Неоязычество

Неоязычество - совокупность современных течений, призывающие к восстановлению языческих представлений, культов и обрядов. Неоязычество, или нативизм (от лат. Nativus - родной, природный) - это реконструкция дохристианских политеистических верований.

Неоязычество - это религия, сконструирована в основном в 70-е - 90-е годы на основе верований, пантеона божеств, символов, практик и других элементов древних религий.

Неоязычники же обычно верят в Богиню (богинь) и Бога (богов), большую часть их ритуалов составляет исцеляющая практика, и им особенно запрещено отправлять черную магию.

Славянское неоязычество, славянский нативизм (или неоязычество) - это реконструкция дохристианских языческих верований древних славян, возвращение к боговшанування Перуна, Велеса, Макоши и др.. на основе некоторых исторических сведений и собственных представлений с заимствованием из учений и обрядов политеистических верований других народов и оккультизма.


1. Основные направления и разновидности неоязычества

В современном неоязычества можно обозначить четыре взаимопроникающие течения:

  • Народно-бытовое язычество преобладает в сельской местности и составляет набор суеверий (вера в приметы, гадания и оккультно-магические воздействия (сглаз, порча, приговор) и упрощенный набор представлений о потустороннем мире (домовые, упыри, русалки и др..). Оно чаще переплетается с мировоззрением той религии, которая традиционная для данной местности, будь то ислам или православие, но может и включаться как органическая составляющая в местный этнический культ.
  • Этническое язычество - это политеистические культы, которые имеют глубокие исторические корни. Их отличительной особенностью является автохтонности и целостность мировоззрения. Такими, например, являются шаманские культы коренных народов Сибири и Дальнего Востока.
  • Экологическая языческая течение: организациям, которые относятся к ним, характерный оккультный, синкретический, квазиетничний политеистический мировоззрение с идеологией экологизма. К таким относятся общины, входящие в "Круг Языческой Традиции".
  • Националистическая течение включает религиозные и политические организации, которые имеют синкретический, квазиетничний политеистический мировоззрение с идеологией национализма. К первым, например, относятся общества "Союза Славянских Общин" и "Древньоправославна церковь Инглингов". Ко вторым - организации от националистических неоязичних партий ("Партия Духовного Ведического социализма") до отдельных группировок скинхедов.

2. История мирового и славянского неоязычества

Нативистской (неоязыческого) движение как у нас, так и в мире начался как реакция на размывание национальной идентичности в условиях современного миропорядка.

Вследствие широкого распространения произведений всемирно психолога Юнга в английских переводах в начале 1960-х гг, открытое захвата их автора мифологией, парапсихологическими феноменами, астрологией, алхимией и мистическим и религиозным опытом всех возможных типов сделало его источником вдохновения и подтверждения собственной правоты для представителей неоязыческих религиозных движений, которые начали распространяться в Европе и в Северной Америке именно в этот период. Эти новейшие духовные искатели остро осознавали собственный аутсайдерская статус, и поэтому с радостью провозгласили Юнга своим пророком. Его слава как известного психиатра, врача, философа, сотрудника Фрейда помогала им в легитимации собственных движений.

Пожалуй, наиболее ироничным и потенциально опасным примером связи между юнгизмом и неоязычество оказалась и выдающаяся роль, которую юнговской произведения сыграли в возрождении "Религии германцев" или нордического язычества в Европе, Англии и Северной Америке. Этот феномен, по крайней мере в том виде, который он приобрел в конце 1970-х гг, был задокументирован в известной статье Стефана Флауерза. Согласно Флауерзом "многие из их идей взято из новейших научных исследований применительно древнегерманского религии и традиционных религий в целом, так же, как и из психологических теорий К. Г. Юнга. Понятие архетипов и коллективного бессознательного чрезвычайно сильно повлияли на формирование идеологии неогерманськои религии ... . Божества в религии Асатру / Одина рассматриваются не как автономные, трансцендентальные существа, а, скорее, как образцовые модели сознания или архетипы, которые служат паттернами для человеческого развития "

Корни славянского неязичницького движения в странах СНГ лежат в кругах диссидентов (самиздатовский журнал "Вече" (70-е гг), Константин Васильев, Анатолий Иванов (Скуратов), Валерий Емельянов, диссидент Алексей Добровольский (Доброслав)), в среде которых оно стало в свое время одной из форм идеологического протеста против коммунистического режима. Именно тогда нативизм приобрел националистический тон.

Капище язычников в г. Калуга, Россия

Начало 90-х годов - время быстрого роста групп язычников. Неоязычество тогда в своих активных организационных формах (клубы исторической реконструкции, общины и культурные центры, партии и общинные объединения) - городское явление, развивающееся в интеллигентской, преимущественно естественнонаучной образовательной среде.

Храм Мазовецкий, Польша - RKP, 2007

Вторая половина 90-х ознаменована попытками ряда активных деятелей объединить разрозненные неязичницьки общины, потому что конечного результата - создание "религиозной славянской конфессии" (очевидно, имеется в виду конфессия в рамках общемировой язычной религии), казалось, можно достичь только через союзы и активные совместные действия в плане возрождения и пропаганды язычества, иначе организациям грозило дальнейшее прозябание в виде клубов по интересам. Время показало, что отсутствие единства произошла барьером для развития нативизма.

В Украине в последние десятилетия 20 века было восстановлено языческую религию. Самые ученые, которые приобщились к изучению и распространение язычества в Украине - Владимир Шаян, Лев Силенко, Галина Лозко и другие. В Украину неоязичницво представлено так называемым родноверия.

Самые развитые неоязыческие движения в [1] :

К началу 21 века в восточнославянских странах есть целые поселения язычников.


3. Смотрите также

Литература

  1. Воецкая Т.В. В поисках истины. - Одесса: Маяк, 1996.
  2. Калинин Ю., Харьковщенко Е. Религиоведение: Учебник. -К.: Наукова думка, 1995.
  3. Лубський В.И. Религиоведение: Учебник. -К.: Вилбор, 1997.
  4. Основы религиоведения / Под ред. А. Яблокова. -М., 1994.
  5. Религиоведение / Под ред. Рыбачука. -К.: Просвещение, 1997.
  6. Религиоведение / Под ред. Бублика. -К.: Одиссей, 1998.
  7. Угринович А. Введение в теоретическое религиоведение. -М., 1991, 1996.
  8. Гуцуляк О.Б. Неоязычество как мировоззренческое явление (историко-философский анализ). - Рукопись. Дисс. .. канд. филос. н. - Львовский национальный университет имени Ивана Франко. - Львов, 2005.
  1. Лозко Г. С. Пробужденный Энея. Европейский этнорелигиозными ренессанс. - Харьков: См., 2006. - 464 с.
  2. Лозко Г. С. Пробужденный Энея. Европейский этнорелигиозными ренессанс. - Харьков: См., 2006. - 464 с.