Надо Знать

добавить знаний



Нитирэн


Nichiren Daishonin Hakii Portrait.jpg

План:


Введение

Нитирэн ( яп. 日 莲, にちれん , "Солнечный лотос"; 30 марта 1222 - 14 ноября 1282) - японский буддистский монах и мыслитель, основатель буддийской секты Нитирэн.

Прозванный "Великим учителем, устанавливает правду" (立正大师, Риссьо-Дайси).

Деятельность Нитирэн приходится на 2-ю половину 13 века, время когда Япония, находясь под авторитарной диктатурой рода Ходзе, переживала социально-экономический кризис и потерпела двух иностранных вторжений. Учение Нитирэн о абсолютную веру в спасительную силу "Лостосовои Сутры" встретило сопротивление традиционных буддистьких сект, но способствовало популяризации буддистских практик среди простого населения. Одним из основных положений учения была декламация мантры -молитвы "Наму Мьохо-Ренге-ке!" - "Навертаюся к Сутры Лотоса Высшего Закона!" [1].


1. Биография

1.1. Молодые годы

Нитирэн происходил из деревни Коминато провинции Ава в Восточной Японии. Считается, что его отец был управляющим одного из провинциальных имений.

В 16 лет Нитирэн принял постриг в местном монастыре Сейтьодзи [2] под руководством наставника Додзенбо [3]. Этот монастырь принадлежал древний секте Тэндай, поэтому будущий мыслитель был ее последователем. Нитирэн учился хорошо, что позволило ему перейти на стажировку в буддистских монастырей в Камакура, а впоследствии стажироваться в крупнейшем тогдашнем образовательном учреждении Японии - пристоличном монастыре Энрякудзи. Во время стажировки он часто посещал соседние монастыри столичного региона. Учась, Нитирэн пришел к выводу, что вся сущность буддизма изложена в "Лотосовой Сутре" и вера в ее силу дает человеку спасение в загробном мире. Молодой монах абсолютизировал эту сутру, отвергая необходимость изучения других священных текстов, и резко осуждал популярное в его время учения амидаистив и их веру в Чистую Землю Амиды.


1.2. Основания секты Цветки Лотоса

Нитирэн успокаивает шторм на море.

28 числа 4 месяца 1253 года Нитирэн вернулся на родину в монастырь Сейтьодзи и начал проповедовать свое учение о верховенсто "Лотосовой Сутры" и пустое амидаистських постулатов. Он основал новую секту Цветки Закона, известную по его имени как секта Нитирэн. Поскольку в самом Сейтьодзи и окружающих монастырях было много верующих амидаистив, молодой новатор испытывал постоянные притеснения и в следующем году был вынужден покинуть родную обитель. Нитерен прибыл в Камакуры и стал распространять свою веру там.

Раз в это время Восточную Японии постигла ряд природных бедствий - большие землетрясения, тайфуны, наводнения, голод и эпидемии. Нитрен объяснял их как наказание будды за забвение учения "Лотосовой Сутры" и чрезмерное увлечение амидаизма. Для выхода из сложившейся ситуации, проповедник предлагал вернуться к вере в силу Сутры и запретить давать пожертвования монахам-амидаистам. Эти мысли Нитерен изложил в 1260 году в "Трактате об установлении правды и успокоения государства" [4], который он преподнес бывшему сегунского регенту и фактическому правителю Японии Ходзе Токийори. Однако слова монаха остались неуслышанными.

Несмотря на отсутствие внимания к себе чиновников, Нитирэн продолжал активно проповедовать. В Камакура он и его последователи участвовали в частых диспутах с монахами Докьобо и Ненко, представителями амидаистьськои секты Дзедо-сю. Обе партии часто переходили от словесных аргументов к оружию, за что в 1261 году Нитирэн был арестован и сослан в провинции Идзу.

1263 года харизматичный проповедник был амнистирован. Он вернулся на родину, где снова начал распространять свое учение. В провинции Ава группа амидаистив совершила нападение на Нитирэн, ранила его, двух учеников и убила одного последователя. Монах был вынужден перебраться в Камакуры, но своей миссии не оставлял. Ссылка, притеснения и репрессии против Нитирэн лишь укрепляли его собственную правоту и веру в "Лотосовой Сутры".


1.3. Систематизация учения

Нитирэн успокаивает шторм на море.

В 1268 году в Японию прибыло монгольское посольство, которое требовало от японского правительства признать себя вассалом Монгольской империи. Сегунат отказал послам и стал готовиться к войне. Это событие изменило отношение японцев к Нитирэн, который 8 лет назад предсказывал угрозу иностранного вторжения в своем "Трактате" в случае пренебрежения "Лотосовой Сутры". Совпадение этого пророчества с монгольским нашествием заставил многих поверить словам монаха и стать его последователями. Успех позволил Нитрену перейти к более радикальным тезисов: абсолютизации веры в силу "Лотосовой Сутры" и фигуры будды Шакья в деле спасения человечества, и отрицание истинности всех буддистских сект Японии и религий мира, кроме его собственной секты Цветки Закона. Монах разработал методы доведения этих тезисов, которые получили название "ломки" опоненнта [5].

Учение и действия Нитирэн, так же как его последователей, отмечались отсутствием толерантности, которая была присуща японском религиозной жизни, и, как следствие, вызвало острый осуждение со стороны других японских сект. 1271 года монахи сект Дзедо-сю и Рисса пожаловались Камакурському сегуната, что нитиренивци считают правыми только себя, возражают другие учения, уничтожают святые образы оппонентов и, собирая негодяев, заготавливают оружие. Правительство, был занят подготовкой к войне с монголами, не хотел иметь религиозной войны в тылу, поэтому быстро арестовал Нитирэн и сослал на остров Садо. Многие его последователей были казнены или репрессированы.

Находясь в ссылке, в 1272 году Нитирэн составил "Записки, открывающие глаза" [6], в которых в форме диалога объяснял верных значение гонений. Он писал, что муками и терпением уничтожаются грехи прошлых жизней, а гонения, подобно большой лодки, помогают людям переправиться на "берег спасения". Следующий 1273 года, проповедник упорядочил "Записки о самосозерцания и святой образ" [7], в которых отстаивал необходимость нитиренивськои мантры "Наму Мьохо-Ренге-ке!" - "Навертаюся к Сутры Лотоса Высшего Закона!". Нитирэн поучал, что тот, кто говорит ее вслух, спасетесь из мира перерождений сансары и станет буддой.


1.4. Последние годы

В 1274 году Нитирэн был освобожден из ссылки и вернулся в Камакуры. Он встретился с высокопоставленным Тайра Йорицуною и обсудил с ним подготовку к войне с монголами. Нитирэн предсказывал, что враг совершит нападение этого года и для моления за победу Японии не следует використосуваты монахов- ваджраянистив, но Тайра не послушал его.

Проигнорирован проповедник оставил город и добрался поселения Минобу провинции Кай. Он планировал остановиться здесь временно, но остался до конца своей жизни. Отсюда Нитирэн писал послания своим последователям в Японии и проводил с ними лекции. Поскольку учение оставалось под запретом, немало учеников посещали его тайком. В Минобу монах упорядочил "Записки выбранного времени" [8] ( 1275) и "Записки о возмездии" [9] ( 1276)

В конце своей жизни из-за постоянных гонений и ссылки Нитерен заболел. Он умер 1282 года в доме своего ученика в 60-летнем возрасте. Перед смертью Нитирэн завещал похоронить его в Минобу и назначил 6 главных учеников продолжать его дело [10].


Примечания

  1. Японской: 南 无 妙法 莲华 经.
  2. Японской: 清澄 寺.
  3. Японской: 道 善 房.
  4. Японской: 立正 安 国 论.
  5. Японской: Сякубуку, 折伏.
  6. Японской: 开 目 抄.
  7. Японской: 観 心 本尊 抄
  8. Японской: 撰 时 抄.
  9. Японской: 报恩 抄.
  10. Имена учеников: Ниссьо (日 昭), Нитиро (日 朗), Никьо (日 兴), Никко (日 向), Нитта (日 顶) и Нитидзи (日 持). После смерти Нитирэн их называли "шестью монахами-старейшинами" (六 老僧)

3. Источники и литература

  • Letters of Nichiren. Burton Watson et al., Trans.; Philip B. Yampolsky, ed. Columbia University Press, 1996 ISBN 0-231-10384-0
  • Selected Writings of Nichiren. Burton Watson et al., Trans.; Philip B. Yampolsky, ed. Columbia University Press, 1990 ISBN 0-231-07260-0
  • The Record of the Orally Transmitted Teachings, hard cover, Burton Watson, Translator, Soka Gakkai, 2005, ISBN 4-412-01286-7

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам