Надо Знать

добавить знаний



Николай Кузанский


Nicholas of Cusa.jpg

План:


Введение

Nicholas of Cusa.jpg

Николай Кузанский ( нем. Nikolaus von Kues , лат. Nicolaus Cusanus , 1401 - 11 августа 1464) - немецкий кардинал, философ, юрист, математик.

Кузанский был одним из первых создателей нового современного образа мышления, который начал формироваться на грани Средневековья и Ренессанса. Его космологические взгляды не переходили за пределы религиозных взглядов. Как церковный деятель, он полностью подчинялся системе средневекового теологического контрактату.


1. Философия

Философское решение Кузанским проблемы отношения Бога и мира имеет геоцентрической направления. Он использует аристотелевское принцип познания действительности чувствами, умом и интеллектом, считая, что познавательные возможности человека ограничены скрытой сущностью, имеет неограниченную глубину. Неограниченное знание возможно лишь в форме символа, общей абстракции, которая проявляет свойства действительности в форме человеческих представлений, а потому может отражать то, чего в мире нет, есть фантазии. Основу такой символики Кузанский видит в математике. Анализируя математические средства отображения действительности, он делает ряд эпохальных выводов. Так, рассматривая понятие бесконечного, доказательства существования бесконечности, Кузанский утверждает, что данное понятие является продуктом перемещения натурального ряда чисел в пространство нашим воображением. В самом же пространстве никакого натурального ряда бесконечных чисел не существует, мы создаем насилия над природой, подчиняя ее нашем воображении. Разум подчинен закону противоположностей, о чем учили еще древнегреческие философы, для мысли важно "да" или "нет", круг или многоугольник. Однако в самом уме противоположности могут и сливаться, когда мы их рассмотрим в бесконечных определениях. Бесконечный многоугольник превращается в круг. Если Бог признается бесконечным в своих возможностях и их определениях, то в нем сливаются все противоположности, никакие попытки разума не способны тогда выявить его сущность. В бесконечном смысла разница между наименьшим и наибольшим. Мы не можем найти границы мира, потому ограничения представляется нами через натуральный ряд чисел, что является насилием над действительностью нашего понимания. Тогда мы должны признать божественность мира, для которого наши понятия являются внешними. Божественный мир способен сочетать в себе совершенно противоположные тенденции. Способность человека благодаря мышлению это понять свидетельствует о божественности самого человека. Хотя абсолютное слияние человека с божеством произошло лишь во Христе. Человек-это тоже Бог, но не в абсолютном, а в ограниченном смысле. Человек-не просто часть целого, а сама является чем-то целым, индивидуальным, неисчерпаемым.

Определяя предмет познания, Кузанский развивает пантеистическую традицию в философии, согласно которой Бог существует неотрывно от чувственно данного мира. Вопросы этого мира, т.е. Бога, является делом разума, а не верования, которое желает охватить Бога только в воображаемой форме. Хотя ум сам часто действует с помощью воображения, но мыслящий человек благодаря философии состоянии найти свои ошибки, отделить воображаемое от истинного.


1.1. Астрономия

С именем Николая Кузанского связаны также важные натурфилософские представления о движении Земли, которые не привлекали внимание его современников, но были оценены позже, в век Коперника.

1.2. Утопические проекты

Немецкому мыслителю принадлежит и ряд проектов крупных взаимосвязанных церковных и политических реформ. В его предложениях странно сплетались трезвое понимание насущных потребностей развития Германии, опасения задеть традиционные основы повновладування духовных и светских князей и утопия преодоления межконфессиональных споров, всеобщего согласия различных верований, в том числе христианства и мусульманства. Дыхание гуманистического характера, независимость ума, способные подвергать сомнению такие важные документы, как Константин способности сочетались у Николая Кузанского с верностью основам схоластических традиций и позицией большого католического иерарха, кардинала, который призывает к толерантности на словах и жестоко проводит линию Рима на деле.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам