Надо Знать

добавить знаний



Нестеров Петр Николаевич


Штабс-капитан Петр Нестеров

План:


Введение

Петр Николаевич Нестеров ( рус. Петр Николаевич Нестеров * 27 февраля 1887, Нижний Новгород - ? 8 сентября 1914, Воля-Высоцкая) - русский летчик, первый исполнитель "петли Нестерова".


1. Жизнеописание

Петр Нестеров родился 15 (27) февраля 1887 г. в Нижнем Новгороде, где его отец - штабс-капитан Николай Нестеров - служил воспитателем в кадетском корпусе. Через два года 27-летний отец умер, оставив вдовой Маргариту Викторовну и сиротами - четырех детей. Единственное наследие - сундук с книгами на военную тематику. Пенсия в 600 рублей в год обеспечивала только весьма скромное существование. Петр как сын офицера мог бесплатно получить только военное образование, поэтому поступил в местный кадетский корпус. Имел успехи по математике, физике, рисованию, музыке; увлекался спортом. 1904 окончил корпус в аттестационном журнале этого заведения осталась запись о 16-летнем кадета: "... Чрезвычайно настойчив в принятых решениях, проявляет характер, полностью унаследованный им от покойного отца ..."

Памятник Петру Николаевичу Нестерову в Нижнем Новгороде

1.1. Офицер

Дальше было Михайловское артиллерийское училище в Петербурге, где Петр Нестеров получил не только необходимые знания по теоретическим и военным дисциплинам, но и сформировался как всесторонне образованный военный интеллигент. Осенью 1906 г. Нестеров закончил с отличием двухлетний курс училища и имея право выбора места службы, уехал в Владивосток - в 9-ю Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду. Решение вызвало недоумение товарищей оно обусловлено намерением вступить в брак с подругой детства Диной Галецкий. Ее настоящее имя - Ядвига Луневська. Родители - бедные польские крестьяне - отдали маленькую Ядзю к состоятельной бездетной пары Галецких, которые воспитали девочку, назвали ее в православной вере под именем Надежда.

По тогдашним законам, офицер, находившийся на военной службе в Европейской России, мог жениться, только достигнув 28 лет, а если раньше - с условием оплаты "реверса" в 5 тыс. рублей для содержания семьи в случае смерти кормильца. А служба на окраинах империи освобождала от уплаты "реверса". В 1909 П.Нестерова отправили в крепостной воздухоплавательной роты. Там он совершил несколько подъемов на аэростатах для корректировки артиллерийских стрельб.


1.2. Авиатор

Продолжительная служба Нестерова на Дальнем Востоке (свыше года) давала право на так же длительный отпуск. В Нижнем Новгороде он подружился со студентом Петром Соколовым - будущим известным специалистом по фотограмметрии и аэрофотосъемки. Они увлеклись построением планера, на котором Нестеров в августе 1911 совершил первые полеты. В следующем году он окончил офицерскую воздухоплавательную школу в Петербурге, летал на сферических аэростатах и добился зачисления в военно-авиационной школы в Гатчине. 5 октября 1912 на самолете-биплане "А.Фарман" сдал экзамен на звание военного летчика. В характеристике отмечалось, что "Поручик П. Н. Нестеров закончил школу по первому разряду, требователен к себе, инициативный, решительный и, кроме того, имеет выдающиеся качества исследователя и экспериментатора ".

В Варшаве с октября 1912 по февраль 1913 на Мокотовському аэропорту тренировался на самолете "Ньюпор-IV". Этот моноплан поступал на вооружение российской армии. 26 апреля 1913 поручик П.Нестеров начал исполнять обязанности начальника ХИ корпусного отряда 3-й авиационной роты в Киеве, которая размещалась на Печерске и базировалась на Сырецком военном аэродроме.

Нестеров с семьей поселился на Печерске, на улице Московской, 5. Дважды в неделю там собиралось многочисленное общество, велись дискуссии об авиации, литературе, искусстве, звучала фортепианная музыка. Вполне естественно пели украинские песни. Это не конъюнктурная подробность - в тогдашней киевской интеллигентно-демократической среде украинская тема была обычным явлением. Тот год жизни Нестерова в Киеве стал периодом чрезвычайно активного творчества исследователя и экспериментатора.


1.3. Киевское общество воздухоплавания

Мемориальная доска на доме по ул. Московской где жил Нестеров П. М.

Тогдашний Киев справедливо считался выдающимся центром авиации. Киевское общество воздухоплавания возглавлял ученик Н. Жуковского профессор КПИ М. Делоне; в городе на Днепре начинали свою конструкторскую деятельность Г. Адлер, Ф. Андерс, Д. Григорович, В. Иордан, К. Калинин, А. Карпека, три брата Касьяненко, А. Кудашев, И. Сикорский, Ф. Терещенко.

Вскоре и Нестеров становится активным членом Киевского общества воздухоплавания. В начале октября 1913 г. он совершил испытательный полет на "воздушной мотоциклетке" с двигателем всего в 15 кон. с. конструкции Евгения Касьяненко. Впоследствии испытал биплан "№ 3" киевского конструктора Александра Карпеки.

Предвидя разноплановые возможности авиации на войне, например разведка, фотографирование и бомбардировку, воздушные бои, Нестеров продолжал интересные эксперименты. В июле 1913 г. во время больших артиллерийских стрельб частей КВО на Дарницком полигоне по инициативе Нестерова ХИ авиаотряд впервые принял участие в таких учениях. Было предложено и исследовано несколько способов указания целей, корректировки огня и т.п.. Настоящий новатор, Нестеров постоянно совершенствовался в пилотировании, передавал свой опыт подчиненным. Он совершил без предварительной подготовки перелет по маршруту Киев-Остер-Нежин-Киев. За несколько дней повторил этот перелет, но уже во главе группы из трех самолетов. Это был первый в мире групповой перелет строем, с четырьмя посадками на выбранных с воздуха, не подготовленных заранее площадках. На самолете Нестерова был также кинооператор фирмы Антона Шанцера Владимир Добржанский с камерой. Отснятый им 30-минутный фильм несколько дней с большим успехом демонстрировался в лучшем киевском кинотеатре А.Шанцера на Крещатике, 38. Все лето Нестеров тренировался, стремясь осуществить вертикальный полет по замкнутому кругу - так называемую "мертвую петлю". Никто из авиаторов на это еще не решался. Только француз Адольф Пегу, летчик-испытатель фирмы "Блерио", выполнил фигуру, похожую на букву "S".


1.4. Разработки Нестерова

Став опытным пилотом, Нестеров занимался и конструкторской деятельностью. В 1910 году, будучи артиллеристом, Петр Николаевич построил планер и летал на нем. Позже, на основе изучения полета птиц, он разработал проект оригинального самолета без вертикального оперения. Военное ведомство отклонило проект, но Нестеров продолжал совершенствовать свою машину. Летом 1913 года проект был одобрен, но без предоставления средств. Находясь в Киеве, в начале 1914 года Нестеров с помощью старшего механика отряда Г. М. Нелидова модифицировал самолет "Ньюпор-4": укоротив фюзеляж на 0,7 м, снял вертикальное оперение, руль высоты было оставлено, но его размах значительно увеличили и ввели большую площадь аэродинамической компенсации. На этом самолете выполнили несколько испытательных полетов продолжительностью около часа, после которых оказались существенные недостатки в предложенной схеме Нестеровым. О дальнейших испытаниях этого аппарата данных нет.

В 1913 году Петр Нестеров разработал исследовательскую конструкцию семицилиндрового двигателя мощностью 120 л.с.. воздушно-охлаждаемый. Позже авиатор занимался строительством одноместного скоростного самолета, закончить который помешала война.

Обладая глубокими знаниями в области математики и механики, имея достаточный пилотажный опыт, П. Н. Нестеров теоретически обосновал возможность выполнения глубоких виражей и осуществил их на практике. В своей работе о "взаимодействии руля глубины и направления при значительных углах крена" он впервые доказал, что при выполнении виражей с креном более 45 градусов происходит изменение в работе руля: руль высоты выполняет функции руля направления, а руль направления - руля высоты. После назначения командиром отряда Нестеров ввел обучение полетам с глубокими виражами и посадку с отключенным двигателем на заранее намеченный площадку.


1.5. Петля Нестерова

27 августа ( 9 сентября) 1913 года в 18 часов 10 минут Нестеров на новеньком самолете "Ньюпор"-IV производства московского завода "Дукс", с двигателем мощностью 70 л.с., поднялся над Сырецким военным аэродромом и на высоте 600 метров на глазах многочисленных зрителей впервые в мире совершил знаменитую "мертвую петлю", которая впоследствии стала называться "петлей Нестерова".

В тот же вечер в Петербург отправили официальную телеграмму за подписью десяти свидетелей - военных летчиков, врача и комиссара Всероссийского аэроклуба в Киеве. Из Петербурга корреспондент парижской газеты Matin сразу телеграфировал о происшествии во Францию. На следующий день одновременно с российскими газетами Matin подала первую информацию о "мертвую петлю" и попросила киевского авиатора подробно написать о своем полете. Нестеров так же телеграфом подал статью, 30 августа (какие темпы!) Была напечатана в газете Matin. Прочитав эту публикацию, А.Пегу через 12 дней повторил полет Нестерова, а затем стал выступать с ним перед публикой чуть ли не ежедневно.

Сенсация вызвала резонанс во всем мире. 31 августа Нестеров получил повышение в офицерском звании - штабс-капитан. Далеко не все понимали значение того, что произошло. Более говорилось о полетах Пегу, чем о первенстве Нестерова. Только публичное выступление французского авиатора на большом собрании под председательством Н.Жуковского и в присутствии П.Нестерова 14 мая следующего 1914 г. в Политехническом музее в Москве окончательно утвердил первенство киевского авиатора Петра Нестерова. Завод "Дукс" получил распоряжение построить за казенный счет самолет собственной конструкции Нестерова.

Полеты продолжались. 1 марта 1914 на самолете "Ньюпор"-IV Нестеров с механиком Руденко за 3 часа 9 минут осуществил перелет Киев - Одесса, а через несколько дней - до Севастополя. 11 мая 1914 на том же самолете с механиком унтер-офицером Геннадием Нелидовым он выполнил однодневный перелет с тремя посадками для заправки топливом по маршруту Киев-Петербург за 18 часов, из которых в воздухе 8 часов, на расстояние 1250 верст! 11 июля Нестеров перелетел из Москвы в Петербург на новом самолете "Моран", на котором ему вскоре пришлось начать войну ...


1.6. Награды

10 февраля 1914 Киевское Общество воздухоплавания отметило Нестерова за научную разработку вопроса о глубоком крен и за осуществленную им "мертвую петлю", присудив ему золотую медаль Общества. Позже Киевское городское руководство от имени города вручило отважному пилоту-новатору памятный золотой жетон, с которым Петр Николаевич никогда не расставался.

1.7. Мировая война

Мобилизация была объявлена ​​14 июля, а 19 июля (1 августа по новому стилю) 1914 г. Россия вступила в войну. С ее началом ХИ авиаотряд прибыл в Радзивилов, а вскоре - в Жовкву. Там разместились в имении барона Фридриха фон Розенталя, австрийского военного летчика. Нестеров и авиаторы его отряда осуществляли воздушную разведку. Так же делал и барон: ежедневно его биплан ?Альбатрос? появлялся над расположением штаба 3-й русской армии.

Таран Нестерова, изображения современников

Обратимся к воспоминаниям свидетеля - бывшего поручика В.Соколова, служивший тогда вместе с Нестеровым, но по определенным причинам, его рассказ был обнародован лишь в 1969 году. Так, вечером 25 августа 1914 г. в вестибюле жовковского замка короля Яна Собеского, где тогда размещался штаб 3-й русской армии, генерал-квартирмейстер М.Бонч-Бруевич (будущий "Красный военспец"), стал упрекать группе летчиков за безнаказанные полеты вражеского разведчика. Когда разговор убрала характера споров и просто обвинений в трусости, штабс-капитан Нестеров дал слово, что прекратит полеты австрийца.

На следующее утро "Альбатрос" появился в небе над Жовквой. Нестеров и поручик Александр Кованько поднялись навстречу и вдогонку, но при взлете оборвался трос с гирей, которым Петр надеялся сбить винт в "Альбатроса" и заставить его сесть. Нестеров с Кованько вернулись на землю. Первый приказал механику скорее отремонтировать двигатель, а сам сел в автомобиль и уехал в армейской казны получить деньги для нужд ХИ отряда. Когда возвращался назад, в воздухе снова появился самолет барона. Нестеров подъехал прямо к исправному "Морана", где стоял Кованько, и вскочил в самолет. Кованько хотел занять место наблюдателя. "Что же ты сделаешь, возьми хотя бы браунинг", - сказал Кованько. "Ничего, обойдусь", - заметил Нестеров и поднялся в воздух.

Российские солдаты осматривают обломки самолета

Барон заметил приближение "Морана" и стал убегать. Но Нестеров настиг врага, зашел сзади и сверху и, как сокол бьет неповоротливую цаплю, ударил австрийского самолета. Оба упали. Пилоты погибли. Тогда еще не было парашютов.

За воздушным боем напряженно наблюдали русские воины и крестьяне. Первыми к месту падения прибежали двое солдат, разули Нестерова, вытащили деньги, что он перед этим получил, убрали его как покойника, составив ему руки на груди. После этого мародеры исчезли.

В карманах австрийского авиатора обнаружили личные документы, фотографию, на которой он изображен с красавицей-женой и двумя дочерьми. Была большая сумма денег. Неподалеку лежал унтер-офицер Франц Малина. Так завершился 26 августа (8 сентября) 1914 года у галицкого села Воля-Высоцкая этот первый воздушный бой с применением тарана.


1.8. Захоронение

Гроб с телом Петра Нестерова привезли в Киев. Проститься с героем пришли десятки тысяч киевлян. Его отпели в Никольском военном соборе в Печерскую и преданию надлежащей военной почета, 31 августа 1914 года похоронили под деревянным крестом на Аскольдовой могиле, рядом с пятью другими пилотами.

Гибель Петра Нестерова произвела сильное впечатление на всю страну. Посмертно Нестеров был награжден Военным орденом св. Георгия IV степени, ему предоставили чин капитана. Семье назначили высшую в то время пенсию - 1890 рублей в год. Вскоре друг детства Нестерова Владимир Докучаев женился Диной, они прожили вместе двадцать лет, вырастили двух детей Нестерова - Маргариту и Петра.

Могила П.Нестерова на Лукьяновском кладбище в Киеве

Советская власть решила превратить в парк старинное аристократическое кладбище на Аскольдовой могиле, позволив родственникам перезахоронить прах умерших. Некоторые перезахоронения осуществлялись за государственный счет. 1938 стали перезахоронить и П. Нестерова. Могильный крест на его могиле не сохранился, поэтому раскопали другую, в которой лежал офицер в сапогах с кокардами. Старый киевский фотограф, который помнил, что авиатора хоронили невзутим (М. Бонч-Бруевич писал, что Нестеров "не успел обуться!"), Настоял, чтобы поиски продолжили, ориентируясь на соседние памятники, зафиксированные на фотографии. Так было обнаружено гроб, в котором лежал штабс-капитан в ... носках. Его похоронили на Лукьяновском гражданском кладбище (участок № 13-1, ряд 2, место 6).

Со временем воздушный пилотаж, включая "петлей Нестерова", стал привычным явлением. Воздушный таран - отчаянный поступок, последнюю возможность одолеть врага, когда кончились патроны, - много раз применяли советские летчики в годы Второй мировой. Память Петра Нестерова увековечили в Киеве мемориальной доской на улице Московской, 5, в названии улицы - там, где когда-то было Сырецкое военное, а затем - гражданское аэродром. На могиле героя установили памятник, на поле возле с. Воля-Высоцкая и на территории Киевского авиационного завода (АНТК им. О.Антонова) - памятные знаки.


2. Семья

Старший брат Николай Нестеров (генерал-майор, умер в 1950, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве). Младший брат Михаил (военный летчик, погиб при испытании нового самолета в 1914). Жена Петра Нестерова - Н. Г. Нестерова, урожденная Ядвига Луневська, дочь польского крестьянина. Дети: Петр (1912-1956) и Маргарита (1909-1995).

3. Интересные факты

  • Нестеров для разрушения оболочки дирижабля установил в хвостовой части самолета "чем-пилу", а для поражения воздушного винта самолета врага - длинный трос с грузом на конце в виде "кошки".
  • Через семь месяцев после гибели Петра Нестерова, в марте 1915 г., его воздушный таран применил поручик А. А. Казаков. После удачной атаки пилот благополучно вернулся на аэродром.
  • В 1962 году Международная авиационная федерация ввела переходный приз для победителя первенства мира по высшему пилотажу - кубок имени П. Н. Нестерова.

Литература


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам