Надо Знать

добавить знаний



Новый курс



План:


Введение

Слева вверху: Подписание документов о создании государственной корпорации Администрация долины Теннесси ( англ. Tennessee Valley Authority ), Части плана реализации Нового курса, май 1933.
Справа вверху: Президент Франклин Делано Рузвельт, основатель и идеолог программы Нового курса.
Внизу: Общественные работы на фреске посвященной Новому курсу.

Новый курс ( англ. New Deal, дословно - "Новое соглашение" ) - Мероприятия по внедрению централизованного планирования и стимулирования экономики США, которые осуществлялись администрацией президента США Франклина Делано Рузвельта для преодоления Великой депрессии в период между 1933 и 1940 гг [1] [2]

Ни сам президент Рузвельт, ни его ближайшее окружение не имели какого-либо конкретного плана действий. "Новый курс" представлял собой, по сути, комплекс отдельных, не всегда связанных между собой мероприятий и идей, которые предлагались чуть ли не ежедневно. Как правило, некоторые из них наскоро утверждались Конгрессом, а затем ложились в основу президентской программы. Термин "Новый курс", подхваченный газетчиками и разрекламированный окружением Рузвельта, имел скорее пропагандистское значение [3] [4].

Когда Франклин Рузвельт пришел к власти, американцы были чуть ли не в отчаянии. Никто не мог взять кредит. Безработица достигла 25% и даже больше в крупных индустриальных машиностроительных центрах. Аграрный сектор переживал еще более острую кризис. Фермеры не могли продать свою продукцию. Серия пылевых бурь ( англ. dust bowl ) Нанесла аграриям колоссальные убытки, заемщики тысячами теряли права на землю и недвижимость [5] Безработица оставалось на крайне высоком уровне даже в 1939 г., и начало сокращаться только начиная с 1941 г. [6]


1. Предпосылки

Кредитный кризис, который начался после обвала на Нью-Йоркской бирже в октябре 1929 г., привела к нарастанию в США, а затем и во всем мире глубокого экономического, а затем и политического кризиса. Попытки американских властей поддержать промышленность США протекционистским пошлиной, вызвали цепную реакцию в ведущих странах мира, что привело к обвалу внешней торговли и столкнула экономику в депрессию [8] [9].

При этих обстоятельствах в ноябре 1932 г. очередные президентские выборы. Победу на выборах одержал представитель демократической партии Франклин Рузвельт, который выступил с программой "Нового курса".

2 июля 1932 г. Франклин Делано Рузвельт согласился баллотироваться в президенты США от Демократической партии и пообещал "новое соглашение с американским народом". Это выражение стало определением программ экономической политики и президентского курса Рузвельта по выходу из Великой депрессии [10].


2. Антикризисная политика в мире

Европа

  • Великобритания не смогла сформировать государственной политики стимулирования экономики, как следствие в 1931 г. лейбористы проиграли выборы в парламент и к власти пришла консервативная коалиция. Массовых программ из государственного стимулирования экономики, подобных "Нового курса", Великобритания не проводила.
  • Франция переживала очередной политический кризис Третьей республики; Народный фронт, который сформировал правительство во главе с Леоном Блюмом, пытался проводить социальные и экономические реформы.
  • В Германии рухнул политический режим Веймарской республики и на волне борьбы с кризисом к власти в 1933 г. пришла Национал-социалистическая партия Германии, а ее лидер Адольф Гитлер стал канцлером. Были начаты экономические реформы направлены на усиление роли государства в экономике, контроль над банковским сектором, развернута масштабная программа общественных работ, а также внедрены госзаказ для оборонной промышленности.
  • В Италии Бенито Муссолини усилил экономический контроль государства над крупными корпорациями, ценам и развернул серию масштабных общественных работ по строительству дорог, осушение болот и т.д..
  • В СССР Иосиф Сталин реализовывал масштабный план модернизации экономики, реконструкции и создания новых промышленных мощностей. Необходимость значительных средств для инвестиций в условиях депрессии и падение цен на сырьевые ресурсы и зерно (основные предметы экспорта СССР) вынудило руководство страны прибегнуть к конфискации зерна у населения, чтобы нарастить экспорт, что стало одной из причин Голодомора. [11]

Канада и Карибский регион

Австралия и Новая Зеландия

Южная Америка

3. Первый Новый курс: 1933-1935

Первые сто дней

Вступив в должность, Рузвельт призвал страну к смелых и настойчивых экспериментов", к поиску "новых способов преодоления трудностей". Президент неоднократно заявлял свое кредо:

" Главное - пробовать что-нибудь [12] "

Президент немедленно внес в Конгресс и получил cхвалення 70 законодательных актов, направленных на спасение денежно-кредитной и банковской системы, оздоровления промышленности, сельского хозяйства и торговли. Все эти мероприятия получили название "первого Нового курса" ( англ. First New Deal ), Суть которой заключалась в проведении государственно- монополистического регулирования экономики.


Спасение банков

В марте 1933 г. банковская система США была на крах. 5 марта 1933 г. на следующий день после инагурации Рузвельт объявил в неделю банковские каникулы ( англ. Bank holiday ). А уже 16 марта был принят банковский закон ( англ. Banking Act 1933 ). Закон разделил инвестиционные и коммерческие банки (в таком виде система просуществовала до 1999 г.). Коммерческим банкам было запрещено гарантировать инвестиционные займы, заниматься размещением и также другими операциями с ценными бумагами. Были усилены регуляторные функции ФРС [13]. Распоряжением президента было запрещено свободное оборот золота в стране. Под страхом лишения свободы на 10 лет и штрафа в $ 100,000 американцев заставили обменять золото на бумажные купюры по установленным государством курсом [14].


Оздоровление реального сектора экономики

По инициативе президента была создана Национальная Администрация Восстановление Промышленности (Нара), которым были введены "Кодексы честной конкуренции". В соответствии с этим в американской промышленности, разделенной на 17 групп, устанавливались монопольные цены, определялись условия торгового кредита, объем продукции, распределялись рынки сбыта. Основное условие "кодексов честной конкуренции" состояло в запрещении продажи товаров ниже установленных "Кодексами" цен. Закон предусматривал установление минимума заработной платы, максимум продолжительности рабочего дня, заключения коллективных договоров, право на создание профсоюзов, оказание помощи многомиллионной армии безработных. Для выхода из сельскохозяйственного кризиса был принят в мае 1933 г. закон о помощи фермерам и учреждена Администрация по регулированию сельского хозяйства (ААА). Этот орган регулировал цены на сельскохозяйственные продукты, устанавливал объем производства. Поощрялось сокращение фермерами посевных площадей.

Несколько штатов приняли собственные "Малые Новые курсы" ( англ. Letle New Deal ). США пытались дополнить "Новый курс" на федеральном уровне работой на местах. В частности, путем создания агентсво по оказанию помощи на местах, регулирование бизнеса, трудового законодательства, льгот по безработице и прогрессивного налогообложения. Существенные законы были приняты в Луизиане, Калифорнии, Мичигане, Нью-Йорке, Висконсине и Пенсильвании [15].

В целом мероприятия сократили безработицу с 24,9% в середине 1933 г. до 20,1% в середине 1935


4. Второй новый курс :1935-1940

Второй этап "Нового курса" началось с обращения Франклина Рузвельта к Конгрессу 4 января 1935 в котором он предложил создать систему социального страхования и увеличить объемы общественных работ для безработных. Самой продуктивной для принятия решений оказалась середине 1935 г. Если на первом этапе внедрения Нового курса правительство пыталось управлять экономикой посредством федеральных агентств и регламентирования промышленности, то "Второй новый курс" совершенно воспринимал реалии рыночной экономики, основанной на предпринимательской инициативе [16]. Правительство стремилось регулировать хозяйственную деятельность с помощью антитрестовского законов и государственного регулирования. Тем не менее правительство продолжало регулировать аграрный сектор, втановлючы размеры квот, чтобы ограничить производство, на федеральной власти также лежала ответственность за соблюдение паритета товарных цен. Характерной особенностью Второго Нового курса стало законодательное внедрение и значительное расширение социальных прав и гарантий наемных работников.


4.1. Рецессия 1937

После экономического спада 1937-1938 гг, в котором винили сокращение правительством государственных расходов, администрация Рузвельта была готова стимулировать потребительский спрос, несмотря на дефицит бюджета. Считается, что "Новый курс" закончился в 1940 г., когда внимание администраций Рузвельта переключилась на международные проблемы и перевооружение.

5. Критика Нового курса

Некоторые исследователи указывают на то, что из-за введения политики Нового курса, восстановление экономики после Великой депрессии оказалось медленным и болезненным чем ожидалось. [17]

  • Меры правительства Рузвельта в области сельского хозяйства способствовали его концентрации и разорению мелких фермеров.
  • Начало деятельности президента совпал с окончанием мирового экономического кризиса. Другие страны вышли из кризиса без каких-либо специальных мероприятий, подобных "Нового Курса".
  • Крупнейшие монополисты США, после того, как прошла высшая точка кризиса и началось экономическое оживление, выступили против антикризисного законодательства Рузвельта. в 1935 - 1936 гг по требованию монополий Верховный Суд США отменил законы о деятельности НИРА и ААА. Попытка капиталистического планирования в виде Нового Курса оказалась несостоятельной.

Рупор предпринимательских кругов двухпартийная "Американская лига свободы" критиковала Новый курс за подавление свободы предпринимательства и наращивания государственного долга, и в то же время сторонники Хьюи Лонга, Чарльза Кофлин и Фрэнсиса Таунсенда требовали радикальных мер по стимулированию экономики [18].

До самого начала Второй мировой войны успехи "Нового курса" имели весьма относительный характер, и лишь вызванное войной роста военных заказов, милитаризация экономики, ленд-лиз, мобилизация значительной части контингента рабочих и фермеров в армию ликвидировали недогрузка промышленных предприятий и безработице. Они позволили поднять благосостояние тех, кто работал на покрытие военных нужд и союзнических обязательств [19].


6. Последствия


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам