Надо Знать

добавить знаний



Общее среднее образование в Украине



План:


Введение


1. Общие сведения о среднем образовании в Украине

Согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 16 ноября 2000 года № 1717 в 2001 году начался постепенный переход общеобразовательных учебных заведений на новое содержание, структуру и 12-летний срок обучения, который предусматривает разгрузку учащихся на протяжении каждого учебного года, создание условий для укрепления здоровья школьников; обновление содержания образования, переход на компетентностный подход к организации учебного процесса.


1.1. Государственная политика.

В направлении формирования сети общеобразовательных заведений государство гарантирует конституционное право для каждого гражданина на доступность и бесплатность получения полного общего среднего образования.

Принципы. Сеть общеобразовательных учебных заведений формируется по следующим принципам:

  • доступность для каждого гражданина всех форм и типов образовательных услуг, предоставляемых государством;
  • равенство условий каждого человека для полной реализации его способностей, таланта, всестороннего развития;
  • открытый характер образования, созданием условий для выбора профиля обучения и воспитания в соответствии со способностями, интересами гражданина;
  • интеграция внутренняя и внешняя;
  • социальная защита детей.

Стратегия. Направлена ​​на обеспечение условий функционирования и развития среднего образования, оптимизация сети общеобразовательных учебных заведений для обеспечения права граждан Украины на полное общее среднее образование и максимального удовлетворения их образовательных и культурных потребностей.

Стратегия развития сети интернатных учебных заведений для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, как составной сети общеобразовательных учебных заведений, заключается в реформировании действующих учебных заведений в соответствии с мероприятий "Государственной целевой социальной программы реформирования системы учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительского опеки ", утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 17 октября 2007 года № 1242, создания условий воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, приближенных к семейным. Целью данной программы является создание в период до 2017 года условий для реализации государственных гарантий и конституционных прав детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.

Структура. Сеть общеобразовательных учебных заведений формируется с учетом демографической, этнической и социально-экономической ситуации по образовательным уровням. Согласно образовательного уровня функционируют общеобразовательные учебные заведения I степени ( начальная школа) II степени (основная школа); III степени (старшая школа). Общеобразовательные учебные заведения всех трех ступеней могут функционировать интегрировано или самостоятельно.

Для развития способностей, дарований и талантов детей функционируют специализированные школы, гимназии, лицеи, коллегиумы, а также различные типы учебно-воспитательных комплексов, объединений.

Для детей, которые нуждаются в коррекции физического и (или) умственного развития созданы учебные заведения компенсирующего типа (санаторных и специальных).

Граждане, которые не имеют возможности учиться в школах с дневной формой обучения получают среднее образование в вечерних (сменных) школах.

Создан сектор общеобразовательных учебных заведений частной формы собственности.

К системе общего среднего образования относятся также внешкольные учебные заведения, межшкольные учебно-производственные комбинаты, профессионально-технические учебные заведения, высшие учебные заведения I-II уровней аккредитации, которые обеспечивают получение полного общего среднего образования.

Созданы условия для реализации принципов преемственности и непрерывности образования. Общеобразовательные учебные заведения интегрируются с высшими учебными заведениями путем создания учебно-воспитательных комплексов (внешняя интеграция) и дошкольными и внешкольными учебными заведениями в учебно-воспитательные объединения (внутренняя интеграция).


1.2. Контингент общеобразовательных учреждений

Государственная политика направлена ​​на создание надлежащих условий для обеспечения обязательного полного общего среднего образования, предоставление качественных образовательных услуг путем обеспечения соответствующими финансовыми, материальными, человеческими и организационными ресурсами социальная защита участников учебно-воспитательного процесса.

Принципы формирования контингентов учащихся общеобразовательных учебных заведений:

  • доступность и бесплатность полного общего среднего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях;
  • свободный выбор общеобразовательного учебного заведения в соответствии с образовательно-культурных и социальных потребностей гражданина;
  • равенство всех граждан Украины, а также иностранцев, которые находятся в Украине на законных основаниях, независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, языковых или других признаков;
  • ответственность родителей или лиц, их заменяющих, за получение ребенком общего среднего образования.

Стратегия. Направлена ​​на максимальный охват средним образованием всех граждан Украины школьного возраста, обеспечение их равного доступа к общему среднему образованию, преемственности и непрерывности качественного образования, поддержку отрасли соответствующими финансовыми, материальными, человеческими и организационными ресурсами.

Структура. Составные структуры контингента определяется несколькими факторами, в частности - наличием общеобразовательных учебных заведений соответствующего типа и уровня, формам собственности, национально-культурными запросами граждан, определенными социально-экономическими факторами.

Статистика. На формирование контингента учащихся общеобразовательных учебных заведений существенно влияют объективные факторы, а именно: демографическая, этническая и социально-экономическая ситуация в стране, уровень социальной защищенности граждан.

Учащиеся в дневных общеобразовательных учебных заведениях [1]
Всего I ступ. II степени. III ступ. Гимназии Лицеи Навч.-воспитательные комплексы Школы для детей с нарушениями развития Школы социальной реабилитации
2000 6646521 77 056 678 434 5293303 167 133 97 212 264 662 68 721 ...
2001 76 222 635 134 5035007 196 267 110 896 363 673 67 725 630
2002 72 079 591 655 4793067 214 929 122 563 374 790 67 057 560
2003 70 575 545 713 4441670 263 208 144 199 405 073 64 759 597
2004 69 659 511 798 4141936 281 357 160 811 397 445 62 659 524
2005 5301373 65 058 464 773 3861507 305 186 161 847 382 027 60 562 413
2006 57 926 431 889 3632582 291 022 155 150 397 797 59 108 330
2007 4767984 54 890 399 449 3386812 292 806 155 031 412 597 66 171 228
2008 4533233 52 907 369 538 3165637 295 756 154 137 428 394 66 661 203

На начало 2008/2009 учебного года в 20047 дневных общеобразовательных учебных заведениях системы Министерства образования и науки Украины (без специальных общеобразовательных учебных заведений) училось 4438 тыс. учеников, что на 233 тыс. меньше чем в прошлом.

Анализ состояния демографической ситуации показывает, что, начиная с 2003 года, прослеживается тенденция увеличения рождаемости. Если этот процесс приобретет необратимый характер, то, начиная с 2009 года, набор учеников в 1-х классов начнет увеличиваться, соответственно и расти ученические контингенты. В 2008 году в 1 класс были зачислены 379 тыс. детей.

Для детей социально уязвимых категорий населения создана разветвленная сеть интернатных учреждений, в которых содержатся, обучаются, воспитываются в комплексе с коррекционно-реабилитационной, лечебно-оздоровительной работой дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, больные дети, дети которые нуждаются в коррекции физического и или умственного развития, в том числе дети-инвалиды, дети, находящиеся в конфликте с законом.

В системе образования функционирует:

317 (75,7 тыс. учащихся) общеобразовательных школ-интернатов в том числе 53 (9,1 тыс. учащихся) для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения; 62 (14,0 тыс. учащихся) общеобразовательных санаторных школ-интернатов , 14 школ и училищ (460 воспитанников) социальной реабилитации; 385 (48,5 тыс. учащихся) общеобразовательных учебных заведений (школы, школы-интернаты) для детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития, из которых для умственно отсталых - 226 (27,7 тыс. учащихся), для слепых - 6 (0,8 тыс. учащихся), для детей со сниженным зрением - 28 (4,2 тыс. учащихся), для глухих - 30 (2,9 тыс. учащихся), для детей со сниженным слухом - 26 (3,0 тыс. учащихся), для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата - 20 (2,3 тыс. учащихся), для детей с тяжелым нарушением речи - 16 (2,9 тыс. учащихся), для детей, нуждающихся в интенсивной педагогической коррекции - 33 (4,7 тыс. учащихся).

Кроме того, в системе Министерства образования и науки Украины функционирует 115 детских домов, в которых содержится 5,9 тыс. детей дошкольного и школьного возраста.

Совершенствуется сеть общеобразовательных учебных заведений для детей нуждающихся в коррекции физического и или умственного развития. Наработан опыт работы учреждений нового типа: специальные гимназии интернаты, учебно-воспитательные комплексы, учебно-реабилитационные центры, специализированные классы для одаренных детей-инвалидов.

В ходе научно-поисковых исследований совместно с Академией педагогических наук Украины наработан положительный опыт интегрированного обучения детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития, в учебных заведениях, что способствует преодолению социальной изолированности таких детей. Вместе с тем, продолжается экспериментальная деятельность по воспитанию детей с девиантным и деликвентные поведенческой в ​​условиях учреждений социальной реабилитации.

Для обеспечения равного доступа к образованию детей с ограниченными возможностями, совершенствуется законодательство. Министерством образования и науки Украины принято участие в доработке проекта Закона Украины "Об образовании лиц, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития (специальном образовании)" (регистрационный № 1270 от 24.12.2007 г.). Указанным законопроектом предусмотрено создание условий для качественного образования, медико-социальной реабилитации, интеграции в общество детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития.

Министерством предпринимаются шаги по внедрению инклюзивного образования. Реализуется приказ министерства от 01.12.08 N 1087 "О проведении научно-педагогического эксперимента" Социальная адаптация и интеграция в общество детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития, путем введения их инклюзивного обучения ".

Во исполнение Указа Президента Украины от 18.12.2007 № 1228 / / 2007 "О дополнительных неотложных мерах относительно создания благоприятных условий для жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями" Министерство координирует работу органов управления образования и науки по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к учебным заведениям.


1.3. Прием в общеобразовательных учебных заведений

Государственная политика. Согласно гарантированного Конституцией Украины права каждого гражданина на доступность и бесплатность получения полного общего среднего образования государственная политика направлена ​​на охват всех граждан шестилетнего возраста начальным образованием в общеобразовательных учебных заведениях. Это обеспечивается:

  • широкой сетью общеобразовательных учебных заведений разных уровней;
  • созданием соответствующих условий для получения качественного начального образования;
  • Государственными стандартами начального общего образования;
  • различными формами обучения: очной, индивидуальной, экстернатом.

Принципы. Прием в первый класс граждан Украины осуществляется по следующим принципам:

  • доступность для каждого гражданина начального образования в общеобразовательных учебных заведениях государственной и коммунальной форм собственности;
  • равенство всех граждан относительно условий и форм получения начального образования; бесплатное получение начального общего образования;
  • свободный выбор общеобразовательного учебного заведения в соответствии с образовательно-культурных и социальных потребностей гражданина;
  • соблюдение возрастного ценза;
  • четырехлетний срок обучения;
  • ответственность родителей или лиц, их заменяющих, за получение ребенком общего среднего образования.

Стратегия направлена ​​на обеспечение права граждан Украины на начальное общее образование, максимальный охват детей школьного возраста начальным образованием, удовлетворение их образовательных и культурных потребностей.

Структура. Начальное образование дети получают в общеобразовательных учебных заведениях I степени, которые могут существовать самостоятельно или входить составной частью в общеобразовательные учебные заведения I-II, I-III степеней. С целью обеспечения преемственности и непрерывности дошкольного и начального образования в Украине со второй половины 90-х годов функционируют учебно-воспитательные комплексы (объединения) "Школа - детский сад", "Начальная школа - детский сад". Кроме этого для обучения первоклассников используются помещения дошкольных учебных заведений, где обеспечиваются соответствующие условия.


1.4. Выпуск учащихся учебными заведениями

Государственная политика заключается в создании условий для обеспечения обязательного полного общего среднего образования достижении учащимися определенного образовательно-культурного уровня, который обеспечивается, в частности, развитой сетью общеобразовательных учебных заведений разных типов и форм собственности, а также существованием альтернативных форм получения общего среднего образования.

Принципы. Выпуск учащихся общеобразовательных учебных заведений базируется на следующих принципах:

  • обязательность полного общего среднего образования;
  • доступность и бесплатность получения базового и полного общего среднего образования в общеобразовательных учебных заведениях государственной и коммунальной форм собственности;
  • возможность получения полного общего среднего образования в учебных заведениях разных типов и форм собственности;
  • свободный выбор (в зависимости от потребностей человека) форм получения полного общего среднего образования: очное обучение, индивидуальная и дистанционная формы обучения, экстернат, а также ускоренное обучение;
  • составление учащимися общеобразовательного учебного заведения государственной итоговой аттестации за курс базовой (9 класс) и полного общего среднего образования (11 класс) по содержанию, формам и срокам, ежегодно определяются Министерством образования и науки Украины;
  • возможность, для выпускников, изъявивших желание поступать в высшие учебные заведения, прохождения независимого внешнего оценивания учебных достижений;
  • поощрение учащихся за достижения в учебе (награждение золотой и серебряной медалями, похвальной грамотой и похвальным листом).

Стратегия направлена ​​на максимальный охват средним образованием всех граждан Украины, обеспечение их равного доступа к базового и полного общего среднего образования овладение определенным объемом знаний, умений, навыков, необходимых для вступления профессионального образования и (или) трудоустройство, социализации в условиях рыночной экономики, самореализации в обществе с высокими научно-техническими и культурно-образовательными принципами развития.

Структура. После окончания 9-го и 11-го классов общеобразовательных учебных заведений и получения учащимися соответствии базового и полного общего среднего образования осуществляется их выпуск. Как правило, возраст выпускников составляет 16-17 лет. В условиях 12-летнего срока получения общего среднего образования молодежь получать среднее образование в 18-летнем возрасте.

Базовое среднее образование приобретается учащимися, как правило, в средних общеобразовательных учебных заведениях. Полное общее среднее образование может приобретаться также в профессионально-технических и высших учебных заведениях I-II уровней аккредитации вместе с получением начального профессионального образования.

Свидетельство о базовом общем среднем образовании и аттестат о полном среднем образовании государственного образца выдается независимо от форм получения образования, при условии сдачи государственной итоговой аттестации. Выпускникам общеобразовательных учебных заведений, которые имеют высокие достижения в учебе, выдается документ об образовании особого образца.

Статистика. Динамика выпуска из общеобразовательных учебных заведений в основном обусловливается демографической ситуацией в Украине. Так, количество выпускников 9-х классов дневных общеобразовательных учебных заведений в 2008 году составила 535,7 тыс. и уменьшилась по сравнению с 2007 годом почти на 14,6 тыс. учащихся.

Выпуск учащихся из 11-х классов общеобразовательных учебных заведений в 2008 году составил 395,2 тыс. человек, что на 37,1 тыс. выпускников меньше чем в прошлом году.


1.5. Улучшение качества содержания образования

Государственная политика в области содержания образования направлена ​​не только на получение учащимися знаний, умений, навыков, а формирование на их основе ключевых компетенций, которые будут способствовать умению через общение находить взаимопонимание с другими людьми, обустраивать свою жизнь и быть полезным семье, обществу, обществу .

Развитие содержания образования происходит по направлениям:

  • стандартизации;
  • гуманизации;
  • осовременивания;
  • адаптации к новым условиям и потребностям поликультурного и полиэтнического общества.

Важным шагом по улучшению качества образования в Украине является внедрение государственных стандартов содержания общего среднего образования, которые обеспечивают: сохранение единого образовательного пространства; эквивалентность получения образования в различных формах; целостность содержания образования.

Государственные стандарты начального образования в нашей школе уже введен полностью, после апробации они были частично изменены и усовершенствованы. Внедрение стандартов базового и полного образования продолжается.

Качество образования в значительной степени зависит от логики формирования учебных планов, на основе которых разрабатываются новые по содержанию и педагогическими подходами учебные программы и учебники.

Характерной чертой новых учебных планов является их дифференциация по типам учебных заведений, по языкам изучения предметов, за профильность т.п.; в учебные планы включены новые предметы, которые по своему назначению направлены на формирование жизненных навыков, социализации школьников, а именно: основы здоровья, этика, гражданское образование, психология, философия и т.д.; признаком перестройки учебных планов является развитие содержания образования в направлении внедрения интегрированных учебных курсов (природоведение, экология, литература и т.д.), что позволяет более целостно осознавать явления, изучаемые избежать многопредметности и перегрузки учащихся; в учебных планах сохранено тенденцию к увеличению количества часов на изучение украинского языка и литературы. В целом сегодня в 11-летней школе украинский язык ученик изучает на протяжении 1698 часов. Типовыми учебными планами для 12 - летней школы общее количество часов на изучение украинского языка сохраняется. При этом в классах общественно-гуманитарного профиля эта цифра составляет 1 908 часов. На изучение украинской литературы в 12-летней школе отводится на 70 часов больше по сравнению с 11-летней школы (в 11-летней - 490 часов, в 12-летней - 560 часов) важным признаком новых учебных планов является то, что в 1 - 12 классах впервые непрерывно изучаются предметы, реализующих образовательную отрасль "Эстетическая культура", а именно: "Изобразительное искусство", "Музыкальное искусство", "Художественная культура", "Эстетика" и др.; разработаны новые Типовые учебные планы для специальных общеобразовательных учебных заведений для детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития.

Учебные программы структурированы таким образом, что дают ориентиры для учителя в направлении учебного процесса на деятельностной основе обучения, на формирование предметных компетенций.

Программы гуманизированные, они в большей степени ориентированы на ученика, которого следует не поучать, а научить самостоятельно добывать знания, свободно оперировать информацией.

Содержание учебных программ адаптировано к новым условиям и потребностям поликультурного общества; общественно-гуманитарные предметы обогащен знаниями традиций, культуры, языка и экономического развития других европейских стран.

Следующей особенностью учебных программ является осовременивания их содержания. Например, в содержании естественных дисциплин, математики нашли отражение тенденции к практическому использованию достижений науки, техники, развития экономики.

С целью развития профильного обучения и допрофильной подготовки впервые разработаны оригинальные, разноплановые учебные программы специальных и факультативных курсов по украинскому языку и литературе; впервые внедряются в практику общеобразовательных учебных заведений курсы по выбору по информатике, а именно: "Основы Интернета", "Основы комп ютерной графики "," Основы компьютерной безопасности "и др.; впервые разработаны учебные программы профориентационных курсов" Человек и мир профессий. 8-9 кл. "," Построение карьеры. 10-11 кл. ", курсы по выбору по физике .

Впервые разработана учебная программа курса по выбору "Разнообразие религий и культур мира? для учащихся 1-11 классов, которая имеет целью познакомить школьников с многообразием религиозно-культурных традиций, способствовать выработке толерантного отношения к представителям различных этносов и вероисповеданий.

Концептуально осовременено структуру и содержание учебных программ по иностранным языкам для специализированных общеобразовательных школ; в основу их изучения положен коммуникативный подход, овладение языком как средством общения.

Разработаны и внедрены актуальную на сегодня учебную программу курса по выбору для учащихся 1-11 классов "Основы потребительских знаний", которая способствует формированию потребительской культуры и умению грамотно защищать права потребителя.

Средствами получения объективной информации о состоянии образования и разработка стратегии ее развития является внешнее независимое оценивание и мониторинговые исследования качества образования.

В 2008 году было проведено всеобъемлющее внешнее независимое оценивание, которое показало организационную способность воплощать крупномасштабные системные реформы. Это наиболее общественно значимая и масштабная событие в украинском образовании за последние годы, имеет стратегический характер.

Проведению внешнего независимого оценивания предшествовала системная работа многих людей и институтов: разработка нормативно-правового обеспечения; крупномасштабная информационно-разъяснительная работа с участниками тестирования, педагогической и родительской общественностью; разработки содержания тестовых заданий, создание тетрадей, их тиражирование формирование сети пунктов тестирования базе общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведений обеспечения подвоза участников на пункты тестирования и из пунктов тестирования, подготовка кадров, организация общественного контроля за проведением внешнего независимого оценивания.

Результаты внешнего оценивания показали, что выпускники общеобразовательных учебных заведений, которые принимали участие в тестировании, усвоили учебный материал преимущественно в среднем и достаточном уровне знаний.

Начата последовательная работа по созданию национальной системы мониторинговых исследований качества образования. Мониторинговые исследования министерство рассматривает как эффективное средство управления качеством образования.

Важное значение для развития естественно-математического образования имеет участие школьников 4-х и 8-х классов Украины в международном сравнительном исследовании качества математического образования TIMSS-2007. Участие в исследовании дала возможность:

  • измерить уровень обученности учащихся 4-х и 8-х классов по математике и естественных дисциплин;
  • сравнить его с результатами сверстников из других стран;
  • выявить проблемные вопросы в области математической образовании;
  • определить новые задачи, решение которых будет способствовать совершенствованию учебного процесса.

Министерством совместно с Академией педагогических наук Украины разработаны мероприятия по созданию системы мониторинговых исследований качества общего среднего образования и участия Украины в международных сравнительных исследованиях качества образования. Ими предусмотрено анализ внедрения мониторинговых исследований в Украине, изучение и обобщение сведений об уже имеющихся мониторинговые исследования, осуществляемые в стране на разных уровнях и об агентствах, которые их реализуют. Мероприятия предусматривают также перечень необходимых нормативно-правовых документов, обеспечивающих создание системы мониторинговых исследований; решения вопросов, касающихся подготовки кадров по вопросам организации и проведения мониторинговых исследований качества образования, финансовое, организационное и информационное обеспечение системы мониторинговых исследований. Кроме того, разработан план проведения национальных и участия в международных мониторинговых исследованиях на 2008-2012 годы.


1.6. Кадровые ресурсы

Государственная политика в сфере формирования и укрепления кадрового потенциала общеобразовательных учебных заведений направлена ​​на всестороннюю финансовую, материальную поддержку педагогических работников, их социальную защиту.

На начало 2008/2009 учебного года в общеобразовательных учебных заведениях работало 484,1 тысяч педагогических работников.

Наметилась положительная тенденция увеличения количества учителей, которые имеют образовательно-квалификационный уровень специалиста или магистра и на данный момент их процент составляет 88,6.

Количество педагогических работников, имеющих квалификационный уровень бакалавра и младшего специалиста ежегодно уменьшается и составляет соответственно 2,1 процента и 8,9 процента.

Актуальным остается вопрос получения полного высшего образования учителями начальных классов. Общий процент тех, которые имеют образовательно-квалификационные уровни специалиста или магистра хотя и увеличился по сравнению с прошлым учебным годом до 78,1 процента, но до сих пор остается ниже аналогичного показателя учителей основной и старшей школы, где он составляет 98,1 процента.

Более половины работающих учителей имеют возраст старше 41 года, более половины из которых пенсионеры по возрасту или могут выйти на пенсию по выслуге лет. Удельный вес таких работников в школах растет в противовес уменьшению количества учителей в возрасте до 30 лет. За последние четыре года количество таких работников уменьшилась с 21 до 17,8 процента.

Определенные изменения претерпела структура учительских кадров по возрастному цензу. Уменьшается количество учителей, которые преподают отдельные предметы до 30 лет, их удельный вес составляет лишь 17 процентов; возрасте 31-40 лет - 25 процентов. Почти без изменений осталась доля численности учителей в возрасте 41-50 лет и составляет 28,1 процента. Несколько возросли доли учителей возрасте 51-55 лет и свыше 55 лет и составляют соответственно 11,9 и 18 процентов.

Структура. Распределение педагогических кадров по стажу педагогической работы составляет:

7,2 процента учителей со стажем до 3-х лет 14,4 процента - от 3 до 10 лет, 27,3 процента - от 10 до 20 лет, 51,1 процента - более 20 лет


См.. также

2. Сноски

  1. Учащиеся в дневных общеобразовательных учебных заведениях

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам