Надо Знать

добавить знаний



Новороссия



План:


Введение

Новороссия

Новороссия ( рус. Новороссия ) - Историческое название территории вдоль Азовского и Черного морей, которая охватывает южную часть современной Украина ( Донецкая, Днепропетровская, Запорожская, Николаевская, Херсонская, Одесская, Луганская области) и южную часть европейской части современной России ( Краснодарский, Ставропольский край, Республика Адыгея, Ростовская область). Новороссия состоит из таких исторических украинских земель: Прибужжя, Кубань, Поднепровья, Запорожье и другие.


1. Колонизация Северного Причерноморья

Название Новороссия после уничтожения Запорожской Сечи для земель Войска Запорожского и всей Южной Украины ввел царское правительство. Она была калькой с названия "Новая Греция", и употреблялось по аналогии с названием Малороссия. Этот термин возник в результате того, что на землях Южной Украине создана была в 1764 г. Новороссийская губерния. До включения этих земель в состав Российской Империи о них правительством Польско-Литовского государства употреблялось название Дикое Поле.

Несмотря на то, что многие регионы Юга Украины уже были заселены украинским, после перехода под власть Российской Империи в ходе войн с Крымским ханством и Османской Империей, в конце 18 века началась "колонизация Новороссии" под руководством князя Потемкина, которому были даны для этого почти неограниченные полномочия. Земли давались русским помещикам, которые привозили с собой крепостных из центральной России, немецким, сербским и греческим колонистам. Иностранных поселенцев, украинская воспринимали в основном как осадников на их землях. Одной из причин были немалые привилегии, которыми пользовались иностранцы. Согласно документу "План о Заселение Новороссии ...": колонисты освобождались от рекрутчины, им было разрешено продавать соль и водку, проводить внутреннюю и внешнюю (с Россией, Крымом, Валахии, Молдовой) торговлю без уплаты пошлины [1]. Иностранцы, которые жили в военных поселениях и находились на военной службе, получали ежегодно 30 руб., Запорожцы же (те, которые согласились с такой службы) - только 12. И при этом украинское население должно еще "всячески помогать" иностранцам в колонизации. Этот "План" никак не учитывал интересы украинского населения, и даже больше - за ним выходило так, будто Новороссия была "пустыней, без людей, обычаев, права, где все нужно было создавать заново". Однако, несмотря непривилегированные сравнению с иностранными колонистами положение именно украинской, имея абсолютное превосходство в численном отношении, играли ведущую роль в заселении и освоении земель юга Украины. По исследованиям В.П. Семенова-Тян-Шанского населения края состояло в основном из Украинской (42,4%) и россиян (31,8%). [2] Делалась также попытка поселить на этих землях еврейских колонистов. Было основано много новых городов, таких как Екатеринослав (сейчас Днепропетровск), Олексндривськ (сейчас Запорожье) Николаев, Херсон, Одесса, Новороссийск.


2. Заселение Новороссии

Освоение и заселение Нижнего Поднепровья иммигрантами началось с конца XVI века, а со второй половины XVIII века переросло в движение, занимавший одну из ключевых позиций в политике Российской империи на приграничных территориях до 60-х годов XIX века. Переселение общин имело важное значение для экономического, политического и культурного развития Северного, огромные территории которого были практически не заселены из-за опасности военного вторжения со стороны Речи Посполитой и Османской империи, а также постоянных нападений татарских орд, кочевавших в южных степях. Политика благосклонного отношения царской власти к переселенцам ведет свое начало еще со времени Петра I. Но настоящая законодательная база относительно иностранных подданных начала формироваться во время правления Екатерины II. Сразу подчеркнем, что среди иммигрантов, поселялись на украинских землях выделяется на две наиболее многочисленные группы: во-первых, это переселенцы из стран Балканского полуострова и Подунавья, так называемые "задунайские переселенцы" и, во-вторых - переселенцы из стран Западной Европы, так называемые "иностранные колонисты". Эти две группы одинаково состояли из иностранных переселенцев, после переселения становились подданными Российской империи, но они имели ряд отличий в своем правовом статусе как с местным населением, так и между собой.

Количество общин, переселяются в Украину, увеличивается после издания Манифеста Екатерины II (1762-1769) от 4 декабря 1762 "О позволения иностранцам выходить и селится в России и в свободном возвращение в свое отечество русских людей, бежавшей за границу", который узаконил привилегии иммигрантов. Но сразу подчеркнем, что Манифест и другие законодательные акты были направлены прежде всего на то, чтобы привлечь для переселения в Российской империи зажиточных хозяев из Западной Европы. Именно для них российские законодатели вырабатывала устойчивую систему льгот и привилегий, тогда как для представителей славянских народов обещания льгот во второй половине XVIII века носили больше декларативный характер, хотя они также подпадали под действие манифестов и указов правительства. Сенатский указе от 9 июня 1763 "О позволения иностранцам, выходящих в Россию, строить и содержать по их законам церкви в тех местах, где они селится пожелают" имел целью усиления переселенческого движения армянських купцов и ремесленников, которых правительство считало очень полезными для роста экономического благоустройства края.

Подробные условия переселения "всех желающих" были опубликованы в манифесте "О позволения всем иностранцам, в Россию вьезжающим, поселятся в которых губерниях, они пожелают, и о дарованных им правах" от 22 июля 1763 года. В его 10-ти пунктах с множеством подразделений излагались льготы, которые предоставлялись российским правительством иностранным колонистам "благодаря тией пользы, которую государство будет иметь". В Манифесте 1763 оговаривались условия переселения. Всем иностранцам было разрешено переселяться по желанию в любое губернию. Для этого иммигрантам нужно было появиться в "Канцелярию опекунства иностранцев", а также к любого губернатора приграничной губернии. Те, которые не имели средств для переселения, должны были обратиться к министров и послов за рубежом, где им немедленно должны были дать деньги на расходы по переселению и отправить в Российской империи. На границе переселенцы не платили пошлину за те предметы, которые они провозили для своих нужд.

Иммигрантам предоставлялись права и льготы. Они могли отправлять богослужение свободно, по своим обрядам и исповедовать свою религию. иммигранты не должны были платить никаких налогов в казну и не выполнять каких-либо обычных или чрезвычайных служб. Все иностранные иммигранты навсегда освобождались от обязательной военной и гражданской служб. Если же кто-то из иммигрантов пожелал бы, чтобы ему были предоставлены и другие льготы, не указанные в Манифесте, он мог обратиться в "Канцелярию опекунства иностранцев", где лично или письменно узнать, возможно ли удовлетворение желаний.

Для тех, переселялись со своими семьями на незаселенные и необработанные земли, предоставлялись льготы на 30 лет. Для тех, переселившихся в города, - льготы на 5 лет. Всем иммигрантам предоставлялась помощь деньгами, скотом, материалами для строительства, семенами, орудиями труда и другим. Те, которые переселялись целыми колониями, могли иметь внутреннее самоуправление.

На основе императорских указов был разработан пакет законодательных актов, в который вошли следующие документы: имена "Об учреждении Канцелярии опекунству иностранных" от 22 июля 1763 года, "Инструкция Канцелярии опекунству иностранных об обязаннастях эс при выходе в Россию и поселенниы иностранцев" от 22 июля 1763 года, "высочайше утверждена" доклад Сената от 19 мая 1764 "О размежевание земель, назначенных для поселения выезжающих иностранцев", "высочайше утвержден" доклад Сената от 13 апреля 1764 "О принятия в Коллегии Иностранных дел и ес Контора прошений от иностранцев; о даче на свободное в России жительство и на проезд в разные места указов на простой бумаге и без платежа положенных печатных пошлин "," высочайше утверждена "доклад президента Канцелярии опекунства иностранцев графа Орлова от 28 сентября 1764" О невзысканиы пошлин с привозимых иностранными колонистами товаров на сумму не свыше 300 рублей "," высочайше утверждена "доклад президента Канцелярии опекунства иностранцев графа Орлова от 3 ​​октября 1764" О невыдаваниы денег вперед вызывателям иностранцев для поселения, без поручительства ". Была разработана также и форма, по которой заключались договоры с вызывающими на поселение в Российской империи иностранцами, 17 ноября 1764 эта форма была "высочайше утверждена".

Для подтверждения прав иностранцев, переселялись в Украину, в 1764 году был разработан "План о раздаче в Новороссийской губернии земель к их заселению". Согласно этому "Планом" и другими правительственными указами в Новороссии разрешалось селиться людям всякого звания, однако главной целью правительства было переселение состоятельных хозяев.

В "Плане" описываются условия, права и льготы иммигрантов. До переселения в Российскую империю и до поселения на государственных землях допускались исключительно хорошие земледельцы, виноградари, шовководы, скотоводы, особенно пастухи, а также сельские ремесленники. До переселения никого не пидговорювалы и не склоняли, а также не предназначались для этого, как было раньше, особых комиссаров. Из тех, которые желали переселиться, образовывались партии от 20 до 30 семей, из их среды на время переезда назначали старшину. Миссии не давали иммигрантам никаких ссуд и платили только за суда или подводы.

Государственные повинности колонисты обязывались нести после окончания льгот наравне с теми российскими подданными, между которыми они поселены, исключая повинности: рекрутскую и военных постоев, от которых они свободны навсегда за Манифестом 1763 года. Иммигрантам выдавались кормовые со дня прибытия в Российскую империю по 10 копеек взрослым и по 6 копеек детям, а со дня прибытия на место, к первому собственного урожая, от 5 до 10 копеек каждому человеку, судя по цене жизненных припасов на строительство домов, покупку скота и вообще хозяйственное обзаведение - до 300 рублей на семью. Эти деньги выплачивались после окончания льготных лет в следующие 10 лет. Для предоставления всевозможных льгот и защиты колонистов они перепоручались "Канцелярии опекунства иностранцев".

Польза от переселения иностранцев в Российскую империю, по мнению правительства, была в том, что:

  • после окончания льготных лет правительство будет получать поземельные налоги;
  • страна освободится от татарских нападений, благодаря тому что иммигранты будут помогать правительственным силам;
  • будет предупреждена возможность создания отрядов гайдамак, на нападения которых часто жалуются соседние государства;
  • малоимущие украинский жители воздержатся от побега во владение запорожских казаков;
  • будут нанесены убытки прусскому королю в прибылях и в снабжении войска новобранцами.

Как видим, вызов колонистов обуславливался комплексом внешнеполитических и внутренних задач царского правительства.

Так в результате постоянного совершенствования законодательства Российской империи в отношении иммигрантов в 60-х годах XVIII века происходит ряд переселений небольших общин в Украине. В 1764 году 28 болгар поселилось на землях Киево-Братского монастыря, получив по вышеуказанным законодательными актами статус "иностранных поселенцев", в котором они находились до 1800 года, до перевода в разряд государственных крестьян им давали 15 десятин налогооблагаемой земли на человека. В 1765 году 38 болгар из села Богданов Дол, расположенного вблизи Софии, бежавших от притеснений и насилия "бусурманского", прибыли в Киев и поселились на его окраине в селе Борщаговке у болгар - переселенцев 1764 года, где занялись огородничеством и ремеслами.

Растет количество сел и хуторов и на бывших землях Новосербии и Новослободского полка. В 1765 году сотник слободы Добрянка Табанець создал хутор на речке Ольшанке. Увеличивается и число переселенцев на запорожских землях, чему способствовал изданный Сенатом "Приказ выборным Войска Запорожского в комиссии проекта Нового уложения" от 23 июля 1767 года, в 8 пункте которого говорилось, что в Войска Запорожского принимались представители разных наций. Список торговцев Нежина, составленный в 1769 году, в котором указаны фамилии и место рождения купцов, свидетельствует о том, что в настоящее время большинство торговцев Нежинской купеческой колонии составляли греки и болгары.

С целью быстрого заселения Южной Украины после заключения Кючук-Кайнарджийского мира 1774 года, в результате которого Россия получила земли между Днепром и Бугом и выход к Черному морю, выдается согласно "Плану о раздаче в Новороссийской губернии казенных земель" 1764 года, "Указа о комплектовании гусарских и пикинерского полка 1776" и других правовых актов переселенцы посредством предоставления различных льгот приверталися для поселения в Новороссии.

Права и льготы переселенцев в Украине подтверждались в Манифесте 1785 года, что приглашал иностранцев переселиться в Российскую империю. В Херсонском государственном архиве хранятся "прошение" сербских и болгарских офицеров по предоставлению земель для их заселения, которые видносятся до 1775-1783 годов, это "Указы Новороссийской Губернское канцелярии об отвод земель полковник Далматского гусарский полк Стойкова. План дачи Стойкова. Описи документальных материалов, преданиях из архива Вознесенской и Екатеринославской межевых экспедиций "," доношение и рапорта офицеров об отвод земель на територии бывший Запорожской Сечи "," Указы Новороссийской Губернское комиссии, об отвод земли офицерам "," Указы Новороссийской Губернское комиссии, рапорта межевщиков и билеты на право владения землей ". Если земля не заселялась, ее отбирали, как, например, у прапорщика Войкова, который должен 1400 десятин земли в Добрянском округе, была отведена 17 октября 1777, а отобранная в 1783 году. Довольно часто возникали споры между государственными крестьянами и помещиками. Если переселенцы селились на незаселенных землях и между ними и владельцами этих земель возникала конфронтация, как, например, в случае, когда большая община албанцев поселила на незаселенные земли помещика Ржевского, тогда правительство предоставляло помещику другие земли, оставляя заселены переселенцам. Постоянно издавались приказы не препятствовать переселенцам, а оказывать им всяческую помощь. Эти переселенческие процессы продолжались и в начале XIX века. Об участии переселенцев в торгово-экономических связях свидетельствуют "Данные и рапорта начальника Дубоссарского сухопутного карантина о прибывших из-за границы".

Таким образом, в основе колонизационной политики российского правительства возможно проследить четко оформленные интересы по отношению к иммигрантам из-за Дуная. Они определялись, в основном, такими задачами:

  • Необходимостью заселение новых земель.
  • Необходимостью создания на базе переселенцев социальной опоры.
  • Желание и закрепить свои позиции на международной арене, особенно в Балканах.

Эти задачи царского правительства уже с самого начала обусловили статус выходцев из-за Дуная (иммигрантов, военных переселенцев), как особой категории земледельческого населения, граждан Российский империи, подданных ее императорского величества". Однако их социально-правовое положение было юридчно зафиксировано лишь в 1819 году.

В высших кругах Российского государства на протяжении многих лет обсуждался вопрос о правовом статусе переселенцев, создание региональной системы управления переселенцами и различные планы их устройства.

Так, сначала пытались включить их в состав Бугского казачьего войска, затем предоставить им право пользоваться "всеми преимуществами и покровительством законов, естественным российско-подданным принадлежащие" - то есть, чтобы переселенцы получили статус государственных крестьян. За императорскими указами переселенцы, которые сначала получали статус иностранных поселенцев, также переводились в состояние государственных крестьян, как, например, иммигранты-болгары, которые поселились возле Киева за "высочайше" утверждение докладом Сената от 2 июля 1800 года "Об исключения поселившыхся в Киевской губернии болгар из числа иностранных поселенцев, и в причислениы их в звание казеных крестьян ".

В то же время были предложения использовать переселенцев как крепостных в имениях помещиков в малозаселенной Новороссии. С этой целью предпринимались попытки переселения из Молдавии, Валахии и Бессарабии в Херсонскую и другие губернии Новороссии. Только массовые выступления иммигрантов остановили этот процесс.

Промедление правительства в решении вопроса о юридическом оформлении прав колонистов и их бытовое устройство было обусловлено рядом субъективных и объективных факторов:

  • Правительство не мог сосредоточиться на решении этой пробемы в связи с войнами.
  • Созданные в Петербурге органы управления колонистами не справлялись с поставленными задачами из-за несогласованности действий с местными органами управления, слишком широкого диапазона поставленных задач, недостатка кадров.

Так, создана раньше в Петербурге Канцелярия по опеке иностранцев в 1797 году вошла в состав "Экспедиции государственного хозяйства опеки иностранцев и сельского хозяйства". В апреля 1800 года вновь произошла реорганизация "Экспедиции". В ее составе было образовано Контору по опеке новороссийских иностранных поселенцев. Контора занималась расселением и управлением переселенцев, предоставлением им земли, изданием займов, ведением судебных дел, осуществлением казенных сборов. Во главе Конторы стоял главный судья, который был забовьзаний ежегодно объездить колонии и знакомиться с состоянием дел. Ему помогали секретарь, бухгалтер и два канцеляриста. Но Контора по опеке новороссийских иностранных поселенцев не могла справиться с поставленными задачами: обеспечить ожидаемую централизованность и самостоятельность управления иностранными колониями. Неопределенность социально-экономического и правового положения иммигрантов использовалась местным боярством, которое пыталось превратить их в зависимых крестьян.

В общем, период до 1806 года характеризуется стихийностью миграционного процесса, отсутствием конкретного плана экономического устройства переселенцев, а это, в свою очередь, привело к социальному конфликту между иммигрантами и местными аристократией, апогей которого возможно проследить в 1815-1816 годах.

Итак, государственная колонизация Южной Украины за счет иммигрантов свои корни ведет с конца XVII века, но прочные правовые основы политики царизма относительно иностранных переселенцев были заложены в 60-х годах XVIII века. В 1762 году правительство Екатерины II издает манифест, в котором вызывает иностранцев для поселения в Российской империи. При правительстве с этой целью создается особый аппарат, возглавляемый Канцелярией опекунства иностранцев. В образованных ранее поселений иностранцев, находящихся на землях военных округов Новосербии, Славяносербии и Бугского казачьего войска присоединяется целый ряд поселений, основанных сербами, болгарами, молдаванами, греками, венграми, немцами, албанцами и другими.

На протяжении полутора веков, начиная с первого десятилетия XVIII и до середины XIX веков, законодательная политика Российской империи, в состав которой входила почти вся территория современной Украины, в отношении представителей различных национальностей находилась в состоянии формирования. Состояние иностранных колонистов фактически возник во второй половине XVIII века в связи с политикой российского правительства по привлечению иностранцев к колонизации новых территорий, одной из которых была и Южная Украина. Еще в 1760-х годах по манифестами Екатерины II переселенцы из-за рубежа получили определенные гарантии и льготы. Это было целесообразным, поскольку в Российской империи существовал крепостнический строй и переселенцы требовали юридических гарантий от возможного закрепощения. А экономические льготы должны были помочь колонистам быстрее наладить свое хозяйство. Переселенцы, которые поселились в Украине во второй половине XVIII века, с самого начала переселения находились в неравных условиях. Западноевропейские колонисты, вызванные российским правительством, получали от него законодательно закреплены льготы и привилегии, а также крупные земельные наделы, все это придавало их колониям возможность быстрого экономического роста. Статус этой группы переселенцев на протяжении второй половины XVIII - XIX веков оставался неизменным и это был существенный фактор стабильности, который также способствовал укреплению хозяйств колонистов. Рядом с государственной колонизацией, которая включала в себя переселение иностранных жителей в Украине, а также государственных крестьян из густонаселенных губерний, проходила помещичья колонизация, в которой объектом переселения выступали крепостные крестьяне тех дворян, которые получали земли в Новороссийском крае. Но наибольший интерес представляют переселения представителей балканских народов и свободных крестьян Среднего Поднепровья и Дона, которые были вызваны совокупностью политических, социальных и экономических причин. Перед переселенцами этой группы стояли прежде всего военно-стратегические задачи защиты края от вторжений захватчиков, и обусловливали их правовой статус, что на протяжении веков претерпел значительные изменения. Сначала их причислили к стану поселян, казаков, государственных крестьян, потом военных поселенцев, южных поселян и свободных крестьян. Государственная политика в этой категории населения менялась в зависимости от планов правительства. Например, довольно частыми были случаи, когда вызванных на поселение иностранцев сразу после прибытия в Российской империи включали не до состояния иностранных колонистов, а "записывали на службу". О таких действиях говорится в "высочайше утвержденной" доклада президента Канцелярии опекунства иностранцев графа Орлова от 28 февраля 1767 года "О правилах для вызываемых полковником Филлиповским и собой выходящих через Киев иностранцев": "желающих на службе, особо холостых не только записывать, но и склоня ".

Таким образом, на территорию Украины, в основном в ее южной части, в течение XVIII - XIX веков переселялись не только единичные, разрозненные группы беженцев, а главным образом крупные сельские общины, которые на зосвоюваних землях образовывали новые поселения. Правовой статус, права и льготы различных слоев населения определялись рядом ордеров, указов, манифестов и законов - целым рядом юридических актов российского правительства. Иммигранты переселяясь к югу Украины, принимали подданство Российской империи. Они приобретали гражданство Российской империи путем оптации, т.е. переселенцы выбирали гражданство на основании международных соглашений, которыми в то время были мирные договора между Российской и Турецкой империями. Право на оптацию, как правило, касается больших групп людей и возникает при переходе территории от одного государства к другому, но каждый человек должен самостоятельно принять решение в течение установленного для оптации определенного времени. Правовое регулирование миграционных процессов в Северном Причерноморье со стороны государства выражалось в создании нормативно-правовой базы для переселения иностранцев, принятия ими подданства Российской империи и закрепления их правового статуса, создание особых административных органов для организации переселений и "опеки" переселенцев.


3. Новейшая история

При создании Украинской ССР большая часть территории, которая имела название Новороссии была включена в ее состав. Кубань была включена в состав Российской СФРР, Шахтинский и Таганрогский округа Донецкой губернии, где украинская составляли 71,5% от всего населения впоследствии были переданы РСФСР. 1954 года, учитывая территориальную близость, общность экономики и тесные хозяйственные связи Крымская область была передана в состав Украины, хотя большинство населения было русским.


Примечания

  1. Наталья Полонская-Василенко. История Украины. Украина под оккупацией России в XVIII веке - www.vesna.org.ua/txt/polonska/istukr/9.htm
  2. Игорь Гуров. Новороссия земля руссоукраинцев. "Обозреватель". № 2 - 3, февр.1992 - karty.narod.ru / great / nvr / nvr.html

Источники

п о р Регионы расселения украинский
Бойковщина Берестейщина Бессарабия Буджак Буковина Волынь Галичина Гуцульщина Дикое Поле Донщина Едисан Желтый Клин Задунавья Закарпатье Закерзоння Запорожье Западное Полесье Зеленый Клин Киевщина Крым Кубань Курская Лемковщина Левобережная Украина Малиновый Клин Мармарощина Надбужжя Приднестровье Надпорожье Надпруття Надросся Надсяння Причерноморье Новороссия Ополье Подляшье Поворскля Погорина Подесенье Подолье Подинцивья Поднепровья Подонья Подунавья Покуття Полесье Полтавщина Низовья Посулля Правобережная Украина Приазовье Прибужжя Прикарпатье Приорелья Присамар'я Пряшивщина Расточье Сиверщина Серый Клин Слобожанщина Ставропольщине Стародубщина Таврия Терщина Холмщина Красная Русь Черниговщина
Герб Украины

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам