Надо Знать

добавить знаний



Образование во Франции



План:


Введение

Система образования в Франции

Современная система образования Франции складывалась на протяжении последних двух столетий и считается одной из самых передовых в мире.

Основные ее особенности - преобладание государственных учебных заведений и бесплатность обучения для всех, включая иностранцев (университеты взимают с иностранных студентов лишь номинальную плату). Еще одна особенность образовательной системы Франции - это практически одинаковое качество обучения как в столице, так и в провинциях.

По последним данным, число школьников и студентов Франции превысило 15 млн. человек и составило четверть населения страны [1] В стране около 7 тыс. колледжей, 2600 лицеев. На нужды образования ежегодно расходуется 21% государственного бюджета [2]. Система образования - крупнейший работодатель страны: в ней занято более половины государственных служащих.

Французская образовательная система имеет ярко выраженную национальную специфику. В этой стране своя система дипломов и ученых степеней, особое деление на циклы. И особое отношение к дипломам государственных учебных заведений: они, как правило, ценятся гораздо выше, чем дипломы частных школ и университетов.

Сейчас Франция занимает третье место в мире по приему учащихся-иностранцев [3]. Обучение каждого такого студента обходится казне в 35 тыс. франков в год, иностранных студентов зачисляют в государственные учебные заведения на тех же условиях, что и собственных.


1. Школы Франции

Начальное образование во Франции является обязательным и бесплатным [4]. Большинство детей уже с 2-3 лет посещают так называемые "материнские школы" (ecoles matemelles) [5], в которых педагоги и психологи 3-4 года готовят их к школе.

В школу дети идут в возрасте 6 лет. Принятая во Франции система образования разделена на три блока: начальная школа (5 лет обучения), колледж (4 года), лицей (2-3 года). Обязательными являются первые два [6].

Лицей - завершающее звено системы среднего образования и одновременно переходная ступень к высшего образования. Главных отличий французского лицея от иностранных школ два. Во-первых, на этом этапе начинается специализация, а во-вторых, аттестат о среднем образовании (baccalaure-at) получают далеко не все учащиеся лицеев, а только в среднем 80%. При этом детей иностранцев, не проживающих в Франции постоянно, принимают на общих основаниях не только в частные, но и в государственные лицеи.

Лицеи существуют двух типов: общего и профессионального образования. В лицеях общего образования, которые открывают путь в высшие учебные заведения Франции, срок обучения - три года. Согласно выбранной специализации лицеисты сдают выпускные экзамены. Аттестат о среднем образовании (ВАС) имеет три разновидности: с ориентацией на литературу (L), естественные науки (S) или экономику (ES). Второе направление имеет более узкую специализацию: естественные науки и технологии сферы услуг (STT), естественные науки и промышленные технологии (STI), естественные науки и лабораторные технологии (STL) и медико-социальные науки (SMS).


2. Колледжи Франции

Колледжей, то есть средних профессиональных учебных заведений как таковых в Франции не существует. Колледжем здесь называют II ступень средней школы. Для человека, не ставит своей целью получить высшее образование, является приемлемый путь - лицей профессионального образования. За 2-3 года обучения здесь можно получить любую рабочую специальность. После сдачи выпускного экзамена учащиеся, как правило, идут работать на предприятия промышленности или сферы услуг. Есть и другой путь - после окончания колледжа поступить в один из центров профессионально-трудового обучения и получить сертификат, позволяющий работать по специальности.

Во Франции не существует строгой границы между средним специальным и высшим образованием: первое послуговуе ступенькой для второго.


3. Университеты Франции

В системе высшего образования нет такой специальности, которую нельзя было бы получить в одном из учебных заведений Франции. Каждый десятый студент, получающий высшее образование на французской земле, - иностранец. Университетское образование делится на три цикла, по окончании каждого из которых студент получает соответствующий диплом.

3.1. Первый цикл

Первый рассчитан на два года и завершается экзаменом на получение диплома об общем (DEUG) или научно-техническую (DEUST) университетское образование. Многие останавливаются именно на этой ступени, поскольку такой документ дает возможность найти неплохую работу.

3.2. Второй цикл

Второй цикл кладаеться из двух-трех лет обучения. По окончании первого года выдается диплом лиценциата (licence) [7], а следующий заканчивается получением диплома магистра (maitrise).

3.3. Третий цикл

Третий цикл предполагает углубленное изучение избранной специальности и сопровождается самостоятельной научной работой, тему которой претенденты обязаны сформулировать до поступления на программу. При успешном окончании этого этапа выдается диплом о специальном высшем образовании (DESS) или углубленном образовании (DEA).

Во Франции насчитывается 80 университетов (universites) и около 300 высших школ (grandes ecoles). Французские вузы отличаются размерами, но в целом, независимо от месторасположения, гарантируют высокое качество образования. Для небольших университетов характерны многообразие дисциплин и большое число студентов первого цикла обучения. Университеты крупных провинциальных городов - Лилия, Тулузы, Лиона, Экс-ан-Провайса, Бордо, Гренобля - как правило, отличаются более узкой специализацией, в них больше студентов второго и третьего циклов. В Парижском округе, где сосредоточена четверть всех французских студентов, можно найти практически все что угодно - любой факультет, любую программу, любую специализацию.

Академические и школьные зоны во Франции

Официальных рейтингов учебных заведений во Франции не существует, но можно говорить о сложившихся репутации. Так, в Страсбургском университете, как считается, лучший во Франции факультет немецкого языка, а, например, в университете Монпелье особенно хорошо поставлено дело на факультетах естественных наук и медицины. Среди флагманов бизнес-образования называют Высшую коммерческую школу, Высшую школу экономических и коммерческих наук, Парижскую высшую коммерческую школу и некоторые другие.

Принципиальной разницы между университетами и высшими школами не существует, речь может идти скорее об исторически сложившихся типах. Диплом выпускника одной из высших школ по престижу иногда ценится выше, чем диплом университета. Первые из них были созданы еще до Французской революции : Горная школа - в 1783 году. Королевская школа мосто-и дорогостроения - годом позже. Наиболее известными являются Эколь Нормаль (Ecole Nonnale superieure), Высшая агрономическая школа (Ecole Nationale superieure agronomique), Высшая коммерческая школа (Ecoles des hautes etudes commerciales) Политехническая школа (Ecole Polytechnique), Центральная школа гражданских инженеров (Ecole centrale des arts et manufactures), Военная общевойсковая школа (Ecole speciale militaire interarmes), Национальная школа администрации (Ecole Nationale d'administration).

В последние несколько лет во многих высших учебных заведениях, особенно частных, появились магистерские программы английском языке. Они ориентированы на иностранцев и рассчитаны на 1-2 года обучения.


4. Языковые школы Франции

Школ и курсов, специализирующихся на преподавании французского языка как иностранного, в Франции множество. Краткосрочные курсы для совершенствования разговорной практики легко найти практически в любом крупном городе страны.

В основу обучения положен коммуникативный метод. Основной упор на занятиях делается на формирование, развитие и совершенствование навыков разговорной речи, большое внимание уделяется произношению и грамматике. Специально разработанные программы, адаптированные для детей. Программа обучения для иностранцев обычно базируется на курсе современного французского языка "Новое без границ". При зачислении все студенты проходят тестирование для определения уровня их знаний.

Обучение языку обычно сочетается с элементами знакомства с французской культурой и традициями. Помимо уроков, школы организуют обсуждение тем, посвященных истории, традициям и современной жизни Франции, а также различные экскурсии. Как правило, в каждом учебном заведении есть центр для самостоятельной работы, включающей библиотеку, компьютеры с доступом в Интернет, оборудование для работы с аудио-и видеокурсами.

Среди самых известных - курсы Учебного центра "Альянс франсез" (Alliance francaise), предлагающего серьезные программы на любой вкус. Отделение центра, кроме Парижа, действуют в Руане, Лионе, Тулузе, Дижоне, Ницце, Монпелье, Вандома и за рубежом.


5. Гранты и стипендии Франции

Поскольку обучение во французских университетах обходится гораздо дешевле, чем в других европейских странах, вопрос о стипендии стоит здесь не так остро. Однако правительство Франции ежегодно выделяет стипендии.

Примечания

  1. "Министерство образования Франции" - www.education.gouv.fr/cid195/les-chiffres-cles.html . http://www.education.gouv.fr/cid195/les-chiffres-cles.html - www.education.gouv.fr/cid195/les-chiffres-cles.html .
  2. "INSEE" - www.insee.fr/fr/themes/tableau.asp?reg_id=98&ref_id=CMPTEF07305 . http://www.insee.fr/fr/themes/tableau.asp?reg_id=98&ref_id=CMPTEF07305 - www.insee.fr/fr/themes/tableau.asp?reg_id=98&ref_id=CMPTEF07305 .
  3. Choisir la France - Version ukrainienne - ressources.campusfrance.org / guides_etab / guides / choisir / uk / choisir_uk.pdf
  4. "Министерство образования Франции" - www.education.gouv.fr/cid162/les-grands-principes.html . http://www.education.gouv.fr/cid162/les-grands-principes.html - www.education.gouv.fr/cid162/les-grands-principes.html .
  5. Методика обучения в материнской школе Франции - www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Npd/2011_2/maksim.pdf
  6. "Министерство образования Франции" - www.education.gouv.fr/cid214/le-college.html . http://www.education.gouv.fr/cid214/le-college.html - www.education.gouv.fr/cid214/le-college.html .
  7. Франция. Всеукраинский академический союз - www.aunion.info / uk / content / frantsиya

Литература

  • Yves-Marie Abraham, "Du souci scolaire au srieux managrial, ou comment devenir un HEC", Revue franaise de sociologie, n 48-1, janvier-mars 2007 p. 37-66.
  • Жак Аттали, 1998, Pour un modle europen d'enseignement suprieur (Lire en ligne)
  • Olivier Basso, Philippe-Pierre Dornier, Jean-Paul Mounier, Tu seras patron mon fils! Les grandes coles de commerce face au modle amricain, Paris, Village Mondial, 2004.
  • Michel Bauer et Bndicte Bertin-mourot, Les 200 en France et en Allemagne. Deux modles de dtection, slection, formation des dirigeants de grandes entreprises, Paris, CNRS / Heidrick and Struggles, 1992.
  • fr: Pierre Bourdieu, Monique de Saint Martin, La Noblesse d'tat. Grandes coles et esprit de corps, Paris, Minuit, 1989.
  • Denys Cuche, "La fabrication des 'Gadz'arts". Esprit de corps et inculcation culturelle chez les ingnieurs Arts et Mtiers, fr: Ethnologie franaise, 1988, XVIII, 1. Pp. 42-54
  • Michel Euriat, Claude Thlot, "Le recrutement social de l'lite scolaire en France. volution des ingalits de 1950 1990", Revue franaise de sociologie, n 36, 1995, pp. 403-438.
  • Andr Grelon, "Le dveloppement des coles de commerce en France (1800-1914) et les relations avec les formations d'ingnieurs" in Monique de Saint Martin, Mihai Dinu Gheorghiu (dir.), Les coles de gestion et la formation des lites, Paris, MSH, 1997, pp. 15-33.
  • Gilles Lazuech, "La question de la formation des" managers "dans les coles de commerce et d'ingnieurs en France depuis le dbut des annes 80", in Monique de Saint Martin, Mihai Dinu Gheorghiu (dir.), Les coles de gestion et la formation des lites, Paris, MSH, 1997, pp. 203-222.
  • Gilles Lazuech, L'exception franaise. Le modle des grandes coles l'preuve de la mondialisation, Rennes, fr: Presses Universitaires de Rennes, 1999.
  • Henri Le More, Classes dirigeantes, classes possdantes. Essai sociologique sur l'cole des Hautes tudes Commerciales, Paris, EHESS, thse de doctorat, 1976.
  • Henri Le More, "L'invention du cadre commercial: 1881-1914", Sociologie du travail, n 4, 1982, pp. 443-450.
  • Leon A., Roche P., Histoire de l'enseignement en France, Puf
  • Philippe Maffre, Les Origines de l'enseignement commercial suprieur en France au XIXe sicle, Paris, universit Paris-I, thse de doctorat, 1983.
  • Marc Meuleau, HEC 100: 1881-1981. Histoire d'une grande cole, Jouy-en-Josas, Groupe HEC, 1981.
  • Marc Meuleau, Les HEC et l'introduction du management en France, Paris, Universit Paris X-Nanterre, thse d'tat, 1992.
  • Gaspard Monge, le fondateur de Polytechnique. Franois Pairault, Tallandier. Septembre 2000. ISBN 2-235-02271-5.
  • Marc Nouschi, HEC. Histoire et pouvoir d'une grande cole, Paris, Robert Laffont, 1988.
  • Monique de Saint Martin, Mihai Dinu Gheorghiu (dir.), Les coles de gestion et la formation des lites, Paris, MSH, 1997.
  • Thuillier G., 1983, L'ENA avant l'ENA, Puf.
  • Michel Villette, "cole de l'lite et savoirs ordinaires. L'cole suprieure de commerce de Paris en 1990-1992", in Monique de Saint Martin, Mihai Dinu Gheorghiu (dir.), Les coles de gestion et la formation des lites , Paris, MSH, 1997, pp. 140-158.

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам