Надо Знать

добавить знаний



Нос Степан Данилович



План:


Введение

Степан Данилович Нос (* 1829 с. Поноры, Конотопский уезд - ? 28 декабря 1900 г. Городня Черниговщина) - украинский фольклорист, этнограф, врач.


1. Биография

1.1. Семья

Родился в семье измельчавших господ, имела нескольких крепостных, владела сотней десятин земли. С детства слышал семейные о прадеде-запорожца Григория Носа, который после разрушения Сечи поселился в Красный Колядин.

1.2. Обучение

Первым учителем Степана был дьяк, который научил грамоте. После окончания гимназии поступил на медицинский факультет Киевского университета. Течение студенчества 1852-1854 гг занимался записью песен, преданий, диалектов.

В университете сплачивает вокруг себя студентов-украинский, жившие в одном доме близ Крещатика. Их в шутку называли "Носовский партией" или "шалашом". Свободное от занятий время "партия" использовала для изучения украинской истории, записи песен. Степан знал много песен и прекрасно пел, играл на скрипке и бандуре.

В 1854 г. С. Нос закончил учебу и в декабре того же года начал службу ординатором в военном госпитале Таганрога. Впоследствии переселяется в Харьков и сдает экзамены на звание уездного врача, после чего получает назначение оператором Черниговской врачебной управы.


1.3. Этнограф и фольклорист

В Чернигове Степан Нос встретил много известных деятелей науки и культуры: Леонида Глебова, Афанасия Марковича, Александра Лазаревского. Квартира С. Носа служила местом встречи многих сознательных украинских, которые назвали квартиру "шалаш". "Шалаш" С. Носа служил не только для восстановления народных обычаев и распространения народной культуры среди жителей Чернигова.

В "Черниговских губернских ведомостях" С. Нос печатает свои этнографические очерки, в частности стоит упомянуть его статью "Село Поноры Конотопского уезда", где автор подал местные народные предания.

Пользуясь своими многочисленными поездками, Степан Нос пополнял свои богатые этнографические и фольклорные собрания. В сборниках того времени, начиная от Метлинского и Чубинского, Антоновича и Драгоманова встречаются довольно ценные записи Носа. Он и сам некоторые произведения печатал в "Основе". Проявляя интерес к этому изданию. Степан Нос писал В. Белозерском :

"Основа" должна вынести в себе в мир силу языка.

Валуевский циркуляр от 18 июля 1863 г. запретил печатание духовных и популярных русскоязычных образовательных книг, также запрещался украинский театр, была закрыта газета "Черниговский листок". Административных репрессиям подверглись известные украинские деятели, среди которых А. Конисский, Чубинский, П. Ефименко, В. Лобода, С. Нос.

Степан Нос был выслан на север, в город Белозерск. Там он пробыл до июля 1872 года, когда получил разрешение вернуться домой.


1.4. Труда

Из его трудов в то время было издано только две книги, и обе анонимно:

  • "О болезнях и как им запомогты" (1874)
  • "Лекарства своенародни, с домашнего обихода и в картинах жизни" (1875).

Кроме того, он передал Юго-Западном отдела свои собрания старинной одежды, оружия, а также очень богатые этнографические записи.

1876 ​​С. Нос поступает на службу и получает место уездного врача в Ярославле (Россия), а через два года переезжает в Витебской губернии (Беларусь) и, наконец, 1882 выходит в отставку, женится и возвращается из вынужденной эмиграции в Украину.

Вернулся С. Нос домой в июне 1886, жил в Чернигове, занимался врачебной практикой. С 1891 работал городским врачом в г. Городне, до самой смерти живя в этом городе.


Литература

  • Пономарев А.П. Украинская этнография: Курс лекций - М., 1994
  • Сиваченко М.С. Страницы из истории украинской литературы и фольклористики. - К., 1900.
  • Славянская фольклористика / Под ред. Н.А. Ярчука - К., 1988.

Украинское народоведение: Учеб. Пособие / под ред. С.П. Павлюка, Г.И. Горынь, Р.Ф. Кирчива. - Львов, 1994.

Источники


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам