Новое партнерство для развития Африки

Новое партнерство для развития Африки, НЕПАД (Ne w P artnership for A frica's D evelopment, NEPAD) - это программа по преодолению маргинальности, слаборозвинености, конфликтов и низкого уровня управления на Африканском континенте.

Принятая в 2001 г. на саммите Организации Африканского Единства в Абудже ( Нигерия), она стала главной официальной программе развития Африки. В 2003г. NEPAD было инкорпорированы в структуру Африканского Союза, а в 2009 году завершился процесс институционализации программы в специальное учреждение организации.

Инициаторы: Нигерия, Алжир, Сенегал, Египет и Южно-Африканская Республика. NEPAD - чисто африканская инициатива, которая вобрала в себя лучшие идеи современности и попыток прошлого. Эта "дорожная карта" тесно связана с идеями "африканского ренессанса", которые первым озвучил Нельсон Мандела.

Приоритеты NEPAD: инфраструктура, технологии связи, здравоохранение, сельское хозяйство. Стратегические задачи программы: сокращение вдвое масштабов бедности в 2015г., А также добиться 7% роста экономики на африканском континенте.

Главные условия для выполнения NEPAD: мир, безопасность, демократия, качественное административное управление, повышение уровня экономического управления, региональное сотрудничество и интеграция.

NEPAD как средство преодоления межафриканских противоречий: выполнение этой программы позволит странам Африки объединиться для преодоления вызовов мировой экономики и глобального мира. Предполагает максимальное использование собственных экономических возможностей. В качестве главной программы Африканского союза, NEPAD выступает главным средством достижения поставленных этой организацией стратегических долгосрочных целей: преодоление отсталости и бедности, устранение очагов конфликтов, экономический рост, широкомасштабная интеграция внутри континента. Наличие в программе механизма контроля за их выполнением, предусматривающий широкое участие различных слоев общества и международных наблюдателей - путь к преодолению коррупции и злоупотреблений в ходе выполнения программы. Привлечение существующих субрегиональных организаций выступает в качестве как вспомогательного фактора успешного выполнения, так и дополнительного рычага контроля.

NEPAD как средство общения Африки с окружающим миром предполагает широкое привлечение прямых иностранных инвестиций. Программа была поддержана ООН и ее учреждениями, Большой восьмеркой (саммит в Кананаскисе, Канада), Европейским Союзом. Вместе с тем наблюдается усиленное внимание к программе со стороны традиционных партнеров африканских стран.

Можно констатировать, что на современном этапе NEPAD стал воплощаться в жизнь и приносить реальные дивиденды его участникам. В сфере безопасности место заняла программа демобилизации детей и женщин, участвовавших в региональных конфликтах, а также их переадаптация и переквалификация. Воплощены ряд проектов по береговой охраны стран Западной и Южной Африки. В сфере развития инфраструктуры Всемирный банк в 2006г. выделил финансирование таким проектам как освоение водных ресурсов реки Сенегал, создание электросети в Западной Африке, а также ряде экономических и инфраструктурных проектов на сумму 1,12 млрд. долл.. США. Международный фонд сельскохозяйственного развития в 2006г. финансировал 14 проектов в Африке на сумму 224 млн. долл. .. США. Международный Валютный Фонд широко поддерживает инициативы NEPAD на региональном, национальном и местном уровнях (инновации, озеленение, маркетинговые стратегии).

Франко-африканские отношения в рамках NEPAD - концептуальные основы нового партнерства. Концепция участия Франции в программе - "La France, partenaire du NEPAD", определяет масштабы (72 млн. евро в 2004г.) и приоритеты французской помощи в ее осуществлении. Франция берет на себя роль представителя ЕС в NEPAD.

Трудности осуществления NEPAD: привлечение меньшинства африканских стран, неизвестность плана широкой общественности, человеческий фактор (или африканские лидеры останутся верными своим обещаниям), противоречия вокруг неолиберальной модели интеграции континента в мировую экономику. Открытыми также остаются вопросы финансирования проекта, ведь базовая для его выполнения сумма в 64 млрд. дол. намного превышает суммы обещанные мировым сообществом, даже при условии списания большинства долгов этим странам.


Источник ссылки