Надо Знать

добавить знаний



Общественное вещание



План:


Введение

Общественное вещание (синонимы: общественное вещание, общественно-правовое вещание) - разновидность телерадиовещания, которая служит обществу (или общественности), финансируемая им и является ему подотчетным.


1. Определение

Не существует общепризнанного определения общественного вещания. Лучшим набжлиженням к такому считаются принципы общественной организации " Всемирный совет радио и телевидения ", которым должно отвечать общественное вещание:

  • универсальное направление программ, то есть для всех граждан в равной степени, независимо от размера их доходов или принадлежности к какой-то группе (слои) общества,
  • разнообразие и взвешенность содержания, жанров, групп зрителей и слушателей,
  • дистинктивнисть - программы общественных вещателей отличаются от программ других вещателей лучшим качеством, культурно-обогащая содержанием и высоким уровнем инноваций и т.д.,
  • независимость вещателей от политической и рыночной давления. [1]

Итак, общественное вещание как высококачественный медиапродукт должно быть направленным на удовлетворение потребностей всех граждан общества независимо от их покупательной способности. При этом, потребностям меньшинств должно уделяться особое внимание. Выполнение упомянутых выше функций требует особого финансирования. [2] международных консалтинговых компаний МекКинзи в своем отчете об общественном вещании в разных странах мира [3] приходит к выводу, что финансирование общественного вещателя должно отвечать следующим критериям как

  • независимость от чрезмерного государственного и коммерческого влияния,
  • возможность среднесрочного прогнозирования доходов,
  • увеличение доходов нетто, то есть рост издержек вследствие инфляции компенсируется увеличением доходов,
  • надлежащее финансирование для достойного конкурирования с коммерческими вещателями,
  • процедура сбора средств, признается обществом.

Таким видом финансирования, который наиболее соответствует указанным критериям, считается абонентская плата. Последний срок является несколько неточным переводом с английского "license fee", поскольку в некоторых странах, таких как ФРГ, Великобритания т.д., граждане попадают под ее уплате в случае наличия в своем владении аппаратурой, способной отражать программы общественных вещателей ( телевизор, радио, ПК), даже если они эти программы не потребляют.


2. Украина

Закон об общественно-правовое вещание в Украине принято в 1997 (автор - Виталий Шевченко), но он до сих пор не был введен в действие.

Дискуссии об образовании общественного вещания оживились в 2005 - после Оранжевой революции и прихода на НТКУ команды Тараса Стецькива и Андрея Шевченко. Была образована Коалиция общественных организаций "Общественное вещание", которая наработала пакет законодательных и организационных предложений. Движение затих после отклонения Верховной Радой соответствующего законопроекта 22 декабря 2005 во втором чтении.

Согласно первой статье, пунктов 1 и 2 настоящего законопроекта - "общественное телевидение и радиовещание Украины (далее - общественное телерадиовещание) - это система независимого, беспристрастного, объективного, общественно некоммерческого общенационального теле-и радиовещания на территории Украина и за ее пределами.

Общественное телерадиовещание включает:
а) телевизионное вещание на двух общенациональных телевизионных каналах;
б) телевизионное вещание на спутниковом канале;
в) радиовещания на трех общенациональных каналах радиовещания и в сети проводного вещания Украины и за ее пределами;
г) радиовещания спутниковому каналу;
д) теле-и радиовещания в сети Интернет;
е) производство фильмов, программ, внедрение прогрессивных технологий и стандартов вещания. " [4]

Как некую попытку демократизации НТКУ и НРКУ можно рассматривать ст. 14 Закона Украины "О телевидении и радиовещании" (в редакции 2006 года), согласно которой предусматривалось создание двух 17-голивних Общественных советов, основная задача которых состояла во внесении в Верховную Раду предложений о назначении или увольнении председателей НТКУ и НРКУ. Члены общественных советов, в свою очередь, должны назначаться Верховной Радой : 9 из числа парламентских фракций, 4 со стороны Президента, и 4 представителя общенациональных организаций, фактически нейтрализует влияние общественности на принятие решений. Осенью 2007 года Комитет ВР по вопросам свободы слова и информации провел конкурс кандидатов в члены Общественных советов, однако парламент не рассматривал постановление о создании этих наблюдательных органов.

15 сентября 2009 Конституционный суд Украины принял решение [5], которым Президент Украины и Верховная Рада Украины были лишены полномочий назначать как руководителей НТКУ и НРКУ, так и членов общественных советов. Причиной признания этих норм неконституционными является то, что Конституция Украины не предусматривает таких полномочий ни у Президента Украины, ни у Верховной Рады Украины. Таким образом, Верховная Рада Украины должна принять новый закон, которым урегулировать эти вопросы.

Новый толчок в этом процесса предоставило подписание руководителями органов, ответственных за политику в сфере телерадиовещания, 15 марта 2007 года совместной заявления. [6]

В 2009 народный депутат Андрей Шевченко зарегистрировал проект новой редакции Закона "О системе общественного вещания Украины". Законопроект был отклонен парламентом 12.06.2009. Проект поддержали БЮТ и Блок Литвина, не поддержали ПР и КПУ; голоса НУНС разделились.

В 2010 народные депутаты Шевченко, Каськив и Суслов зарегистрировали очередную редакцию законопроекта "О общественное вещание" (№ 7241). Законопроект ожидает рассмотрения в первом чтении.

Общественное вещание остается обязательствам Украины перед Советом Европы, публично поддерживается всеми ключевыми политическими игроками, а экспертная среда и представители общественных организаций единодушно признают его срочно необходимым. [7] Однако срок его образования остается неопределенным. [8]


3. Мир

Система общественно-правового вещания в Нимеччинi состоит из 9 земельных вещателей, которые объединены в Рабочей сообществу общественно-правовых вещателей ФРГ (ARD), а также другой немецкого телевидения (ZDF), Радио Германии (DRadio) и Немецкой волны (далее - DW). Rегиональни вещатели-члены ARD отвечают совместно за производство и трансляцию первой телевизионной программы общественно-правового вещания "Das Erste", а также телетекста и интернет-порталов к ней. Кроме этого, упомянутые вещатели предлагают по одной региональной телепрограмме (за исключением малых вещателей Радио Бремен и Саарского речи), а также каждый по ряду региональных радиопрограмм. Основано 1961 Второе немецкое телевидение (ZDF) было призвано устранить монополию единственной в то время телевизионной программы ARD, его телепрограмма распространяется на территории всей Германии. 1994 года было основано Deutschlandradio, чьи программы также имеют общенациональное распространение. Кроме телепрограммы "Das Erste" общественно-правовые вещатели-члены ARD совместно с заказчиком ZDF предлагают детскую телепрограмму "KI.KA", немецко-французскую телепрограмму "arte", австрийско-немецко-швейцарской телепрограмму "3sat", политическую телепрограмму "PHOENIX", а также соответствующие интернет-страницы к ним.

Немецкие общественно-правовые вещатели финансируются в основном за счет сбора за вещание, которое оплачивается как базовый сбор в размере 5,76 евро в месяц по радио или новейший приемник (например, компьютер с доступом в Интернет), и как сбор за телевидение в размере 12,22 евро в месяц за телеприемник. Ставка сбора за вещание увеличилось за последние 30 лет почти в три раза. Одновременно через воссоединение Германии 1990 года количество домохозяйств и соответственно плательщиков сбора существенно увеличилась, поэтому доходы по сбору за вещание выросли за тридцатилетний период почти в пять раз. 2009 года доходы по сбору за вещание составляли 7,6 млрд евро. Для сравнения: почти столько же доходов (по предварительным оценкам - 7,0 млрд евро) получило коммерческое вещание 2009 года. В целом, количество общедоступных телепрограмм в дуальной (т.е. смешанной общественно-правовой и коммерческой) системе телерадиовещания Германии считается едва ли не самой многочисленной во всем мире. [9]

Британская телерадиовещательная корпорация ( BBC)
Японская телерадиовещательная корпорация ( NHK)

Примечания

  1. Price Monroe E., Krug Peter. The Enabling Environment For Free And Independent Media. Contribution to Transparent and Accountable Governance. - Occasional Papers Series of USAID. - Washington, DC, 2002 - www.usaid.gov/our_work/democracy_and_governance/publications/pdfs/pnacm006.pdf
  2. Элизабет Робсон: "Главное в общественном вещании - независимый источник финансирования" - www.telekritika.ua/media-suspilstvo/suspilne-movlennya/2007-04-24/8767
  3. McKinsey & Company. Public Service Broadcasters Around the World. A McKinsey report for the BBC. - London, 1999
  4. Законопроект относительно изложения Закона Украины ?О системе Общественного телевидения и радиовещания Украины" в новой редакции (тираж 04.10.2005)" - gska2.rada.gov.ua/pls/zweb_n/webproc34? id = & pf3511 = 24580 & pf35401 = 77884
  5. Решение Конституционного суда по делу по конституционному представлению 52 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) части третьей статьи 14 Закона Украины "О телевидении и радиовещании", 21-рп/2009 - www.ccu.gov.ua/uk/doccatalog/ list? currDir = 70997
  6. Декларация о сотрудничестве с целью внедрения в Украине общественного телерадиовещания - www.telekritika.ua/media-suspilstvo/suspilne-movlennya/2007-03-15/8517
  7. Хабьюк Алексей. Предпосылки внедрения общественно-правового вещания в Украине. - www.rundfunk-institut.uni-koeln.de/institut/pdfs/22707u.pdf - Кельн, 2007, ISBN 978-3-938933-37-4
  8. Через 10 лет или с 1 января 2009-го? - www.telekritika.ua/media-suspilstvo/suspilne-movlennya/2007-10-03/34199
  9. Хабьюк Алексей. Общественно-правовое вещание в Федеративной республике Германия - www.rundfunk-institut.uni-koeln.de/institut/pdfs/27010.pdf - Кельн, 2010, ISBN 978-3-938933-76-3

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам