Оборотень

Оборотень. Лукас Кранах Старший, 1512 год.

Оборотень ( греч. λυκάνθρωπος , англ. Werewolf , нем. Werwolf , фр. loup-garou , итал. lupo mannaro ) - мифическая существо, человек, перебрасывается на волка, или преобразована в волка, т.е. оборотень. Верования в оборотней были в свое время распространены по всей Европе, включая Украина. В "Слове о Полку Игореве" упоминается что князь Всеслав Полоцкий умел перекидываться на оборотня. В "Лесной Песни" Леси Украинская на оборотня перевернулся (был обращен чарами) Лукаш. Родственником вурдалаки считается Стрига.


1. Оборотень в украинской мифологии

Оборотень. Немецкий гравюра, 1722 год.

В украинской мифологии, оборотень - человек-оборотень, имеющий сверхъестественную способность перевоплощаться в волка. Это полуфантастическая существо, человек в волчьем виде. Считалось, что оборотни могут быть врожденными и обратными. Врожденные - это те оборотни, которые родились под определенной планетой. Если беременная женщина встречала волка, то у нее должен был родиться оборотень. Преобразованы (обратные) вурдалаки - существа, испытывают большие страдания, чем врожденные. Они живут в берлогах, бегают в лесах, но сохраняют человеческий внутренний мир. В оборотня можно было обернуть и старого, и малого. Вернуться к человеческого облика обращены оборотни могли через несколько лет. Врожденные же вурдалаки всю жизнь проводили в семье как обычные люди, а ночью, превратившись в волков, истребляли скот. Образ оборотня символизировал бессилие человека перед темными сверхъестественными силами, тоску по настоящему человеческой жизнью. Это также один из многих образов, через который народ предостерегал человека от беды, что может ее ждать. Этот образ напоминал о необходимости иметь в своей душе Бога, никогда о нем не забывать, не грешить, чтобы не быть тяжело наказанным за сделанное зло.

Иллюстрация фр. B. Picart к мифа о Ликаона, XVIII века.

Врожденные оборотни бывают, когда беременная женщина неожиданно увидит волка или съест мясо животного, которое разорвал волк, тогда ребенок, что от нее родится, будет оборотнем, или Вовкуном [1]. Также когда мужчина спит с женщиной против праздники, против поста, а начнется в них парень, то будет из него оборотень [2]. Зачарованные вурдалаки становятся через чары ведьм и чародеев: когда человек забудет Бога и свяжется с нечистой силой, ведьма выводит его на гору, застромлюе в землю нож и говорит ему опрокинутое него трижды: тогда человек обрастает волосами и становится оборотнем. Если очарован оборотень пробудет с волками три года, а потом кто-то привлечет ему давний человеческий облик, то его уже никто не сможет снова сделать вокулаком [3].

Колдовской оборотня можно видчаруваты, переведя его через хомут [4]. Можно также сказать ему, чтобы он перевернулся трижды через голову, и если он послушается, то станет снова человеком [3]... или ударить его трижды перевеслом по голове [1].

Оборотень делается волком обычно ночью, и тогда он пристает к волкам и живет с ними общей жизнью. На Волыни рассказывали об одном человеке, которого волшебники перевернули на волка, а собаки выгнали в лес. Когда он захотел есть, вдруг увидел св. Юрия, ехавший белым конем. Св. Юрий приблизился и свистнул. Прибежал второй волк, и св. Юрий сказал ему: "Возьми себе этого товарища и заботься о нем, он еще неопытен и не может сам себе добыть пищу [5].

Оборотень в человеческом образе имеет мрачный вид, большие брови, сросшиеся на переносице, и красные глаза, по которым его и можно бы узнать. Кое-где вурдалаков отождествляли с упырями и приписывали им одинаковые свойства.


2. История

Разгневанный Зевс обращает Ликаона на волка. Хендрик Гольциус ( нидерл. Hendrick Goltzius ), 1589 год.

Верования в то, что человек может перекидываться на волка, принадлежит, по мнению некоторых исследователей, до остатков древних тотемистические верований, выводили тот или иной народ от той или другого животного. Относительно по волка, достаточно вспомнить древних итальянских самниты, или Ирпень, имевших волков за проводников, или древних галлов, имевших предка, как учили друиды, их жрецы, ночного бога, что его Юлий Цезарь называл Дис Патер. Он был одет в волчьи меха. Члены тотемного группы верят что они приметы своих тотемных животных-пращуров и пытаются им подражать и верят, что они им помогают. Все тотем - люди и животные - считают одно общественное тело, в котором люди и животные соответствующей породы - братья и сестры одной большой семьи. В этой стадии общественной жизни люди "волчьего тотема" верят, что они - действительно волки. Со временем общественное значение этого верования потерялось, но именно верования осталось в виде предрассудка оборотня. Существование этого предрассудка засвидетельствовано в древних писателей, как Геродот, Вергилий, Страбон, Помпоний Мела, Варрон, Св. Августин, Св. Фома Аквинский и многие другие.

И хотя уже Плиний (23-79 по Р. Хр.) писал в свое время (кн. VIII):

" Должны считать ложным взгляд будто человек может перекидываться в волка и снова убирать свой прежний вид. "
Изображение вурдалаки миниатюру нем. Johann Geiler von Kaisersberg's Die Emeis , 1516 год.
Ордер на арест вурдалаки, выданный в Франции в 1574 году.
Казнь вурдалаки Петера Стампа нем. Peter Stube вблизи Кельна. Лукас Майер, 1589 год.
Долон на древнегреческом краснофигурном лекифы. Италия, 460 год до н.э.

Все Средневековья люди верили в вурдалаков и, например в Франции только во времена Людовика XIV начал некоторые подвергать сомнению существование оборотней. Император Сигизмунд ( 1362 - 1437), то, что сжег Ивана Гуса, призвал был к себе ученее богословов своего времени и поставил перед ними вопрос о существовании оборотней. После дискуссий признан единогласно, что существование оборотней надо считать доказанный факт, и оспариваемые в этом деле мысль была бы "абсурдна, подозрительная и отдавала бы ересью". Неудивительно, что после такого постановления немало "оборотней" были сожжены на костре вместе с другими жертвами нечистой силы, ведьм и тому подобное.

Не подлежит следовательно сомнения, что самого остатка древнего тотемистические верования не хватило бы, чтобы удержать так долго в жизни суеверное верования в вурдалаков. Для этого должен был существовать какой-то другой благоприятную почву. Этот грунт находился в распространенном раньше форме безумия - одной из ужасных форм мании преследования, в которой человек считает себя, по выражению Леси Украинская в одной из ее поэм, одержимым. В древности верили, что окружающий мир заполнен силой различных демонов и бесов, верили также, что эти бесы могли входить в тело человека и овладевать ее. Примеры тех бесноватых мы находим в Св. Писании : вспомним только царя Саула и тех бесноватых, которые выручил Иисус Христос. Отдельной формой этой мании преследования была так называемая ликантропия, есть безумие, в нем человек верил, что она сделалась волком, и согласно тому вела. Можно думать, что это было своеобразное атавистические восстановления тотемистические верования, что проявлялось в подсознании сумасшедшего и находило подходящий грунт в суеверной атмосфере средневекового окружения. Эта общая атмосфера поддерживала верования в вурдалаков, а сумасшедшие, что считали себя вурдалаков и соответственно вели, еще больше поддерживали то суеверное верования. Поэтому-то, между тем, как вчера ликантропия, или вовкулацтво занимало почетное место в медицинской литературе (не говоря уже о словесность), теперь очень редко можно встретить больных, верили, что в них жива еще другое существо, потому, как выразился Ястров в своей "Истории человеческих ошибок" (стр. 375):

" Нельзя отрицать факта, что сумасшедшие отражают идеи своего времени ... и поэтому мания преследования отменяет свою форму в соответствии с суток ... "

Кроме погляу итальянский психиатр Дино Орилья писал в 1953 году в "Епоци":

" Ликатропия - форма наиболее известная и поразительная особого рода безумие - безумие метаморфического. Особенно интересны психологические мотивы метаморфозы: сумасшествие вурдалаки возникает обычная на чисто патологической сознания какой-то фантастической вины, чудовищной нравственной недостоинства. Больной наказывает сам себя, переминюючись в животном и одновременно позволяя себе совершать поступки, которые подсказывают ему звериные инстинкты, конечно гальмовани ... Почему волк делается той избранной зверем? Может быть потому, что он именно волк - воплощение дикости и напасливосты ... "

Примечания

  1. а б Гнатюк "Демонология" часть II, с. 758.
  2. Киевская старина. 1891 год. IV, с. 82-83.
  3. а б Ястребов "Материалы". с. 71. (Рус.)
  4. Борис Гринченко "Из уст народа" с. 205.
  5. Грушевский М.С. "История украинской литературы" с. 551.

Источники