Надо Знать

добавить знаний



Образование в Германии



План:


Введение

Схема образовательной системы Германии

Германия имеет четырехступенчатая система образования : начальное, двухступенчатая среднее образование и высшее образование. 9-летняя школьное образование является обязательным, общей и бесплатной.

Система образования в Германии лишь в важнейших вопросах регулируется государством (на федеральном уровне). Крупнейшие полномочия в развитии и регулировании образования должно не государство в целом, а отдельные федеральные земли. Это приводит к разногласиям и различия систем образования в 16 землях.

Отличается от Украинской шкала оценки работы учащихся и студентов: что "меньше" оценка, тем она лучше, выше. В Германии существуют оценки от "1" (отлично / sehr gut, ausgezeichnet) до "6" (плохо, неудовлетворительно / mangelhaft), причем возможны промежуточные оценки типа 1,1; 2,5; 4,3 и так далее.


1. Начальная школа

В начальную школу дети идут, как правило, в 6 лет. Обучение в начальной школе длится 4 года (в некоторых федеральных землях, например, в Берлине - 6 лет). В начальной школе детям обычно не ставят оценок, а оценивают на словах или с помощью наклеек (солнышко, "смайлик" и т. д.). Такой подход объясняется желанием не перегружать детскую психику, поскольку в более позднем течения образования детей ждут серьезные нагрузки. Это является основанием для критики: резкий неподготовленный переход от "расслабленной" начальной школы до средней школы, который часто может стать травматичным.


2. Средняя школа

В Германии существуют различные виды средних школ: Hauptschule, Realschule и Gymnasium.

Hauptschule была задумана как школа с практическим подходом и меньшим количеством сложных предметов, она должна готовить к ремесленных профессий. Уровень преподавания там довольно низкий. Фактически сейчас учреждение Hauptschule превратилась в собрание слабых школьников, преимущественно из семей мигрантов, в которых родители из-за собственной необразованности не понимают важности хорошего образования для будущего детей. С аттестатом Hauptschule почти невозможно найти хорошую работу, и часто после Hauptschule выпускники сразу попадают в замкнутый круг безработицы. Через свое несовершенство этот вид школ уже был отменен в некоторых землях.

Realschule имеет лучшую репутацию, больший спектр предметов, основательную подготовку. Окончание Realschule дает так называемый аттестат о законченном среднем общем образовании (mittlere Reife). Перспективы найти работу с аттестатом Realschule значительно лучше, кроме того, после окончания Realschule ученики могут пойти в последних классов гимназии и получить там т. н. Abitur - пройти выпускные экзамены на аттестат зрелости, без которых невозможно поступить в вуз.

Gymnasium - престижный вид среднего образования. Только после окончания гимназии (средний уровень плюс 2-3 классы высшего гимназии, т. с. Gymnasiale Oberstufe) можно поступать в университеты и другие высшие учебные заведения. Гимназия делится на среднюю (с 5/7 до десятого классов) и высшее (можно сравнить с американской High School, классы с 11 по 12 или с 11 по 13). Критики упрекают гимназиям элитарность и требуют введения единой общеобразовательной школы, т. с. Gesamtschule, где ученики все годы к аттестату учиться вместе. Такие школы уже существуют кое-где, но в свою очередь сторонники нынешней дифференцированной системы образования критикуют общие школы за то, что слабые и одаренные ученики там учатся вместе. В некоторых землях, например, в Баварии и в земле Баден-Вюртемберг не родители, а учителя решают, куда пойдет ребенок после начальной школы (в Hauptschule, Realschule или Gymnasium). Такое решение очень ответственное и может повлиять на будущее ребенка. Этот факт часто критикуют в прессе, на том основании, что на таком раннем уровне нельзя дать любую основательную оценку способностей ребенка и прогноз розитку личности.

Составление Abitur в гимназии - сильный стресс для учеников, объем материала в последних классах чрезвычайно велик. В целом уровень преподавания в гимназиях очень высокий, его можно сравнить с 1-2 курсами университета в странах с трехступенчатой ​​системой образования. Это обусловлено тем, что вступительных экзаменов в университет не существует, взамен лучшая средняя оценка Abitur, тем легче попасть на престижный факультет. Набор проводится в соответствии с оценки в аттестате. В университетах существует так называемый Numerus Clausus, т.е. количество мест. Согласно этого количества факультеты устанавливают средний проходной балл. Потому что высший средний балл Abitur у выпускника, тем больше у него выбор и вероятность попасть на престижный факультет или на факультет своего желания.


3. Университеты Германии

Ранее в университетах Германии существовали такие формы обучения и ученые степени как магистр (Magister) и диплом (Diplom), с написанием магистерской или дипломной работы соответственно. Магистр означал широкий профиль (как правило, в гуманитарных науках) с главным и несколькими побочными предметами. Например: магистр философии (главный предмет), педагогики и истории. Так называемый "диплом" означал окончания факультета естественных наук, инженерные и экономические факультеты также присваивали диплом, а не магистра.

В связи с участием Германии в Болонском Процессе (унификация европейской системы образования) формы обучения "магистр" и "диплом" прекращают свое существование в 2010 году, зато вводится двухступенчатая система "бакалавр - мастер" (Bachelor - Master of Arts). Сейчас в немецких университетах идет реструктуризация соответствии с Болонским процессом, этот процесс вызывает определенные проблемы. Большое количество студентов и некоторые преподаватели недовольны введением Болонского Процесса. В частности, тот объем материала, который раньше надо было обработать за 4 года магистерского обучения, сейчас нужно усвоить за 3 года бакалавриата, что приводит к стрессу и перегрузки. Модульная система и т. н. "Кредитные пункты" ( ECTS - European Credit Transfer System) также дают основания для критики.

Обучение в государственных университетах вообще бесплатное, однако с 2007 года в некоторых землях в связи с нехваткой средств было введено т. н. Semestergebhren (плату за семестр), что составляет около 500 евро.


4. Другие виды образования

Другие виды высшего и послешкольного образования в Германии включают высшие специальные школы (Fachhochschule), техникумы (Fachschule) и ремесленные школы (Berufsschule). Распространенным является т. н. Ausbildung im Betrieb (часто коротко просто "Ausbildung") - профессиональное обучение, связанное с одновременным ежедневной практической работой на предприятии, производстве. Многие предприятия и фирмы набирают так называемых "Azubis" (Auszubildende) - учеников на производстве. Такое практическое обучение длится 3 года и заканчивается получением практической профессии.

Всего немецкая система образования сложная и разветвленная и является предметом постоянных дебатов в прессе и политике, в частности, что касается проблем с недостаточной интеграцией и помощи учащимся из семей мигрантов (доля учащихся иностранного происхождения, которые получают Abitur в гимназии и достигают аттестата зрелости составляет всего 10% ). Другим важным пунктом критики является ранняя сегрегация школьников в соответствии с их способностями и направления в Hauptschule, Realschule или Gymnasium. Поскольку успехи детей в учебе часто напрямую зависят от уровня образования родителей, их дохода и имеющегося свободного времени на занятия с детьми, такой ранний распределение по разным школах приводит к "цементированию" социального расслоения.

Германия занимает четвертое место в мире по подготовке высококвалифицированных специалистов (после США, Индии и Китая), но в то же время существует необходимость в реформе системы образования, особенно образования школьной.


Литература

  • Oskar Anweiler u. a.: Bildungspolitik in Deutschland 1945-1990, Ein historisch-vergleichender Quellenband, Bundeszentrale fr politische Bildung, Bonn 1992 ISBN 3-89331-137-8
  • Rolf Arnold & Henning Ptzold: Schulpdagogik kompakt. Cornelsen, Berlin 2002, ISBN 3-589-21377-9.
  • Michael Behr: Nachhilfeunterricht: Erhebung in einer Grauzone pdagogischer Alltagsrealitt. Wissenschaftliche Buchgesellschaft, Darmstadt 1990, ISBN 3-534-80121-0
  • Kai S. Cortina, Jrgen Baumert, Achim Leschinsky, Karl Ulrich Mayer: Das Bildungswesen in der Bundesrepublik Deutschland. Strukturen und Entwicklungen im berblick. Rowohlt Taschenbcher, November 2003, ISBN 978-3-499-61122-3
  • Rainer Geiler: Die Sozialstruktur Deutschlands. Die gesellschaftliche Entwicklung vor und nach der Vereinigung, 3. Aufl. Wiesbaden 2002, S. 333-364 ISBN 3-531-32923-5
  • Handbuch der deutschen Bildungsgeschichte, Bd. VI: 1945 bis zur Gegenwart, Hg. C. Furck u. C. Fhr., Mnchen 1998, Tb. BRD ISBN 3-406-32467-3; Tb. DDR u. Neue Bundeslnder ISBN 3-406-42931-9

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам