Надо Знать

добавить знаний



Нестеров Михаил Васильевич


Портрет М.В.Нестерова.jpg

План:


Введение

Нестеров Михаил Васильевич ( 31 мая 1862, Уфа - 18 октября 1942, Москва) - русский и Рядянской живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1942), Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).


1. Жизнеописание. Ранние годы

Художник родился в патриархальной семье обеспеченных купцов в провинции. Отец принадлежал к сословию купцов, но внутренне мало интересовался торговлей, был сторонником книг, однако не осмеливался еще пересечь социальные границы, практически феодальные ограничения. Именно он радостно приветствовал намерения сына отойти от торговли и купечества и поддерживал сына на новом пути. Развитие буржуазных отношений в империи после ограниченных реформ 1861 года способствовал не только росту капиталистической экономики, так и более свободному переходу лиц с одного состояния в другое в условиях способностей, инициативы, образования, финансового успеха. Этим и воспользовался Михаил Нестеров.


2. Образование

Гимназию Михаил Нестеров закончил в Уфе. Художественное образование играл в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его внутренний мир имел значительное влияние художник и преподаватель Перов Василий Григорьевич ( 1833 - 1882). Дух передвижничества, установки критического реализма, разделял желчный Перов, привлекали и молодого провинциала. В Нестерова начался долгий путь поисков собственной художественной манеры, самосовершенствования и самообразования. Первые произведения молодого студента имели отражение побутовости и воздействий тематики "передвижников" ("Игра в снежки", "Домашний арест", "Знаток"). Но эти темы не будут иметь продолжение в дальнейшей художественной карьере художника.

Незадолго он провел в Петербургской Академии художеств, но консервативная педагогическая система Академии не имела значительного влияния на студента. Он использовал пребывания в Петербурге для самообразования, часто посещал Императорский Эрмитаж, копировал картины западноевропейских художников. Обучение заканчивал в Москве, куда вернулся 1883 года. Работал как художник в нескольких буржуазных изданиях и журналах ("Нива", "Всемирная илюстрация"), сделал фото к романа Л. Толстого "Анна Каренина".

Среди знакомых этого периода - Суриков Василий Иванович, Левитан Исаак Ильич, Ярошенко Николай Александрович.


3. Первое путешествие за границу

1889 году он создал первое заграничное путешествие маршруту Ему было трудно разобраться в бурном, культурной жизни европейских столиц, но ни достижения импрессионизма, эклектики, декаданса, ни позднего академизма и салонного искусства никак не повлияли на молодого художника. Он розачаровано откликнулся на произведения захваленого Макарта, предпочел Яну Матейко, а среди французов - Пюви де Шаванн и Бастьен-Лепаж, близких вкусам Нестерова влечением к монументальной у де Шаванна, недекадентського и реалистического в Бастьен-Лепажа. С установками Импрессионизм он сталкивался еще в произведениях Валентина Серова, знал его "Девочку с персиками" во время посещения усадьбы Абрамцево. Но сам работал иначе, неимпресионистично. Сам почувствовал, что на острове Капри создал лучшие среди собственных эскизов.

Второе путешествие за границу осуществится только 1908 г., когда значительно окрепнет материальное положение художника.



4. Период 1887-1917 гг

Еще во время двух последних лет в Московском училище, у Нестерова начался лихоманочний поиск собственной большой темы, которой он желал бы отдать свои способности и годы своей жизни. У него выработалась приятная техника использования широких, пастозных мазков, приверженность реализма, тщательность в воспроизведении образов на полотне. У его эскизов собиралась толпа. Хуже было с тематикой и психологизмом. Портреты отца и матери, "Девушка в кокошнике" - реалистично фиксируют увиденное, но не имеют индивидуального подхода, напоминают то скованного, провинциального портретиста, то нереалистичные произведения Владимира Маковского с его бесконечными боярышня в старинных одеждах и жемчуге. Ранняя картина "За приворотным зельем" (1888), совершенная по исполнению, но очень фольклорная и почти из серии "бытовых анекдотов ".

Попытки обращения к историческим композиций были неудачными ("На совет к боярина", "Иван Сусанин", "Костюм шута. Боярин Д. Морозов перед царем Иваном Грозным", "До государя посланцы").

Песенно-фольклорные мотивы присущи картине "Два лада" с изображением влюбленной пары из идеализированной древности. Но это не реальность, а почти хрустальная мечта, иллюстрация к песне, способна украсить лишь очередной буржуазный журнал. Он же создаст собственный художественный мир, далекий от удушающей Российский реальности и проблем, лирический, немного фольклорный и религиозный, куда пытаться позвать всех порабощенных и травмированных. Это было его личное Беловодье, мечтах родина, создана фантазией художника, хрупкая и нездешняя. Именно поэтому так долго работал он над картинами "Путь ко Христу", "Душа народа", где пытался совместить библейское с реальным - Христа и раненого на костылях, священство и слепого офицера с сестрой милосердия, истощенных женщин и подростков в толпе с неканоническими сюжетами. Пытался - искренне, получилось - необычно, неудачно, неубедительно.

"Душа народа", 1914-1916 гг, Третьяковская галерея.

5. Триптих о Сергия Радонежского

Левая створка триптиха.

Среди первых попыток художника в религиозной живописи - триптих "Труды преподобного Сергия". В ту сутки обращение к триптиха было чудачеством, анахронизмом и почти возвращением к средневековым форм. Именно такую ​​форму пожелал использовать Нестеров в попытке создать картинный цикл об идеальном человеке, которую видел в Сергее. Его славную деятельность воспринимал через призму иностранных, национальных святых Франции женского пола - Жанны д'Арк и Святой Женевьевы. Российским аналогом святых Франции исторического прошлого своей родины для него и стал преподобный Сергий. В двух картинах цикла он подал Сергея именно во время работы - на центральной Сергей пилит бревно, помогая строить деревянную постройку монастыря, на створке слева - несет воду коромыслом. Только на правой створке зритель видит последствия труда преподобного - готов монастырь зимой, образцы русской деревянной архитектуры северных районов и самого Сергея, поданного то задумчиво, то в молитве на дворе. Все картины - без лишнего пафоса, мистицизма, ажиотаж. (Форму триптиха позже использует и его ученик Корин Павел Дмитриевич в цикле "Александр Невский").


6. Религиозная живопись Нестерова

Эскиз к сцене "Благовещение" в храме Покрова Богородицы, Москва.

На сознание художника сильно влинула смерть его молодой жены. Он, воспитанный в набожной семье, вновь обратился к религии, к церкви, начал и сам служить православной церкви собственным искусством. В творчестве мастера можно найти немало картин религиозной тематики - "Женщины мироносицы", "Христос воскрешает умершего Лазаря", "На пути в Еммаус", "Голгофа", "Вознесение". Привлек художника и царевич Димитрий, убит ребенком якобы по поручению Годунова. Он подаст Димитрия с царским венцом на фоне берез и с чудаческих улыбкой блаженного. Картины Нестерова религиозной тематики вызвали и сопротивление, и неоднозначные отзывы. О "Царевича Димитрия" писали: "Царевича Димитрия подано здесь не столько воскресшим с душой и телом, как вытекает из христианских представлений, а каким-то страшным и одновременно дрожащим маревом ..., которое до сих пор будоражит суеверную воображение народа, вызывая в нем ужасы и сожаления ".

На рубеже 19-20 вв. он создал стенописи в церкви городка Абастумани в Грузии. Но манера стенописей Нестерова слишком напоминала манеру художника Виктора Васнецова, известного церковного художника, мощно поддержанного тогдашними руководителями русского, имперского православия. Хотя в стенописи Нестерова имеет отпечаток и несколько больше монументальность, чем Васнецова, и теплая молитва, и фольклорность.

Единый религиозный стенопись в Москве художник выполнил во вновь храме Покрова Богородицы в Марфо-Мариинской обители. К созданию храма привлекли лучших на то время художников. Проект создал архитектор Щусев Алексей Викторович, каменные рельефы на стенах - архитектор и скульптор Н. Тамонькин, резные фигуры архангелов и растительные узоры на семи дубовых дверях храма - М. Ружейников. Это были стилизации под седую старину, но мастерски соединены со стилистикой сецессии. Во ризницей в нижнем храме молодой художник Павел Корин тоже создаст стенописи. Его воспитатель Нестеров выполнил как стенопись в храме, так и эскизы мозаик для фасадов храма Покрова Богородицы (это "Богоматерь с Христом" и "Спас"). Во времена большевиков 1926 г. храм закроют, иконостас выломают и отдадут в Третьяковку, а храм вычеркнут из списков памятников архитектуры. В помещении хозяйничал клуб "Санпросвита", руководители которого пытались разрушить купола, сбить фрески. Удалось закрыть стенописи деревянными панелями и спрятать иконостас. В послевоенные десятилетия здесь разместили реставрационные мастерские, что и спасло памятник от уничтожения.

Так впервые Нестеров нашел свою обширную тему в религиозной живописи и в портрете. И еще - в пейзажи. Лучшие свершения художника были именно в этих жанрах. Картины "Пустынник" и "Видение подростка Варфоломея" приобрели в сборники Третьяковськоигалереи, что было признанием мастерства повзрослевшего художника. Признание пейзажных произведений художника, есть пейзажных эскизов, придет позже, потому что они и индивидуальные, и одновременно родственные лучшими пейзажами Левитана.


7. Года по октябрьском переворота 1917-го

Октябрьский переворот 1917 г. пришелся на пятьдесят пятый год жизни художника, почитаемого царской семьей, достигнув материального достатка, женатого и детных, вполне буржуазной. Он не мог воспринимать приветливо разрушение привычного состояния, митинги, бандитизм времен Керенского, а затем красный и белый террор, гражданскую войну и развал страны. Два года находился по из-за столицами: официальный повод - лечил воспаление легких на юге (Армавир, Кисловодск). Когда вернулся в Москву, узнал об ужасах большевизма и голод, миллионную эмиграцию из страны. Трагический положение дел довершили полное уничтожение библиотеки, картин художника и частного архива, залишних в Москве. А вокруг страдали, погибали или умирали в корчах лучшие люди его окружения. Подлинные настроения художника этих первых лет октябрьском переворота 1917-го отразились в картинах с суровыми, страстными героями - "Философы", "Девушка у пруда", непривычные для творчества художника, старательно избегал сильных чувств, драматических сюжетов, даже пафосной природы. Выхода из состояний катастофа старый художник не знал, но видел его в повиновении воле Божией (успокоенный П. Флоренский в картине "Философы"), или в тщетных надеждах на непонятное будущее ("Девушка у пруда"). Он и покорился воле Божией и не емигрував из страны, перейдя на позиции "внутренней эмиграции". Смотря тщетные усилия окружения спасти Марфо-Мариинскую обитель в большевистской Москве, горько заметил: "Вся Россия погибла, а Вы пытаетесь спасти одну церковь".

Скрыто он еще порой возвращался к религиозной живописи (Ольга Киевская, 1927 год), но религиозная живопись в СССР исчезал и сошел на нет. Искусство СССР мало агрессивный, пропагандиський характер с мощным влиянием цензуры и запрета на использование как целых отраслей предыдущего искусного периода (иконопись, монументальное сакральное искусство, сакральная архитектура, парадный портрет), так и запрет на формальные поиски, запрет на стилистику современных форм, декларируемых как вредных идеологически, антисоветских и чужих ( кубизм, экспрессионизм и т.д.). Произошла чудаческих ситуация наличии высокой, но чужой культуры господствующего класса, не была нужна в стране ни варварском правительства, ни люмпенских и агрессивной населению, которое и раньше не было ни носителем барской культуры, ни ее охранником или продолжателем.

Нестров на новом этапе избрал для себя портретный жанр. Потому что он единственный в пределах СССР оказывал ему возможность общения с талантливыми современниками (актерами, певцами, учеными, художниками) и как-то задовльняв тяга к реальной красоты. Отдыхал он и при создании пейзажей, которые не имели никаких признаков розказачення, коллективизации, индустриализации и безбожной пятилетки... Даже его предсмертная картина "Пейзаж. Село осенью" (1942, Третьяковская галерея) как пришла с допереворотних лет его жизни.


8. Сталинские репрессии

Сталинские репрессии не обошли стороной и самого художника, и его семью. 1938 года М. В. Нестерова арестовали и отправили в Бутырскую тюрьму. Но 76-летнего старика выпустят через две недели Был арестован и зять старого художника, известный тогда юрист В. Н. Шретер. Шретера обвинили в шпионаже (распространенный повод НКВД для ареста и казни лица), а затем расстреляли. Дочь художника О. М. Нестерова отбывала ссылку в городе Джамбул.

Аби привласнити художню спадщину авторитетного і старого художника, йому таки дадуть Сталінську премію 1941 року. А по смерті художника майже всі твори митця передадуть до збірок жорстко контрольованої Третьяковської галереї.


9. Смерть

Умер в Москве. Похоронен на Новодівочому кладовищі

10. Нестеров і Київ

"Великий постриг" ( Державний Російський музей.

Украину Нестеров воспринимал как часть Руси, как и должно. Всё "украинство" воспринималось как увод от Святости Руси - в ад и погибель. Поэтому Нестеров не помічав українського в місті Київ, не помічав він українського і в зросійщених ділках на кшталт А.Прахова, професора Університета Св. Володимира, заснованого царатом. Як керівник по декоруванню щойно вибудованого Володимирського собору, А. Прахов і запросив Нестерова попрацювати в соборі. ( Для собору Нестеров написав образа Св. Бориса і Гліба, Варвари Великомучениці, Св. Михаїла тощо. Але сам зізнався в листах 1890 р., що Михайло Врубель чи Валентин Сєров зробили б це куди цікавіше ). Був присутнім на освячені собора 20 серпня 1896 р.

Именно в Киеве художник работал над картиной с трагчною судьбой "Великий постриг" (ныне Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), создавал "Труды преподобного Сергия" и картины "Молчание", "Святое озеро", "Два лада", эскизы для стенописей церкви в Абастумани, работал над образами церкви в Новой Чартории ( усадьба госпожа Оржевских, Кисловодск). В Киеве встречался с известным певцом Федором Шаляпиным, который приезжал туда на гастроли 1902 г.


11. Избранные произведения

Худ. Нестеров М. В., "Философы", 1917 г.
Худ. Нестеров М. В., "Успение Александра Невского", стенопись в церкви Абастумани, Грузия
"Девушка у пруда", приватн.збирка.
  • "Портрет художника Перова в гробу", 1882, Картинная галерея, Екатеринбург
  • "Кабинет отца художника", Уфа, Башкирская художественный музей
  • "Мать художника", до 1894, Третьяковская галерея
  • "Девушка в кокошнике", 1885
  • "За приворотным зельем" (1888), Саратовский художественный музей имени Радищева
  • "Отшельник", 1889, Третьяковская галерея
  • "Околица усадьбы Абрамцево", 1889
  • "Видение подростку Варфоломей", 1890
  • "Юность Сергия Радонежского", 1892
  • Эскизы мозаик для храма Воскресения Христова в Петербурге, 1894
  • "На склонах", 1896
  • Стенописи в Марфо-Мариинской обители, Москва
  • "Стенопись в церкви Абастумани", ("Георгий Победоносец", "Успение Александра Невского"), 1900, Грузия
  • "Пейзаж весной", 1901
  • "Молчание", 1903, Третьяковская галерея
  • "Портрет Н. Г. Яшвиль", 1905
  • "Два лада", 1905
  • "Дочь Ольга Нестерова" или "Амазонка", 1906, Русский музей, Санкт-Петербург
  • "Ян Станиславский" (польский художник-пейзажист), 1906
  • "Писатель Лев Толстой", 1907
  • "Куст травянистой пионы", 1908, частное. сборник
  • "Капри. Расцвели миндаль", 1908, частное. сборник
  • "Капри. Брама монастыря", 1908, частное. сборник
  • "Писатель Максим Горький", Музей А. М. Горького, Москва
  • "Сестры", 1912, Государственный художественный музей Беларуси, Минск
  • "Пейзаж. Родина писателя Аксакова", 1914, Уфа, Башкирская художественный музей
  • "На садовой скамейке", 1914, Национальный музей русского искусства, Киев, Украина
  • Эскизы мозаик для фасадов храма Покрова Богородицы "Богоматерь с Христом" и "Спас", Москва
  • "Сестра милосердия Саша", 1915
  • "Автопортрет", 1915, Русский музей, Санкт-Петербург
  • "Душа народа", 1916, Третьяковская галерея
  • "Философы", 1917, Третьяковская галерея
  • "Христос воскрешает умершего Лазаря", 1919, Уфа, Башкирская художественный музей
  • "Философ", (Ильин Иван Александрович, философ-идеалист), 1922, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  • "Портрет Павла Корина", 1925, Мемориальный музей-квартира П. Д. Корина, Москва
  • "Слепой музыка", 1928, Русский музей, Санкт-Петербург
  • "Благовещение"
  • "Несение креста"
  • "Св. Кирилл"
  • "Девушка у пруда", 1923
  • "Портрет художника Виктора Васнецова", 1925
  • "Больная девушка", 1928
  • "Автопортрет", 1928
  • "Двойной портрет братьев корень", 1930
  • "Портрет скульптора Шадра", 1934, Третьяковская галерея
  • "Портрет академика Ивана Петровияа Павлова", 1935, Третьяковская галерея
  • "Портрет хирурга Юдина", 1935, Третьяковская галерея
  • "Отто Юльевич Шмидт", 1937, Государственный художественный музей Беларуси, Минск
  • "Ксения Георгиива Держинска", (певица) 1937,, Третьяковская галерея
  • Кругликова Елизавета Сергеевна, (художница), 1938, Третьяковская галерея
  • "Портрет скульптора Веры Мухиной", 1940, Третьяковская галерея
  • "Портрет архитектора Щусева", 1941, Третьяковская галерея
  • "Пейзаж. Село осенью", 1942, Третьяковская галерея

12. Источники и ресурсы интернета

Поштовая марка на часть художника, 1962 год.
  • Дурылин С. Н. Нестеров-портретист, М. - Л., 1949;
  • [1] Никонова И.И. "М.В. Нестеров", 2 изд., М., 1984
  • Ионина Н. А. "Сто великих картин". М.: Вече, 2000
  • Манин В. С. "Шедевры русской живописи". М.: Белый город, 2000
  • Михайлов А. "М. В. Нестеров. Жизнь и творчество", [М.], 1958;
  • Нестеров. Серия "Мастера живописи". М.: Белый город, 2000
  • Неклюдова М. Г. "Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX - начала XX века". М.: Искусство, 1991
  • Русакова А. А. "Михаил Нестеров". Л.: Аврора, 1990
  • Федоров-Давыдов А. А. "Русский пейзаж конца XIX - начала XX века". М.: Искусство, 1974
  • Алексеев С. В. "Зримая истина". СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам