Надо Знать

добавить знаний



Новоград-Волынский


Новоград-Волынская райгосадминистрация и горсовет, сентябрь 2010 года

План:


Введение

Новоград-Волынский (Возвягель, Звяголь, Звягель, Звягаль, идиш זוויל) - город при впадении реки Смолевки в Случ, правый приток Горыни, теперь районный центр Житомирской области с населением 56 000 чел.

Город Новоград-Волынский расположен в северо-западной части Житомирской области на живописных берегах реки Случи, за 218 км к западу от Киев и на 312 км восточнее Львова. Через него проходит международная автомобильная трасса Киев - Львов - Чоп, автодорога государственного значения Васьковичи - Тереблече, дороги областного значения на Барановка - Полонное, Чижовка - Городница. Железнодорожная станция соединяет город в трех направлениях с железнодорожными узлами Шепетовка (далее на Львов), Коростень (далее на Киев, а также на Овруч и Беларусь), Житомир (далее на Фастов-Киев).


1. История города

1.1. Звягель

Впервые город упоминается под названием Возвягель в 1256 г. в Галицко-Волынской летописи. Годом позже, из-за непокорности его жителей, он был сожжен дружиной князя Даниила Галицкого. Недавние археологические раскопки городища на правом берегу Случи, описанные еще в конце XIX в. В. Антоновичем, позволили определить местоположение, размеры и особенности быта этого древнего города

Реконструкция части Звягельская крепости, 2010

Новое поселение возникло много лет на левом обрывистом берегу Случи. В первой половине XV ст. оно упоминается как село Звягель, а в 1570 г. как городок, состоящий из 161 дома. Ядром нового поселения стала крепость, построенная в 1507 г. по приказу князя Константина Острожского. В непосредственной близости от замка, который был частью крепости, располагавшейся базарная площадь, несколько улиц, княжеский дворец, костел. В 1620 г. в Звягеле было пять улиц и два предместья с общим числом дворов 403.

Во время освободительной войны местные жителя, поддержанные казаками Максима Кривоноса в 1648 г. взяли штурмом замок, разрушили часть его стен и башен, сожгли костел. В годы Освободительной войны Звягель был центром Волынского (Звягельского) казацкого полка, который возглавлял Звягельский мещанин Михаил Тишина. Казаки восстановили укрепления города, о котором поляки в 1649 г. писали: "... хорошо укрепленный, поскольку многие башен и заборы очень прочны и пересыпанные землей". После жестокого боя и поджога города, 13 июня 1649 г. казаки и местные повстанцы вышли из города и мостом переправились через реку Случ, оставив сожжен поляками Звягель. До наших времен сохранились остатки крепости князя Острожского - фрагменты замковых стен, четырехугольная башня и древние рисунки-схемы. Крепость была типичной Бастионной сооружением эпохи ренессанса.

В течение XVIII в. были воздвигнуты главные храмы Звягеля: в 1730 г. - Деревянный собор, около 1740 г. - Большая синагога, примерно в середине века - деревянная церковь Святой Троицы, а в 1766 г. - Новый каменный костел (при этом была разобрана часть стен замка). В 1766 г. в Звягеле было 379 домов, но в 1775 г., после большого пожара, осталось только 234. Согласно устным преданиям, в XVIII в. городок простиралось на запад примерно до нынешнего кинотеатра, а дальше начинался лес.


1.2. Губернский город

Его небольшие размеры и отсутствие приспособленных зданий для размещения различных канцелярий помешало городу Новоград-Волынском (название и статус он получил в 1795 г.) стать центром Волынской губернии. По этой же причине вынуждены были перевести из города в местечко Полонное уездное дворянское училище. В том же году в российских правительственных кругах рассматривался вопрос о целесообразности переноса губернского центра Житомира в другой населенный пункт, поскольку Житомир занимал невыгодное географическое положение, находясь почти на самом восточной границе губернии. Как кандидатуры на новый губернский центр выдвигались Луцк, Дубно и Новоград-Волынский. В характеристике последнего отмечается, что в городе нет удобных помещений не только для губернских, но даже для уездных "присутственных" мест. С 522 домов лишь 5 были каменными (в их числе: уездное казначейство, дом "причта" и "присутственные" места). В городе было 17 улиц, из которых лишь одна была вымощена камнем (Корецкая), и две площади. В 1838 г. его размеры составляли 284 десятины 1656 квадратных саженей, а население - 6127 человек. В описании Новоград-Волынского отмечены интересные подробности:

" При въезде в город крутой каменистой дороге от самой реки есть небольшая неправильная площадь, от которой на всю длину проведена одна прямая улица на полверсты, вымощенный камнем. Другие же, поперечные улицы, которых не более четырех, узкие, весной и осенью грязные и неудобно проходные. Дома деревянные, большая часть их принадлежит евреям, построены весьма тесно и некрасиво, в основном крытые соломой ... Город не имеет хорошего вида и как бы среди лесов и болот находится. "

Дополнением к данной характеристики служит план города, сделанный в 1837 г. (От него сохранилась фотокопия, находящаяся в Новоград-Волынском городском архиве). Этот план дает представление о границах города того времени: на востоке - река Случь, на западе - пересечение нынешних улиц Шевченко, Пушкина и Дзержинского, на юге - район воинской части по ул. Красноармейской, на севере - район дома ребенка по ул. Советской. Центром города тогда была довольно большая базарная площадь, находившаяся вблизи древнего замка. На ней с разных сторон располагались собор, костел и синагога (именуемая еврейской школой). Посреди площади изображены "присутственные" места размещались в древней ратуше. Вокруг площади и в ее пределах прижимались вплотную друг к другу еврейские дома и лавки, их полукольцом окружали христианские кварталы. Недалеко от западной окраины города показан казенный сад (примерно в тех же пределах, что и нынешний городской сад), а через дорогу от него - христианское кладбище с часовней. Другой кладбище, еврейское, находившийся в это время у левого берега реки Случь, в районе нынешней улицы Коцюбинского.

На юго-восточной окраине, на берегу Случи в районе нынешнего РЭС, стояла водяная мельница, дом которого сохранился до сих пор. Из-за отсутствия моста товары и пассажиров перевозили на противоположный правый берег реки с помощью парома (переправа осуществлялась в районе нынешнего переулка Шевченко). Оттуда начиналась дорога на Житомир, проходившей в то время севернее существующего ныне шоссе. Правобережье, на котором размещался имение помещиков Уваровых (впоследствии - Мезенцевых), село Ново-Звягель, не входило в состав города.

1845 г. в помещении почтовой станции Новоград-Волынского останавливался Тарас Шевченко, будучи художником Археографической комиссии Киевского университета.

Размеры города значительно выросли после сооружения в 1850-х гг Киево-Брестского шоссе. При этом была вымощена камнем и продолжена до реки Случь улица Житомирская, тогда как улица Корецкая дала начало Ново-Корецком шоссе, простиралось севернее существовавшей ранее почтовой дороги в Острог (с тех пор ее стали называть Старо-Корецкой дорогой или Старо-Корецкой улицей). На развилке двух дорог по типовому проекту был построен комплекс зданий конно-почтовой станции, от которого неплохо сохранились станционный дом, гостиница и ямская.

В 1860 -х на этом шоссе был построен деревянный мост кружальной системы с 3 арками на 2 каменных речных быках и береговых устоях. Как строительный материал использовался красный гранит, добываемый поблизости в пределах города. Недалеко от этого моста была прорезана от шоссе боковая улица (Тюремная), в конце которой возник комплекс сооружений тюремного замка (ныне - военный склад по ул. Воли). Одновременно была продолжена Садовая улица. В 1861 г. был возведен новый каменный собор на территории древнего замка, после чего от последнего осталась лишь часть крепостной стены с двумя разрушенными башнями. Изменениям подверглась также древняя ратуша на базарной площади, существовавшей с XVI ст. и имела стены толщиной 4 аршина. Она лишилась старых башен и ворот и была переделана в двухэтажный четырехугольник: на первом этаже находились ряды еврейских магазинов, а на втором - частные квартиры. В 1865 г. в городе насчитывалось 386 домов, из которых лишь 15 были каменными, а население составляло 7514 жителей. Площадь Новоград-Волынского в 1860 г. выросла до 330 десятин.

Памятник Леси Украинский в центре города
Леся Украинской

13 февраля 1871 в семье Ольги и Петра Косачев родилась дочь Лариса - впоследствии украинская писательница, известная как Леся Украинского. Запись о рождении Ларисы Петровны Косач есть в метрической книге городского Соборной Преображенской церкви. Лариса прожила в Новограде-Волынском от рождения до переезда семьи в Луцкий весной 1879.

После застройки новых улиц и кварталов число домов в 1879 г. достигло 1047 (в том числе 39 каменных), а численность населения почти удвоилась (13479 человек).

К концу ХИХ ст. город строился преимущественно в юго-западном направлении. При этом были застроены новые улицы: Гончарная (с 1899 г. - Пушкинская), Александровская, Малая Пушкинская, Малая Сусловская, Училищный переулок, Бульварная, Больничная, Кладбищенская, Кагукинський переулок. На последних двух, возле нового христианского кладбища, поселились русские старообрядцы. Увеличилась протяженность улиц Завадской, Полонской, Гутинской, Княжеской, Рыбаковой, Сусливськои и др.. В этот период были построены 2-этажный каменный дом Логе ( 1875 г.) и дом Петрулевича по Корецкой улице, дома Уварова и Гижицкий, а также здания мужского и женского отделений уездного училища (все - в 1875 г.) по ул. Житомирской, дом Шульца (1895 г.) по ул. Рыбаковой, дома Лихтанская и Межиричском (1875 г.), Высоцкого (1865 г.) по ул. Гутинской, дом Синегуба (1886 г.) и очистной винный склад (около 1900 г.) по ул. Пушкинской, старый дом ксендза (1860 г.) по Соборной ул. Дом пожарной команды (1868 г.) по Троицкой ул. Чугунолитейный завод (около 1890 г.) по Ново-Корецком шоссе и др.. Некоторые из них до сих пор сохранились. В итоге, к началу 1900 г. в Новограде-Волынском уже 3350 домов, в том числе 256 каменных, а население его составило 15304 человека.

На рубеже столетий развернулось строительство двухэтажных домов в центре города, переместился в то время из района базарной (Соборной) площади в так называемый "Угол" - место пересечения улиц Корецкой, Житомирской, Соборной и Гутинской. Вот что пишет о нем в своих мемуарах И. Фельдман:

" Именно так, с ударением на втором слоге, называли звягельчаны это оживленное перекресток своего города. Все новинки в городе: афишные тумбы, газовые фонари и другое появлялись сначала здесь, на "Углу". Все события в городе: революционные митинги, деловые встречи, стоянки извозчиков и свидания влюбленных - все назначалось и происходило здесь на "Углу" - общепризнанном центре города. "

Респектабельный вид улицы Корецкая отметила в своей заметке от 12 мая 1899 г. газета "Волынь", что сравнивала ее с "любой улице Гороховой Петербурга". Однако, уже в другой заметке этой же газеты от 26 июля 1900 критикуется плохое благоустройство большинства улиц города: "Из всех улиц 4-5 вымощены, большинство не подметаются, и нетрудно представить, какая пыль стоит в городе в настоящее время. Освещение на улицах крайне скудное ... Предусмотрительные жители запасаются тогда собственными фонарями ".

Из-за отсутствия водопровода и солоноватый привкус воды в колодцах большинство горожан пользовалось речной водой, которую доставляли в бочках водовозы. Последние вместе с лошадьми въезжали прямо в реку, через который поднимался ил и вода становилась мутной. Впоследствии на дне кувшинов с водой почти всегда оставался осадок. Из-за большой скученности населения на улицах Троицкой, Кузнечной и на базарной площади процветала антисанитария. Часто случались пожары и имели в этом районе катастрофические последствия. Большинство улиц с наступлением вечера окутывал полный мрак, потому что электричество отсутствовало, а установленные на столбах керосиновые и лигроинови фонари освещали лишь центральные улицы.

В начале ХХ столетия в город и его окрестности прибыло около 600 немецких переселенцев. Они построили дома на Чеховской и Старо-Корецкой улицах, с обеих сторон Корецкого шоссе. В тот же период велась застройка Лагерной улице, получившей свое название от летних лагерей, находившихся вблизи 18-го Вологодского пехотного полка. До застройки этого периода относятся новый дом ксендза (1904 г.) по ул. Соборной, дом Беруля (1905 г.), пивоваренный завод ( 1908 г.), дом Файгенгольца ( 1900 г.) по ул. Гутинской, дом Ая (1910 г.) на ул. Пушкинской, земская больница (1900 г.) по ул. Больничной, дом священника Захарьевича (1910 г.) по ул. Садовой, 4 двухэтажных дома Шульца (1900-05 г.) по ул. Корецкой.

Очередное расширение территории города произошло после окончания строительства в 1916 г. на окраинах города дороги Шепетовка - Коростень. При этом были сооружены металлические мосты через реки Случь и Смолку (1913 г.), станционные здания. В 1918 г., в период немецкой оккупации, многие улицы были электрифицированы после установки двигателя на водяной мельнице. Одновременно на каждом здании появились таблички с номерами, была вымощена дорога от железнодорожной станции до центральной части города.


1.3. Революционные веяния

Памятник комсомольцам Новоград-Волынского, участвовавших в гражданской войне, неподалеку от железнодорожного вокзала

В августе 1919 г. город подвергся массированному обстрелу зажигательными снарядами со стороны Красной Армии, в результате чего разразился катастрофический пожар. Горели жилые дома, магазины и лавки, аптеки, старинная ратуша, храмы. В течение нескольких часов было уничтожено около 1000 домов. Пожар охватил значительную территорию: от квартала, примыкавшего к реке Случь, "Нидер" и почти до городского сада. На этой территории после него не осталось почти ни одного деревянного дома, были разрушены многие двухэтажных домов "Кута", придававшие центру города респектабельный вид. В годы гражданской войны был также разрушен мост через Случь, и вместо него наспех соорудили примитивную кладку (т.н. Кузнечный мост). Резко сократилась за этот период численность населения: 22809 жителей в 1915 г. и только 12858 жителей в 1922 г.

Одним из первых распоряжений советской власти был приказ новой власти города от 27 июня 1921 г. о переименовании 22 улиц, переулков и площадей города, большинство которых получили революционные названия. Вскоре новая власть национализировала промышленные предприятия, банки, а также здания, принадлежавшие богатым домовладельцам. Постепенно началось восстановление разрушенных объектов. В 1922 г. был отремонтирован мост через Случь. В этом году началось массовое строительство частных домов в пострадавшей от пожара части города. В течение нескольких лет возникли сотни одноэтажных (преимущественно деревянных) зданий. В некоторых из них, с провозглашением НЭПа, открылись небольшие магазины, пекарни, мастерские. Одновременно, в национализированных зданиях возникало множество советских учреждений. Центр города, состоявший теперь, в основном, с наспех сколоченных из дерева некрасивых зданий, потерял свою былую привлекательность. В середине 1920 -х гг был прорезан и застроен новый переулок между улицами Школьной (ныне - Шолом-Алейхема) и Шевченко, который позднее стал улицей Комсомольской.

А всего в городе в 1923 г. было 28 улиц и 8 переулков. Условными границами города в то время были реки Случь и Смолка, а также железная дорога (территория прилегающая к ней, тоже застраивалась в 1920-х гг) В 1927 г. было построено новое противопожарное депо с высокой каланчой по ул. Международной (К.Маркса), перестроенное в 1970-х годах. В 1926 г. силами скотоводческо-молочного кооперативного общества было развернуто строительство маслодельного завода на Красной (бывшей Конной) площади, двумя годами позже заработал и просуществовал до 1980-х, когда его перевели в с. Натальевка. Во второй половине 1920-х гг в состав города вошел бывший помещичий особняк на правом берегу Случи - Ново-Звягель.


1.4. Электрификация и милитаризация

Восстановлена ​​кинотеатр, разрушенного в годы Немецко-советской войны

В начале 1930-х годов был взят курс на резкое милитаризацию города, располагавшегося в то время в непосредственной близости от советско-польской границы. Сюда прибыла XIV кавалерийская дивизия им. Пархоменко. Силами военнослужащих в конце 1930-х годах была построена железная дорога Новоград-Волынский - Житомир. За короткий период в районе Ново-Звягеля и возле железнодорожного вокзала были созданы "военные городки". Бывший дом помещика Мезенцева также перешел в распоряжение военных. Неподалеку от него в 1936 -37 гг были построены Дом Красной Армии и госпиталь. Вдоль правого берега реки возник комплекс фортификационных сооружений, а в районе госпиталя - еще один мост через Случь. При этом был варварски уничтожен кладбище в с.Лубчиця, также как и старинное кладбище Преображенского прихода напротив городского сада (в связи со строительством хлебозавода). В 1933 г., во время строительства дома-общежития по ул. Советской, 11, как фундамент использовались могильные плиты с кладбища Троицкого прихода.

В рамках кампании по борьбе с религией по приказу местных властей были сначала закрыты, а к середине 1930-х гг снесены большинство храмов Новограда-Волынского. Особенно трагичным в этом отношении был 1935 год, когда на рассвете 23 июня от взрывов были полностью разрушены собор и костел. Такая же судьба ожидала и Большую синагогу. Но из-за того, что рядом с ней находилось множество жилых домов, ее подвергли разрушению, а превратили в мастерскую по вулканизации шин.

В течение 1930-х гг были прорезаны и застроены новые улицы в разных частях города: Кирова, Ярунская (Лянгуса), Средняя Ярунская (Боженко), Малая Ярунская (Тельмана), Л.Украинки, Перекопская, 8 Марта, Коростенская, Красный Поселок ( Огородникова), Пионерский переулок и др.. Выросли в длину улицы Пушкинская и Больничная. В то же время короче стали улицы Александровская (Пархоменко), К.Либкнехта, Бухарина (Островского), Рибаковая (Урицкого), части которых отошли военным частям. Из районов военного строительства отселялись жители, которые вынуждены были поселиться на новозабудованих улицах.

Среди новостроек того времени следует отметить так называемый "дом совпартактиву" ( 1932 г.) по ул. И.Франко, 32, трехэтажный жилой дом ( 1938 г.) по ул. К.Маркса, 4, общеобразовательные школы № 2 ( 1935 г.), № 3, 5, 9 (все - 1938), новая городская баня (около 1933 г.) по ул. Щорса, склады по ул. Вокзальной, 2 (1936 г.), новые корпуса больницы (1938 г.). В здании бывшего театра им. Троцкого была создана мебельная фабрика, а на территории бывшего винного очистного склада в 1932 г. организовали МТС (ныне - авторемзавод). В 1941 г. был близок к открытию новый кинотеатр в центре города.

Газета "Социалистическое Полесье" в заметке от 7 ноября отмечала большие преобразования, произошедшие в облике города: устройство сквера с памятником Ленину на месте Сенной площади с базаром, детского дома в бывшей лютеранской кирхе, детской библиотеки № 1 в одной из малых синагог по ул. К.Маркса. Население Новоград-Волынского по переписи 1939 г. составляло 23 700 жителей.

В годы Второй мировой войны были разрушены мост через Случь, хлебозавод, дома бывшего уездного казначейства и Большой синагоги, дом Беруля и др.. Сгорело множество деревянных домов. Разграблен был еврейское кладбище, с которого было снято большое количество могильных плит для ремонта дорог. В 1945 г. жилой фонд города насчитывал 1345 домов. Из них 17 были двухэтажными, 2 - трехэтажными, 1 - четырехэтажным, остальные - одноэтажными. Из 848 частных домов лишь 8 были кирпичными, другие - деревянными. Среди жилых домов лишь 0,3% имели водопровод и лишь 25,2% были электрифицированы. Преобладали дома дореволюционных времен (751 в 1950 г.).


1.5. Послевоенная модернизация

В первые послевоенные годы был отремонтирован мост на Житомирском шоссе. Однако попытка восстановить мост в районе госпиталя не увенчалась успехом (временный деревянный настил разобрали местные жители). В 1950-х гг строились многоэтажные дома для рабочих машиностроительного и авторемонтного завода, а также для военнослужащих. Одновременно ускоренными темпами осуществлялось строительство частных жилых домов в разных частях города, где возникли новые улицы и переулки: Куйбышева, Чернышевского, Сталина (Ломоносова), переулок Л. (ул. О.Пчилки), Калинина, Глинки, Мичурина, Циолковского, Красноармейский переулок, Толстого и другие. К началу 1960 г. насчитывалось уже 34 двухэтажных, 5 трехэтажных, 10 четырехэтажных жилых домов и 1 "пятиэтажки". К этому времени почти втрое увеличилось число частных домов (до 2600), причем среди них значительно возрос удельный вес каменных и кирпичных домов (276). Впервые появились в домах водяное отопление, ванные, сжиженный газ (в 1957 г. газ получили 222 квартиры, а в 1960 г. им пользовались примерно в 7 тысячах квартир). В 1956 г. в государственном секторе жилая площадь была электрифицирована на 94,1%. В этом же секторе на 1.01. 1960 г. 35,6% жилой площади было обеспечено водопроводом. Успешно развивался городской транспорт: в 1960 г. городом курсировало 13 автобусов (в 1950 г. был только 1 автобус на весь город). В состав города вошло бывшее село Лубчиця и хутор Лидовка. Население Новоград-Волынского в 1959 г. составляло 27,6 тыс. человек.

В первой половине 1960-х гг были возведены многоэтажки по ул. Свободы, III Интернационала, К.Маркса, универмаг в центре города, завод продтоваров, открыт новый рынок. Во второй половине 1960-х - начале 1970-х годов "пятиэтажками" застроили центр города, пересечение улиц Пушкина и Гагарина, район машиностроительного завода, а также частично правобережная часть города. На бывшей базарной площади был воздвигнут Дворец культуры, а на ул. Ленина - здание местной администрации. На северной окраине города построили новый мясокомбинат, один из крупнейших в то время в Украине. После переезда на окраину города автопредприятия был открыт доступ к руинам древних руин замка, объявленных памятником истории и взят под охрану государства. В состав города вошли бывшие села Смолка и Ржаткивка, а также район гранитного карьера.


1.6. Современная застройка

В конце 1970 -х - начале 1980 -х годов началось строительство 9-этажных домов на углу улиц Ленина и Пушкина, а также у нового Дворца культуры, где в то время сформировалась площадь, названная в честь Л. Украинской. На этой площади в 1987 был установлен из красного гранита памятник великой украинской поэтессе. В конце 1980-х годов была реставрирована крепостная стена и одна из ее башен, а территория, примыкающая к ней, была благоустроена и превращена в зону отдыха. В это же время началась массовая застройка нового жилого массива частных домов в микрорайоне Смолка между ул.50 лет Октября и рекой Случь, которая продолжается до сих пор. В 1991 г. возведен новый костел. В первой половине 1990-х гг, благодаря совместным усилиям болгарских строителей и германских фирм, на северо-восточной окраине города появился новый жилой массив для семей военнослужащих, состоящий из 9-этажных домов, средней школы № 11, предприятий торговли и сферы обслуживания. В середине 1990-х годов в город пришел с проложенного к нему трубопровода природный газ.

Массовая застройка Новограда-Волынского в послевоенный период улучшила жилищно-бытовые условия горожан. Многие улицы были заасфальтированы, освещены, расширилась их проезжая часть. Появились новые зоны отдыха. После появления в центральной части города однообразных пятиэтажек его архитектурный стиль, ранее сохранял своеобразие, становился "безликим". Среди снесенных зданий было немало памятников истории и архитектуры: бывшие дома Мармер и Шульца, гостиница Гемерила, дом ксендза и костельный дом на пл. Л.Украинки, кирха по ул. Чехова, дом священника Захарьевича по ул. И.Франко, торговый дом Клейна по ул. Р.Люксембург, мужское высшее начальное училище и др..

  • Площадь Леси Украинские

  • Центральный вход в парк культуры и отдыха

  • Фонтан в сквере над рекой Случ

  • Работы по восстановлению храма


2. Исторические памятники

Величайшие исторические архитектурные памятники:


3. Настоящее

Современный Новоград-Волынский занимает площадь 2667 га, из которой застроено 2053 га. Как показал последний перепись, численность его населения в декабре 2001 г. составляла 56555 человек. По данным местной топонимической комиссии, в 1997 г. в городе насчитывалось 344 улиц, переулков и площадей.

В 10 км от города проходит нефтепровод "Дружба" с нефтеперекачивающей станцией в селе Чижовка. В 5 км от города находится нефтеналивная станция для скачивания нефтепродуктов в железнодорожные цистерны, терминалы для хранения нефтепродуктов.

Основные объекты производственной и не производственной сферы: 21 промышленное предприятие, 5 транспортных организаций, 9 строительных организации, 52 предприятия торговли, 38 общественного питания, 62 предприятия сферы услуг, 12 школ, 4 высших учебных заведения, 3 клубные учреждения, 9 библиотек, 2 музея, музыкальная и художественная школы.

Приоритетные виды деятельности: переработка молока, добывающая (щебень), микробиологическая (ветеринарные препараты), пищевая (производство столовых вод), строительная (производство строительных материалов), деревообрабатывающая (изготовление мебели).

Продукция, услуги, которыми славится город: хлеб, хлебобулочные изделия, мясо, мясопродукты, питьевая вода, медпрепараты, одежда, мебель и столярные изделия, продукция машиностроения, продукция для строительства (камень, щебень, железобетонные изделия).


4. Персоналии

История Новоград-Волынского тесно связана с именами выдающихся людей, которые играли значительную роль в истории Украины.

Памятник в честь 750-летия города

5. Города побратимы и партнеры


Источники

Примечания

  1. Главное управление статистики в Житомирской области - www.zt.ukrstat.gov.ua/
  2. Тинченко Я. Офицерский корпус Армии Украинской Народной Республики (1917-1921): Научное издание. - К.: Темпора, 2007. - 215 с. ISBN 966-8201-26-4

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам