Обезьяны

Молодой белогрудый капуцин (Cebus albifrons)

Обезьяны (Simia) - несистематическая группа приматов, которая по определению в целом совпадает с объемом высших приматов, но за исключением человека.


1. Объем понятия

Под словом "обезьяны" понимают одно из двух:

  • всех, за исключением человека, представителей ряда приматов (Primates)
  • в более узком смысле обезьянами считают виды, которые относились подряда "настоящих обезьян" (Simiae), которых в настоящее время устаревшей классификации противопоставляли полуобезьяны (Prosimiae).

Срок должен целом только бытовое значение, и никакого отношения к науке он не имеет. Более того, термин обычно употребляется с дискриминационным подтекстом, как противопоставление всех других приматов человеку. С другой стороны, в последнее время Биоэтическая корректность позволяет все чаще в отношения к человеку употреблять "компенсирующее" понятие - "голая обезьяна" (в частности, благодаря книге Десмонда Морриса "The Naked Ape").


2. Характеристики

Для обезьян характерны такие типичные для приматов черты:

3. Классификация

Новые систематики объединяют высших или настоящих обезьян (Simiiformes) и довгопятив (Tarsiiformes) к подотряду сухоносых обезьян (Haplorhini), а остальные - к подотряду мокроносых обезьян (Strepsirrhini, в них входят ай-ай, лемуроподибни, лориподибни, большой ленивец).

Высшие обезьяны (Simiiformes, обезьяны в узком смысле), в свою очередь делятся на:

В широконосых является широкая перепонка между носовыми отверстиями, хвост всегда длинный и способен цепляться за ветки. В узконосых обезьян узкая носовая перегородка, хвост не цепкий или его вовсе нет.

Последние, узконосые, в свою очередь, делятся на две группы семей:

Так как к последней группе также входит человек, который не считает себя обезьяной, группа обезьян не является монофилетического и потому не считается таксоном.

К семейству мавпових, или церкопитекових, относятся собственно обезьяны ("мартышки"), павианы и макаки. Обезьяны имеют седалищные мозоли (роговые утолщения ягодичных полушарий) и защечные мешки, где хранят пищу - орехи и тому подобное. Группа (надсемейство) человекообразных обезьян включает две семьи - гибонових (Hylobatidae) и гоминид (Hominidae). К семейству гоминид относятся орангутанги, живущие в Юго-Восточной Азии, и Африкан -ские виды - гориллы и шимпанзе (к этой же группы с точки зрения строгой систематики относится и человек).


4. Обезьяны и человек

Многие виды обезьян известны через разнообразные отношения с человеком. Некоторых из них удержат качестве домашних животных, других используют как модельный организм в лабораторных исследованиях и космических экспериментах. Часто на них охотятся из-за угрозы сельскому хозяйству или используют для помощи инвалидам. Обезьяны также играют символическую роль во многих религиях и легендах, где обычно они являются символом изобретательности и озорства.


4.1. Использование в качестве домашнего животного

Число обезьян, сохранятся дома как экзотические животные, достаточно велико. Так, по оценкам деятелей Проекта обезьян ( англ. Great Apes Project, GAP ), В США для этой цели содержится около 3 тыс. обезьян, а по оценкам Общества гуманности США, это число составляет около 15 тыс. [1]. Быстрый рост благосостояния в КНР в конце 20 - начале 21 веков также привел к значительному увеличению спроса на обезьян в качестве домашних животных [2]. Хотя во многих странах импорт обезьян запрещен (в США с 1975 года), обезьяны является популярным объектом контрабанды через высокие цены на этих животных. Например, в США цены варьируют от 3 ​​тыс. долларов США на небольших обезьян до 30 тыс. долларов США на человекообразных обезьян [3].


4.2. Содержание в зоопарках

Много обезьян содержится в зоопарках по всему миру. Хотя исторически зоопарки были формой учреждений развлечения, сейчас многие из них сместили акцент на сохранение природы и биоразнообразия, равно как и образовательные и исследовательские программы. Зоопарки часто вступают в конфликт с группами охраны прав животных, такими как Проект обезьян, которые настаивают на освобождении всех обезьян, содержащихся в неволе. Главные аргументы представителей зоопарков и организаций охраны природы состоит в том, что уволенные обезьяны имеют мало шансов выжить на воле, как из-за отсутствия необходимого опыта по жизни в неволе, так и из-за существенного сокращения количества и площади пригодных для их обитания природных экосистем.


4.3. Использование для помощи инвалидам

Некоторые организации тренируют капуцинов для помощи людям с некоторыми инвалидности, такими как паралич, повреждение спинного мозга или другими повреждениями возможностей для движения. После тренировки дома с детства, обезьяны проходят профессиональное тренировки, после чего их допускают к уходу за паралитиком. Эти обезьяны способны выполнять простые домашние задания, такие как разогрева пищи, мытья лица паралитика, открывания бутылок.

4.4. Использование в исследованиях

Лабораторная обезьяна

Макаки, особенно резус-макака и африканская зеленая мартышка, широко используются для испытания различных лечебных препаратов. Для этого используют как пойманных диких, так и выращенных в неволе обезьян [4]. Такое использование полезное прежде всего из-за легкости в выращивании, быстрое размножение (по сравнению с человекообразными обезьянами) и физиологическую подобие человека. В США в екпериментах ежегодно используется около 50 тыс. обезьян с 1973 года, в ЕС около 10 тыс. обезьян в 2004 году.

Сэм, резус-макака, участвовавшая в полете НАСА на высоту 91 км в 1959 году.

Использование обезьян в лабораториях последним часто привело к многочисленным спорам. Защитники прав животных утверждают, что такое использование жестокое и не дает значительных научных результатов, из-за чего часто доходят до акций протеста, которые нередко сопровождаются вандализмом проведения исследовательских лабораторий и угрозами их работникам. С другой стороны, использование обезьян привело к многочисленным открытий в медицине, таких как вакцина от бешенства, открытия относительно человеческой репродуктивной системы и деятельности мозга. Большинство исследователей считают предупреждения вреда людям важнее вред обезьянам.

Многие страны также использовали обезьян в своих программах исследования космоса, в частности США и Франция. Первой обезьяной в космосе был Альберт II, 14 июня 1949 года летал на американской ракете Фау-2.


4.5. Потребление в пищу

Во многих регионах Африки обезьян едят и на рынках можно купить их мясо. Также принимают обезьян в пищу южноамериканские индейцы в амазонских джунглях. Преимущественно обезьян едят в странах, где они широко распространены и остался обычными животными. Исключением является обезьяний мозг, считается деликатесом в Южной Азии, Китае и Африке.

4.6. В литературе

Сунь Укун ("Король обезьян") - постоянный герой китайской мифологии, в частности это главный герой классического китайского романа "Путешествие на Запад".

Обезьяны часто появляются в различных литературных произведениях, телевизионных программах и фильмах, например, в телевизионном сериале "Мавпы", в серии детских книг "Любопытный Джордж". Крылатые обезьяны являются персонажами серии книг "Волшебник страны Оз".

Чаще всего в популярной культуре используют образы человекообразных обезьян, таких как шимпанзе, Гиббон ​​и гориллы. Многие языки мира, однако, используют различные слова для человекообразных и остальных обезьян, так как эти животные фигурируют в культуре по-разному.


4.7. В религии и мифологии

Статуя обезьяны в буддистском храме в Токио, Япония

Обезьяны вошли во много религий. Так, Хануман, одно из главных божеств в индуизме, имеет многие черты обезьяны, он наделений способностью оказывать долгую жизнь.

В буддизме обезьяна была одной из ранних инкарнаций Будды, но также часто является символом хитрости и уродства. В китайском буддизме метафора "дикая обезьяна" означает неспокойний псохологичний состояние человека. Также в буддизме обезьяна является одной из Трех Безвидчуттевих существ (вместе с тигром и оленем), символизирующий жадность.

В японском фольклоре распространенный образ Мидзару или трех мудрых обезьян [5].

В культуре моче древнего Перу был распространен культ природы [6], часто изображали животных в искусстве, в частности сохранилась большое количество изображений обезьян [7].

Обезьяна также является девятым символом в двенадцатилетнем цикле животных в китайскому календарю.


Примечания

  1. Mager, B. (2006-07-06). "The HSUS Applauds the US Senate for Unanimously Passing the Captive Primate Safety Act" - www.hsus.org / press_and_publications / press_releases / the_hsus_applauds_senate_cpsa.html. Humane Society of the United States . http://www.hsus.org/press_and_publications/press_releases/the_hsus_applauds_senate_cpsa.html - www.hsus.org / press_and_publications / press_releases / the_hsus_applauds_senate_cpsa.html . Проверено 2008-11-10 .
  2. Workman, C. Primate conservation in Vietnam: toward a holistic environmental narrative / / American Anthropologist. - Т. 106. - (2004) (2) С. 346-352. DOI : 10.1525/aa.2004.106.2.346 - dx.doi.org/10.1525/aa.2004.106.2.346.
  3. "IPPL News: The US Pet Monkey Trade" - www.aesop-project.org/US_Pet_Monkey_Trade.htm. International Primate Protection League. 2003 . http://www.aesop-project.org/US_Pet_Monkey_Trade.htm - www.aesop-project.org/US_Pet_Monkey_Trade.htm . Проверено 2008-08-04 .
  4. "The supply and use of primates in the EU" - www.ebra.org/ebrabulletin-the-supply-and-use-of-primates-in-the-eu_17.htm, European Biomedical Research Association.
  5. Cooper, JC Symbolic and Mythological Animals. - С. 161-63. - London: Aquarian Press, 1992. ISBN 1-85538-118-4.
  6. Benson, Elizabeth, The Mochica: A Culture of Peru. New York, NY: Praeger Press. 1972
  7. Berrin, Katherine & Larco Museum. The Spirit of Ancient Peru: Treasures from the Museo Arqueol?gico Rafael Larco Herrera. New York: Thames and Hudson, 1997.