Надо Знать

добавить знаний



ОБСЕ



Логотип ОБСЕ

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ англ. Organization for Security and Co-operation in Europe, OSCE ) - До 1995 г. называлась Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Она была основана как политический консультативный орган, в который вошли страны Европы, Центральной Азии и Северной Америки. В январе 1995 года получила статус международной организации.

В процессе развития начатого 1972 года процесса СБСЕ 1975 года был заключен Хельсинкский Заключительный акт. Этот документ охватывает широкий круг стандартов международного поведения и обязательств, регулирующих отношения между государствами -участниками, мер укрепления доверия между ними, особенно в политически-военной сфере, уважения прав человека и основных свобод, а также сотрудничества в экономической, культурной, технической и научной областях.

Знаменательной вехой в развитии процесса СБСЕ стал Стокгольмский документ 1986 г. о мерах укрепления доверия и безопасности, положения которого были дополнены и развиты в документах, принятых в Вене в 1990 и 1992 годах. На Хельсинской встрече в июле 1992 года страны-участницы приняли решение учредить в Вене Форум СБСЕ по сотрудничеству в области безопасности (FSC), под эгидой которого сейчас происходит диалог по вопросам безопасности и переговоры по контролю над вооружениями, разоружению и укреплению доверия и безопасности.

На протяжении двух следующих лет в рамках этого органа, который был введен в действие 22 сентября 1992 года, продолжались переговоры относительно пакета документов по мандату, согласованным в Хельсинки под названием "Программа неотложных мер" по контролю над вооружениями, разоружения и мер по укреплению доверия, безопасности и сотрудничества и предотвращения конфликтов.

В русле Программы немедленных действий еще два элемента были согласованы в декабре 1994 года накануне саммита ОБСЕ в Будапеште : новая редакция Венского документа (Венский документ-94), объединившая прежние Стокгольмский и Венский документы и занимала также тексты документов о Планирование обороны и Контакты и сотрудничество в военной области, согласованные 1993 года, а также документ о глобальном обмене военной информацией. Итоговый документ саммита, который вобрал в себя новые Руководящие принципы нераспространения, стал важным шагом в согласовании Кодекса поведения по военно аспектов безопасности, куда были включены новые существенные обязательства по демократическому контролю над вооруженными силами и их использование.

В русле контроля над обычными вооружениями на открытии саммита ОБСЕ в Париже 19 ноября 1990 года 22 страны НАТО и тогдашней Организации Варшавского договора подписали долгосрочный Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), который ограничивает эту категорию сил в Европе от Атлантического океана до Уральских гор. Договор вступил в силу 9 ноября 1992 года. 10 июля 1992 года в рамках Хельсинкского саммита ОБСЕ был подписан Заключительный акт Договора ОВСЕ - 1 А, которым вводились ограничения по численности обычных вооруженных сил и вводились дополнительные стабилизационные меры.

В начале 2000-х гг ОБСЕ входили: Австрия, Албания, Азербайджан, Андорра, Бельгия, Беларусь, Болгария, Босния и Герцеговина, Ватикан, Великобритания, Армения, Греция, Грузия, Дания, Эстония, Ирландия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Кипр, Кыргызская Республика, Латвия, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Мальта, Молдова, Монако, Нидерланды, Германия, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сан-Марино, Словакия, Словения, США, Таджикистан, бывшая югославская Республика Македония, Туркменистан, Турция, Венгрия, Узбекистан, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чешская Республика, Черногория, Швейцария, Швеция, Югославия. [1]

Главным форумом для регулярных политических консультаций является Совет министров иностранных дел стран - участниц СБСЕ, основанная Парижской хартией для новой Европы, принятой 21 ноября 1990 года главами государств и правительств тогдашних 34 стран-участниц в рамках встречу в СБСЕ.

Согласно Хартии также был создан Комитет старших должностных лиц, ответственный за рассмотрение текущих вопросов, подготовку заседаний Совета и выполнение принятых ею решений, и три постоянные органы СБСЕ: Секретариат в Праге, который впоследствии вошел в общий Секретариата в Вене, Центр по предотвращению конфликтов в Вене и Бюро свободных выборов ( Варшава), позднее переименованное в Бюро демократических институтов и прав человека (БДИПЧ).

19 июня 1991 года в Берлине состоялось первое заседание Совета министров иностранных дел. Рада утвердила механизм консультаций и сотрудничества по чрезвычайным ситуациям в рамках деятельности СБСЕ.

9 июля 1992 года на заключительном заседании в Хельсинки главы государств и правительств стран-участниц ОБСЕ приняли Декларацию Хельсинкского саммита "Проблемы суток перемен". Декларация отражала достигнутой договоренности по дальнейшему укреплению институтов ОБСЕ, введение должности Верховного комиссара по делам национальных меньшинств, создание структуры раннего предупреждения, предотвращения конфликтов и урегулирования кризисных ситуаций, организации ознакомительных визитов и миссий докладчиков.

14 декабря 1992 года на заседании Совета министров иностранных дел в Стокгольме было принято Конвенцию о примирении и арбитраже в рамках СБСЕ и решено учредить пост генерального секретаря.

1 декабря 1993 года Совет министров иностранных дел на своем заседании в Риме одобрил эти организационные изменения, в том числе создание в Вене двух новых структур - Постоянного комитета, который стал первым постоянно действующим органом СБСЕ для проведения политических консультаций и принятия решений, и единого общего Секретариата.

Переименование СБСЕ в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе произошло 1994 года на саммите в Будапеште. Здесь также было принято решение о замене Комитета старших должностных Высшим советом, созываться минимум дважды в год, а также перед заседаниями Совета министров, и собираться как Экономический форум, о создании Постоянного совета (вместо Постоянного комитета), которая будет работать в Вене как орган проведения регулярных политических консультаций и принятия решений; о рассмотрении выполнения всех обязательств СБСЕ на заседаниях, которые должны происходить в Вене накануне каждого саммита.

На стамбульском саммите ОБСЕ в ноябре 1999 года, с целью усиления процесса политических консультаций в рамках ОБСЕ, был создан Подготовительный комитет под эгидой Постоянного совета ОБСЕ и Оперативный центр, который планирует и обеспечивает проведение конкретных операций ОБСЕ.

Согласно Декларации Хельсинкского саммита 1992 года, ОБСЕ разработала целый ряд механизмов командировки официальных миссий и личных представителей председателя ОБСЕ по установлению фактов, представление докладов, проведение мониторинга и посреднических функций в соответствии со своими полномочиями по урегулированию кризисных ситуаций и предотвращения конфликтов.

За последние несколько лет ОБСЕ принимала таких мер в отношении Косово, Санджака, Воеводины, Македонии, Грузии, Эстонии, Таджикистана, Молдовы, Латвии, Нагорного Карабаха и Чечни. Начиная с сентября 1992 года, СБСЕ осуществляла в Албании, Болгарии, Хорватии, бывшей югославской Республике Македония, Венгрии и Румынии миссии, призванные способствовать проверке соблюдения режима санкций (SAMs), введенных ООН по Федеративной Республики Югославия ( Сербия и Черногория).


Примечания

  1. Членство Югославии в ОБСЕ было приостановлено 8 июля 1992 г. через характер ее участия в конфликте в Боснии и Герцеговине. После избрания Воислава Коштуницы президентом в сентябре 2000 г., Федеративную Республику Югославию приняли в ОБСЕ 10 ноября 2000 г. как 55 страна-член.

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам