Надо Знать

добавить знаний



Нью-эйдж



План:


Введение

Об музыкальное направление см. в статье Нью-эйдж (музыка)

Новый мир в представлении нью-эйдж

Нью-эйдж ( англ. New Age , Буквально "новая эра") - движение в культуре, религии, философии, науке, возникший в XX веке и охватил в первую очередь западные страны. Это движение характеризуется:

  • ростом значения индивидуального мировосприятия в духовных исканиях;
  • смешением разнородных культурных, религиозных и научных традиций;
  • массовостью популяризации знаний и технологий, которые еще не сформировались.

1. Составные части нью-эйдж

Нью-эйдж проявляется в разных видах деятельности. В частности в:

  • модернизации религий, создании новых религий, создании синкретических философских течений;
  • медицинской и околомедицинские деятельности;
  • технологиях оздоровления, гимнастики, единоборств, программ физического виднолення организма;
  • организации медитаций, тренингов и программ восстановления душевного здоровья;
  • в художественной и популярной литературе, музыке и песнях, изобразительном искусстве и эстетике, фильмах;
  • научной, околонаучной и прикладной деятельности.

2. История нью-эйдж

Хотя понятие ?нью-эйдж? появилось в американских масс-медиа в 1980-е годы, за начало нью-эйдж можно принять существенно более раннее время.

кристалл кварца. Магическая сила.

В 1970-е нью-эйдж уже существовал как развитая субкультура, отдельные элементы которой были сформированы еще в 1960-е. Нью-эйдж не имеет предшественников, так это движение так сильно и отличается от других.


2.1. Предпосылки возникновения нью-эйдж

Нью-эйдж возник по многим причинам. Наиболее существенными из них являются:

  • Повышение уровня базисной грамотности, развитие средств связи, массовой информации и книгопечатания;
  • Частичное открытие для западных читателей ранее малодоступных восточных учений;
  • Ослабление давления христианства и развитие свободомыслия;
  • Разрыв между научным и мистическим мировоззрением, проявившийся особенно остро в XX веке.

2.2. Развитие ранних идей нью-эйдж

После первых переводов упанишад и открытия Японии для Запада интерес к восточной культуре резко повысился. Хотя информация оставалась еще ограниченной, необычность новых знаний заставляла пытаться их осмыслять и применять. На волне интереса к восточным традициям возник ряд серьезных исследований, кроме того, в западных странах развернули активность миссионеры и проповедники восточных конфессий.

Сам термин New Age внедрила Алиса Бейли. Первая международная нью-эйдж-сообщество образовалось в Шотландии в 1962 году под названием Фонд Финдгорна (Findhorn Foundation).

В Германии вступил в силу движение антропософов, в котором значительную роль играл Рудольф Штейнер.

В Бразилии под влиянием спиритуалиста Алана Кардека возникли афро-бразильского традиции кандомбле и Умбанда.


2.3. Массовое развитие нью-эйдж в 1980-е годы

В 1980-е нью-эйдж захлестнул многие страны, возникло множество разнородных течений и групп, от религиозных и сектантских до спортивных и оздоровительных. Конечно нью-ейдживськи группы привязываются к одной или нескольким традициям, которые трактуются по-новому и превращаются в широкодоступные технологию.

Вот наиболее популярные элементы, из которых состоят течения нью-эйдж:


3. Постулаты веры нью-эйдж

Хотя взгляды различных групп нью-эйдж имеют большое разнообразие, можно выделить немало наиболее характерных положений, используемых наиболее часто:

  • Единство всех религий (все религии утверждают то же, много путей ведут к однеи и той же реализации). Этот тезис нередко приводит в литературе нью-эйдж в смеси малосовместимые учений.
  • Вера в прошлые рождения и переселение душ в виде непосредственного перехода сознания от рождения к рождению.
  • Вера в кармическую причинность и взаимосвязь судьбы с событиями прошлых жизней.
  • Ощущение единства всех живых существ как одного безбрежного океана энергии.
  • Положение об ограниченности ума и наличие ?высшего я? и ?трансперсональной реальности?.
  • Вера в сложную духовную иерархию и возможность отдельно взятых учителей подниматься на высшие ступени.
  • Положение о единстве науки, мистики и религии.
  • Вера в глубокий смысл древних мистических обрядов и уважение к обрядности.

В связи с такого рода постулатами, нью-эйдж формируются свои ценности (разумеется, в каждой отдельной группе - разные):

  • Ценность высшего духовного достижения ( нирвана, самадхи, реализация, просветление).
  • Ценность видения необычных явлений ( медиумы, ясновидящие, контактеры, визионеры астральных миров).
  • Общегуманных ценности (Любовь, чувство духовного, эмоционального единения).
  • Ценность правильного образа жизни (безупречность, добро, ведения здорового образа жизни ...)
  • Ценность свободы воли.

Хотя положения философии нью-эйдж плохо примирении друг с другом, представители нью-эйдж пытаются их совместить, апеллируя к высшему, трансперсонального, непостижимого или тайного. Это дает философии нью-эйдж большей устойчивости к критике и позитивной направленности.


4. Нью-эйдж и религии

Нью-эйдж формирует религиозные группы, которые по своей сути не запрещают иметь человеку любой религии и одновременно быть сторонником Нью-эйдж.

Хотя индуизм наиболее привлекателен в литературе нью-эйдж, многие индуистских общин по сути закрыты для европейцев, потому что европейцы от рождения не входят в касты. Поэтому во индуизмом нью-эйдж часто маскируются школы йоги, школы медитации, школы отдельных активистов-проповедников (таких как Ошо Чандра Мохан Раджниш или Сатья Саи Баба), расширяющие свое учение или ориентированных преимущественно на западных учеников.

В последнее время появилось немало новых местных и международных религий, выросших из нью-эйдж, как на Западе, так и на Востоке:

  • Большую популярность приобрело учение Карлоса Кастанеды, который является проводником учений толтеков. Его школы "тансегрити" в наше время пользуются большой популярностью.
  • Появилась церковь сайентологов Рона Хаббарда, который предлагает многоступенчатую иерархию развития человека, основанную на исследованиях, которые провел Рон Лаффает Хаббард. Учение сайентологов базируется на науке, которая получила название Дианетика.
  • Стоит вспомнить ошо, что разработали многостороннюю систему динамических медитаций.
  • Получили развитие суфийские школы, берущие начало от разных мастеров, в частности от Инаят-Хана.
  • Подобная суфизма система развития человека, разработанная Гурджиевым и развитая Петром Успенским.
  • Открылось немало центров восточных единоборств и гимнастики, возглавляемых китайскими мастерами и их учениками.

Обратное влияние нью-эйдж на восточные страны: нередко развивался бурный рост новых религий и их выход из-под контроля.

  • Религия Као Дай возникла в Вьетнаме под влиянием популярного французского спиритизма и выросла до многих миллионов сторонников.

5. Нью-эйдж и медицина

См.. также: Альтернативная медицина.

Под влиянием нью-эйдж возникло немало направлений целительства, использующих различные приемы нетрадиционной медицины - от народных рецептов до компьютерной диагностики, разной степени эффективности и полезности, как в легальной, так и в нелегальной форме.

Помимо традиционных восточных школ ( акупунктура, аюрведа), на Западе появились еще следующие новые течения:

  • рейки, экстрасенсорика и бесконтактный массаж;
  • шаманские лечебные ритуалы;
  • различные психотерапевтические практики;
  • религиозные ритуальные практики.

Новые течения нередко выступают с критикой традиционной медицины, утверждая холистический подход ко всем системам человека.

В разных странах отношение к нетрадиционной медицины разное. Одни методы находят официальное признание, другие требуют наличия определенных сертификатов, третьи - запрещаются и преследуются.

В основе нетрадиционной медицины и оздоровительной практики обычно лежат:

  • постулаты об энергии (пране, ци), питающие органы и жизненные силы человека;
  • предположение о возможности воздействия на энергетические системы человека с помощью сосредоточения мысли и волевых практик;
  • положение о балансе всех энергетических систем человека, заимствованные у племен народов Латинской Америки и Китая (они идентичны).

6. Нью-эйдж и культура

После посещения и проживания в восточных странах некоторые творческие люди использовали идеи нью-эйдж для создания новых жанров искусства. В наши дни нью-эйдж также называют популярный на Западе музыкальное направление (см. Нью-эйдж (музыка)). Он характеризуется выполнением восточных мотивов и молитв на множестве инструментов и часто используется для медитаций, например, Karunesh, V.Mogilco, Osha, Govi ​​и других. В последние годы это направление было коммерциализованы и использовался в качестве необычной фоновой музыки в художественных произведениях.


7. Критика нью-эйдж

Нью-эйдж подвергается критике (а иногда бойкоту) с различных позиций.

Научно-рациональная критика указывает на глубокую субъективность многих положений нью-эйдж, неповторяемость и непроверяемость. Рациональной критике подвергается медицина и попытки внедрения мистических методов в науку или добавления наукообразия нью-ейдживським концепциям, в частности введение понятий "биополе", "персональный магнетизм" по аналогии с физикой.

Представители религиозных традиций подвергают нью-эйдж критике видя нежелание представителей нью-эйдж подчиняться традиции и дисциплине.

Представители культуры и философии критикуют нью-эйдж за несоответствие практики Нью-эйдж и "реального" мира.

Несмотря на справедливость утверждений критиков, в рамках нью-эйдж возникают и серьезные течения, направленные на сохранение аутентичных традиций, системное осмысление и сопоставление различных философий, практик и способов мышления, выработка общегуманных философии и воссоединение религии, философии и науки, взаепоморозуминня между народами . Идеи нью-эйдж нередко вдохновляют исследователей на творческую деятельность.

Нередко под влиянием нью-эйдж менее многочисленные традиции сильно деформируются и переориентируются в угоду интересам массовой культуры или коммерции. Наиболее яркий случай произошел, когда группа американских индейцев высказала резкий протест против профанации традиции ?белыми шаманами" , которые в угоду мимолетным коммерческим интересам деформировали традиционный уклад общества.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам