. Расцветают рабовладельческие цивилизации Западной Азии, Северо-Восточной Африки, формируются цивилизации Южной и Восточной Азии.

В начале I тыс. до н.э. распространяется металлургия железа и изготовления железных орудий труда и оружия - начинается железный век. Применение железа дало мощный стимул развитию производства и тем самым ускорило общественное развитие. В период железного века у большинства народов Евразии начинаются процессы государства. Это время расцвета цивилизаций Древней Греции и Рима, Индии и Китая.


References

  1. doi : 10.1126/science.1078208
    This citation will be automatically completed in the next few minutes. You CAN Jump The Queue OR Expand By Hand

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам