Надо Знать

добавить знаний



Нищета



План:


Введение

Нищета (мн.), в восточнославянской мифологии - злые духи, которые приносят в дом несчастье. Они маленькие, заморенные, в лохмотьях, с вечным гризьким голодом на лице. Ютятся в углу за печью и постоянно голодные. Демонические существа. В переносном смысле - бедность (жить в нищете - жить в бедноте).

Бедность в народном воображении - маленькие, всегда голодные старые человечки, которые сидят на плечах человека и покидают ее только после смерти ("Богатство - временно, а бедность пожизненные", "Просились нищета на три дня, и выгнать нельзя", - утверждают пословицы).

Бедность часто ассоциируются с такими человекообразными существами, как Несчастье, Горе, Беда, Судьба (в белорусской мифологии им соответствует Злыдня - невидимая женщина без языка, глаз и ушей, ранее змеей; в сербской - Несреча - седая старуха с тусклым взглядом).

По поверьям, в доме нищета поселяются чаще всего в печкой, хотя могут быть где угодно.

Фатализм, обреченность, отчасти присущие украинской народной сознания ("Деньги идут на деньги, хлеб на хлеб, а нищета - на нищету"), в сказках, легендах и анекдотах сосуществуют с мыслью о том, что нищеты можно избавиться благодаря уму и жизнелюбию: их можно завязать в мешке, заткнуть в бутылке или пленить в чем-либо другом и бросить в воду или обратить камнем; связав, можно оставить на перекрестке - они перейдут к тому, кто их решит.


1. Легенды

1.1. О том, как человек нищета в угол загнал.

В одном селе жил человек - кажется, и работящий, но все время дело у него не шло на лад: бьется, как рыба об лед, а никак не может выбиться из нищеты. Однажды он задумался: "Что за причина такая, что я никак не розживуся Неужели меня нищета охватили?". А ему кто-то отвечает: "Поскольку действительно одолели, и сколько бы ты не дрался, не разбогатеешь, пока мы будем в тебя". Мужчина был не дурак. Раскинул мыслями туда и сюда и спрашивает: "Разве вас во мне развелось?"

- "Много, - отозвалось то же самое. -" А почему же вас не видно? "- Снова спрашивает. -" Это мы такие маленькие, что нас никто не видит ". -" Где же вы помищаетесь? "-" Да мы везде можем быть ".

Именно тогда мужчине захотелось понюхать табака, и он открыл рожок. "А вот здесь, в уголке вмиститесь?" - Спрашивает. - "Конечно!" - Откликнулось то, и моментально раздался голос из рожка: "Вот мы уже все в рожке!". Мужчина быстро заткнул рожок закладкой, а дальше айда к заброшенному мельницы и положил рожок под вал. Сразу же после этого все у мужчины ушло замечательно. Появился у него достаток, а там и богатство.


1.2. О том, как человек нищета в бочку посадил

Жил человек, и такой бедный, что иногда нечего было есть не только ему, но даже маленьким детям. А бедняк тот был музыкой. Вот после ужина взял скрипку и начал играть. Дети, как только услышали, сразу вскочили и давай танцевать. Глядь, а вместе с детьми и бедность танцуют посреди комнаты, а когда перестал играть, нищета так и двинулись под печь. Как они попрятались, этот человек и спрашивает: "Может, вам под печью плохо, тесно сидеть?". А один и говорит:

"Где там тебе, человек, хорошо! Теснота такая, что не приведи Матерь Божия!". Быстро выбежал он тогда двор, взял бочку, внес ее в дом и говорит бедности: "Влез-но все сюда!". Нищета повлазилы все в бочку и наполнили ее к краю, а он схватил пруток и моментально заднив бочку, вывез ее в поле и оставил там. Прошло там, может, полгода, хозяйствования у него ушло так хорошо, что и богатые люди стали ему завидовать ...


1.3. Соревнования с нечистой силой

Жили бедный и богатый брать. Запряг бедный брат коня, приехал домой и говорит: "Ну, нищета, поедем в лес!". Вылезли нищета из-под печи (а их там аж двенадцать), сели на телегу и поехали. Приехали в лес. Бедный выпряг коня, пустил его пастись, а сам срубил грубый-прегрубий дуб, расколол его до половины и говорит бедности: "Братцы-голубочки! Помогите мне расколоть это дерево!" - "Как же, - спрашивают, - станем тебе помогать, когда у нас и топоры нет?" - "А вы, - говорит, - без топора. Позакладывает все руки в эту щель по самые локти давайте изо всех сил раздирать дуба". Сделали нищета так. А бедный брат выбил обухом клинья, а горбыля так и сбежались вместе и защемили руки всем нищете. Позавидовал богатый брат счастью бедного, стал расспрашивать его, как он разбогател. Тот рассказал ему, как избавился нищеты и куда их закрыл. Не мог смириться богатой с тем, что его брат стал богаче его, и захотел выпустить нищета, чтобы одолели они снова беднягу. Побежал изо всех сил к реке и за бочонков. Только видиткнув его, а нищета оттуда выскочили и уцепились за него. "Теперь ты наш", - говорят. Приходит он домой, когда все, какое богатство у него было, сгорело, а на том месте, где стоял дом, остались одни головинкы. Поселился он после этого в той землянке, где раньше жил его бедный брат вместе с нищетой.


Источники

  • Завадская В., Музыченко Я., Таланчук А., Шалак О. С 81 100 самых известных образов украинской мифологии. - М.: Орфей, 2002. - 448 с. (100 известных) ISBN 996-96200-0-7
  • Иларион, митрополит. Дохристианские верования украинского народа: Ист. религ. моногр. - М.: АО "Обереги", 1991. - 424 с. ISBN 5-8104-0005-1
п ? в ? р Славянская мифология
Главные боги Swiatowit3011.jpg
Другие боги
Мифические существа

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам