"Новый роман" ( фр. Le nouveau roman ) Или антироман - жанровая разновидность французского современного романа второй половины 40-70-х годов XX ст.


1. Философская сущность

"Новый роман" - это условный термин для обозначения художественной практики писателей 1950-х - 1970-х годов, вместо техники традиционного романа, которая, по их мнению, уже иссякла, предложили прием создания текста без сюжета и героя.

Его представители ( Натали Саррот, А. Роб-Грийе, М. Бютор, К. Симон и др.). опирались на философско-эстетическую систему экзистенциализма и воспроизводили разорванную сознание личности, состояние ее чувств и впечатлений. В антироман нет "отраженной действительности", конфликта, сюжетных коллизий, завязки или решения, нет героя, его мотивированных поступков, эмоций.


2. История

Термин "антироман" ввел Ж.-П. Сартр в предисловии к роману "Портрет неизвестного" Натали Саррот ( 1947).

Ф. Мориак использовал термин "Новый роман".

Известный исследователь А. Б. Бэнга в послесловии к произведению "Моло" С. Беккета ( 1951) раскрыл цель антироман:

" Она заключается не в том, чтобы объяснять [...]. Романисты уже не создают "персонажей", не отражают больше "фабул ..." "

.


3. Примеры произведений школы "нового романа"

В эстетике нового романа важное место занимает эксперимент: традиционная классическая техника повествовательной прозы устраняется, зато применяются приемы безгеройного и безфабульнои рассказа. Возник жанр, где говорится о способах написания произведения, - "роман о романе", "передроман", состоящий из рассуждений автора, как он пишет или как его следовало бы писать, что-то среднее между эссе и романом ("Ревность", "В лабиринте" А. Роб-Грийе, "Золотые плоды" Натали Саррот).

Новый роман противопоставляет себя и в аспекте изображения человека по образцам классического романа. Вследствие этого структура романа А. Роб-Грийе исполняется накопленным изображением самоценное вещей, важных не тем, чьи они, а тем, что они существуют. Вещи в его произведениях господствуют над людьми. И сам человек превращается в вещь. Это направление называют школой вещей, шозизмом (франц. Сноз), т.е. фетишизацией предметов, якобы важных и стабильных за человека, наделенных мистической властью над опустошенной лицом и поэтому устраненной из центра романа, очищенного от человеческих эмоций и идей.

Другую жанровую структуру романа использует Натали Саррот - "напиврозмову", поток сознания, "тропизмы", внутреннюю диалогическую стихию подсознательного т.д.. Она подчеркивает недостоверность рисунка претендует на воспроизведение подвижной действительности, потому писать надо о незавершенных движения души: только они настоящие. А достигнув сознания, они окостеневают в заблуждение и привычных формулировках.

М. Бютор создал полифонические тексты, передав мозаику восприятий, охватов, размышлений, творят своеобразную "мифологему" определенной цивилизации. С помощью этих приемов письма такие неороманисты, как М. Бютор ("Смена"), К. Симон ( "Дорога Фландрии"), Натали Саррот ("Слышите их?"), достигли содержательной мастерства. Однако некоторые писатели, как Ф. Соллерс, Ж. Рикарду, с их "новым романом" потерпели творческой поражения: абсолютизирована отказ от духовного мира человека обернулась сплошным шозизмом.


4. Представители

  • Сэмюэл Беккет Samuel Beckett
  • Жерар Бессетт G?rard Bessette (зачислен некоторыми криктикамы)
  • Мишель Бютор Michel Butor (романы первого периода творчества)
  • Жан Кайроль Jean Cayrol (зачислен некоторыми криктикамы)
  • Маргерит Дюрас Marguerite Duras (некоторые произведения родственные этой школой)
  • Тони Дювер Tony Duvert (зачислен некоторыми криктикамы)
  • Жан Лагроле Jean Lagrolet (зачислен некоторыми криктикамы)
  • Клод Оллье Claude Ollier
  • Робер Пинже Robert Pinget
  • Жан Рикарду Jean Ricardou
  • Ален Роб-Грийе Alain Robbe-Grillet
  • Натали Саррот Nathalie Sarraute
  • Клод Симон Claude Simon
  • Катеб Ясин Kateb Yacine (зачислен некоторыми критиками)
  • Ле Клезио JMG Le Cl?zio (близкий к этому течению)

"Новый роман" завершил свое развитие в 70 годах ХХ века. Поэтому авторов XXI века не следует относить к этой школы.


Литература

  • A. Robbe-Grillet, Pour un nouveau roman, 1963 (литературный манифест "Нового романа")
  • Зверев А. М., "Новый роман" / / Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: Интелвак, 2001, с.665-666
  • Литературоведческий словарь-справочник под редакцией Р. Т. Громьяк, Ю. И. Кузнецова, В. И. Теремка. - М.: ВЦ "Академия", 2007