Надо Знать

добавить знаний



Нормандская операция


Approaching Omaha.jpg

План:


Введение

п о р
Вторая мировая война
п о р
Западноевропейский театр военных действий Второй мировой войны
1939-1940
Странная война - Саарскую битва - Дания-Норвегия - Бельгия - Люксембург - Голландия - Франция - Великобритания - "Зеельове"
1942
Сен-Назер - Дьеп
1944-1945
Нормандия - Южная Франция - "Линия Зигфрида" - Голландия - Хюртгенвальд - Аахен - Шельда - Арденны - Эльзас-Лотарингия - Кольмар - "Веритейбл" - Рейн - "Версити" - Рур - Центральная Европа - Эльба
Боевые действия на море
Атлантика
п о р
Операция "Оверлорд"
Подготовка

Атлантический вал - "Бадигард" - "Цеппелин" - "Фортитьюд" - "Тайгер"
Воздушный десант и спецназ
"Дингсон" - "Джедбург" - "Титаник"
- "Тонга" - Десант на Нормандию
Высадка морского десанта
Операция "Нептун" - "Сордо" - "Джуно" - "Голд" - "Омаха" - "Юта" - Пуэнт-дю-Ок - "Гамбит"
Нормандская операция
Американский сектор
Карантана - Шербур -
Британско-канадский сектор
Кан - Бревиль - "Перч" - Виллер-Бокаж - "Эпсом" - "Чарнвуд" - "Юпитер" - "Гудвуд" - "Атлантик" - "Марлет" - Веррьер
Прорыв
"Кобра" - "Спринг" - "Блюкот" - "Тоталайз" - "Льеж" - "Трактабл" - Высота 262 - Фалезький котел - Брест - Париж
Действия на море

"Плуто" - "Малберри" - Уессан - "Черные камни"

Нормандская операция ( англ. Invasion of Normandy ) - Стратегическая операция, которая была проведена 6 июня - 25 июля 1944 войсками союзников ( США, Великобританией, Канадой и т.д.), первая часть стратегической операции "Оверлорд" во время Второй мировой войны в северо-западной Франции.

С началом Нормандской операции было открыто Второй фронт. Важнейшая ее особенность - огромные масштабы, большая численность высаженных войск и привлеченных сил на море и в воздухе, которые определялись целью операции - создать самостоятельный фронт против нацистской Германии. Дальнейшей задачей войск были высажены, относилось освобождение Франции и наступление на Германию с запада [4].


1. Планирование и подготовка операции

"Атлантический Вал" (выделенный зеленым цветом)
Третий Рейх, его союзники и оккупированные зоны
Союзники

1.1. Предпосылки операции

Фредерик Морган - автор плана вторжения союзников во Франции

Нормандская десантная операция тщательно планировалась и готовилась очень долго. Начало разработке плана высадки союзных войск во Франции было окончательно положен в августе 1943, после того, как президент США Франклин Делано Рузвельт и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль встретились на конференции в Квебеке. Лидеры США, Великобритании и Канады договорились о концентрации основной части союзных войск в Великобритании и о разработке плана вторжения в северо-западной Европы. Предварительная дата начала вторжения была установлена ​​на май 1944 г, кроме этого, тогда же операции было присвоено кодовое наименование "Оверлорд" и был создан объединенный англо-американский штаб по его разработке. Председателем штаба был назначен генерал-лейтенанта Фредерика Моргана. Но большую часть плана высадки союзных войск продумал британский фельдмаршал Бернард Монтгомери [5].


2. Ход операции

В дальнейшем, после успешной высадки десанта и овладения своими плацдармами войска должны были осуществить прорыв обороны противника на восточном фланге (в области Кана). Таким образом, Монтгомери предполагал, связав основные силы немцев в указанной зоне активными боевыми действиями канадской и британской армии на востоке, одновременно силами американских корпусов под командованием генерала Омара Брэдли осуществить глубокий прорыв на западном фланге плацдарма, выйти на оперативный простор, и в дальнейшем оволодиты всей северной Нормандией, в том числе важным морским портом Шербур. После завершения активной фазы операции "Нептун", союзники планировали продолжить наступление должен был продолжаться по широкой дуге севернее Луары, с выходом в пригород Париж на 90-е сутки операции.

Следующим шагом, после завершения операции "Оверлорд", планировалось, взаимодействуя с войсками, которые будут высаженные на юге Франции, отрезать войска Вермахта в юго-западной Франции, прорвать линию Зигфрида и вторгнуться на территорию Германии.


2.1. Операция "Нептун"

Подробнее в статье Операция "Нептун"

К концу дня 6 июня в английском и американском секторах было высажено 5 пехотных, 3 воздушно-десантных дивизии и танковая бригада, общим составом около 200 тыс. солдат и офицеров. Им удалось захватить береговую полосу глубиной от 3 до 5 км, правда, не по всем фронта. Плацдармы были полностью освобождены от противника только 7 июня. На второй и на третий день, т.е. 7 и 8 июня, англо-американские войска закреплялись на плацдарме, параллельно продолжалась высадка новых эшелонов войск. В конце третьего дня на побережье уже находились 8 пехотных, танковая, 3 воздушно-десантных дивизии и значительное количество средств усиления.

Утром 9 июня войска перешли в наступление с целью объединения участков высадки. К 12 июня эта задача была выполнена, единственный плацдарм имел ширину по фронту около 80 км и глубину 13-18 км. Сейчас на побережье находились 16 пехотных и 3 бронетанковых дивизии - всего 326517 человек, 54186 боевых и транспортных машин и 104428 т военного снаряжения [6]. Началось длительное и планомерное накопление войск на побережье.

Американские войска начали наступление в северо-западном направлении на полуостров Котантен, английские - в направлении Кан. Поддерживая их, линкоры вели огонь на дистанции до 17 миль, крейсера - на дистанции 10-12 миль. Союзные воздушные патрули непрерывно прикрывали район вторжения и территорию на глубину 100-120 км. В районе высадки постоянно находилось 300-400 кораблей и судов, по фарватерах от контрольного района ежедневно следовало в среднем до 16 конвоев [7] - всего около 150 судов, не считая боевых кораблей и десантных барж.

Зона высадки союзников во Франции
Высадка войск
Искусственный порт "Малберри"
Положение сил сторон на плацдарме. 18 - 30 июня 1944
Положение сил сторон на плацдарме. 1 - 24 июля 1944

2.2. Организация снабжения войск

До конца июня, т.е. через три недели после начала высадки, плацдарм был расширен до 100 км по фронту и на 20-40 км в глубину. На плацдарме находились главные силы Первый американской, Второй английской и часть Первый канадской армии. На начало июля в Нормандии было сосредоточено 13 американских, 11 английских и 1 канадская дивизий общей численностью около 1 млн. человек, 183,5 тыс. боевых и транспортных машин и 650 тыс. т военных грузов, значительная часть союзной тактической авиации.

В среднем ежедневно первую неделю в район высадки приходили 25 судов типа " Либерти ", 38 различных каботажных судов, 9 единиц военного транспорта, 40 десантных судов-танконосиив, 75 десантных барж-танконосиив, 20 больших десантных судов для пехоты.

Так, на второй день прибыло 98 судов и больших десантных барж, на третий день - 216. Эта цифра была близка к средней численности судов, прибывающих ежедневно в течение всей следующей недели. На пятый день подошли 29 судов типа "Либерти", 44 каботажные, 31 для перевозки танков, 81 танко-десантное судно, 10 военных транспортов, 28 пехотно-десантных судов - всего 223 [8]. Об общих масштабах перевозок дают представление следующие цифры: до 24 дня вторжения в район высадки было сделано 4257 рейсов больших судов, из них 570 судов типа "Либерти", 180 военных транспортов, 788 каботажных судов, 905 десантных судов-танконосиив, 1442 десантные баржи- танконосии, 372 больших десантных судна для пехоты. Кроме этого, было осуществлено несколько тысяч рейсов десантных барж, буксиров, паромов, танкеров, вспомогательных, спасательных и госпитальных судов [9].

Американские десантники во французской деревне. 8 июня 1944

2.3. Сооружение портов

Занятые морской пехотой порт Курсель и гавань Пор-ан-Бессен были приведены в порядок, и на 10-й день вторжения их пропускная способность достигла 1000 т в сутки.

19 июня, т.е. на 14-й день вторжения, на участке "Джуно" и "Омаха" была доставлена ​​большинство крупных кессонов и внешние главные части плавучих пирсов гаваней "Малберри". Но шторм, который произошел вскоре нанес значительный ущерб этим портам. И хотя, незавершенные сооружения в гаванях "Малбери" сильно пострадали, но все же выдержали натиск волн, и за ними отстоялись 155 судов и барж, более 800 судов различных типов было выброшено на берег и повреждены. 320 из 650 танко-десантных судов вышли из строя. Союзный флот за эти дни потерпел большие потери, чем от противодействия со стороны немцев, которые в течение первого месяца операции уничтожили и повредили 261 судно, т.е. в 3 раза меньше.

После занятия Гавра и Бреста через Ла-Манш были проложены трубопроводы для подачи в Нормандию жидкого топлива. К работам по их прокладке приступили через несколько дней после начала вторжения. В дальнейшем трубы протянулись по французской территории на сотни километров [10]. Пропускная способность всех трубопроводов была доведена до 5000 т жидкого топлива в сутки.


2.4. Занятия Шербура

24 июня американские войска, продвигаясь по полуострову Котантен, прижали немецки части между мысами Ла-Хог и Барфлер, с Шербуром в центре, захват которого предполагалось с суши при содействии кораблей. На рассвете 25 июня с Портленду вышла эскадра в составе американских линкоров "Невада" и "Арканзас", крейсеров "Тускалуза", "Куинси", английских крейсеров "Глазго" и "Энтерпрайз", эсминцев и тральщиков [11]. Около полудня с дистанции 50 каб., маневрируя на противолодочном зигзага, корабли открыли по батареям огонь корректировался самолетами.

Обстрел немецких батарей продолжался три часа. За это время было выпущено около 3 тыс. снарядов, из них 376 305-мм и 356-мм калибров. Потерпев серьезных повреждений и больших потерь в личном составе, береговые батареи в основном молчали. Под прикрытием корабельной артиллерии тральщики приступили к очистке от мин подходов к порту Шербур, гарнизон которого на следующий день капитулировал.


2.5. Занятия Кан

Английские войска постепенно продвигались к Кана. 7 июля его атаковали 2200 тяжелых и средних бомбардировщиков, сбросивших 7 тыс. т бомб. После второй атаки с воздуха утром 9 июля англичане заняли северо-западную часть города, и только 18 июля после массированного удара 2 тыс. тяжелых и средних бомбардировщиков Кан был занят полностью. Большую поддержку войскам подала артиллерия линкоров.

Таким образом, на момент завершения Нормандской операции 25 июля на плацдарме в Северо-Западной Франции находились уже четыре армии: Первый и Третий американские, Второй английский и Первая канадская - всего 37 дивизий, из них 27 пехотных, 3 воздушно-десантных и 7 бронетанковых. В северо-западной Франции им противостояли 29 не полностью укомплектованных немецких дивизий, которые имели на вооружении около 900 танков и штурмовых орудий и не более 500 самолетов.


Источники


Литература

  • Райан Корнелиус Самый длинный день. Высадка десанта союзников в Нормандии = Ryan, C. The Longest Day: June 6, 1944. - New York: Simon & Schuster, 1944 / Пер. с англ. В. П. Викторова. - М.: Центрполиграф, 2004. - 303 с. - 7000 экз. - ISBN 5-9524-0880-Х (Рус.)
  • Badsey, Stephen. Normandy 1944: Allied Landings and Breakout. Osprey Campaign Series # 1. Botley, Oxford: Osprey Publishing, 1990. ISBN 978-0850459210.
  • D'Este, Carlo. Decision in Normandy: The Unwritten Story of Montgomery and the Allied Campaign. London: William Collins Sons, 1983. ISBN 0002170566.
  • Ford, Ken. D-Day 1944 (3): Sword Beach & the British Airborne Landings. Osprey Campaign Series # 105. Botley, Oxford: Osprey Publishing, 2002. ISBN 978-1841763668.
  • Ford, Ken. D-Day 1944 (4): Gold & Juno Beaches. Osprey Campaign Series # 112. Botley, Oxford: Osprey Publishing, 2002. ISBN 978-1841763682.
  • Herington, John. Air Power Over Europe, 1944-1945, 1st edition (Official History of Australia in the Second World War Volume IV). Canberra: Australian War Memorial 1963.
  • Holderfield, Randal J., and Michael J. Varhola. D-Day: The Invasion of Normandy, June 6, 1944. Mason City, Iowa: Savas Publishing, 2001. ISBN 1882810457, ISBN 1882810465.
  • Neillands, Robin. The Battle of Normandy, 1944. London: Cassell, 2002. ISBN 0304358371.
  • Rozhnov, Konstantin. Who won World War II?. BBC News, 5 May 2005.
  • Stacey, CP Canada's Battle in Normandy: The Canadian Army's Share in the Operations, 6 June-1 September 1944. Ottawa: King's Printer, 1946.
  • Tute, Warren, John Costello, Terry Hughes. D-Day. London: Pan Books Ltd, 1975. ISBN 0330244183.
  • Whitlock, Flint. The Fighting First: The Untold Story of The Big Red One on D-Day. Boulder, Colo.: Westview Press, 2004. ISBN 081334218X.
  • Zaloga, Steven J. D-Day 1944 (1): Omaha Beach. Osprey Campaign Series # 100. Botley, Oxford: Osprey Publishing, 2003. ISBN 978-1841763675.
  • Zaloga, Steven J. D-Day 1944 (2): Utah Beach & the US Airborne Landings. Osprey Campaign Series # 104. Botley, Oxford: Osprey Publishing, 2004. ISBN 978-1841763651.
  • Zetterling, Niklas. Normandy 1944: German Military Organisation, Combat Power and Organizational Effectiveness. Winnipeg: JJ Fedorowicz Publishing Inc., 2000. ISBN 0921991568.

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам