Надо Знать

добавить знаний



Нечуй-Левицкий Иван Семенович


Нечуй-Левицкий И.jpg

План:


Введение

Иван Семенович Нечуй-Левицкий (настоящая фамилия - Левицкий, * 25 ноября 1838, Стеблев - 2 апреля 1918, Киев) - украинский прозаик, переводчик.


1. Биография

Иван Левицкий родился 25 ноября 1838 года в Стеблевые, в семье сельского священника. Отец его был образованным человеком прогрессивных взглядов, имел большую домашнюю библиотеку и на собственные средства устроил школу для крестьян, в которой его сын и научился читать и писать. С детства И. Левицкий познакомился с историей Украины из книг в отцовской библиотеке. На седьмом году жизни мальчика отдали в науку к дяде, который преподавал в духовном училище при Богуславском монастыре. Там овладел латинский, греческий и церковнославянский языки. Несмотря на строгую дисциплину, наказания и схоластические методы преподавания, Левицкий учился успешно и после училища в четырнадцатилетнем возрасте поступил в Киевской духовной семинарии, где учился с 1853 по 1859 год. В семинарии увлекался произведениями Шевченко, Пушкина и Гоголя.

Иван Левицкий во время учебы в Киевской духовной академии (1861-1865)

Окончив семинарию, И. Левицкий год болел, а потом некоторое время работал в Богуславском духовном училище преподавателем церковнославянского языка, арифметики и географии. 1861 года Левицкий вступает в Киевской духовной академии. Не довольствуясь уровнем образования в академии, совершенствует свои знания самостоятельно: изучает французский и немецкий языки, читает произведения украинской и русской классики, европейских писателей Данте, Сервантеса, Лесажа и др.., интересуется произведениями прогрессивных философов того времени. 1865 года И. Левицкий заканчивает академию со званием магистра, но отказывается от духовной карьеры и преподает русский язык, литературу, историю и географию в Полтавской духовной семинарии ( 1865 - 1866), в гимназиях Калиша ( 1866 - 1867) и Седлец ( 1867 - 1872).

Одновременно с педагогической деятельностью И. Левицкий начинает писать. В 60-х годах он написал комедию Жизнь пропил, судьбу проспал и повесть Батрак Яриш Джеря". Работая в Полтавской семинарии, он в 1865 году создает повесть "Две московки". Впоследствии появились рассказы Панас Круть и большая статья Мировоззрение украинского народа в примере к сьогочасности", которые увидели свет во львовском журнале "Правда", поскольку из-за Валуевский циркуляр 1863 года украинская литература на Приднепровье была под запретом. С 1873 года И. Левицкий работает в Кишиневской мужской гимназии преподавателем русской словесности, где возглавляет кружок прогрессивно настроенных учителей, на тайных собраниях обсуждали острые национальные и социальные проблемы. В то время И. Левицкий, который пропагандировал в Кишиневе украинскую литературу, попал под негласный надзор жандармерии. 1874 года вышел в свет роман Облака, а в следующем году - драматические произведения "Маруся Богуславка", "На Кожемяках" и рассказ "Благословите бабе Пелагее скоропостижно умереть".

Позже писатель создает такие шедевры украинской литературы, как "Николай Джеря" ( 1878), "Кайдашева семья" ( 1879), "Бурлачка" ( 1880), "Старосветские батюшки и матушки" ( 1884). 1885 года Нечуй-Левицкий уходит в отставку и переезжает в Киев, где посвящает себя исключительно литературному труду. В Киеве он написал рассказ "Отпетые" ( 1888) и "Афонский проходимец ( 1890), сказку "Обиженные" ( 1892), повесть "Между порогами" ( 1893). В начале века писатель обращается к малым формам прозы, пишет части статьи, очерки, в частности статьи Сорок пятая годовщина смерти Тараса Шевченко" ( 1906) и "Украинская поэзия". До конца жизни И. Левицкий жил почти в нищете, в маленькой квартире на Пушкинской улице, только летом выезжал к родственникам в деревню или в Белую Церковь. До последних сил работал, чтобы завершить литературные труды. Последние дни провел на Дегтяривци, в так называемом "госпитале для одиноких людей", где и умер без присмотра 1918 года. Похоронен на Байковом кладбище.


2. Взгляды на развитие украинского языка и литературы

Левицкий И.jpg

Имея мягкий нрав, Иван Нечуй-Левицкий показал удивительную твердость и категоричность, когда речь шла о празднике для него вещи. В этом удался в отца-священника. Еще в Кишиневе написал труд "О ненужности великорусской литературе Украина и славянства ". Речь шла не о том, что эта литература" хуже "за нашу - ценил Лескова, Толстого, Островского, особенно Щедрина. Но считал: русская литература нужна для России, а нам нужна своя. Грех нашей интеллигенции, по мнению Левицкого, именно в том, что она воспитался на русской литературе, которая подменила собственную.

Так же категоричен был относительно правописания: "Писать надо так, как люди говорят!". Поэтому терпел букву "Й", писал не "их", а "йых" и т.п.. В завещаниях требовал, чтобы так его печатали "на веки вечные". Правописные нововведения считал "галицким заговором". Напоминал инквизитора, готового сжечь и собственные книжки, если там будет ересь: "Пусть лучше сгорят, чем с таким правописанием!".

Живу язык он знал. Замечал русизмы, полонизмы и любые иноязычные влияния и избегал их. Кстати, выражение "старательно избегал" считал польским: "Я сказал: падковито одмикував - это чисто народное киевское выражение". Говорил не "отрицательное", а "откидное", не "положительное", а "покладне". [1]


3. Творчество

Печататься начал 1868 года ("Две московки"). Автор антикрепостнической повести "Николай Джеря" ( 1876 ​​года), повестей: "Бурлачка" ( 1878 года) - о жизни заробитчан, "Облака" (1874 года), "Над Черным морем" ( 1893 года) - о деятельности украинской интеллигенции.

Нечую-Левицкому принадлежат юмористически - сатирические произведения "Кайдашева семья" ( 1879 года), "Старосветские батюшки и матушки" ( 1881 года), "Афонский проходимец ( 1890 года).

Нечуй-Левицкий выступал и как драматург (комедия "На Кожемяках", исторической драмы "Маруся Богуславка", "В дыму и в огне" ( 1875 года) и, этнограф - фольклорист ("Мировоззрение украинского народа от древности до современности" ( 1868 - 1871 гг), "Украинские юмористы и шалуны" ( 1890 года) и лингвист "Современная часописна язык в Украине" ( 1907 года), "Грамматика украинского языка" в 2-х ч. ( 1914 года) и другие.

Иван Нечуй-Левицкий вошел в историю украинской литературы как выдающийся мастер художественной прозы. Создав ряд высокохудожественных социально-бытовых рассказов и повестей, зообразившы в них тяжелая жизнь украинского народа второй половины XIX века, показав жизнь крестьянства и работников, нищетой гонимых из родных домов на фабрики и рыбные промыслы, И. Нечуй-Левицкий ввел в украинскую литературу новые темы и мотивы, обрисовал их яркими художественными средствами. В отличие от своих предшественников - Квитки-Основьяненко и Марка Вовчка, он подробнее разрабатывал характеры, полнее освещал социальный быт, показывал своих героев в острых столкновениях с социальными условиями. В пореформенное время усложнялись общественные отношения, возникали новые конфликты между основными слоями населения. Развитие капитализма, пролетаризация крестьянства, которое заполняло города, обусловили появление нового типа спролетаризованого крестьянина и новые общественные условия его жизни в городе. Словом, новые условия требовали появления новых видов и жанров, которые могли бы глубже и достеменнише охватить всю сложность и многообразие проявлений тогдашней жизни.

Иван Нечуй-Левицкий 1892 г.

Ивана Нечуя-Левицкого позвали к писательскому труду муза Шевченко, романы Тургенева, повести Гоголя и статьи Писарева. Особенно поэзия Шевченко, с которым он впервые познакомился в журнале "Основа" 1861 года и для которого впервые начал писать рассказы. Но журнал вскоре перестал выходить, и его замысел остался неосуществленным. В этом неизданном рассказе он устами своего героя сказал: "Буду писать стихи, состав стихами книгу, такую, как" Катерина "... Напишу о деде Хтодося ... о несчастных, прибитых судьбой ... О них! О них "Это была программа, над которой он работал всю свою жизнь. Общественно-политические взгляды и эстетические вкусы Нечуя-Левицкого формировались в 60-70-х годах, в условиях жестокой реакции и национального угнетения, когда действовал Валуевский циркуляр о запрете украинского слова. Одновременно в те времена интенсивно развивался капитализм, возникают новые общественно-экономические отношения и противоречия. Реформа 1861 года, формально отменив крепостничество, не облегчила жизнь крестьянства, которое страдало от арендаторов, промышленников, арендаторов. Чтобы прокормить семьи, тысячи людей путешествуют Россией в поисках заработков, везде сталкиваясь с произволом чиновников и промышленников, новой буржуазии, которая, так же как и помещики, угнетала народ.

В годы учебы в духовной семинарии И. Нечуй-Левицкий в полемиках со студентами производил свои устойчивые национальные взгляды на развитие украинской нации и культуры. Царское правительство устами Валуева провозгласил, что "никакой особой малороссийского языка не было, нет и быть не может". Осуществлялись широкие меры русификации населения, запрета книг и обучения на родном языке, запрещалась деятельность украинских культурных обществ. Нечуй-Левицкий, не имея возможности печатать свои произведения на украинском языке на Приднепровье, воспользовавшись помощью Кулиша, публикует во львовском журнале "Правда" статью "Современное литературное направление" ( 1878), в которой остро выступил против шовинистической политики российского правительства и некоторых российских писателей. Позже, 1891 года, в статье "Украинство на литературных позво с Московией" он с еще большей остротой выразил протест против угнетения украинского народа царизмом.

Эстетические взгляды Нечуя-Левицкого, кроме произведений художественной литературы, формировались под ощутимым влиянием народного творчества. И.Франко считал писателя выразительным представителем реалистической школы. В статье "Современное литературное направление" основными принципами украинской литературы Нечуй-Левицкий провозглашает "реальность, народность и национальность". Как реалист, он ориентировался на осмысление высоких жизненных идеалов и красоты жизни. Он выступал против натурализма, требовал не копировать, а обобщать явления жизни, вдохновлять их художественной правдой. Писатель ориентировался на своего учителя Т. Шевченко, который, положив в основу своего творчества народную песню, "сумел повести народный эпос в искренне народном духе".

Надгробие Ивана Нечуй-Левицкого на Байковом кладбище в Киеве
Мемориальная доска в Киеве, ул.Пушкинская, 19

Свои взгляды на народное творчество Нечуй-Левицкий изложил в работе "Мировоззрение украинского народа от древности до современности" ( 1868), которая и сейчас является полезным исследованиям в области украинской мифологии. В ней писатель анализирует переводы, поговорки, стихи, в которых отражены социальные конфликты и противоречия в гуще украинского народа. Хорошо зная закулисные стороны церковной жизни, он остро критикует в этой работе проявления отступления от христианской морали и благочестия в среде священнослужителей. За полвека творческой деятельности И. Нечуй-Левицкий написал более пятидесяти высокохудожественных романов, повестей, рассказов, пьес, сказок, очерков, юморесок, литературно-критических статей. Его повести "Придира", "Гориславская ночь", "Две московки", "Облака", как вспоминал И. Франко, "читала вся Малая Русь с большой воле". А повести "Кайдашева семья" и "Николай Джеря" и сейчас остаются среди лучших творений украинской литературы.

"Украинская жизнь, - писал Нечуй-Левицкий, - то непочатый рудник, лежащий где-то под землей, хотя по его уже брались и такие высокие таланты, как Шевченко; то бесконечный материал, только еще ждет рабочих, целых школ рабочих на литературном поле ". Расцвет творчества писателя приходится на вторую половину 70-х - начало 80-х годов, когда вышли его рассказы из народной жизни "Николай Джеря", "Бурлачка", "Кайдашева семья", "Нельзя бабе Параске удержаться на селе", "Благословите бабе Пелагее скоропостижно умереть". В этих настоящих литературных жемчужинах писатель проявил большое мастерство в изображении народных характеров.

Своеобразной чертой стиля Нечуя-Левицкого есть тонкое сочетание реалистической конкретности описаний, большого внимания к деталям портретов и личностных характеристик, быта, обстоятельств труда, особенностей речи и поведения персонажей с живописной образностью, эмоциональностью, тяготением к ярких эпитетов. Все это вместе ставит произведения украинского прозаика в один ряд с произведениями лучших тогдашних русских и западноевропейских писателей и выводит украинское писательство за пределы побутовизму и этнографизма прошлой, дошевченкивской суток. Одной из удельных черт творческого стиля писателя является его тонкий юмор в так называемых антиклерикальных произведениях. У них, особенно в "Афонский проходимец", он обнаруживает близость своих взглядов к гоголевским, к эстетике украинский байки Григория Сковороды и Евгения Гребенки. Его смех сатира обусловлены жизненными конфликтами и никогда не имели целью оскорбление достоинства человека, а наоборот, внушали оптимизм и надежду на лучшую жизнь.

" ... Это преимущественно обыденная речь украинским простонародья, простая, без следа напыщенности, но зато богата, колоритная и полная той природной грации, которой она определяется в устах людей с богатым жизненным содержанием. Учитывая высокоартистическое изображение крестьянской жизни и хорошую композицию повесть принадлежит к лучшим украшений украинской литературы. "

- Иван Франко о повести Кайдашева семья


4. Сноски

Литература

  • Нечуй Левицкий Иван. Собрание сочинений в десяти томах, Киев, "Наукова думка", 1965-1968.
  • Нечуй-Левицкий Иван. Сочинения в четырех томах, Киев, Государственное издательство художественной литературы, 1956.

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам