Надо Знать

добавить знаний



Неоплатонизм



План:


Введение

Порфирий и Плотин. Иллюстрация к средневековому рукописи.

Неоплатонизм - идеалистический направление античной философии III-VI вв., соединяющий и систематизирует элементы философии Платона, Аристотеля и восточной философии. Самым известным и значительным выразителем идей неоплатонизма является Плотин. Идеалистическая теория идей Платона приняла в неоплатонизме форму учения о эманации (излучения) материального мира из духовного первоначала.


1. Концепция

Развитие Римской империи сопровождалась очень сильными изменениями в сознании людей того времени. Усиливалось тяготение к сугубо религиозного образа самосознания. Это отразилось на философии III - IV вв. н. е., которая все больше приобретала черты теософского учения.

Неоплатонизм возник в античной философии как последняя попытка синтезировать представления о Космос и человека в одно учение, преимущественно на основании платоновской философской традиции. Плотин, Порфирий, Прокл - известнейшие представители этого заключительного в античной философии направления мысли.

Эманация. Источник света, распространяющегося в темноте.

Неоплатоники конструировали учение о иерархичность строения Действительности. Основой бытие есть божественное (но безличное, в отличие от принятого в христианстве). "Единое" как последнее основание существования любого бытия. Все остальное существует, как и Единое, вечно, поэтому вопрос о происхождении всего заменяется в неоплатонизме вопросом о зависимости одного бытия от другого. В этом смысле "Единственное" путем постепенного ослабления в нисходящем порядке обусловливает "Разум", затем "Душу", "Космос", "Материю" (под которой, как и в Платона, разумеется небытие). Чувственный мир у неоплатоников - это единство идей разума, души и материи. Этот мир протяженный, длительный, неистинный. Душа человека невещественного, бестелесная, она связана не только с телом, но и божественной душой. Цель земного жизни - освобождение от телесности, чувственности через совершенствование нравственной жизни и следующего после смерти слияния с божеством. Именно в неоплатонизме впервые проводится идея триадичная, нисходящего развития любого предмета, даже Бога. Это пребывание в себе - выход из себя - возвращение в себя. Наиболее подробно эту идею разработал Прокл, поэтому он признан христианской церковью святым.

Идеи неоплатонизма о существовании идеального мира, о воплощении идеи в материю, о бессмертии души, о пантеистический связь божественного и светского не погибли вместе с распадом античного общества. Они имели значительное влияние на христианскую теософию Средневековье ( Плифон) и на философию эпохи Возрождение и Нового времени.


2. Периодизация

Античный неоплатонизм существовал в виде ряда школ, которые были ориентированы на толкование диалогов Платона и систематизацию его учения.

2.1. II-III ст.

Научный период. Он отличается спекулятивно-теоретическим характером, преимущественно реконструированием основной триады Платона. К этому периоду относится:


2.2. III-IV вв.

Богословский период, попытка объединить все существующие древние культы и обосновать политеизм. Неоплатонизм этого периода ставит главной задачей практическую мистику, теургию и мантики; систематизирует античную мифологию, большее внимание обращая на религиозно-магическую практику; выясняет сущность и методы пророчества, знахарства, оракулов, мистерий, астрологии, экстатического восхождения в сверхчувственный мир. К этому периоду относятся:

  • Сирийская школа; известные представители: Дексипп, Сопатр, Теодор Асинський, Ямвлих. Школу основывает Ямвлих, ученик Порфирия, он впервые вводит в неоплатонизм практику теургии. Он провел реформу комментария, которое повлияло на всю последующую традицию неоплатонизма, поэтому выделяют доямвлиховський и послеямвлиховський неоплатонизм.
  • Пергамская школа; известные представители Евсевий из Минда, Евстафий Каппадокийский, Евфразий, Максим Эфесский, Приск из Эпира, Саллюстий, Юлиан Отступник, Хрисанф с Сард, Эдессе. Школу основывает Эдессе, ученик Ямвлиха. Пергамская школа продолжала линию Сирийской школы, уделяя большое внимание мифологии и теургии.

2.3. IV-VI вв.

Схоластический, комментаторский период, попытка реставрации и систематизации всей древней философии. К этому периоду относятся:

Некоторые исследователи считают, что александрийцы Гипатия и Синезий не принадлежали к перечисленным основных школ неоплатонизма. [1]


3. Галерея философов-неоплатоников


Примечания

  1. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичёв и др. - 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989, 414

Источники

  • Асмус В. Ф. Античная философия. - М., "Высшая школа", 1976, с. 525 - 526. (Рус.)
  • Философский словарь. Под редакцией И.Т. Фролова. - М., издательство политической литературы, 1980, с.244 - 245. (Рус.)
  • Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичёв и др. - 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989 (Рус.)


п ? о ? р Философия
Западная философия ? Восточная философия
История философии
Отрасли
Философия ...
антропологии ? войны ? географии ? юмора ? действия ? экономики ? закона ? информации ? истории ? литературы ? математики ? языка ? музыки ? обучение ? науки ? здравоохранения ? политики ? психологии ? религии ? сознания ? социальных наук ? техники ? физики ? Онтология ? Метафилософия
Школы
Аверроизм ? Аналитическая философия ? Аристотелизм ? Ашари ? Гегельянство ? Гедонизм ? Герменевтика ? Гуманизм ? Деизм ? Деконструкция ? Деонтология ? Диалектический материализм ? Досократики ? Дуализм ? Экзистенциализм ? Эмпиризм ? Эпикурейство ? Эпифеноменализм ? Этика добродетели ? Идеализм ? Квиетизма ? Континентальная философия ? Концептуализм ? Либерализм ? Логический позитивизм ? Марксизм ? Материализм ? Монизм ? Мутазилиты ? Натурализм ? Неоплатонизм ? Нигилизм ? Новые философы ? Нью-эйдж ? Объективизм ? Пантеизм ? Партикуляризм ? Платонизм ? Позитивизм ? Постконструктивизм ? Постмодернизм ? Прагматизм ? Провиденциализм ? Рационализм ? Реализм ? Релятивизм ? Скептицизм ? Стоицизм ? Структурализм ? Схоластика ? Трансцендентная философия ? Утилитаризм ? Феноменология ? Физикализм ? Философия Авиценны ? Философия Канта ? Философия обыденного языка ? Франкфуртская школа ? Функционализм
Портал Философия ? Категория Философия


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам