Надо Знать

добавить знаний



Нижанкивский Нестор Остапович



Нестор Нижанковский

Нестор Остапович Нижанкивский (* 31 августа 1893, Бережаны, ныне Тернопольской области - ? 12 апреля 1940, Лодзь, Польша) - украинский композитор, пианист и музыкальный критик. Сын Остапа Иосифовича Нижанковского.


Биография

Нестор Нижанковский родился 31 августа 1893 года в городе Бережаны в семье композитора, дирижера, греко-католического священника Остапа Нижанковского. Среднее образование получил в Стрые, учась в гимназии. Потом учился в Высшем музыкальном институте имени Николая Лысенко в Львове.

Формирование композиторского мастерства Нижанковского состоялось в эмиграции и в Венской музыкальной академии в классе И. Маркса, которую закончил, получив степень доктора философии.

Во время Первой мировой войны был призван в армию, попал в плен, откуда вернулся в 1918 году. После Нижанкивский учился в Пражской консерватории Витезслава Новака, которую закончил 1926 написанием фортепианного трио ми минор.

От 1928 Нижанкивский включился в музыкальный процесс Западной Украине, заняв должность преподавателя Высшего музыкального института имени Николая Лысенко во Львове.

Композитор был членом музикологичний секции НТШ (Научного общества имени Тараса Шевченко), музыкальным критиком газеты "Украинские вести", соорганизатором и первым председателем Союз украинских профессиональных музыкантов (СУПР).

Умер Нестор Нижанковский 12 апреля 1940 года в Лодзи ( Польша). Там и похоронен.


Творчество

Изящество и разнообразие лирических образов роднят Нижанковского-композитора с Василием Барвинским (есть определенное сходство в типах фортепианной фактуры, полнозвучно и одновременно прозрачной, в гармоничных средствах, вообще не сложных, но наделенных определенной остротой и насыщенностью звучания, смелостью тональных сопоставлений). Показательны в этом большинство его романсов ("Рожь" и "Приди, приди" на слова Александра Олеся, "снишься мне" на слова Богдана Лепкого), а также фортепианные пьесы, как "Вальс", "Интермеццо", "Воспоминание", поэтический хор "Галочка" на слова М. обидно.

Образный горизонт Нижанковского не ограничен музыкальностью. С начала 1920 года в его музыкальных произведениях все заметнее стала эпическая выразительность, в частности в романсы "Играй, трембита" на слова Романа Купчинского. Вершиной воплощение эпического содержания была его хоровая поэма "Батрак" на слова Ивана Франко (1933), написанная под влиянием кантат Станислава Людкевича. Это произведение вошел в сокровищницу духовных ценностей украинского народа. В ней композитор музыкальными средствами отобразил мечту украицив о будущей свободе для всех и каждого.

Успехом увенчалась работа Нижанковского для театральных представлений, в частности его музыкой к комедии Ю. Косача "Кирке с Лелей", которую 1938 поставил Театр имени Ивана Котляревского во Львове. Один из рецензентов писал: "... Нестор Нижанкивский дал образец действительно хорошей, точно продуманной, иллюстрированной музыки. Ибо форме она легкая, нескомпликована, и в концепциях простая, но вполне убеждающая и характеристическая для композитора и самой комедии. Встречаемся здесь с хорошо решение" связанной проблемой т. н. легкой и менее художественной музыки ... "

В активе композитора Нижанковского также произведения и для детей: "Марш воробушков", "Староукраинский песня", "Коломыя", "Иваско играет Челье", "Гавот куклы". Работал композитор и над обработкой народных и стрелецких песен: "Почему ты мне, девица милая", "Ой зацвела черемуха", "Ой в поле", "О Нечая", "Ой там за горой", "Приди, приди", " Сетует, Трембита ".

В историю украинской музыки вошел еще как пианист и музыкальный критик.


Литература

  • Нижанкивский / / Искусство Украины: Биографический справочник / Составители: А. В. Кудрицкий, М. Г. Лабинский. Под редакцией А. В. Кудрицкого. - К. : "Украинская энциклопедия" им. М. П. Бажана, 1997. - 700 с. - ISBN 5-88500-071-9. - С. 438.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам